Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 15:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ действующей системы оплаты труда на предприятии и разработка предложений по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и значение стимулирования оплаты труда персонала;
изучить основные формы и системы оплаты труда;
сформулировать представление о значении, методах и формах стимулирования труда;
описать зарубежный опыт стимулирования труда;
провести анализ системы оплаты труда предприятия ОАО «Павловский завод им.Кирова»;
разработать предложения по совершенствованию системы стимулирования труда ОАО «Павловский завод им.Кирова»
Введение
Глава 1. Теоретические основы организации оплаты труда в современных условиях
Сущность и значение оплаты труда
Основные формы и системы оплаты труда
Сущность значение и формы стимулирования труда
Зарубежный опыт стимулирования труда
Глава 2. Анализ и формирование системы стимулирования труда на ОАО «Павловский завод им. Кирова»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Расчет заработка работника предприятия
2.3 Рекомендации по совершенствованию системы стимулирования труда
Заключение
Список использованной литературы
Организация труда и управление персоналом − многоплановые процессы. Они включают такие элементы, как наем и расстановка работников, распределение среди них обязанностей, подготовка и переподготовка кадров, стимулирование труда, совершенствование его организации.
Таким образом, стимулирование труда работников является одной из составляющих управления персоналом. Без грамотной организации стимулирования работников невозможны рост прибыли предприятия и его конкурентоспособность на рынке. Понятие "стимулирование труда работников" вытекает из необходимости роста прибыли предприятия как конечного финансового результата его деятельности. Прибыль предприятия выступает как оценочный и фондообразующий показатель. На основе полученной прибыли формируются материальные фонды стимулирования работников. В то же время понятие "стимулирование" не ограничивается только материальным фактором, а включает в себя и другие формы.
Итак, как нам представляется, "стимулирование труда работников" есть меры, направленные на повышение прибыли предприятия за счет повышения эффективности и качества труда наемных работников.
Понятие стимулирования
Стимулирование направлено на увеличение объема, расширение ассортимента, повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции с учетом достижений научно-технического прогресса. В свою очередь, эффективная и качественная работа влечет за собой снижение себестоимости и повышение рентабельности производства, что дает возможность дополнительно материально поощрить наемных работников.
Производительность труда работников определяется не только усилиями самого работника, но и зависит от других причин: ввода новой техники и технологии, применения новых видов сырья и материалов, внедрения более совершенных форм организации производства и труда. Эффективность же труда работников целиком зависит от них самих, от их личных качеств и способностей при прочих равных условиях [5].
На сегодняшний день важно восстановить роль материального стимулирования на предприятии. Сущность стимулирования труда работников заключается в следующем:
1) это стимулирование высоких трудовых показателей работников;
2) это формирование определенной линии трудового поведения работника, направленной на процветание организации;
3) это побуждение работника к наиболее полному использованию своего физического и умственного потенциала в процессе осуществления возложенных на него обязанностей.
Поэтому стимулирование направлено на мотивацию работника к эффективному и качественному труду, который не только покрывает издержки работодателя (предпринимателя) на организацию процесса производства, оплату труда, но и позволяет получить определенную прибыль. Тогда как полученная прибыль идет не только в карман работодателю (предпринимателю), а используется на выплату налогов в федеральный и местный бюджеты, на расширение производства. Таким образом, стимулирование труда работников не является частным делом конкретного предприятия и организации, а играет важную роль в экономическом развитии страны, в процветании национальной экономики.
В качестве стимулов в трудовых
отношениях могут выступать отдельные
предметы, действия других людей, обещания
и многое другое, что может быть предложено
человеку в компенсацию за его действия
или то, что он желал бы получить в результате
определенных действий. Цель стимулирования - не вообще
побудить человека работать, а побудить
его делать лучше то, что обусловлено трудовыми
отношениями.
Всем ясно, что важнейшим видом
стимулирования является материальное
(рис. 1), призванным играть ведущую роль
в повышении трудовой активности работников.
Этот вид состоит из материально-денежного
и материально-неденежного стимулирования,
последнее содержит часть социальных
стимулов.
Вторым немаловажным является
духовное стимулирование, которое содержит
в себе социальные, моральные, эстетические,
социально-политические и информационные
стимулы. Система морального и материального
стимулирования труда в различных компаниях
предполагает комплекс мер, направленных
на повышение трудовой активности людей
и как следствие повышение эффективности
труда и его качества. Известный японский
менеджер Л. писал: «Когда речь идет о том,
чтобы предприятие двигалось вперед, вся
суть в мотивации людей».
Все стимулы условно можно разделить
на материальные и нематериальные. Соотношение
их в различных компаниях значительно
отличается. На большинстве фирм Западной
Европы постепенно сокращается доля материального
вознаграждения и увеличивается доля
нематериальных стимулов. Для значительного
числа российских предприятий и фирм характерны
сокращения в доходах семей доли общественных
фондов потребления и увеличение доли
в доходах материального вознаграждения.
К материальному вознаграждению относят:
Рис.1 Материальное стимулирование труда
Итак,
заработная плата - важнейшая часть системы
оплаты и стимулирования труда, один из
инструментов воздействия на эффективность
труда персонала
Следует отметить, что заработная
плата как элемент материального стимулирования
труда состоит из основной и дополнительной
оплаты.
Моральное
стимулирование труда представляет собой
систему мотивационного воздействия в
виде нематериального поощрения, выступающего
в двух основных формах - внутреннего,
и внешнего вознаграждения.
К формам стимулирования относятся
материальное вознаграждение и дополнительные
стимулы.
Нематериальные стимулы также приобретают значение
не только потому, что ведут к социальной
гармонии, но и предоставляют возможность
ухода от налогов.
К нематериальным стимулам относятся
такие основные формы, как оплата транспортных
расходов, скидки на покупку товаров фирмы,
медицинское обслуживание, страхование
жизни, оплата временной нетрудоспособности,
отпуск, пенсии и некоторые другие.
Согласно этой классификации,
все виды нематериального стимулирования
могут быть разделены на три вида: корпоративно-системные;
социально-психологические;
Классификация видов нематериального
стимулирования:
- личная похвала
- общественное признание
- жилье
- медицинское страхование
- организация питания
- организация обучения и воспитания детей
- льготное пенсионное обеспечение
- транспортная доступность
- предоставление бытовых услуг
Исследования показывают, что:
Основные мотивы деятельности располагаются в следующей последовательности:
Таким образом, знание настоящих мотивов человека–работника является для руководителя основополагающим, поскольку именно соотношение внутренних и внешних факторов мотивации является основой для согласования интересов сотрудника, его руководителя и компании. Согласование интересов – наиболее важное и ценное в работе руководителя. Согласовать интересы между клиентом и компанией многие уже научились, пришло время учиться согласовывать интересы компании, руководителей и сотрудников. Из позиции согласования вырастает партнерство и внутренний клиентинг, а стиль руководства в данном случае в компании может присутствовать достаточно открытый и демократичный.[3]
С другой стороны надо помнить, что мотивы сотрудника не всегда бескорыстны в отношении компании. Есть сотрудники, пришедшие на работу с четкой установкой потребителя благ и карьерных возможностей, предоставляемых компанией. При этом основное время такие сотрудники тратят не на выполнение поставленных задач, а на корпоративные игры и «выбивание» лучших себе условий, за счет работы других менее ярких работников.
Именно карта личных мотивов сотрудника помогает сделать прозрачным для руководства причины поведения каждого сотрудника и минимизировать потери, связанные с последствиями «партизанских» действий работников против компании
Из всего разнообразия моделей систем мотивации труда в рыночной экономике большинства промышленно развитых стран можно выделить как наиболее характерные японскую, американскую, французскую, английскую, немецкую, шведскую модели. [12]
Японская модель
Характеризуется опережением роста производительности труда по отношению к росту уровня жизни населения, в том числе уровня заработной платы.
С целью поощрения предпринимательской активности государством не принимается серьезных мер по контролю за имущественным расслоением общества. Существование такой модели возможно только при высоком развитии у всех членов общества национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. Система стимулирования труда по сравнению с другими промышленно развитыми странами в Японии весьма гибкая. Традиционно она строится с учетом трех факторов: профессионального мастерства, возраста и стажа работы. Размер оклада рабочего, инженера, руководителя низшего и среднего звеньев в зависимости от этих факторов осуществляется по тарифной сетке, с помощью которой определяется оклад (условно-постоянная часть заработной платы работника) как сумма выплат по трем разделам: за возраст, за стаж работы, за квалификацию и мастерство, характеризующиеся категорией и разрядом.
Большинство японских компаний в политике материального стимулирования используют синтезированные системы, сочетающие элементы традиционной (возрастной и новой) трудовой тарификации работников. В синтезированной системе размер заработной платы определяется по четырем показателям — возраст, стаж, профессиональный разряд и результативность труда. Возраст и стаж служат базой для традиционной личной ставки, а профессиональный разряд и результативность труда являются основой для определения величины трудовой тарифной ставки, называемой «ставкой за квалификацию». Таким образом, использование трудовой ставки исключает возможность автоматического роста заработной платы вне связи с повышением квалификации и трудовым вкладом работника, усиливая тем самым мотивацию к труду, которая в данном случае прямо зависит от результатов работы.