Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:44, дипломная работа
Цель работы – разработка системы мер по совершенствованию организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго».
Объект исследования – производственнохозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго».
Предмет исследования – организационная структура управления энергокомплексом.
Введение 11
Теоретические основы организационной структуры управления производством на предприятии 14
Основные факторы, определяющие тип, сложность и
иерархичность организационной структуры 14
Классификация типов структуры управления организацией 20
Организация реструктуризации предприятия 33
Анализ организационной структуры управлением производством в РУП «Гомельэнерго» 41
Краткая характеристика производственно - экономической деятельности РУП «Гомельэнерго» 41
Анализ структуры управления производством в РУП «Гомельэнерго» 58
Необходимость реструктуризации энергокомплекса 63
Основные направления совершенствование организационной
структуры управления в РУП «Гомельэнерго» 71
Стратегия совершенствования структуры управления энергокомплексом 71
Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления 75
Заключение 83
Список использованных источников 87
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Допущена к защите
Заведующий кафедрой государственного управления экономическими системами
д.э.н., профессор
«____»____________2006 г.
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса
Специальность «Экономика и управление на предприятии»
Специализация «Экономика и управление на предприятии промышленности»
Руководитель
Минск 2006
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
________________М.В.Петрович, доктор экон. наук, профессор
«_18_» октября 2005 г.
ЗАДАНИЕ
на выполнение выпускной квалификационной работы
Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса
Автор работы: Попков Виктор Иванович
Руководитель:
Срок сдачи слушателем законченной работы:
руководителю 1.05.2006г. рецензенту 15.05. 2006г.
Содержание задания (наименование разделов темы, этапов работы) |
Сроки выполнения |
ВВЕДЕНИЕ |
01.11.2005г. |
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ |
15.01.2006г. |
1.1 Основные факторы, определяющиетип, сложность и иерархичность организационной структуры |
|
1.2 Классификация типов структуры управления организацией |
|
1.3 Организация реструктуризации предприятия |
|
2.АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ |
01.03.2006г. |
2.1 Краткая характеристика производственно – экономической деятельности РУП «Гомельэнерго» |
|
2.2 Анализ структуры управления производством в РУП «Гомельэнерго» |
|
2.3 Необходимость |
|
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОН-НОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В РУП «ГОМЕЛЬЭНЕРГО» |
15.04.2006г. |
3.1 Стратегия совершенствования структуры управления энергокомплексом |
|
3.2 Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления |
30.04.2006г. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
Список использованных источников |
Руководитель __________
«_11_» октября 2005 г.
Слушатель ____________________
АННОТАЦИЯ
В теоретической части выпускной квалификационной работе определены основные факторы определяющие тип, сложность и иерархичность организационных структур. Показана эволюционное развитие организационных структур управления с конца 19 века по наше время, от бюрократических, командно – административных до рыночных структур. Рассмотрена необходимость и порядок совершенствования управления производством путем реструктуризации.
Во второй части дана краткая характеристика производственно – экономической деятельностью Республиканского унитарного предприятия (РУП) «Гомельэнерго», её сильные и слабые стороны. Детально рассмотрен баланс организации, выявлены основные характерные признаки, отражающие состояние экономики, рассчитаны финансовая устойчивость, платежеспособность и показатели ликвидности предприятия. Проанализирована структура управления производством РУП «Гомельэнерго» и выявлена необходимость реструктуризации энергокомплекса.
В третьей части определены основные цели и задачи реструктуризации в соответствии с формирующимися социально – экономическими и имущественными отношениями в Республике Беларусь и зарубежного опыта реструктуризации, в том числе и Российского опыта, разработана стратегия реструктуризации структуры управления энергокомплексом, предложены этапы реструктуризации Белорусской энергосистемы в целом и РУП «Гомельэнерго» в частности.
На основании исследования в данной выпускной квалификационной работе проблем организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго» в заключении сделаны выводы и предложения по уменьшению затрат на производство и передачу электрической и тепловой энергии для повышения уровня жизни народа Республики Беларусь.
Содержание
Введение 11
иерархичность организационной структуры 14
структуры управления в РУП «Гомельэнерго» 71
Заключение 83
Список использованных источников 87
Приложения
Концепция |
Система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов на то или иное явление. |
Отрасль «Электроэнергетика» (электроэнергетический сектор экономики) |
Отрасль (сектор) национальной экономики, обеспечивающая ее электроснабжение, т.е. производство, экспорт-импорт, преобразование, транспортировку, распределение и доставку конечным потребителям электрической энергии. |
Реструктуризация отрасли «Электроэнергетика» |
Процесс преобразования управляющих и управляемых структур (изменение состава субъектов и объектов управления, их функций и взаимо-отношений) в электроэнергетическом секторе экономики с сохранением государственного регу-лирования его, с образованием национальных опто-вого и местных розничных рынков электрической энергии с целью кардинального повышения эффек-тивности отрасли, активного привлечения в нее инвестиций и выхода на мировой рынок энерго-ресурсов при обеспечении здоровой конкуренции в сфере производства и сбыта электроэнергии. |
Оптовый рынок электроэнергии и мощности |
Республиканский институт, который сводит вместе и через который осуществляется процесс взаимо-действия производителей (поставщиков) электро-энергии, мощности и оптового покупателя (предъя-вителя спроса), осуществляющего покупку товара, его продажу по оптовым ценам и организацию доставки крупным сбытовым компаниям област-ного значения. |
Розничный рынок электроэнергии |
Институт областного уровня, который сводит вместе и через который осуществляется процесс взаимодействия сбытовой компании областного значения или независимого энергопроизводителя. осуществляющих продажу электроэнергии по розничным ценам с оказанием услуг по ее доставке потребителям электро-энергии. |
Продажа по двухсторонним договорам |
Двухсторонние сделки купли-продажи, могущие осуществляться при определенных условиях по двусторонним договорам на снабжение энергией (ДДСЭ) между генерирующими компаниями или независимыми энергопроизводителями и областными распределительно/ сбытовыми компаниями или потребителями. |
Производители (поставщики) электрической энергии |
Субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в качестве юридических лиц, имеющие лицензию на производство и продажу электроэнергии на республиканский оптовый и/или областной розничный рынок и/или потребителю, для которых электрическая энергия является товарной продукцией. |
Внешние поставщики электрической энергии |
Субъекты хозяйствования независимо от форм собственности, зарегистрированные вне террито-рии Республики Беларусь в качестве юридических лиц, имеющие соответствующую лицензию на про-дажу электроэнергии, мощности и осуществляю-щие их поставки на рынки электроэнергии и мощности Республики Беларусь, как правило, на основе международных соглашений между Респуб-ликой Беларусь и страны регистрации поставщика. |
Покупатели электрической энергии, мощности |
Юридические или физические лица, осуществляю-щие покупку электроэнергии, мощности с соот-ветствии с правилами оптового, розничных рынков, правил продажи по двухсторонним договорам. |
Потребители электрической энергии |
Электроприемники с общим технологическим процессом размещающиеся на определенной территории. |
Розничные потребители |
Конечные потребители, имеющие возможность покупать электроэнергию только у областной распределительной компании по розничным ценам. |
Потребители, имеющие право выбора |
Покупатели электрической энергии. мощности с определенными технико-экономическими парамет-рами, имеющие доступ к рынку и право выбора поставщика электрической энергии, мощности; появляются на этапе достаточно развитых и устойчивых рыночных структур в электро-энергетике. |
Контрактный рынок электрической энергии, мощности |
Рынок электрической энергии, мощности на основе предварительно заключенных договоров на постав-ку их определенных объемов в соответствии с пра-вилами Соглашением на закупку электроэнергии (СЗЭ). |
Оптовый рынок электроэнергии |
Рынок наличного товара, на котором цены определяются на основе конкурентного механизма отбора ценовых заявок, сообщаемых электростанциями оператору рынка за сутки вперед до реальной поставки электроэнергии. |
Двухсторонний рынок электрической энергии, мощности |
Рынок электрической энергии, мощности на основе двухсторонних соглашений между генерирующей компанией или независимым энергопроизводите-лем, с одной стороны, и оператором оптового рын-ка, распределительно/сбытовой компанией, потребителем с правом выбора, с другой. |
Правила рынка |
Правила, которые определяют принципы тарифообразования и расчетов при покупке и продаже электроэнергии, мощности, а также графики распределения нагрузки между электро-станциями, участвующими в работе рынка. |
Организация |
Объединение людей для единой экономико-хозяй-ственной деятельности: международные объедине-ния, государства, предприятия, фирмы, учреждения |
Регулирующий орган |
Независимая организация. подчиняющаяся только Правительству и/или Президенту государства, занимающаяся регулированием всех видов монополистической деятельности в энергетике, контролем деятельности и защитой интересов всех сторон конкурентных сфер электроэнергетики, в том числе: контролем за разработкой и соблюде-нием государственной энергетической политики, лицензированием деятельности энергетических предприятий и организаций, контролем за тарифа-ми, процессами формирования цен на опотовом рынке, установлением предельных уровней на заявляемые цены и др. |
Коммерческий оператор рынка |
Независимая некоммерческая организация для выполнения операторских функции (без получения прибыли) на оптовом рынке, включая организацию торгов, осуществление расчетов и платежей, а также обеспечение потребителям свободного доступа на рынок. |
Оператор системы |
Государственная некоммерческая организация, ока-зывающая услуги по обеспечению надежной и без-опасной эксплуатации системы, ее диспетчериза-цию. |
Генерирующая компания |
Энергетическая коммерческая организация, осуществляющее производство электрической или электрической и тепловой энергии и поставляющее ее в качестве товарной продукции на республиканс-кий оптовый рынок, или областные розничные рынки, или потребителям, имеющим право выбора, а также осуществляющее эксплуатацию и техническое обслуживание своих электростанций |
Распределительная/сбытовая компания |
Энергетическая коммерческая организация, осуществляющая покупку электроэнергии, мощности на республиканском оптовом рынке в соответствии с Договором на оптовое электроснабжение (ДОЭ) или у независимых производителей энергии, распределение и розничную продажу этой электроэнергии, мощности и при наличии энергетической продукции собственных источников, а также занимающиеся планированием, эксплуатацией и техническим обслуживанием распределительной сети. |
Независимые энергопроизводители |
Генерирующие предприятия, в основном децентрализованные теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) и возобновляемые источники энергии, не входящие в состав Концерна «Белэнерго», а после реформирования - в состав РАО «Белэнерго», АО-Облэнерго. |
Ценовое и тарифное регулирование |
Инструмент финансового регулирования рыночной экономики государством посредством контроля цен, тарифов, входа (выхода) на рынок. Государство вправе устанавливать на продукцию предприятий-монополистов, на базовые для данной страны производственные ресурсы предельные цены, на социально значимые товары массового спроса -предельные уровни розничных цен, а также рентабельность производящих их предприятий. Регулирование ценообразования и доступа на рынки с более чем одним продавцом имеет цель гарантировать минимальный уровень услуг и предотвратить установление монополистической власти. |
Энергетическая составляющая себестоимости продукции (товаров, услуг) |
Часть себестоимости продукции, являющаяся денежным выражением затрат энергетических ресурсов всех видов и форм на производство продукции (товаров, оказание услуг), включая как овеществленную энергию, так и технологический расход энергии, т.е. потери. |
Тарифы энергетические |
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, воду, газ; являются разновидностью монопольной цены, отличаются от цен на вещественную продукцию относительно большей устойчивостью и долее сложным дифференцированием ставок, в большей степени подвержены государственному регулированию. |
Либерализация энергетики |
Уменьшение доли государственного сектора и ослабление регулирующей роли государства в энергетике, усиление рыночного регулирования. Один из элементов либерализации заключается в том. что потребитель получает право сам выбирать себе производителя и поставщика энергии. Это способствует образованию рынка энергоресурсов, конкуренции среди производителей и поставщиков энергии, энергосбережению, решению проблемы недостатка инвестиций в энергетику (предприятия-потребители сами стремятся участвовать в создании акционерных малых и мини-ТЭЦ), повышению уровня энергетического сервиса. |
Энергетическая система (энергосистема) |
Совокупность электростанций, электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и теплоты при общем управлении этим режимом. |
Централизованное энергообеспечение экономики |
Снабжение потребителей электрической и тепловой энергией от генерирующих источников национальной энергосистемы. |
Электроэнергетическая система |
Совокупность взаимосвязанных единством схем и режимов оборудования и установок по производству, преобразованию и доставке конечным потребителям электрической энергии. Включает электрические станции, подстанции, линии электропередачи, электрические сети, центры потребления электрической энергии |
Электрическая станция |
Предприятие по производству электрической и. в ряде случаев, тепловой энергии, использует совокупность, объединенных единым режимом технических агрегатов, устройств и системы управления ими для осуществления технологических процессов преобразования первичной энергии во вторичную. |
Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) |
Тепловая электростанция, на которой осуществляется совместное производство электрической и тепловой энергии в виде пара и горячей воды. КПД достигает 60-65%. |
Электрическая сеть |
Часть электроэнергетической системы, предназначенная для передачи и распределения электрической энергии, содержащая преобразовательные подстанции, линии электропередачи и распределительные устройства. |
Межсистемные связи |
Электропередачи осуществляющие связь между электростанциями и энергетическими системами и объединяющие их на параллельную работу, что повышает надежность и эффективность работы энергосистем. |
Системообразующие сети |
Сети, объединяющие электроэнергетические системы на параллельную работу с целью повышения надежности и оптимизации их работы. |
Распределительная электрическая сеть |
Совокупность линий электропередачи электрических подстанций и распределительных пунктов для распределения электроэнергии от головных подстанций энергосистемы и доставки ее конечным потребителям. |
Тепловая сеть |
Система трубопроводов с потребительскими вводами (тепловыми пунктами) и строительными конструкциями для транспорта тепловой энергии в виде горячей воды или пара от источников (ТЭЦ, котельных) к потребителям. |
Введение
В научном понимании экономика представляет собой систему отношений в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения потребности людей.
Основные цели предприятия
– удовлетворение рыночных
Предприятие функционирует во внешней среде, которая подразделяется на экономическую, техническую, социальную, политическую, этическую, и представляет собой сложную социально – экономическую систему с большим многообразием внутренних и внешних связей. Для оптимизации деятельности необходимо обеспечивать эффективное управление ими. Это управление (менеджмент) включает совокупность принципов, форм, методов, приёмов и средств целенаправленного воздействия на производство и персонал с целью обеспечения рационального использования ресурсов и достижения высокой эффективности хозяйствования.
Менеджмент имеет два основных функциональных назначения – науку и практику. Задача менеджмента как науки заключается в развитии теории управления. Практика связана с использованием теоретических положений в конкретной работе по управлению предприятиями и обобщения этой практики для развития теории.
Экономические отношения классифицируются на две группы:
-социально–экономические (собственность, характер труда);
-организационно–экономические (организационно-технические).
Последние возникают между субъектами хозяйствования в процессе организации и управлении производством. Механизм хозяйствования, включающий организационную структуру экономики (предприятие, отрасль), координацию элементов экономики (в форме прогнозирования и планирования), мотивацию персонала, правовые и другие основы регулирования – это и есть выражение организационно – экономических отношений, которые не могут быть реализованы без управленческой деятельности людей, без управления.
Современная экономическая теория раскрывает сущность и содержание рыночной экономики и рыночного механизма хозяйствования. Основополагающие законы и принципы рыночной экономики должны вырабатываться с учётом особенностей переходной экономики, характерной для нашей страны.
Переходное состояние экономики централизованно – планируемой и административно – командной к социально - ориентированной, рыночной экономике определяется следующими чертами:
- формирование множественных
- переход к экономической
самостоятельности субъектов
- отказ от директивного планирования и внедрение индекативного и бизнеспланирования;
- отказ от затратного
и переход к рыночному
- обеспечение
- формирование рыночного экономического сознания и чёткой организации и дисциплины.
Необходимость совершенствования организационной структуры управления энергокомплекса возникает из сложившейся сегодня ситуации.
С одной стороны – неотвратимое подорожание энергоресурсов (газ, мазут, электроэнергия) с другой, недопустимость резкого повышения тарифов на электроэнергию (как следствие, снижение конкурентоспособности нашей промышленности).
Для того чтобы смягчить последствия вышеназванного, надо разработать ряд мер, направленных на снижение издержек в Белорусской энергосистеме. Одна из них – реструктуризация отрасли.
В данной выпускной квалификационной работе определены основные принципы реформирования энергокомплекса Республики Беларусь, направленные на повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, предлагается порядок и последовательность реструктуризации.
Выпускная квалификационная работа базируется на анализе и обобщении опыта подготовки и проведения реформирования электроэнергетической отрасли в других государствах, учитывает особенности социально-экономического развития Республики Беларусь и электроэнергетического сектора ее экономики.
Цель работы – разработка системы мер по совершенствованию организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго».
Объект исследования – производственнохозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго».
Предмет исследования – организационная структура управления энергокомплексом.
Необходимость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами:
1) для достижения своих целей люди вынуждены объединяться;
2) любая совместная деятельность будет более эффективной, если для каждого члена общности определено:
Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса