Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2014 в 17:44, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – разработка системы мер по совершенствованию организационной структуры управления энергокомплекса на примере РУП «Гомельэнерго».
Объект исследования – производственнохозяйственная деятельность РУП «Гомельэнерго».
Предмет исследования – организационная структура управления энергокомплексом.

Содержание

Введение 11
Теоретические основы организационной структуры управления производством на предприятии 14
Основные факторы, определяющие тип, сложность и
иерархичность организационной структуры 14
Классификация типов структуры управления организацией 20
Организация реструктуризации предприятия 33
Анализ организационной структуры управлением производством в РУП «Гомельэнерго» 41
Краткая характеристика производственно - экономической деятельности РУП «Гомельэнерго» 41
Анализ структуры управления производством в РУП «Гомельэнерго» 58
Необходимость реструктуризации энергокомплекса 63
Основные направления совершенствование организационной
структуры управления в РУП «Гомельэнерго» 71
Стратегия совершенствования структуры управления энергокомплексом 71
Обоснование предложений по совершенствованию структуры управления 75
Заключение 83
Список использованных источников 87

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом2.doc

— 1.40 Мб (Скачать файл)

-передающие и распределяющие  электрическую энергию (Гомельские  электросети, Жлобинские электросети, Мозырские электросети и Рецичкие электросети);

-собирающие денежные  средства за отпущенную электрическую  и 

тепловую энергию (Энергосбыт);

-выполняющие работы по ремонту тепловых сетей (Гомельэнергоспецремонт);

-обучающие и подготавливающие  специалистов для обслуживания  оборудования электрических и тепловых сетей (Учебный центр);

-производящие сельхозхозяйственную продукцию (Дубрава – агро и Агрофирма имени Лебедева);

-контролирующий орган (Энергонадзор).

По региональному признаку, в свою очередь, делятся филиалы вырабатывающие электрическую и тепловую энергию, передающие и распределяющие электрическую энергию, собирающие денежные средства за отпущенную электрическую и тепловую энергию и контролирующие органы.

Организационная структура РУП«Гомельэнерго» приведена в Приложении В. Главные понятия такой структуры управления – рациональность, ответственность и иерархичность.

 Вертикальное разделение  труда является следствием необходимости  управлять трудом большого числа людей, когда руководитель, не будучи в состоянии делать это полностью сам, набирает штат помощников (заместителей), наделяя их соответствующими полномочиями и создавая при этом уровни управления. Это наглядно видно по структуре Центрального аппарата РУП «Гомельэнерго» и по структуре Оперативно – диспетчерского управления Гомельской энергосистемы (Приложение Г), в которых предусмотрено по четыре уровня управления.

 Особенностью таких структур является сосредоточение всех полномочий и всей информации в руках руководителя каждого уровня. Эта особенность линейных структур определяет их достоинства и недостатки. Главным достоинством выступают быстрота принятия управленческих решений и доведения их до исполнителей, лёгкость контроля за работой исполнителей, а недостатком – высокий уровень требований к компетентности руководителей на любом уровне.

Штабные структуры управления возникают в том случае, если в организации наряду с линейными полномочиями могут передаваться и штабные (аппаратные) полномочия. Это хорошо видно на примере Оперативно – диспетчерского управления Гомельской энергосистемы.

Центральная диспетчерская служба РУП «Гомельэнерго» обеспечивает надежную и экономичную работу всей энергосистемы и её отдельных  элементов при рациональном использовании энергоресурсов и соблюдении заданного графика нагрузки. Она контролирует электроснабжение потребителей на условиях и в объёмах заключённых договоров, обеспечивает необходимое качество энергии: частоту и напряжение электрического тока, давление и температуру отпускаемого пара и горячей воды, удовлетворяющее установленным нормам. 

Диспетчерская служба «Оперативного Диспетчерского Управления Республики Беларусь» воздействует не только на персонал ЦДС «РУП Гомельэнерго», но и непосредственно на дежурных системообразующих подстанций 110 – 330кВ.

Диспетчер ЦДС «РУП Гомельэнерго» воздействует не только на персонал ОДС Гомельских, Мозырских, Жлобинских и Речицких Электрических сетей, но и непосредственно на дежурных системообразующих подстанций 110 – 330кВ, что позволяет более оперативно управлять энергосистемой при ликвидации аварий и других отклонений в работе энергооборудования.

Существующая в РУП «Гомельэнерго» управленческая вертикаль позволяет оперативно и эффективно выполнять задачи по энергообеспечению субъектов хозяйствования и населения. В основе этой модели – представление о предприятиях как об «организованных организациях», предъявляющих жесткие требования, как к людям, так и системы, в рамках которых они действуют. Ключевые концептуальные положения данной модели таковы:

-четкое разделение труда, использование на каждой должности квалифицированных специалистов;

-иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень  подчиняется и контролируется  вышестоящим;

-наличие формальных правил  и норм, обеспечивающих однородность  выполнения всеми своих задач и обязанностей;

-дух формальной обезличенности, характерной для выполнения официальными лицами своих обязанностей;

-осуществление найма  на работу в соответствии с  квалификационными требованиями к данной должности, а не с субъективными оценками.

Таким образом, энергетическая система республики функционирует как единый централизованно управляемый технологический объект, что обеспечивает известные преимущества. Однако централизованное управление электроэнергетикой не обеспечивает необходимого развития энергосистемы в части реконструкции и модернизации основных фондов, строительства и ввода новых генерирующих и передающих мощностей, не создает экономических стимулов к повышению эффективности отрасли и ее предприятий. Кроме того, не отвечает стратегической линии Республики Беларусь на создание единого экономического пространства с Российской Федерацией.

 

 

 2.3. Необходимость реструктуризации энергокомплекса

 

Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на период до 2015г. предусматривают ежегодный прирост объема потребления электроэнергии на 1,5%, по тепловой энергии на 1,0%. К 2015г. в России предполагается рост стоимости газа на внутреннем рынке в 2-3.5раза и ориентация на уголь как основной вид топлива в электроэнергетике. Поэтому следует ожидать увеличения стоимости газа в нашей республике.

Указанные тенденции в отношении объемов энергопотребления и цен на газ могут повлечь увеличение энергетической составляющей в себестоимости продукции и, как следствие, неконкурентоспособность белорусской продукции. В этой связи нет альтернативы поиску и разработке действенных механизмов снижения затрат на энергоносители, которые могут быть достигнуты в результате предлагаемой реформы

Износ основных фондов в белорусской энергетике составляет более 60%, что грозит ростом аварийности и количества нарушений энергоснабжения. По существующим оценкам необходимый объем инвестиций в электроэнергетику Беларуси до 2015 г. составляет ~3,5 млрд. долларов США.

Основным источником инвестирования в нынешних условиях хозяйствования являются средства централизованного инновационного фонда и собственные средства предприятий, что не может обеспечить названного объема инвестиций. Важно создать инвестиционную привлекательность энергетики и изыскать новые источники и механизмы привлечения инвестиций. В перспективе основным источником инвестиций должны стать амортизационные отчисления, прибыль предприятий, привлеченные средства отечественных и зарубежных инвесторов, частных лиц.

Следствиями указанной угрозы неконкурентоспособности белорусской продукции могут стать рост неплатежеспособности потребителей энергетической продукции, падение жизненного уровня населения, что угрожает социальной нестабильностью общества. Кроме того, снижение конкурентоспособности продукции белорусских предприятий повлекло бы еще больший дефицит инвестиционных ресурсов, а значит рост аварийности энергетических объектов. Таким образом, реформа электроэнергетики необходима для обеспечения энергетической безопасности, как условия устойчивого социального и экономического развития страны.

В рамках выполнения обязательств по созданию объединенной энергосистемы Беларуси и России и в целях интеграции в единое европейское экономическое пространство нашей республике необходимо принять совместимые с европейскими странами правила торговли электрической энергией, обеспечить условия для совместных инвестиций в капиталоемкие сооружения по транзиту электроэнергии через территорию Беларуси.

В настоящее время директивно доводимые показатели повышения экономичности работы организаций энергокомплекса за счет снижения издержек производства не дают должной отдачи. Это происходит не по причине низкой исполнительской дисциплины руководителей или недостаточной компетентности и профессионализма персонала экономических и технических подразделений организаций отрасли, а вследствие накопившихся противоречий в системе хозяйствования естественной многофункциональной монополии, которой является электроэнергетика. Основные недостатки данной системы - наличие «общего котла», отсутствие самостоятельного баланса у субъектов энергетического производства.

Наличие этих недостатков не позволяет работать по принципу, при котором большую прибыль получит то предприятие, чья продукция в виде энергии или услуг по ее передаче или распределению будет дешевле (или себестоимость продукции ниже планируемой).

Разделение же электроэнергетики по видам деятельности с предоставлением организациям юридической и хозяйственной самостоятельности создает заинтересованность в результатах производственно-хозяйственной деятельности, повышает ответственность за них, позволяет получить экономические стимулы к снижению издержек и повышению эффективности работы организаций электроэнергетики. При этом достигается прозрачность финансовых потоков и финансового состояния предприятий, что может служить фактором привлечения инвесторов и обновления основных производственных фондов. Такое разделение электроэнергетики на монопольный (передача и оперативно-диспетчерское управление объединенной энергосистемой) и потенциально конкурентный (производство и сбыт электроэнергии) секторы является обязательным условием перехода к рыночным структурам и организации конкурентного механизма снижения издержек и инвестиционной привлекательности отрасли.

Для обеспечения надежного, стабильного и устойчивого энергоснабжения народного хозяйства и населения республики, независимо от изменения внешних и внутренних факторов, особое внимание должно уделяться развитию электроэнергетической отрасли, исходя из энергетической безопасности республики, поскольку обеспеченность республики собственными топливно-энергетическими ресурсами составляет не более 15% от ее потребности. Возможности использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии в республике очень ограничены, и в совокупности они обеспечат не более 5% всей расчетной потребности топлива.

Обновление и модернизация основного оборудования на более совершенное и экономичное, на основе наиболее эффективных и экологически чистых технологий, является основной задачей инвестиционной политики концерна. При ежегодной потребности в финансовых средствах для обновления основных промышленно-производственных фондов в размере 280-300 млн. долларов концерн "Белэнерго" в последние годы направлял на данные цели не более 60% от потребности.

В Республике Беларусь вопросы реструктуризации и акционирования электроэнергетики обсуждаются с 1993 г. Согласно статьям 4, 5 «Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о создании Объединенной электроэнергетической системы» от 12.11.1999 г., белорусская сторона взяла на себя обязательства по разработке программы акционирования предприятий электроэнергетики Республики Беларусь для создания эффективного рынка производителей электроэнергии.

Анализ показывает, что действующие юридические нормы, экономические условия в стране, особенности белорусской энергосистемы, технические характеристики ее генерирующих и передающих мощностей не позволяют ориентироваться на скорую организацию конкуренции в сфере производства, распределения и реализации энергетической продукции. Для этого потребуется значительный объем работ по созданию необходимого нормативно-правового и организационно-экономического обеспечения реструктуризации и акционирования, по созданию рыночных инфраструктур в электроэнергетике. Поэтому следует безотлагательно приступить к активному выполнению этих работ.

 Директивой ЕЭС от 1997 г. предписывается всем странам Восточной Европы осуществить либерализацию электроэнергетики. Реструктуризация как раз и представляет собой элемент либерализации, под которой в общем случае понимается:

1.Свободный доступ  производителей энергии на оптовый энергетический рынок.

2.Свободный доступ  потребителей к оптовому рынку  электроэнергии.

3.Свободный выбор  потребителем электроэнергии её  поставщика. При этом сетевая и распределительная компании обязаны передавать энергию от производителя к потребителю.

4.Применение  свободных цен на электроэнергию.

 Цена освобождается от государственного регулирования и формируется на основе спроса и предложения.

Изучение и обобщение зарубежного опыта рыночных преобразований в электроэнергетике позволяет назвать ряд уроков, которые целесообразно учесть при осуществлении реформирования белорусской электроэнергетики:

1.Разделение трех видов деятельности отрасли «Электроэнергетика» на производство, передачу, распределение и сбыт электроэнергии - первый шаг рыночного реформирования энергетики во всех странах. В краткосрочной перспективе такое разделение с предоставлением энергетическим предприятиям юридической и хозяйственной самостоятельности создает их заинтересованность в результатах производственно-хозяйственной деятельности и ответственность за них, позволяет получить экономические стимулы к снижению издержек и повышению эффективности работы энергопредприятий. Достигается прозрачность финансовых потоков и финансового состояния предприятий, что может служить фактором привлечения инвесторов и обновления основных производственных фондов. В долгосрочной перспективе разделение энергетики на монопольный (передача, импорт-экспорт электроэнергии и диспетчеризация) и потенциально конкурентный (производство и сбыт электроэнергии) секторы является обязательным условием перехода к рыночным структурам и организации конкурентного механизма снижения издержек и инвестиционной привлекательности отрасли.

Информация о работе Совершенствование организационной структуры управления энергокомплекса