Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ОАО «Ижевский механический завод». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
– проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе ОАО «Ижевский механический завод» и определение основных причин его ухудшения
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Общая характеристика методов управления. Понятие и классификация методов управления
1.2. Социологические методы управления
1.3. Психологические методы управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ОАО «ИЖЕВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Оценка эффективности работы предприятия
2.3. Исследование социально-психологических факторов управления на предприятии ОАО «Ижевский механический завод»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Развитие системы социального и психологического планирования
3.2. Совершенствование организационной культуры
3.3. Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива
Тема: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ОАО «ИЖЕВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Оценка эффективности работы предприятия
2.3. Исследование социально-психологических факторов управления на предприятии ОАО «Ижевский механический завод»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Развитие системы социального и психологического планирования
3.2. Совершенствование организационной культуры
3.3. Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Успешная деятельность любого предприятия зависит не только от квалификации персонала, но и от умелого использования кадров, эффективности управления ими.
Управление персоналом - отнюдь не новая наука, но вместе с тем в нашей стране ей долгое время не уделялось должного внимания. К сожалению, российский бизнес с самого начала своего существования взял ориентацию на краткосрочную прибыль при минимуме затрат. Исходя из этой установки, вложения в человеческий капитал, долгосрочные по определению, рассматривались как нечто неординарное. Немало способствовало формированию этого мнения и безграничность российского рынка рабочей силы.
Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% – от умения работать с людьми. Японские социологи утверждают, что от настроения, желания человека работать и от того, какая морально-психологическая обстановка в коллективе, производительность труда примерно в 1,5 раза может увеличиться или в несколько раз уменьшиться.
Если управление человеческим коллективом
происходит стихийно, без учета социально-
Таким образом, необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, в связи с чем, тема курсовой работы представляется достаточно актуальной.
Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ОАО «Ижевский механический завод». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
– проведение комплексного анализа
состояния социально –
– разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию социально – психологических методов управления коллективом предприятия, в соответствии с выявленными недостатками в системе управления организацией.
Объектом исследования являются: производственные функции, производственная структура, производственные кадры, средства труда, предметы труда и методы организации производственного процесса на ОАО «Ижевский механический завод», которое выпускает гражданское и служебное оружие, электроинструмент, упаковочное оборудование, нефтегазовое оборудование, медицинскую технику, точное стальное литье Предметом исследования являются система социально-психологических методов управления персоналом в данной организации.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных авторов в области кадрового менеджмента, общего менеджмента, мотивационного менеджмента, психологии управления, общей психологии, социальной психологии.
Структура курсовой работы включает: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально
– психологических методов
Для успешной работы организации
(предприятия) в условиях становления
рыночных отношений в первую очередь
следует активизировать социальную
активность каждого работника - инициативность,
творческую целенаправленность, самодисциплину.
Этого можно достичь, управляя интересами
и через интересы. Осуществлению
этого общего удовлетворения способствуют
социальные и психологические методы
управления, которые обеспечивают реальные
условия для перехода функционирования
организации в современных
Метод управления - это метод
воздействия субъекта управления на
объект управления по практическому
осуществлению стратегических и
тактических целей системы
Для достижения конечной цели субъект управления должен с одинаково высоким уровнем качества выполнять все функции управления, начиная со стратегического анализа и кончая регулированием. Эти функции должны выполняться с применением научных подходов и наиболее подходящих для данной ситуации методов управления.
Множественность методов управления и разные подходы к их классификации усложняют задачу выбора тех из них, которые будут более эффективны при решении конкретных управленческих задач. Тенденция к росту числа и разнообразия методов управления требует упорядочения всей их совокупности путём классификации по определённым критериям.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и др.)
Содержание - это специфика приёмов и способов воздействия.
Организационная форма - воздействие
на конкретно сложившуюся
В практике управления, как
правило, одновременно применяют различные
методы и их сочетания (комбинации).
Следует отметить, что в экономической
литературе нет единого толкования
содержания, объекта воздействия
и классификации методов
Одни авторы классифицируют методы управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает, по сути, административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему. Другие характеризуют их по способам и приемам воздействия. Так или иначе, но все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
В настоящее время в
научной литературе раскрываются и
на практике применяются три группы
методов управления: административные
(организационные или
Нас интересуют, в первую
очередь социально-
1.2 Социологические методы управления
К социологическим методам
управления относятся: методы управления
социально-массовыми
Методом управления социально-массовыми процессами являются, например, регулирование движения кадров, плановая подготовка и распределение кадров, закрепление кадров, повышение престижа профессий и др.
К методам управления коллективами,
органами, группами, внутригрупповыми
явлениями и процессами относятся
социальное планирование развития коллектива,
методы повышения социальной и групповой
активности, преемственность славных
традиций и др. Благоприятный социально-
К социологическим методам
управления индивидуально-личностным
поведением относятся: создание благоприятных
условий труда для работников
(оптимальная степень
Применение социологических методов управления может быть эффективным только в том случае, когда имеется полная и достоверная информация о происходящих в коллективе процессах. Важно знать состав коллектива, интересы, склонности и поступки работников, причины многих явлений, мотивы поведения, положительные и отрицательные тенденции в развитии коллектива.
Изучение коллектива производится
с помощью сбора и анализа
социальной информации, которая представляет
собой совокупность сведений о составе,
потребностях и интересах работников,
характере взаимоотношений, восприимчивости
форм и методов стимулирования активности
в коллективе. Сбор информации производится
с помощью социологических
При проведении социологических исследований используется определенный набор технических средств и приемов, форм сбора и обработки социальной информации о том или ином коллективе - объекте управления. Такими приемами являются: интервьюирование, анкетирование, изучение документов (планов работы, личных планов сотрудников, протоколы совещаний и собраний, личных дел, писем и предложений граждан, периодической печати и др.), наблюдения; самонаблюдения, эксперименты и некоторые другие.
Информация, полученная в ходе социологического исследования, может быть использована для выявления степени влияния того или иного социального фактора на деятельность коллектива или его отдельных личностей и групп. На основе информации могут быть сделаны выводы и внесены предложения об изменении практики управления.
Информация о работе Совершенствование социально-психологических методов управления