Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприятия городского хозяйства ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 13:37, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Современное состояние предприятий городского хозяйства ЖКХ, вызванное не только неудовлетворительным состоянием отрасли в целом, но и сопутствующими проблемами, включая финансовый кризис, отразившийся на российской экономике в целом и на отрасли ЖКХ в отдельности, может быть признано не отвечающим требованиям существующей ситуации развития экономики и задачам жилищно-коммунального комплекса.
Цель исследования. Определение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия ЖКХ ООО «Управляющая компания «Ваш дом».

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Исследование финансовых ресурсов в условиях
трансформации экономики…………………………………………6
1.1. Экономическое исследование финансовых ресурсов…………………6
1.2. Формирование рыночных механизмов………………………………..18
1.3. Финансовые механизмы жилищно-коммунального хозяйства………24
1.4. Перспективы развития жилищно-коммунальной отрасли…………...30
Глава II. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
жилищно-коммунального хозяйства………………………………33
2.1. Основные технико-экономические показатели работы……………….33
2.2. Финансовый анализ деятельности………………………………………37
2.3. Особенности функционирования в рыночном механизме.
Расчет эффективности……………………………………………………39
2.4. Оценка финансовой устойчивости предприятия………………………41
Глава III. Основные направления совершенствования
экономических механизмов……………………………………….45
3.1. Разработка стратегии развития…………………………………………45
3.2. Совершенствования управления дебиторской задолженностью…….49
3.3. Факторы усовершенствования управления финансовыми
ресурсами предприятия…………………………………………………53
Заключение……………………………………………………………………59
Библиография…………………………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприят.doc

— 674.00 Кб (Скачать файл)

2. производитель – поставщик жилищно-коммунальных услуг (предприятия электроснабжения, теплоснабжения, водоканала, ремонтно-эксплуатационные, транспортные предприятия и т.д.);

3. потребитель жилищно-коммунальных услуг (население, предприятия и организации);

4. заказчик жилищно-коммунальных услуг (Управляющая компания, ТСЖ, ЖСК и др.);

5. прочие  подрядчики (сервисные, научно-проектные и прочие организации) [16].

Оптимальная схема  управления жилищно-коммунальным хозяйством будет создана тогда, когда будет  осуществлено повсеместное разделение ответственности:

1. собственника - за содержание своего имущества, определение целей управления им и источников финансирования поставленных целей;

2. заказчика (Управляющая компания) - за планирование и организацию работ, обеспечивающих реализацию поставленных целей;

3. производителей-поставщиков жилищно-коммунальных услуг – за количество и качество исполнения работ и услуг, заказанных Заказчиком [24].

Формирование  в перспективе конкурентного  бизнеса по управлению жилищно-коммунальным хозяйством является важным фактором для оптимизации затрат на производство жилищно-коммунальных услуг и повышения эффективности использования финансовых ресурсов в данной сфере. Организация профессионального управления жилищно-коммунальным хозяйством в ближайшие 2-3 года должна обеспечить улучшение состояния ЖКХ, а в дальнейшем привести к уменьшению стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Совершенствование управления, демонополизация деятельности  и развитие конкурентной среды, развитие внутрихозяйственного расчета, арендного, коллективного и других форм подряда в жилищно-коммунальных предприятиях, создание системы малого предпринимательства в жилищной сфере, являющейся наиболее важной из конкурентных видов деятельности, возможно на основе создания многоуровневой модели управления содержанием и технической эксплуатацией жилого фонда [28].

На муниципальном  уровне предпочтительно создание четырехуровневой (для  крупных  муниципальных образований) или трехуровневой (для малых  муниципальных образований) систем управления содержанием и ремонтом жилого фонда.

 

3.2. Совершенствование  управления дебиторской задолженностью.

Тяжелое финансовое положение, постоянный рост дебиторской  задолженности предприятий ЖКХ  свидетельствуют о том, что контролю расчетов с поставщиками, подрядчиками, а также с потребителями в настоящее время не уделяется достаточного внимания. Эффективность организации контроля расчетов с контрагентами зависит от правильной постановки задач, решаемых бухгалтерской службой хозяйствующих субъектов. В диссертационном исследовании в качестве основных задач контроля расчетов с контрагентами выделены следующие:

1. снижение дебиторской  задолженности, определение реальности и обоснованности числящихся на балансе сумм как причитающихся предприятию, так и подлежащих исполнению обязательств в пользу других юридических и физических лиц;

2. соблюдение  правил платежной дисциплины, обоснованности  применяемых цен, тарифов и  обеспечение сохранности средств  в расчетах;

3. своевременное  погашение долгов во избежание  штрафных санкций и в целях бесперебойного обеспечения топливом и вспомогательными материалами, а также взыскание в судебном порядке просроченных и неуплаченных сумм задолженности;

4. обоснованность  списания дебиторской и кредиторской  задолженности [19].

Организация контроля расчетов с контрагентами требует осуществления предварительного, текущего и последующего этапов контроля, каждому из которых присущи свои методические приемы, такие как органолептические, расчетно-аналитические и документальные. Применение различных механизмов контроля расчетов с контрагентами, используемых в других отраслях, нецелесообразно, поскольку они не учитывают особенностей и специфики расчетов на предприятиях ЖКХ.

Выявление отраслевых особенностей позволяет определить реализацию методических подходов к контролю расчетов с контрагентами через алгоритмы контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками, потребителями (по выделенным категориям) с разработкой контрольных точек, показателей и форм внутренней отчетности. Такая информация является частью или приложением к учетной политике на отчетный год.

В настоящее  время порядок обслуживания жилищного  фонда и предоставления коммунальных услуг зависит от выбора собственником  на общем собрании той или иной формы управления. Согласно п.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление может осуществляться в нескольких формах:

1. непосредственное  управление собственниками помещений  в многоквартирном доме;

2. управление  ТСЖ и ЖСК или иным специализированным  потребительским кооперативом;

3. управление управляющей организацией [32].

Основой организации  качественного синтетического и  аналитического учета расчетов с  населением является структура платы  за жилое помещение и коммунальные услуги, которая зависит от формы  собственности на жилищный фонд.  Услуги предоставляются на основании договоров социального найма, энергоснабжения и договора на техническое обслуживание жилого помещения.

Действующим планом счетов для отражения расчетов с  покупателями и заказчиками предусмотрен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Помимо этого для расчетов с населением на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства допускается использование счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Анализ существующей практики применения этих счетов показал излишнюю их загруженность и потерю прозрачности данных бухгалтерского учета, ослабление контроля за их состоянием, вызванное различиями в порядке расчетов за услуги с юридическими лицами и с населением. Это позволило сделать вывод о необходимости обобщения и группировки информации по расчетам с населением и её обособления в бухгалтерском учете в рамках предложенного счета 65 «Расчеты с населением за ЖКУ».

 

Таблица 12. Обоснование необходимости введения

  счета  «Расчеты с населением  за ЖКУ»

 

Проблемы ( с учетом отраслевой специфики ЖКХ)

 

Ожидаемый эффект

  • Расчеты с населением не полностью соответствуют экономическому содержанию операций, отражаемых на счете 62. Если юридические лица заключают договор энергоснабжения, являясь при этом и покупателями  и потребителями, то население может получать услуги через ТСЖ, ЖСК, управляющую организацию, от балансодержателя жилищного фонда (наниматели), не являясь прямым покупателем, но будучи конечным потребителем данных услуг.
  • По данной категории потребителей существует особый порядок расчетов, не предусматривающий предварительной оплаты получаемых в течение месяца ЖКУ. Фактически при наличии скрытой задолженности населения, связанной с непрерывным предоставлением услуг и последующей их оплатой, предприятия ЖКХ оказывают эти услуги в кредит. Данный факт в совокупности с трудоемким процессом определения фактической цены реализации (связанным с расчетом и предоставлением населению льгот и субсидий и дальнейшим предъявлением образовавшихся «выпадающих доходов» к возмещению из бюджета), и большим удельным весом задолженности населения (в т.ч. просроченной) требует дополнительного контроля.
  • Обособление в учете и отчетности категории расчетов с потребителями (населением), которая занимает достаточно большой удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности и является наиболее сложной для взыскания;
  • Разгрузка счета 62 или счета 76, используемых для этих целей в настоящее время;
  • Обеспечение контроля правильности начисления платы за ЖКУ, расчета и предоставления льгот и субсидий, формирования информации о связанных с этим выпадающих доходах

Обобщение и  группировку информации по счету 65 рекомендуется вести в аналитическом  учете по видам услуг, оказываемых  населению. Нами предложена схема отражения  в бухгалтерском учете расчетов с населением.

Оплата услуг населением сопряжена с наличием льгот и субсидий, которые представляют собой выпадающие доходы предприятий ЖКХ. Указанные доходы, возмещаемые за счет средств бюджета, не отражаются в составе дебиторской задолженности, а признаются внереализационными доходами при условии их фактического получения по окончании отчетного периода. Кроме того, данные бюджетные ассигнования имеют особый порядок налогообложения по НДС и требуют контроля за правильностью их исчисления и своевременного предъявления к возмещению. Отсутствие информации о суммах начисленных льгот и субсидий на счетах бухгалтерского учета, сложность их исчисления, большое количество лицевых счетов приводят к необходимости разработки и практического применения формы расчетно-аналитического регистра. Такой регистр может найти применение как на многоотраслевых предприятиях ЖКХ, самостоятельно занимающихся расчетами за оказанные услуги, так и в специализированных организациях, созданных для начисления, предъявления и сбора платежей с населения за ЖКУ (центры жилищных расчетов и субсидий). Центры жилищных расчетов, появившиеся в ходе реформы ЖКХ, обеспечивают своевременное предъявление счетов потребителям, осуществляют сбор средств и взыскание возникающей задолженности согласно условиям заключенных агентских договоров. С учетом особенностей формирования выручки от услуг, предоставленных по агентским договорам, даны рекомендации по отражению в учете расчетов с населением за ЖКУ через такие центры [30].

Применение  регистра позволит получать информацию об объеме предоставленных ЖКУ, суммах начисленных льгот и субсидий, сформировать фактическую цену реализации услуг и рассчитать объем выпадающих доходов, возмещение которых за счет средств бюджета приведет к увеличению внереализационных доходов. Информация, сгруппированная и обобщенная по соответствующим признакам в предлагаемом регистре, может быть раскрыта в пояснительной записке к финансовой отчетности. Это позволит дать представление пользователям о размере возможных доходов предприятия (в том числе внереализационных).

3.3. Факторы  усовершенствования управления  финансовыми ресурсами предприятия.

Дефицит собственных  инвестиционных ресурсов коммунальных предприятий заставляет их изыскивать возможности привлечения частного капитала в проекты ЖКХ, участие которого может проявляться в замене государственных предприятий частными компаниями, или кооперации государственного и частного сектора – смешанного партнерства. Среди основных преимуществ смешанного партнерства по сравнению со схемами государственного рынка услуг можно выделить: лучшую интеграцию между фазами проектирования, строительства и эксплуатации объекта при условии проведения тендера, новаторскую концепцию, современные инженерные решения и эффективное управление, акцент на качество обслуживания клиентов, лучшее использование капитала и другие.

В целом процесс  совершенствования системы формирования финансовых ресурсов ЖКХ может осуществляться по следующим направлениям:

- расширение источников финансирования,

- совершенствование нормативной базы, тарифной политики, налогообложения, межбюджетных отношений, кредитной политики;

- оценка активов ЖКХ,

- повышение уровня образования кадров,

- совершенствование системы управления,

- контроль за целевым распределением и использованием финансовых ресурсов;

- совершенствование механизма планирования, распределения финансовых ресурсов и др [15].

Кроме того, в  дальнейшем развитии и совершенствовании  нуждаются:

- методики определения размера городского бюджета на капитальный ремонт многоквартирных домов, дифференцированных в зависимости от технического состояния зданий, готовности вкладывать собственные средства;

- методики расчета отчислений собственников жилья на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов с учетом механизмов самофинансирования, привлечения средств городского бюджета;

- рекомендации по планированию финансовых средств на техническое обслуживание и ремонт жилищного фонда в зависимости от срока эксплуатации зданий, материала стен, этажности и других факторов;

- положение о контроле соответствующими органами власти за деятельностью управляющих организаций и товариществ собственников жилья;

- методики определения уровня управляемости для объединения товариществ собственников жилья и управляющих организаций в зависимости от размеров придомовых территорий, эксплуатационных площадей;

- методики расчета предельных размеров придомовых территорий и другие аспекты [25].

Для оздоровления финансов коммунальных предприятий  необходимо  решить проблему накопленной  дебиторской и кредиторской задолженности посредством ее реструктуризации.

Очевидна необходимость  совершенствования тарифного регулирования  в коммунальном хозяйстве в связи  с рассмотрением тарифов на жилищно-коммунальные услуги в качестве регулятора экономических преобразований в отрасли.

На данном этапе  реформирования тарифообразование  существует в отрыве от реальных условий  финансирования предприятий, качества предоставляемых услуг и потребительских  предпочтений. Такая ситуация приводит к тому, что коммунальные предприятия, в большинстве своем являющиеся монополистами, имеют возможность практически бесконтрольно использовать ресурсы и устанавливать объемы услуг, предоставляемых потребителям. Кроме того, формирование тарифа на основе фактических затрат за предшествующий период и использование устаревших, не отвечающих современным требованиям норм и нормативов, не только не стимулирует, но и делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов, поскольку величина тарифа не соответствует реальным затратам предприятий и не обеспечивает его необходимого производственного потенциала [11].

Серьезной проблемой  является то, что тарифы на коммунальные услуги не подразделяются на постоянную, не зависящую от количества потребленных услуг, и переменную, находящуюся  в прямой зависимости от этого части. При традиционном «одноставочном» тарифе («себестоимость + рентабельность») сокращение объемов потребления материального носителя услуги ведет к снижению как переменной, так и постоянной части расходов, и как следствие – уменьшение финансирования работ по замене изношенных основных фондов, проведению текущего и капитального ремонтов, реконструкции и модернизации.

В этом случае для  решения локальных задач коммунальных предприятий, таких как экономия топлива, сохранение контингента потребителей, целесообразно использовать двуставочные тарифы с выделением постоянной и переменной частей. Введение двуставочных тарифов позволит снизить сезонные колебания в платежах, уменьшит оборотные средства данных предприятий, повысит их финансовую устойчивость. Кроме того, введение двуставочных тарифов в водоснабжении стимулирует потребителей к установке приборов учета потребленной воды и экономному ее расходованию, так как позволяет при рациональном потреблении услуг и исправности подводящих устройств уменьшить платежи при достаточно высоком несубсидируемом тарифе за единицу услуг [9].

Информация о работе Совершенствование финансово-хозяйственной деятельности предприятия городского хозяйства ЖКХ