Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 10:22, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка путей совершенствования системы оплаты труда в ООО «Десятка».
В соответствии с поставленной целью решаются следующие основные задачи:
- раскрыть экономическое содержание заработной платы;
- рассмотреть современные формы и системы оплаты труда, применяемые в рыночной экономике;
- выявить тенденции развития розничной торговли в ближайшей перспективе;
- выделить особенности труда в розничной торговле;
- рассмотреть основные характеристики деятельности ООО «Десятка»;
- исследовать особенности оплаты труда в супермаркете «Десятка»;
Введение 5
1 Принципы и факторы развития системы оплаты труда в розничной торговле продуктами питания 8
1.1 Современные формы и системы оплаты труда в ООО «Десятка» 8
1.2 Специфика оплаты труда на предприятиях розничной торговли 18
2 Экономический анализ системы оплаты труда в ООО «Десятка» 24
2.1 Общая характеристика торгового комплекса «Десятка» 24
2.2 Особенности оплаты труда в компании 31
2.3 Рекомендации по усилению связи оплаты труда персонала ООО «Десятка» с результатами их профессиональной деятельности 42
Заключение 48
Библиографический список 51
Рисунок 2.1.1 – Динамика выручки супермаркета «Десятка»
Из приведенных данных, мы видим, что наиболее высокая выручка наблюдалась в месяцах, с большим количеством праздничных дней, это отразилось в декабре, январе, феврале, марте, мае и сентябре. В целом, с 2014 г. идет повышение общей выручки, но необходимо учесть инфляцию, а исходя из этого, о значительном росте прибыли говорить не следует.
За 2012-2013 гг. в компании наблюдается рост прибыли и выручки, но и затраты возросли тоже, наглядное изображение представлено на рисунке 2.1.2 [составлено на основании: Приложение В, таблица В.1]. Показатель соотношения прибыли в доле от выручки составляет около 15-17%, что положительно характеризует результаты деятельности торговой компании.
Рисунок 2.1.2 – Динамика выручки за 2012-2013 гг.
Ассортимент магазина постоянно растет, если в 2005 г. он составлял около 6500 наименований товара, то в 2014 г. – порядка десяти тысяч наименований. Рост ассортимента напрямую связан с ростом спроса покупателей и возникает за счет новинок торговой линейки.
Покупатели ценят товар за качество и свежесть, приемлемые цены. Сама компания сотрудничает практически со всеми поставщиками в городе, заключено договоров на поставку порядка двухсот. Крупными поставщиками продукции в супермаркет являются: ОАО «Хлебодар» и ООО «Хлебница-Омск» – хлеб и хлебобулочные, кондитерские изделия; ОАО «Золотые луга», ООО «Вними-Сибирь», «Любинское» ООО – молочная продукция; ЗАО «Русь» – яйцо; ТД «Шкуренко» – напитки и вино-водочная продукция; среди важнейших поставщиков компании есть также компании «Импорт-фрукт», «Данон», «Инмарко», «Компур».
Что касается основных конкурентов, ими являются такие супермаркеты, как «Сибириада», «Планета Холидей», также рядом расположены: ТД «Кедр», универсам «XL», гастроном «Иртыш», магазин «Сириус». «Десятка» имеет более выгодное месторасположение и высокое качество обслуживания, при этом оставляя доступные цены на свой товар. Четко сказать, к какому рынку конкуренции относится компания, мы не можем, поскольку нет достаточной информации, но исходя из специфики деятельности данной компании, можно говорить о рынке монополистической конкуренции. В настоящее время на потребительском рынке Омска работает более пяти тысяч объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, их доля составляет почти 40% от общего количества хозяйствующих субъектов.
Оборот розничной торговли малого предпринимательства в прошедшем году превысил на 7% объемы торговли за 2012 год, а показатель оборота розничной торговли в Омской области в 2012 году, соотвественно, на 9,6 % превышает показатели 2011г. Продажа пищевых продуктов и табачных изделий за этот период увеличилась на 13,7 %, непродовольственных товаров на 6,4 %. Доля покупок населением Омской области непродовольственных товаров в общем обороте розничной торговли составила 55,5 %. На фоне этих положительных тенденций усиливается и конкуренция в данном секторе [27, с. 251].
Компания ООО «Десятка» является юридическим лицом – обществом с ограниченной ответственностью (ООО), форма собственности – частная. ООО «Десятка» действует на основании Устава. В соответствии с Уставом полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью "Десятка". Сокращенное фирменное наименование общества: ООО "Десятка". Основная цель деятельности организации – извлечение прибыли.
В соответствии с Уставом основными видами деятельности общества являются:
- розничная торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в специализированных магазинах;
- розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
- оптовая торговля алкогольными напитками, включая напитки, и табачными изделиями;
- неспециализированная оптовая торговля пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями;
- оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами;
- прочая оптовая торговля;
- прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах;
- прочая розничная торговля в специализированных магазинах;
- сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества, а также иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством РФ.
Структура управления компанией ООО «Десятка» имеет вид линейно – функциональной (табл. В.2) [Приложение В]. За конечный результат в целом отвечает директор магазина, задача которого состоит в том, чтобы весь управленческий персонал (администратор, товаровед, старший менеджер) вносили свой вклад в его достижение. Порядок приема и увольнения работников, а также их права и обязанности отражены в правилах внутреннего трудового распорядка ООО «Десятка».
Соотношение различных категорий работников торгового предприятия в их общей численности характеризует структуру кадров предприятия (рисунок 2.1.3) [оставлено автором на основании: таблицы Г.1, Приложение Г]. Удельный вес управленцев составляет 25%, он снизился на 1,5% по отношению к 2012 году, поскольку были сокращены штатные единицы юриста и начальника АСУ, основной состав занимают продавцы торгового зала, кассиры и вспомогательный персонал до 56% и меньшая доля 19% принадлежит вспомогательному персоналу.
Рисунок 2.1.3 – Структура персонала ООО «Десятка» по должностным категориям
Отразим в таблице Д.1 [Приложение Д] динамику персонала по половому признаку. Исходя из данных таблицы, можно говорить о значительном преобладании женского состава сотрудников в коллективе, составляющее до 80% от состава, что является нормой для предприятий розничной торговли.
На основании данных, характеризующих динамику уровня образования персонала супермаркета «Десятка», представленных в таблице Д.2 [Приложение Д], следует сказать о преобладании в структуре персонала категории сотрудников, имеющих среднее специальное образование. В основном это продавцы и кассиры. Вспомогательный и младший обслуживающий персонал имеет среднее общее образование и среднее специальное образование. Руководители и ведущие специалисты имеют высшее образование.
Основой успешного
ведения торговой деятельности является
высокопрофессиональный состав компании
на каждом уровне деятельности.
Для работников, которые связаны с обслуживанием покупателей, устанавливается график сменности (смена 1 и смена 2, по графику 3 дня через 3 дня по 11 часов), выходные дни также согласно графику.
На обед магазин не закрывается, каждому продавцу в течение всего рабочего дня предоставляется 30 минут на обед. Для остального персонала начало работы с 9.00, перерыв с 13.00-14.00, выходные дни в субботу и воскресенье. Работнику предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, продолжительностью 28 календарных дней. Заработная плата выплачивается два раза в месяц (до 10 и 25 числа месяца).
С целью создания системы качественного обслуживания покупателей в супермаркете введено положение о качестве обслуживания покупателей в супермаркете «Десятка». Введены также стандарты обслуживания, в которых отражены основные требования к обслуживанию покупателей, к поведению и внешнему виду персонала супермаркета, что помогает работникам организации поддерживать имидж компании и производить на должном уровне обслуживание покупателей.
Таким образом, на рынке розничной торговли продуктами питания компания ООО «Десятка» представлена уже почти десять лет. Супермаркет «Десятка» имеет следующие преимущества перед конкурентами: более длительные часы работы (с 8.00 до 24.00), широкий ассортимент товара, высокое качество обслуживания. У компании широкая сеть поставщиков в городе и очень удобное месторасположение в округе. Компания успешно ведет свою деятельность и совершенствует качество обслуживания, снижает общие издержки. Однако принятая в компании комиссионная система оплаты труда, на мой взгляд, достаточно простая и может быть изменена в сторону большей заинтересованности работников компании в результатах своего труда. В связи с этим необходимо провести более детальный анализ взаимосвязи оплаты труда с результатами деятельности компании и выявить возможности по росту заинтересованности в труде персонала компании, предложить методы совершенствования оплаты труда, позволяющие улучшить работу супермаркета в целом и повысить производительность труда и прибыль компании.
На начало 2014 г. в супермаркете «Десятка» среднесписочная численность составляла 36 человек. Соотношение численности персонала по категориям функционального разделения труда таково:
- управленческий персонал (директор, администраторы, товароведы, заведующие отделами (секциями), бухгалтер и т.д.) – 9 чел. (25 %);
- основной (торгово-оперативный) персонал (работники, занятые обслуживанием покупателей в торговом зале – продавцы, контролеры – кассиры, кассиры) – 20 чел. (56 %);
- вспомогательный персонал (обеспечивающий обслуживание основного персонала, а также поддерживающий надлежащее санитарно – гигиеническое состояние магазина – рабочие, уборщицы, грузчики, техники и др.) – 7 чел. (19 %).
Проанализируем динамику основных показателей по труду за 2012-2013 гг. (табл. Д.3) [Приложение Д, составлено автором на основании: Приложения В, Приложения Г]
Как видно из таблицы Д.3, за рассматриваемый период времени товарооборот увеличился на 11,43%. При учете средней наценки в 105,99% по товарной линейке с учетом доли тех товаров за 2012-2013 гг., по которым в данном году производилась наценка, можно говорить о незначительном увеличении выручки ООО «Десятка» (5,44%). Этот момент отразился и при динамике фонда оплаты труда (далее – ФОТ): номинальная заработная плата работников супермаркета увеличилась на 558,8 руб., или на 3,4%, но реального увеличения заработной платы на предприятии не наблюдалось, – напротив, произошло ее снижение.
Стоит также отметить далее, что изменение в структуре товарооборота не имело по показателю выручки существенного статистического значения, поэтому было округлено до величины в 0,00% силы его влияния на показатели, составившие прирост товарооборота компании. Однако в то же время эта незначительная статистическая величина говорит о малой степени влияния на товарооборот работников компании, занятых работой с поставщиками. С одной стороны, у компании уже имеются устоявшаяся клиентская база, позволяющая компании благополучно развиваться на базе имеющихся поставок торговой продукции. Однако, с другой стороны, эта же сторона деятельности компании говорит о возможности подключения данных работников за счет стимулирования их труда к более тесному влиянию поставок и работы с поставщиками на результирующие показатели деятельности компании.
Анализ также показывает, что за 2013 год при сокращении штата на 3 единицы (с целью снижения затрат) фонд оплаты труда всех работников сократился на 4,56%, а торгово-оперативного персонала вырос на 3,09%, чему сопутствовало и увеличение средней заработной платы на 3,4% к предыдущему году. На фоне таких изменений, товарооборот вырос на 6 843 тыс. руб., наблюдается положительное движение в сторону сокращения ФОТ от доли товарооборота, Но при этом количественный состав торгово-оперативных работников не изменился (20 чел.), а данный персонал напрямую связан с выручкой, получаемой предприятием.
Такая политика была направлена на сокращение численности персонала, при повышении заработной платы работникам торгового зала. Она показала, что данный вид сокращения части затрат (за счет уволенных работников) и перенаправления доли затрат на повышение оплаты труда других является эффективным и компании нужно продолжать совершенствовать систему оплаты труда и затрат на предприятии в целом, с целью увеличения прибыли. Однако следует помнить, что как минимум сохранение реальной заработной платы, а не простое ее повышение, способно надолго удерживать работников в компании. Следует также более тесно увязывать возможности повышения заработной платы с эффективностью работы компании, включая и содействие работников в повышении прибыли компании, чему может способствовать введение новой премиальной системы стимулирования труда работников.
Стоит обратить внимание на повышенные нагрузки на персонал при возрастании товарооборота (105,44% в 2013 году по отношению к 2012 году), что видно из таблицы Д.3 [см. Приложение Д], поскольку эти показатели затронули и рост производительности торговых работников. При анализе производительности труда рассматривают товарооборот на одного работника в целом по предприятию, в том числе на одного работника торгово-оперативного персонала. При этом целесообразно учитывать влияние таких факторов, как изменение структуры товарооборота, состава торговой сети, цен.
Проведя расчеты производительности труда и ее динамики (табл. Д.3) [Приложение Д], можно сделать следующие выводы: за год производительность труда на одного торгового работника выросла на 16,08% и составила 1 852,7 тыс. руб. в 2013 году, если анализировать прирост производительности труда торгово-оперативного работника, то в 2013 г. он составил 5,44% от прошлого года. Фонд рабочего времени сократился, поскольку за 2012 год было уволено 3 работников, среднесписочная численность в 2012 г. составила 37,5 чел., а в 2013 г. была без изменений – 36 чел.
Показателем производительности труда в торговле считается величина товарооборота на одного среднесписочного работника в целом, а также по отдельным категориям. Этот показатель зависит от структуры товарооборота, уровня цен на товары. Поэтому в отдельных случаях для более точной оценки производительности используют натуральные показатели.
Информация о работе Совершенствование системы оплаты труда в розничной торговли