Совершенствования деятельности кредитных союзов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 06:50, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является систематизация знаний об организации и развитии кредитных союзов в РФ.
Задачами, поставленными при написании курсовой работы, являются:
– рассмотреть теоретические основы функционирования кредитных союзов;
– оценить деятельность кредитных кооперативов, рассмотреть проблемы и перспективы их развития в кредитной системе РФ;
– обозначить мероприятия, направленные на совершенствование деятельности кредитных союзов в РФ.

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы функционирования кредитных союзов 5
1.1 Сущность кредитных союзов и их экономическая основа 5
1.2 Отличия кредитных союзов от банков, других финансовых организаций и организации взаимопомощи 9
1.3 Понятие кредитной системы и место кредитных союзов в ней 12
2 Оценка деятельности кредитных кооперативов, проблемы и перспективы их развития в кредитной системе РФ 16
2.1 Тенденции развития кредитных кооперативов в России 16
2.2 Анализ деятельности кредитных кооперативов в РФ 19
2.3 Оценка роли кредитных кооперативов в финансовой системе РФ 25
3 Мероприятия, направленные на совершенствование деятельности кредитных союзов в РФ 30
Заключение 34
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

Кредитные союзы.docx

— 100.54 Кб (Скачать файл)

Новый этап в развитии кредитного движения в России начался с принятия 18 июля 2009 года ФЗ-№ 190 «О кредитной кооперации», который определил правовые, экономические и организационные основы создания и деятельности кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных потребительских кооперативов.

С июня 2011 года Министерство финансов РФ начало ведение реестров кредитных потребительских кооперативов.

В августе 2011 года были зарегистрированы первые саморегулируемые организации кредитных кооперативов, целью которых явилось регулирование деятельности кредитных кооперативов, определение стандартов и контроль за их исполнением.

С октября 2011 года контроль за деятельностью кредитных кооперативов перешел к Федеральной службе по фондовым рынкам.

В октябре 2011 года был зарегистрирован Национальный союз кредитных потребительских кооперативов и их объединений «Лига кредитных союзов» - результат объединения двух национальных организаций: Лиги кредитных союзов и Национального союза некоммерческих организаций финансовой взаимопомощи.

Как свидетельствует международный опыт, одним из направлений решения проблемы удовлетворения спроса на финансовые услуги может стать развитие системы некредитных организаций, прежде всего кредитных кооперативов. В некоторых странах финансовыми кооперативами предоставляются до 80% микрофинансовых услуг.

Кредитные кооперативы занимают особое место в финансовой системе страны - они созданы и функционируют на демократических принципах взаимопомощи, ориентированы в своей деятельности, прежде всего на обеспечение доступа к финансовым услугам там, где другие финансовые институты работают неэффективно, вследствие высоких удельных затрат на выполнение операций с мелкими вкладами и заемщиками (жители малых городов, сельских и отдаленных регионов, личные подсобные хозяйства, малое предпринимательство, малообеспеченные слои населения и т.п.). Кредитные кооперативы по своей природе стремятся к увеличению местного и общего благосостояния, поскольку они принадлежат своим пайщикам. Кредитные кооперативы выполняют задачу финансирования реального сектора экономики, а также важную социальную роль, прежде всего в регионах, удаленных от основных финансовых центров, - создание рабочих мест, борьба с бедностью (повышение платежеспособного спроса), обучение ведению бизнеса. Кредитные кооперативы стимулируют безработных и малообеспеченных людей, получающих пособия за счет государства, к открытию собственного дела, что не только снижает социальные обязательства бюджета, но и увеличивает налоговые поступления от частного бизнеса и субъектов финансового рынка. Еще одним системным эффектом деятельности кредитной кооперации является снижение уровня теневого и ростовщического капитала, содействие повышению прозрачности и формированию кредитной истории у микропредприятий, что по мере роста размеров бизнеса упрощает привлечение финансирования на фондовом рынке и долгосрочных кредитов в банках. Имеет место и стабилизирующая макроэкономическая функция кредитных кооперативов - формирование конкурентной среды на рынке финансовых услуг путем создания предпосылок для снижения цен и воздействие в качестве антимонопольного и антиинфляционного фактора.

Деятельность кредитной кооперации имеет прямое отношение к формированию среднего класса в России, что относится к числу фундаментальных процессов в трансформации российской экономики. В рыночной экономике средний класс - основной налогоплательщик, от его положения зависит инвестиционная, а значит, экономическая активность, наполнение государственного бюджета, реализация государственных социальных программ. Средний класс является основным потребителем произведенной продукции, обеспечивая функционирование всего хозяйственного оборота. Вектор стратегического развития России во многом будет определяться тем, как будут решены социальные проблемы в обществе, в том числе проблема формирования среднего класса.

Движение кредитной кооперации это система кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, их союзов (ассоциаций) и иных объединений, направленных на обеспечение экономического и социального благосостояния своих членов.

Цель новой концепции развития, представленной правительством - определить принципиальные цели, направления и задачи движения кредитной кооперации для обеспечения эффективного развития и функционирования ее системы на период 2012-2016 годы, а также механизмы и этапы ее реализации.

Заказчиками подготовки концепции являются Лига кредитных союзов России, саморегулируемые организации кредитных потребительских кооперативов (НП «Кооперативные финансы», НП «Народные кассы - Союзсберзайм», НП «Национальное объединение кредитных кооперативов», НП «Губернское кредитное содружество», НП «Центральное кредитное объединение»).

Анализируя перспективы развития кредитной кооперации в РФ можно сделать вывод о том, что, исходя из действий правительства и саморегулируемых организаций в этой сфере, можно ожидать экстенсивное распространение этого вида финансовых институтов по всей стране. Качество оказываемый услуг сегодня уже вышло на уровень банковских, если же условия кредитования также трансформируются в пользу заемщиков, то можно ожидать концептуальных перемен в области кредитования.

 

 

 

3 Мероприятия, направленные  на совершенствование деятельности  кредитных союзов в РФ

 

Для совершенствования деятельности кредитных союзов государству и управляющим кооперативами следует применить следующие мероприятия:

· В первую очередь, ориентироваться на привлечение депозитов. Кредитные союзы с такой ориентацией обычно сильнее и работают дольше, поскольку вкладчики наиболее заинтересованы в финансовом процветании своего кооператива.

· Оказывать техническую помощь в усовершенствовании сберегательных продуктов и информационных систем.

· Инвестировать в развитие потенциала, а не предоставлять внешние фонды для кредитования. Если внешнее финансирование предоставляется для финансирования займов, оно должно быть незначительным по сравнению с базой сбережений кредитного кооператива.

· Стимулировать передовые методы управления. Даже если закон не предусматривает соответствующих стандартов управления, настаивать на том, чтобы они были одним из условий предоставления донорской поддержки. Обучать директоров стандартам управления, а также мониторингу и инструментам бизнес планирования.

· Поддерживать кредитные союзы, стремящиеся осваивать новые методы достижения малоимущих клиентов. Доноры могут оказывать техническую поддержку, чтобы помочь кредитным союзам лучше понять потребности членов, и разрабатывать кредитные, сберегательные, платежные услуги, услуги денежных переводов, соответствующие потребностям менее обеспеченных клиентов. Подобные усилия, вероятнее всего, принесут успех в финансово благополучных кооперативах.

· Рассматривать финансовые стандарты как основу внутреннего руководства и внешнего надзора. Для выполнения своей миссии - предоставления членам высококачественных услуг - кредитные союзы должны вести разумный финансовый бизнес. Кооперативы, не придерживающиеся финансовых стандартов, ставят под угрозу сбережения, заработанные тяжким трудом их членов.

· Поддерживать компетентный и независимый внешний надзор за кредитными союзами со стороны банковских органов, где это представляется возможным. Органы банковского надзора могут выражать оправданное беспокойство в отношении чрезмерной нагрузки. Некоторые кредитные союзы настолько малы, что доступный и эффективный надзор невозможен. Но мелкие кредитные союзы не следует закрывать просто по той причине, что банковские органы не могут контролировать их. Членов неконтролируемых кредитных союзов следует проинформировать, что их кооперативы не подлежат надзору.

· Предоставлять ресурсы кредитным союзам, стремящимся применять передовые стандарты и процедуры, вместо того, чтобы финансировать все кооперативы в стране.

Но уже сегодня в рамках помощи развитию малого предпринимательства правительством РФ проводятся специализированные программы. Программы принимаются, как правило, на два или четыре года. Основные задачи этих программ:

  • совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность потребительских союзов, их союзов и ассоциаций;
  • развитие системы финансово-кредитной поддержки потребительских союзов;
  • развитие информационно-консультационного обслуживания малых форм хозяйствования, обучение жителей, связанное с созданием и деятельностью потребительских союзов;
  • кооперация малых форм хозяйствования для оказания услуг населению по производству и сбыту этой продукции, материально-техническому снабжению;
  • распространение опыта применения организационных, финансовых и других технологий создания и деятельности потребительских союзов, накопленного как в данном регионе, так и в других регионах России, а также в зарубежных странах;
  • содействие привлечению инвестиций на формирование фонда финансовой взаимопомощи в кредитных потребительских кооперативах;
  • разработка и совершенствование системы самоуправления в потребительских кооперативах, поддержка инициативных групп жителей;
  • повышение эффективности деятельности областных и муниципальных органов власти и органов местного самоуправления по отработке механизма создания и деятельности потребительских союзов;
  • мониторинг хода выполнения и достигнутых результатов программы.

Государственная поддержка союзов, предусмотренная в программах, также включает:

  • выделение бюджетных субвенций на формирование стартового капитала союзов первого и второго уровней и создание регионального фонда гарантий и поддержки;
  • выделение бюджетных субсидий на возмещение процентных ставок по краткосрочным и долгосрочным займам в кредитных кооперативах;
  • субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках потребительскими кооперативами;
  • субсидирование части затрат, связанных с уплатой комиссии по договорам поручительства в обеспечение кредитов и займов, привлекаемых сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
  • создание гарантийных (залоговых) фондов, что способствует распределению рисков между федеральными и региональными государственными структурами или их агентами, потребительскими кооперативами и банками-кредиторами;
  • выделение гарантий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований потребительским кооперативам первого и второго уровней;
  • предоставление финансовой помощи вновь создаваемым кооперативам при осуществлении организационных расходов (аренда офисов, приобретение оргтехники, оплата консультантов и т.п.);
  • предоставление вновь создаваемым и действующим кооперативам целевых долгосрочных бюджетных кредитов;
  • обеспечение участия сельскохозяйственных потребительских союзов в получении техники и оборудования по лизингу;
  • передачу в собственность или в долгосрочную аренду с правом выкупа земельных участков для производственных нужд, не используемое производственное и иное государственное, региональное и муниципальное имущество и др. В программах декларируются разнообразные меры по предоставлению обеспечения по кредитам, привлекаемым малыми формами хозяйствования, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

Так, по оперативной информации Минсельхоза на конец 2012 г. в шести субъектах Российской Федерации уже созданы залоговые фонды. Это Липецкая, Архангельская и Томская области, Кабардино-Балкарская Республика. В Тамбовской области залоговые фонды созданы на уровне муниципальных образований, а в Республике Мордовия в залог предоставляется имущество казны. В 19 субъектах Российской Федерации, в том числе в Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Кемеровской и других областях, предусмотрено предоставление гарантий. В Омской области создан Фонд поддержки кредитных потребительских союзов, а в Амурской - Агентство кредитных гарантий.

Однако сложилось впечатление, что пока большинство намеченных в программах целей и механизмов остается нереализованным, так как до респондентов конкретная помощь доходит не всегда. 
Заключение

 

В ходе исследования были изучены аспекты формирования и становления кооперативного сегмента кредитования финансовой системы Российской Федерации. На основе рассмотренных данных, можно сделать вывод о том, что рынок кредитных кооперативов находится только в начальной стадии - большинство населения рассматривает этот способ финансирования своих проектов, как менее эффективный и выгодный, а соответственно и безопасный.

Тем не менее, развитие кредитных кооперативов с каждым годом набирает новые обороты. Большинство кредитных кооперативов в России сегодня связано с агарной деятельностью. Это вызвано нераспространенностью банковских кредитных институтов в зонах сельского хозяйства и спецификой отрасли. Поэтому большинство кредитных кооперативов России находится в Южном Федеральном округе, где распространена аграрная индустрия.

Таким образом, по итогам изучения и оценки материалов о деятельности кредитных кооперативов была достигнута цель исследования, а именно систематизация знаний об организации развитии кредитных кооперативов в РФ, так как были приведены соответствующие данные о практическом функционировании и организации работы кредитных кооперативов на основе принципов их существования и нормативных актов, регулирующих их деятельность.

Также были рассмотрены принципы и специфические аспекты государственного регулирования. Вместе с этим проведен анализ текущего состояния рынка кредитной кооперации на основе данных из официальных источников статистики.

Вместе с этим были выявлены проблемы развития отрасли и названы рекомендации и государственные мероприятия, направленные на совершенствование этой деятельности. 
Список использованных источников

 

  1. Ассоциация кредитных союзов [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.aks-altai.ru
  2. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник 491с.; C.446-452
  3. Банковская система России. Настольная книга банкира. В 3 т. - М.: ДеКА. - Кн.2.
  4. Банковское дело: Учебник / Под ред. проф. В.И. Колесникова, проф. Л.П. Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  5. Вороновская О.Е. Схемы гарантирования кредитов малым предприятиям: модели и опыт / О.Е. Вороновская. - М.: ЦЭМИ РАН, 2011. - 73 с.
  6. Зборовская E. Кооперативы вместо банков 28.02.2014. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.dp.ru
  7. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты / Л.Т. Ибадова. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 272 с.
  8. Концепция развития кредитной кооперации Российской Федерации на период 2012-2016 гг. ред.19.03.2014
  9. Кредитные потребительские кооперативы граждан в кредитной системе Российской Федерации.11.03.2014. Журнал Финансы и кредит, №43, 2013
  10. Лебедев А. Кредитная кооперация в поисках путей развития. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.gaap.ru
  11. Ленская Е.В. Для кредитных потребительских кооперативов граждан: Учеб. пособие. - М.: Издательство «Права человека», 2012
  12. Найденова Р.И. Развитие малых форм хозяйствования на селе в рамках реализации приоритетных национальных проектов // Фундаментальные исследования. - 2009. - № 1 - С.79-80
  13. Палаткин И.В. Формирование региональной системы потребительской кооперации и её государственная поддержка в условиях реализации государственных и муниципальных программ-Пенза, 2011. -186с.
  14. Птичкина Е.М. Создаем кредитный потребительский кооператив по новым требованиям. Казанский Юридический Центр.04.02.2014 [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.5188888.ru
  15. Развитие финансово-кредитного механизма функционирования кредитных кооперативов. Международный бухгалтерский учёт, №7, 27.09.2013
  16. Современная концепция финансовой безопасности кредитных кооперативов в России 2010. Аудит и финансовый анализ, №1, 2010
  17. Сотрудничество со сберегательно-кредитными кооперативами. № 25, август 2012. Содействие повышению эффективности работы доноров в микрофинансировании.
  18. Табурчак, П.П. Экономика предприятия / под ред. проф.П. П. Табурчака, В.М. Тушина. - 3-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 320 с.
  19. Управление кредитной организацией. Иванов А. [Электронный ресурс]: Режим доступа: www.zanimaem.ru
  20. Федеральный закон «О кредитных потребительских кооперативах граждан». в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ
  21. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 117-ФЗ «О кредитных потребительских кооперативах граждан»
  22. Федеральный закон Российской Федерации от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ «О кредитной кооперации»
  23. Хунгуреева И.П., Унгаева И.Ю. Основы денежного обращения, финансов и кредита: Учебное пособие. - Улан-Удэ, Издво ВСГТУ, 2006. - 337 с.
  24. Янбых Р.Г. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК»: направления, механизмы и риски реализации (по итогам мониторинга проекта 2006 года) - научные труды ВИАПИ им.А. А. Никонова, выпуск 20, 2007. - С.255-281.

Информация о работе Совершенствования деятельности кредитных союзов в РФ