Совершенствование социально-психологических методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ОАО «Ижевский механический завод». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
– проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе ОАО «Ижевский механический завод» и определение основных причин его ухудшения

Содержание

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Общая характеристика методов управления. Понятие и классификация методов управления
1.2. Социологические методы управления
1.3. Психологические методы управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ОАО «ИЖЕВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Оценка эффективности работы предприятия
2.3. Исследование социально-психологических факторов управления на предприятии ОАО «Ижевский механический завод»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Развитие системы социального и психологического планирования
3.2. Совершенствование организационной культуры
3.3. Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.48 Кб (Скачать файл)

Тема:  «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ  УПРАВЛЕНИЯ» (на примере ОАО «Ижевский  механический завод)

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

    1. Общая характеристика методов управления. Понятие и классификация методов управления
    2. Социологические методы управления
    3. Психологические методы управления

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ОАО «ИЖЕВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

2.1.    Характеристика объекта исследования

2.2.    Оценка эффективности работы предприятия

2.3.    Исследование социально-психологических факторов управления на предприятии ОАО «Ижевский механический завод»

ГЛАВА 3.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ

3.1.   Развитие системы социального и психологического планирования

3.2.    Совершенствование организационной культуры

3.3.    Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ      

 Успешная деятельность любого  предприятия зависит не только  от квалификации персонала, но  и от умелого использования  кадров, эффективности управления  ими.      

Управление  персоналом - отнюдь не новая наука, но вместе с тем в нашей стране ей долгое время не уделялось должного внимания. К сожалению, российский бизнес с самого начала своего существования взял ориентацию на краткосрочную прибыль при минимуме затрат. Исходя из этой установки, вложения в человеческий капитал, долгосрочные по определению, рассматривались как нечто неординарное. Немало способствовало формированию этого мнения и безграничность российского рынка рабочей силы.     

Установлено, что результаты труда во многом зависят  от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% – от умения работать с людьми. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.     

Если  управление  человеческим коллективом  происходит стихийно, без учета социально-психологических  закономерностей развития, подбор кадров осуществляется случайным образом, то создается почва для конфликтов, снижения результативности труда, увольнений работников.  Постепенно назревают проблемы, которых можно было бы избежать.  Результаты исследования сложившейся научной практики показывают, что большинство отечественных коммерческих организаций, как правило, основное внимание сосредотачивают на совершенствовании финансового менеджмента. При этом персонал, как объект управления, остается на втором плане. Поэтому неудивительно, что службы управления персоналом большинства российских предприятий имеют низкий организационный статус, недостаточно профессионально подготовлены, и, по сути, ограничиваются выполнением лишь учетных функций.     

Таким образом, необходимость использования  в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, в связи с чем, тема курсовой работы представляется достаточно актуальной.     

Цель  работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ОАО «Ижевский механический завод». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:     

– изучение теоретических основ и современных тенденций  социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.      

– проведение комплексного анализа  состояния социально – психологического климата в коллективе ОАО «Ижевский механический завод» и определение основных причин его ухудшения     

– разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия, в соответствии с выявленными недостатками в системе управления организацией.     

Объектом  исследования являются: производственные функции, производственная структура, производственные кадры, средства труда, предметы труда и методы организации производственного процесса на ОАО «Ижевский механический завод», которое выпускает гражданское и служебное оружие, электроинструмент, упаковочное оборудование, нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, точное стальное литье     Предметом исследования являются система социально-психологических методов управления персоналом в данной организации.     

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных  и зарубежных авторов в области  кадрового    менеджмента, общего менеджмента, мотивационного менеджмента, психологии управления, общей психологии, социальной психологии.     

Структура курсовой работы включает: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы социально  – психологических методов управления на предприятии

 

    1.  Общая характеристика методов управления. Понятие и классификация методов управления

Для успешной работы организации (предприятия) в условиях становления  рыночных отношений в первую очередь  следует активизировать социальную активность каждого работника - инициативность, творческую целенаправленность, самодисциплину. Этого можно достичь, управляя интересами и через интересы. Осуществлению  этого общего удовлетворения способствуют социальные и психологические методы управления, которые обеспечивают реальные условия для перехода функционирования организации в современных условиях. Цель этих методов управления - изучать  и использовать законы психической  деятельности работников для оптимизации  психических явлений и процессов  в интересах общества и каждой личности. В этом объекту управления помогают социальные методы управления.

Метод управления - это метод  воздействия субъекта управления на объект управления по практическому  осуществлению стратегических и  тактических целей системы управления. Система управления представляет собой  совокупность научных подходов, функций  и методов управления, целевой, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистем. Целью системы управления является достижение конкурентоспособности  выпускаемой продукции, выполняемой  услуги, организации и так далее  на внешнем или внутреннем рынках.

Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково  высоким уровнем качества выполнять  все функции управления, начиная  со стратегического анализа и  кончая регулированием. Эти функции  должны выполняться с применением  научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.

Множественность методов  управления и разные подходы к  их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут  более эффективны при решении  конкретных управленческих задач. Тенденция  к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путём классификации  по определённым критериям.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов  управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и др.)

Содержание - это специфика  приёмов и способов воздействия.

Организационная форма - воздействие  на конкретно сложившуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и  создание стимулирующих условий) воздействие.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания (комбинации). Следует отметить, что в экономической  литературе нет единого толкования содержания, объекта воздействия  и классификации методов управления.

Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости  от их содержания, направленности и  организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое  и социальное воздействие на управляемую  систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.

В настоящее время в  научной литературе раскрываются и  на практике применяются три группы методов управления: административные (организационные или организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические. Эти группы методов управления чаще всего рассматриваются как дополняющие  друг друга. Экономические вопросы неправомерно рассматривать в отрыве от социальных и, наоборот, социальные - в отрыве от экономических и правовых вопросов.

Нас интересуют, в первую очередь социально-психологические  методы управления персоналом. Поэтому  рассмотрим следующие их вариации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Социологические методы управления

К социологическим методам  управления относятся: методы управления социально-массовыми процессами; методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами; методы управления индивидуально-личностным поведением.

Методом управления социально-массовыми  процессами являются, например, регулирование  движения кадров, плановая подготовка и распределение кадров, закрепление  кадров, повышение престижа профессий  и др.

К методам управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами относятся  социальное планирование развития коллектива, методы повышения социальной и групповой  активности, преемственность славных  традиций и др. Благоприятный социально-психологический  климат, творческая активность работников формируются в коллективе с помощью  таких социальных методов, как пропаганда и внедрение положительного опыта, новаторство, наставничество и др.

К социологическим методам  управления индивидуально-личностным поведением относятся: создание благоприятных  условий труда для работников (оптимальная степень загруженности, ритмичность, наличие элементов  творчества в труде и др.); формирование оптимальной системы управления (организационной структуры, видов  контроля, наличие соответствующих  должностных инструкций и др.); надлежащая постановка воспитательной работы; создание благоприятного психологического климата  в коллективе; сложившиеся традиции и др. Начальник, наряду с высокой  требовательностью к подчиненным, обязан: создавать необходимые условия  для труда, отдыха и повышения  квалификации подчиненных; воспитывать  у подчиненных чувство ответственности  за выполнение служебных обязанностей; обеспечивать гласность и объективность  в оценке служебной деятельности подчиненных; уважать честь и  достоинство подчиненных; не допускать  протекционизма в работе с личным составом, преследования сотрудников по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности.

Применение социологических  методов управления может быть эффективным  только в том случае, когда имеется  полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные  тенденции в развитии коллектива.

Изучение коллектива производится с помощью сбора и анализа  социальной информации, которая представляет собой совокупность сведений о составе, потребностях и интересах работников, характере взаимоотношений, восприимчивости  форм и методов стимулирования активности в коллективе. Сбор информации производится с помощью социологических исследований.

При проведении социологических  исследований используется определенный набор технических средств и  приемов, форм сбора и обработки  социальной информации о том или  ином коллективе - объекте управления. Такими приемами являются: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, личных планов сотрудников, протоколы совещаний и собраний, личных дел, писем и предложений граждан, периодической печати и др.), наблюдения; самонаблюдения, эксперименты и некоторые другие.

Информация, полученная в  ходе социологического исследования, может быть использована для выявления  степени влияния того или иного  социального фактора на деятельность коллектива или его отдельных  личностей и групп. На основе информации могут быть сделаны выводы и внесены  предложения об изменении практики управления.

Информация о работе Совершенствование социально-психологических методов управления