Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 10:22, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка путей совершенствования системы оплаты труда в ООО «Десятка».
В соответствии с поставленной целью решаются следующие основные задачи:
- раскрыть экономическое содержание заработной платы;
- рассмотреть современные формы и системы оплаты труда, применяемые в рыночной экономике;
- выявить тенденции развития розничной торговли в ближайшей перспективе;
- выделить особенности труда в розничной торговле;
- рассмотреть основные характеристики деятельности ООО «Десятка»;
- исследовать особенности оплаты труда в супермаркете «Десятка»;
Введение 5
1 Принципы и факторы развития системы оплаты труда в розничной торговле продуктами питания 8
1.1 Современные формы и системы оплаты труда в ООО «Десятка» 8
1.2 Специфика оплаты труда на предприятиях розничной торговли 18
2 Экономический анализ системы оплаты труда в ООО «Десятка» 24
2.1 Общая характеристика торгового комплекса «Десятка» 24
2.2 Особенности оплаты труда в компании 31
2.3 Рекомендации по усилению связи оплаты труда персонала ООО «Десятка» с результатами их профессиональной деятельности 42
Заключение 48
Библиографический список 51
Базовым элементом в такой оплате труда является квалификационный уровень работника, который характеризует его фактическую продуктивность. С учетом квалификационных уровней работника различных профессий все члены коллектива распределяется по определенным квалификационным группам. К исходной квалификации группировок может соответствовать размер минимальной зарплаты, предусмотренной коллективным договорам данного предприятия. Однако при всех достоинствах подобной модели, у нее есть и недостатки (известная субъективность руководителя предприятия и подразделения при оценке реального трудового вклада каждого работника и др.) [см. 13].
Государственное регулирование оплаты труда на основе бестарифных систем осуществляется посредством установления минимума заработной платы и налогообложения доходов предпринимателей и индивидуальных заработков работника [см. 8, с. 288]. Что касается тарифной системы, которая применялась в плановой экономике, при переходе к современному рынку она утратила свою актуальность. Ныне происходит и постепенная ее замена для служащих и работников местного самоуправления тарифной [14].
Таким образом, можно сделать вывод, что заработная плата есть денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемая работнику предприятием, в котором он работает. В настоящее время на практике организации при оплате и стимулирования труда персонала применяют повременные системы в сочетании с доплатами, премиями за личный вклад работника в увеличение дохода фирмы. Становятся распространенными гибкие формы оплаты труда, поскольку в условиях рыночной экономики, предприятию необходимо одновременно повышать прибыльность своей фирмы и эффективно использовать средства фонда оплаты труда, стимулируя персонал различного рода комиссионными за счет увеличения выручки.
1.2 Специфика оплаты труда
на предприятиях розничной
В современных условиях торговля
является одной из крупнейших сфер экономики
любой страны, как по объему деятельности,
так и по численности занятого в ней персонала, а предприятия
этой отрасли являются наиболее массовыми.
Деятельность торговых предприятий связанная
с удовлетворением потребностей каждого
человека, подвержена влиянию множества
факторов и охватывает широкий спектр
вопросов организационно-
Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России, опережающим по темпам роста другие отрасли. Уровни развития регионального потребительского рынка в целом и розничной торговли в частности являются важнейшими индикаторами, отражающими социально-экономические процессы, происходящие в регионе, динамику изменения уровня жизни населения [16]. Торговля оказывает значительное влияние на развитие производства, поскольку наиболее оперативно реагирует на любые изменения в экономической и политической ситуации в стране. Являясь отраслью экономики, наиболее приближенной к конечному потребителю, торговля регулирует процесс производства в части объема и ассортимента выпускаемой продукции с одной стороны, а с другой стороны – позволяет проанализировать структуру потребительских предпочтений [17].
Численность работников в сфере розничной торговли составляет около 5 млн. человек. Розничная торговля, являясь одним из индикаторов состояния экономики, наглядно демонстрирует динамику реальных денежных доходов населения и потребительских цен. Оборот организаций сферы оптовой и розничной торговли ежегодно увеличивается значительными темпами, за этим следует и увеличение предложений на рынке труда розничной торговли. Как видно из данных, представленных на рисунке 1.2.1 [18], за период с 2002 по 2011 гг. оборот предприятий розничной торговли вырос в 9 раз.
Рисунок 1.2.1 – Динамика оборота розничной торговли за 2010-2013 гг., в процентах к среднему значению 2010 г.
В марте 2013 г. оборот розничной торговли составил 1838,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 104,4% к соответствующему периоду предыдущего года, в I квартале 2013 г. - 5232,9 млрд. рублей и 103,9% [19].
С начала 2013 года на потребительском рынке наблюдается замедление динамики роста объемов, которое продолжилось и в январе 2014 года. Прирост оборота розничной торговли по сравнению с январем 2013 года в сопоставимых ценах составил 2,4% против 4,4% в январе 2013 года по сравнению с январем 2012 года. Это связано с общим замедлением экономического роста, сужением потребительского кредитного рынка на фоне снижения реальных располагаемых денежных доходов населения.
По-прежнему оборот розничной торговли формируется в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка. Их доля в структуре оборота розничной торговли составила в январе 90,8%. Продолжает снижаться продажа товаров на розничных рынках и ярмарках, большее развитие получают торговые сети, которые и являются основными работодателями торгового персонала [20].
Стоит отметить взаимосвязь роста сферы розничной торговли и повышения спроса на работников торговли, а спрос и предложение на рынке труда, как мы упоминали ранее, напрямую влияют на размер заработной платы [21, С. 101]. Большинство организаций уверенно расширяют свою деятельность, ассортимент предлагаемого товара, открывают множество магазинов, осваивают новые регионы. Вследствие интенсивного развития сетей розничной торговли требования покупателей и производителей к работе и качеству обслуживания постоянно повышаются, поскольку компании стремятся к увеличению товарооборота и зачастую привязывают заработную плату своих работников к получаемой выручке, тем самым стимулируя их и направляя на развитие компании в их же интересах.
Следует отметить, что в торговле рынок труда имеет свои особенности, которые выражаются в следующем:
- потребность в работниках торговли растет более быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями, что свидетельствует о повышении значения торговли в условиях развивающегося рынка;
- торговля привлекает большое число работников из других сфер, поэтому здесь работает много людей без специальных знаний, но имеющих опыт работы в различных отраслях экономики;
- привлекательность труда в торговле обусловлена более высокой доходностью по сравнению с другими отраслями;
- более 85% их общего количества составляют женщины, а среди продавцов их удельный вес еще выше [22, с.111];
- потребность
в рабочих профессиях в торговл
- текучесть кадров здесь тем меньше, чем больше премиальная часть в схеме оплаты труда [23, С. 135].
В розничной торговле доля живого труда значительно выше, чем в оптовой, что обусловлено самим характером труда и уровнем механизации трудовых процессов. Наиболее весомыми элементами затрат на оплату труда являются основная заработная плата по окладам и сдельным расценкам, отпускные и премии за счет различных источников. Существуют компании, где весь доход сотрудника выражается только в окладе, однако, с другой стороны, ряд фирм наряду с небольшим окладом используют большие премиальные. Удельный вес основной заработной платы в большинстве торговых организаций находится в диапазоне 73 – 83 % общей суммы затрат на оплату труда. На втором по важности месте находятся такие виды заработной платы, как отпускные, доплаты, надбавки [24, С. 130].
Чаще всего оплата труда на торговых предприятиях организована следующим образом. Основной системой оплаты труда является разновидность сдельной системы - комиссионная. То есть продавцы получают процент от товарооборота, финансовым отделом устанавливается лимит по уровню затрат на оплату труда, а руководство предприятия, в свою очередь, постоянно заботиться о том, чтобы размер заработной платы, с одной стороны, не был ниже минимального размера заработной платы по отрасли, но и не превысил установленный лимит. Поскольку магазины торговой сети неравнозначны по условиям функционирования (как внешним, так и внутренним) и по объему товарооборота, то и величина процента бывает различной [25].
Важными являются и показатели, которые характеризуют долю премиальных денежных выплат в общей структуре компенсационного пакета работников. Премиальные схемы отличаются многообразием, их количество зависит, прежде всего, от должности работника и степени его влияния на результат деятельности компании или подразделения. Лидерами премиальных схем выступают должности директоров магазина и продавцов, для которых процент премий часто доходит до 30 %.
Торговая деятельность большинства розничных предприятий характеризуется большим влиянием фактора сезонности, поэтому размер зарплат работников может сильно колебаться от месяца к месяцу. Основная проблема формирования заработанной платы в торговых организациях состоит в том, как сопоставить магазины, совершенно разные по таким параметрам, как размер, количество человек, местоположение, режим работы, ассортимент и т.д.
Фактически руководителю необходимо каждый месяц пересматривать размеры процентов, окладов, договариваться с продавцами, которых переводят на новое место работы, о новых условиях работы и т.д. С увеличением количества магазинов и развитием существующих работа по пересмотру размеров процентов или окладов становится все более трудоемкой [26, с.22].
Руководители розничной торговли крупных компаний в системе оплаты труда часто используют принцип стандартизации, что позволяет унифицировать параметры системы оплаты труда, применяемые в разных магазинах торговой сети. Такой подход упрощает работу руководителя по организации стимулирования продавцов, но сохраняет проблему распределения коллективного заработка в виде процента от перевыполнения плана [см. 24, С. 130]. В небольших компаниях могут вводиться «конвертные» надбавки, о которых не знает никто, кроме получателя [см. 25].
Наиболее важным является материальное стимулирование именно оперативного персонала торгового зала, поскольку в возможном снижении выручки розничной сети зачастую кроется именно неэффективное управление торговым персоналом.
В связи с колебаниями покупательских потоков труд работников торговых залов (продавцов, кассиров, контролеров-кассиров) отличается неравномерностью распределения нагрузки в течение рабочего дня, недели, года. Так, колебания числа покупателей в часы пик могут достичь 50% среднечасовой нагрузки. В отдельных случаях в часы пик нагрузка может составить 70-75% всей нагрузки за смену. В часы пик, когда заканчивает работу большинство предприятий и количество покупателей возрастает, выработка продавцов из-за утомляемости начинает резко падать (до 30-40%) [см. 22, с.114].
Компания «Десятка» начала свою деятельность 17 декабря 2005 г. Изначально организация носила название «Торговая компания», в 2010 году компания стала носить брендовое название торговой сети «Десятка» и стала более узнаваема на местном рынке.
Супермаркет – это предприятие местного значения, т. к. оно расположено в жилой зоне и обеспечивает население основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса. Оно обслуживает население в пределах пешеходной доступности, охватывая жилой квартал в радиусе 300-500 метров.
Торговый комплекс «Десятка» расположен в Ленинском административном округе, ул. Гуртьева – 31, со всех сторон окружен конкурентами, но он расположен в более выгодном месте, в непосредственной близости от автомагистралей, напротив магазина расположена конечная остановка общественного транспорта, вблизи находится ПО «Иртыш».
Супермаркет легкодоступен со стороны главной улицы, выезд с автостоянки на улицу Гуртьева простой и легкий. Магазин расположен на первом этаже в отдельно стоящем кирпичном здании, с цокольным этажом. Эстетическое оформление здания гармонично сочетается с окружающим ландшафтом, но в то же время бросается в глаза. То есть в одном здании с супермаркетом расположен торговый комплекс «Цоколь», в котором организована торговля одеждой и обувью, детскими игрушками и канцелярией, ювелирными украшениями, здесь же находится парикмахерская, ателье, цветочный и зоомагазин. Всё это только привлекает покупателей в «Десятку». Часы работы супермаркета с 8.00 до 24.00, без обедов и выходных, что очень удобно для покупателей. Также покупатели ценят магазин за широкий ассортимент товара, за постоянные акции в магазине, за свежесть товара, за режим работы, за стабильность, за качество обслуживания.
В настоящее время компания включает в себя помещение торгового зала, укомплектованное современными стеллажами, холодильным оборудованием и кассовыми аппаратами; складское помещение и прилегающее помещение, где расположен офис компании. Площадь торгового зала составляет 654 кв. метров. Основные направления деятельности компании - розничная торговля продуктами питания. В ассортименте супермаркета представлены хлеб и хлебобулочные изделия, крупы, макароны, мука, сахар, колбасные изделия, молочная продукция, вино-водочная продукция, кондитерские изделия, в том числе непродовольственные товары повседневного спроса. Ежемесячная выручка за счет продаж составляет 6-8 млн. руб., т.е. в день осуществляется более 1000 покупок на общую сумму 180-240 тыс. руб. На рисунке 2.1.1 приведена динамика выручки супермаркета «Десятка».
Информация о работе Совершенствование системы оплаты труда в розничной торговли