Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель работы – разработка путей совершенствования социально-психологических методов управления персоналом в современных условиях на примере ОАО «Ижевский механический завод». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
– изучение теоретических основ и современных тенденций социально-психологических методов управления и их роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
– проведение комплексного анализа состояния социально – психологического климата в коллективе ОАО «Ижевский механический завод» и определение основных причин его ухудшения
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Общая характеристика методов управления. Понятие и классификация методов управления
1.2. Социологические методы управления
1.3. Психологические методы управления
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НА ОАО «ИЖЕВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Оценка эффективности работы предприятия
2.3. Исследование социально-психологических факторов управления на предприятии ОАО «Ижевский механический завод»
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Развитие системы социального и психологического планирования
3.2. Совершенствование организационной культуры
3.3. Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива
2.2. Оценка эффективности работы предприятия.
Основными экономическими показателями для ФГУП «ИМЗ» будут следующие характеристики: 1. Объем реализованной продукции, работ, услуг (тыс. руб). 2. Себестоимость реализованной продукции (тыс. руб). 3. Уровень затрат на 1 рубль реализованной продукции, услуг:, где z - уровень затрат на 1 рубль реализованной продукции, услуг СС - себестоимость реализованной продукции ВР - выручка от реализации. 4. Валовая прибыль (тыс. руб.) - разность между выручкой и прямыми производственными затратами по реализованной продукции: ВП = ВР - СС, где ВП - валовая прибыль. 5. Прибыль от продаж (тыс. руб). ЧП = ВП - КР, где ЧП - прибыль от продаж КР - коммерческие расходы. 6. Выручка от продажи товаров на экспорт (тыс. руб). 7. Доля выручки от экспорта товаров, работ, услуг в общем объеме продаж. 8. Рентабельность продаж (%): Рпр = ВП/ВР, где Рпр - рентабельность продаж ВП - валовая прибыль. 9. Рентабельность производства показывает результативность использования активов предприятия(%), где Rпр - рентабельность производства ВБ - валюта баланс. 10. Рентабельность продукции показывает долю прибыли, полученной с единицы средств, вложенных в себестоимость продукции(%), где Rпрод - рентабельность продукции. 11. Среднесписочная численность ППР (чел). 13. Среднемесячная заработная плата (руб). 14. Производительность труда (тыс. руб./чел):, где ПТ - производительность труда ССЧ - среднесписочная численность. 15. Фондоотдача. 16. Оборачиваемость оборотных средств и длительность оборота оборотных средств (дни). Для анализа выбраны сопоставимые периоды (9 месяцев каждого года).
Динамика основных экономических показателей ОАО «ИМЗ».
Наименование показателя |
ед. изм. |
3кв.2010 |
3 кв. 2011 |
3 кв. 2012 |
||||
абс. знач |
абс. знач |
% к 2010 |
абс. знач |
% к 2010 |
% к 2011 |
|||
Выручка |
тыс. руб. |
261222 |
393396 |
150,6 |
479013 |
183,37 |
121,76 |
|
Себестоимость проданных товаров, работ, услуг |
тыс. руб. |
231357 |
315511 |
136,37 |
417132 |
180,3 |
132,21 |
|
Уровень затрат на 1 рубль реализованной продукции |
0,89 |
0,8 |
89,89 |
0,87 |
97,75 |
108,75 |
||
Прибыль от продаж |
тыс. руб. |
28065 |
75154 |
267,79 |
58962 |
210,09 |
78,45 |
|
Выручка от продажи товаров, работ, услуг на экспорт |
тыс. руб. |
8080 |
33628 |
416,19 |
101979 |
1262,12 |
303,26 |
|
Доля выручки от экспорта товаров, работ, услуг в общем объеме продаж |
% |
8 |
8,5 |
0,5 |
21 |
13 |
12,5 |
|
Рентабельность продаж |
% |
10,74 |
19,10 |
8,36 |
12,31 |
1,57 |
-6,79 |
|
Рентабельность производства |
% |
3,45 |
8,13 |
4,68 |
6,13 |
2,68 |
-2 |
|
Рентабельность продукции |
% |
12,91 |
24,69 |
11,78 |
14,83 |
1,92 |
-9,86 |
|
Среднесписочная численность работников |
чел |
933 |
940 |
100,75 |
940 |
100,75 |
100 |
|
Среднемесячная заработная плата |
руб |
7 154 |
8 741 |
122,18 |
10 372 |
144,98 |
118,66 |
|
Производительность труда |
тыс. руб/ чел |
282,4 |
419 |
148,37 |
509,6 |
180,45 |
121,62 |
|
Фондоотдача |
0,57 |
0,5 |
87,72 |
0,7 |
122,46 |
139,6 |
||
Оборачиваемость оборотных средств |
0,97 |
1,32 |
136,08 |
1,36 |
140,21 |
103,03 |
||
Длительность оборота оборотных активов |
дни |
278,35 |
204,87 |
73,6 |
198,16 |
71,19 |
96,72 |
|
Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:
1. Выручка имеет стойкую
тенденцию к росту, однако в
2012 году темп роста несколько
снизился (на 28,84 процентных пункта).
По сравнению с 2010 годом объем
реализации вырос на 83,37%, т.е. за
2 года увеличился, грубо говоря,
почти вдвое. Такие темпы
2.3. Исследование социально-
Социально-психологический климат рассматривается как суммарный эффект от воздействия многих факторов на персонал. Он проявляется в мотивации труда, общении работников, их межличностных и групповых связях.
В структуре социально-психологического климата коллектива на ОАО «ИМЗ» взаимодействует три основных компонента: морально-психологическая совместимость работников, их деловой настрой и социальный оптимизм. Эти составляющие касаются социальных аспектов личности, которые во многом определяют ее стремление к полезной деятельности, творческой работы, сотрудничества с другими.
Через отношение работников к общему делу и взаимоотношения социально-психологическая атмосфера выдвигает на первый план такие мотивы, которые не менее действенны, чем материальное вознаграждение и экономическая выгода.
В основе успеха в работе предприятия - доверие к человеку. Руководитель ведет к успеху каждого. Говоря о возможности умение интегрировать усилия членов коллектива для достижения успеха, невозможно обойти роль объединяющих лозунгов и ценностей. Соблюдение единых нравственных ценностей является необходимым условием успешного функционирования производства.
ОАО «ИМЗ» серьезно относиться к формированию системы своих ценностей. Эти ценности способствуют тому, что каждый работник коллектива чувствует себя членом одной семьи, ценности которые важны для каждого. Более того, наличие четко сформулированных основных ценностей, которых придерживаются все сотрудники, способствуют формированию не только чувство принадлежности к организации, но и гордость за нее.
Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностей и интересов работника, на более полную реализацию трудового потенциала.
При создании благоприятного социально-психологического климата предприятие обращает внимание на возрастание роли социальной информации, под которой понимают совокупность правовой, социологической, социально-психологической и педагогической осознанности руководителей организаций и работников служб управления, которая будет способствовать целенаправленному влиянию на процессы, протекающие в трудовом коллективе, и воспитанию сотрудников.
Учет социально-психологических факторов позволяет создавать действенный, эффективный механизм управления.
Также для эффективной
работы на ОАО «ИМЗ» происходит замена
старой техники на новую это приводит
к увеличению персонала. Состав работников
завода молодеет, увеличивается число
сотрудников от 20 до 30 лет. В то же время
увеличивается число работников с высшим
образованием, значительно сокращается
количество работников со средним и неполным
средним образованием (как правило это
люди старше 50 лет, которые имеют большой
стаж, но низкую квалификацию). Распределение
сотрудников по стажу также говорит об
обновлении коллектива. Предприятие создает
условия для обучения, повышения квалификации,
поэтому определенную часть молодых работников
составляют студенты вузов, которые проходят
здесь практику, а потом устраиваются
на работу.
С каждым годом на предприятии
сокращается текучесть кадров, т.к.
повышается заработная плата.
Также предоставляются
Виды стимулирования труда, используемые на ОАО «ИМЗ»
Форма стимулирования |
Основное содержание |
Заработная плата (номинальная) |
Оплата труда работника, включая основную (сдельную, повременную, окладную) и дополнительную (премии, надбавки за профмастерство, доплата за условия труда, совместительство, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничные дни, за сверхурочную работу, за руководство бригадой, оплата или компенсация за отпуск и т.д.) заработную плату. |
Заработная плата (реальная) |
Обеспечение реальной заработной платы путем: повышения тарифных ставок в соответствии с установленным государством минимумом, введение компенсационных выплат, индексации заработной платы в соответствии с инфляцией. |
Стимулирование регулирующее поведение работника на основе выражения общественного признания |
Вручение грамот. |
Оплата транспортных расходов или обслуживание собственным транспортом |
Выделение средств
на: оплату транспортных расходов;
приобретение транспорта: - с полным
обслуживанием (транспорт с водителем)
– с частичным обслуживанием
лиц, связанных с частыми |
Организация питания |
Выделение средств на организацию питания на фирме; выплата субсидий на питание |
Стипендиальные программы |
Выделение средств на образование (покрытие расходов на образование на стороне). |
Программы обучения персонала |
Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения). Оплата получения дополнительного образования, организация обучения. |
Программы медицинского обслуживания |
Выделение средств на эти цели |
Программы, связанные с воспитанием и обучением детей |
Выделение средств на организацию дошкольного и школьного воспитания детей, внуков сотрудников предприятия |
Страхование жизни |
Страхование жизни работника за счет средств предприятия и, за символическое отчисление членов его семьи. За счет средств, удерживаемых из доходов работника, при несчастном случае выплачивается сумма равная годовому доходу работника; при несчастном случае, связанном со смертельным исходом, выплачиваемая сумма удваивается. |
Программа выплат по временной нетрудоспособности |
За счет средств удерживаемых из доходов работника, при несчастном случае выплачиваемая сумма , равная годовому доходу работника. |
Медицинское страхование |
Как самих работников, так и членов их семей |
Отчисления в пенсионный фонд такой |
Альтернативный государственному фонд дополнительного пенсионного обеспечения может быть как на самом предприятии, так и по договору с каким-либо фондом на стороне. |
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ
3.1. Развитие системы
социального и
Социально-психологические
методы управления основаны на использовании
социального механизма
обеспечивать должные условия проживания, оздоровления, повышения квалификации, образовательного и культурного уровня своих членов;
производить членам хозяйства доплаты, установленные пенсиями, пособиями, материнскую помощь, организовать общественное питание.
Наряду с планированием
развития экономики хозяйства важна
разработка социальных планов, предусматривающих
создание работниками не только необходимых
условий труда и отдыха, но и
хорошей психологической
Психологическое планирование составляет новое направление в работе с персоналом по формированию эффективного психологического состояния коллектива организации. Психологическое планирование предполагает постановку целей развития и критериев эффективности, разработку психологических нормативов, методов планирования и психологического климата и достижения конечных результатов. К наиболее важным результатам психологического планирования следует отнести:
Информация о работе Совершенствование социально-психологических методов управления