Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприятия городского хозяйства ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современное состояние предприятий городского хозяйства ЖКХ, вызванное не только неудовлетворительным состоянием отрасли в целом, но и сопутствующими проблемами, включая финансовый кризис, отразившийся на российской экономике в целом и на отрасли ЖКХ в отдельности, может быть признано не отвечающим требованиям существующей ситуации развития экономики и задачам жилищно-коммунального комплекса.
Цель исследования. Определение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ ООО «Управляющая компания «Ваш дом».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Исследование финансовых ресурсов в условиях
трансформации экономики…………………………………………6
1.1. Экономическое исследование финансовых ресурсов…………………6
1.2. Формирование рыночных механизмов………………………………..18
1.3. Финансовые механизмы жилищно-коммунального хозяйства………24
1.4. Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли…………...30
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
жилищно-коммунального хозяйства………………………………33
2.1. Основные технико-экономические показатели работы……………….33
2.2. Финансовый анализ деятельности………………………………………37
2.3. Особенности функционирования в рыночном механизме.
Расчет эффективности……………………………………………………39
2.4. Оценка финансовой устойчивости предприятия………………………41
Глава III. Основные направления совершенствования
экономических механизмов……………………………………….45
3.1. Разработка стратегии развития…………………………………………45
3.2. Совершенствования управления дебиторской задолженностью…….49
3.3. Факторы усовершенствования управления финансовыми
ресурсами предприятия…………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………59
Библиография…………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприят.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

где: Al, A2, A3 —  все виды оборотных активов;

Ol, O2 — все  виды текущих обязательств;

В процессе анализа оборачиваемости активов устанавливается, насколько быстро средства, вложенные в активы, оборачиваются в процессе деятельности предприятия. Для проведения анализа оборачиваемости активов используются следующие основные финансовые коэффициенты:

- коэффициент оборачиваемости всех используемых активов (КОА). Он определяется по формуле:

где: ПП — объем  продажи продукции (товаров, услуг);

Аср — средняя  стоимость используемых активов.

Средняя стоимость  используемых активов рассчитывается при этом за тот же период, что  и объем продажи. Для расчета  средней стоимости активов (А) используется следующая формула:

где: An — сумма активов в n-периоде;

n — число периодов (кварталов, месяцев).

- коэффициент оборачиваемости оборотных активов (КООА). Он рассчитывается по формуле:

где: ОАср —  средняя сумма оборотных активов;

- продолжительность оборота используемых активов (ПОА). Для расчета этого показателя используется формула:

где: ПД — число  дней в периоде;

КОА — коэффициент  оборачиваемости всех используемых активов;

продолжительность оборота оборотных активов (ПООА). Она определяется по формуле:

Коэффициенты  оборачиваемости и продолжительности оборота могут быть рассчитаны и по отдельным видам оборотных активов (денежным средствам, товарно-материальным запасам и т. п.).

Что касается анализа  прибыли и рентабельности, то рентабельность – это относительный показатель, который отображает степень прибыльности экономической деятельности предприятия. Во время анализа рентабельности предприятия исследуются как текущие уровни рентабельности, так и динамика их изменения.

Рентабельным  называют такое предприятие, которое  имеет прибыль, а значит, имеет положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным.

Показатели  рентабельности предприятия очень  важны при комплексном анализе  его деятельности. На основании анализа  рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.

Рентабельность  дает понятие об отношении между  полученным результатом и использованными  ресурсами, а значит и об эффективности  деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.

Основные показатели рентабельности это [8]:

Общая рентабельность производства (рентабельность предприятия, рентабельность фондов, Return on Assets, ROA) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине активов.

,

 

где ROA – рентабельность активов;

Income – чаще  всего чистая прибыль;

Assets – средняя  за год величина всех активов предприятия.

Рентабельность собственного капитала (Return of Equity, ROE) – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала.

,

где ROE – рентабельность активов;

Net Income – чистая прибыль;

Equity – средняя  за год величина всех активов  предприятия.

Рентабельность основных средств и других внеоборотных активов - отношение операционной прибыли к среднегодовой величине основных средств  и других внеоборотных активов.

,

где К – рентабельность основных средств;

EBIT – операционная прибыль;

Fixed Assets – средняя за  год величина всех основных  средств предприятия.

Рентабельность инвестированного капитала (Return on Invested Capital ROIC) - отношение операционной прибыли за вычетом скорректированных налогов к среднегодовой величине инвестированного капитала.

,

где ROIC – рентабельность инвестированного капитала;

NOPAT – операционная  прибыль за вычетом скорректированных  налогов;

Invested Capital –  инвестированный капитал.

Рентабельность перманентного  капитала – отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала и долгосрочных займов.

, где

 
К - Рентабельность перманентного капитала.

Рентабельность суммарных  активов (ROTA, Return on Total Assets) – отношение EBIT к  среднегодовой величине активов.

,

где ROTA – рентабельность суммарных активов;

EBIT – прибыль  за вычетом налогов и процентов  (операционная прибыль);

Assets – активы  предприятия.

Рентабельность чистых активов (RONA) — отношение прибыли к  среднегодовой величине внеоборотных активов и чистого оборотного капитала.

,

где RONA – рентабельность чистых активов;

Net Income – чистая  прибыль;

Fixed Assets – основные  средства;

Net Working Capital – чистый оборотный капитал.

Рентабельность активов  бизнеса (ROBA) — отношение EBIT к среднегодовой величине требований к оборотному капиталу плюс основных средств.

,

где ROBA – рентабельность активов бизнеса;

EBIT– операционная  прибыль;

Fixed Assets – основные  средства;

Working Capital Requirement – требования к оборотному  капиталу.

Показатели  рентабельности в зависимости от параметра в знаменателе делятся  на два вида: рентабельность предприятия и рентабельность продукции. В формуле рентабельности предприятия в знаменателе находятся статьи баланса (активов или пассивов), а в формуле рентабельности продукции — себестоимость или выручка.

Во время  анализа рентабельности предприятия  обращают внимание не только на значения отдельных показателей и их изменения, но и сравнивают их между собой. Например, рост ROBA при снижении ROTA может сигнализировать о чрезмерной дебиторской задолженности, неоправданных количествах свободных денежных средств и/или затоваренности склада.

Конечный финансовый результат  деятельности предприятия, балансовая прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации товарной продукции (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от прочей реализации, доходов и расходов от внереализационных операций.

Формализованный расчет балансовой прибыли [44]:

 

РБ = ± РР ± РПР ± РВН,

где 
РБ - балансовая прибыль или убыток; 
РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг); 
РПР - результат от прочей реализации; 
РВН - результат (доходы и расходы) от внереализационных операций.

Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются также показателями выручки (валового дохода) от реализации продукции, величиной налога на добавленную стоимость.

Выручка от реализации продукции свидетельствует о  завершении производственного цикла  предприятия, возврате авансированных на производство средств предприятия  в денежную наличность и начале нового витка в обороте средств. После  вычета из выручки от реализации продукции суммы налога на добавленную стоимость и акцизов, а также затрат на производство реализованной продукции получим чистый результат (прибыль или убыток) от реализации. Прибыль от реализации может быть рассчитана по формуле [45]:

 

РР = NP- SP- PД,

где 
РР - результат от реализации товарной продукции (работ, услуг);

NP - выручка (валовый доход) от реализации продукции;

SP - затраты на производство реализованной продукции;

PД - налог на добавленную стоимость и акцизы.

Для того чтобы проанализировать структуру затрат предприятия, применяют вертикальный, горизонтальный и трендовый анализ. С помощью вертикального анализа определяют структуру затрат, то есть рассчитывают удельный вес каждой статьи затрат в общей сумме затрат предприятия и выделяют наиболее весомые статьи. Так, не стоит ожидать значительной экономии в результате сокращения статьи затрат, составляющей 1% от всех расходов предприятия.

На основании вертикального анализа составляют диаграммы затрат с указанием доли каждой статьи в общих затратах компании.

В основе горизонтального анализа лежит сравнение каждой позиции по статьям затрат отчетности с предшествующим периодом (месяц, квартал, год), то есть определяют отклонения показателей отчетного или планируемого периода от предшествующего. После проведения вертикального и горизонтального анализа следует проанализировать тенденции изменения статей затрат, то есть провести трендовый анализ. Он позволяет определить возможные значения показателей в будущем, то есть спрогнозировать значения различных показателей (объем выручки, размер затрат и т.д.) при условии сохранения сложившейся динамики.

Сравнительный анализ основан на сопоставлении наиболее значимых показателей компании с аналогичными показателями конкурентов или со среднеотраслевыми показателями. Он позволяет сделать выводы о конкурентоспособности предприятия, а также о наличии резервов снижения затрат. Отметим, что в условиях рынка довольно сложно получить данные о деятельности конкурентов, необходимые для проведения сравнительного анализа [8].

Анализ структуры  затрат и сравнительный анализ позволяют определить направления для оптимизации затрат. Для принятия конкретных управленческих решений используется методика выявления и анализа «носителей» затрат.

 «Носители» затрат – это те факторы и причины, которые оказывают непосредственное влияние на сумму затрат по той или иной статье. Все «носители» затрат можно условно разделить на три группы: конструкция производимого товара (что вы производите), технология производства (как вы производите и реализуете), управление производством (как вы управляете компанией).

Для анализа  «носителей» затрат используют диагностические. Они могут разрабатываться как  менеджерами, ответственными за разработку мероприятий по снижению затрат, так и сторонними консультантами. Анкетирование проводится среди сотрудников предприятия. Каждое структурное подразделение должно отвечать на те вопросы, решение которых находится в его компетенции [8].

Показатели  финансовых результатов характеризуют  абсолютную эффективность хозяйствования предприятия.

 

 

1.2. Формирование  рыночного механизма.

В условиях формирования рыночного механизма хозяйствования на первое место в изучении происходящих социально-экономических явлений выдвигаются такие характеристики финансового положения производственного формирования, как рыночная устойчивость, платежеспособность, (способность покрыть заимствованные средства), ликвидность (способность оплачивать задолженность), оборачиваемость дебиторской задолженности, рентабельность активов, рентабельность уставного фонда и др.

За основу изучения эффективности производственной деятельности предприятий целесообразно принять  известные экономико-статистические модели зависимости показателей  объема выпускаемой продукции (валовой  или товарной), фондоотдачи, материалоотдачи, производительности труда от определяющих их динамику факторов.

Основная задача любого субъекта экономики – доказать перспективность и состоятельность  своего бизнеса, добиться выгодных условий  кредитования деятельности и, конечно, получать прибыль. Но реальная прибыльность предприятия определяется не только успехами непосредственно его функционирования, но и успехом или риском его деловых связей с поставщиками, потребителями и инвесторами [16].

Характеристика  надежности и стабильности развития предприятия должна содержать:

 – информацию  о производственной деятельности  и финансовом положении как  всего объекта изучения, так и  его структурных подразделений;

 – данные  о динамике анализируемых показателей  за ретроспективный период (не менее двух лет) с учетом его дробления на субпериоды (кварталы, месяцы) [40].

Однако до сегодняшнего дня большинство пользователей  информации о развитии предприятия  оказываются в затруднении при  оформлении бизнес-контрактов вследствие того, что способны манипулировать интересующими их показателями лишь в двух измерениях по времени: на начало и конец отчетного периода, – и без учета влияния структурных подразделений по иерархии в целом. При этом, если для производителя (собственника, акционера) интерес представляют прибыльность вложенного капитала и уровень риска его потери, то для кредитора, инвестора, поставщика – оценка вероятности возврата заемных средств, возможности производителя своевременно оплачивать поставленное ему сырье и услуги, а для менеджера наиболее важен анализ эффективности использования ресурсов производства [44].

Необходимость сравнительного комплексного анализа  двух групп показателей (производственных и финансовых) хозяйственной деятельности экономической совокупности (в частности предприятия) обусловлена возможностью различных ситуаций в ее развитии, например:

1) финансовые  и производственные полезные  результаты деятельности экономической  совокупности имеют устойчивую  тенденцию к росту, то есть  субъектам рыночных отношений  гарантировано взаимовыгодное сотрудничество с риском меньшей степени;

2) финансовые  показатели растут, а результаты  производственной деятельности  либо снижаются, либо остаются  на уровне базисного периода,  соответственно увеличивается риск  в выборе партнера по бизнесу;

3) финансовые  показатели снижаются или стабилизируются  в течение отчетного периода  при увеличении полезных результатов  производственной деятельности совокупности;

4) значения всех  рассматриваемых показателей хозяйственной  деятельности объекта изучения снижаются, в этом случае и потребители, и поставщики, и инвесторы могут совсем отказаться от заключения договоров с производителем [44].

Для многих жестко детерминированных взаимосвязей экономико-статистических показателей невозможно установить очередность воздействия факторов на результативный показатель единственно возможным образом (согласно правилу, принятому в статистической литературе). Поэтому, в подобного рода случаях обоснование применения того или иного метода ДФА может быть осуществлено только исходя из положенных в основу интегральных методов реальных закономерностей развития факторов.

Информация о работе Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприятия городского хозяйства ЖКХ