Совокупный спрос и специфика его формирования в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 10:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение совокупного спроса и специфики его формирования в экономике России.
Реализация поставленной цели означает необходимость постановки и решения следующих задач:
- раскрытие теоретико-методологических основ концепции совокупного спроса на основе теории Дж. Кейнса и определение места совокупного спроса в неокейнсианских концепциях экономического роста народнохозяйственной системы;
- обоснование роли совокупного спроса в экономической политике обеспечения устойчивого роста национального хозяйства;
- выявление перспектив управления совокупным спросом

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ
СОВОКУПНОГО СПРОСА……………………………………….………….6

Понятие совокупного спроса и кривая совокупного спроса…………..6

Неценовые факторы совокупного спроса……………………….….……10

2 ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА В УСЛОВИЯХ
КРИЗИСА………………………………………………….………………..….17

2.1 Потребительский спрос…………………………………………………….19

2.2 Инвестиционный спрос……………………………………………….……25

2.3 Чистый экспорт ……………………………………………………….……27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..32

Вложенные файлы: 1 файл

Совокупный спрос и специфика его формирования в экономике.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ

    СОВОКУПНОГО СПРОСА……………………………………….………….6

 

    1.  Понятие совокупного спроса и кривая совокупного спроса…………..6

 

    1. Неценовые факторы совокупного спроса……………………….….……10

 

2 ФОРМИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА В УСЛОВИЯХ

   КРИЗИСА………………………………………………….………………..….17

 

2.1  Потребительский спрос…………………………………………………….19

 

2.2  Инвестиционный спрос……………………………………………….……25

 

2.3  Чистый экспорт ……………………………………………………….……27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..32

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Одним из ключевых вопросов экономической  теории и целью экономической  политики любого государства является макроэкономическое равновесие, одна из составляющих которого представлена совокупным спросом. Особую важность указанная проблема приобретает в настоящее время в связи с усилением неравномерности в уровнях развития национальных хозяйств и регионов мира, а следовательно, с нарастающей неустойчивостью мировой экономики как целостной системы. Известно, что любая система может быть устойчивой во времени, если она в достаточной мере равновесна, то есть ее элементы сбалансированы, взаимоувязаны и развиваются, не мешая друг другу. Только такая система может нормально функционировать и существовать длительное время. Это справедливо и для макроэкономических систем, которые имеют определенные механизмы регуляции как внешней - со стороны государства, так и внутренней - рыночной саморегуляции. Макроэкономическое равновесие не достигается стихийно и имеет специфические законы и условия.

Актуальность темы заключается в том, что современный этап развития российской экономической науки и практики свидетельствует об острой потребности в разработке стратегии устойчивого роста национального хозяйственного комплекса с учетом его возможностей адаптации к условиям посткризисного развития. И в качестве функции значимого стимулятора экономического роста национальной экономики механизм формирования и реализации совокупного спроса представляется весьма перспективным. По динамике его параметров можно прогнозировать конъюнктурные тенденции в экономике, а анализ взаимосвязей совокупного спроса с совокупным предложением способен раскрыть объективные характеристики макроэкономического равновесия. Регулирование же макроэкономики, особенно в период её рыночно-трансформационных преобразований невозможно без теоретического и практического овладения концепцией совокупного спроса.

Цель работы – изучение совокупного спроса и специфики его формирования в экономике России.

Реализация поставленной цели означает необходимость постановки и решения  следующих задач:

- раскрытие теоретико-методологических основ концепции совокупного спроса на основе теории Дж. Кейнса и определение места совокупного спроса в неокейнсианских концепциях экономического роста народнохозяйственной системы;

- обоснование роли совокупного  спроса в экономической политике  обеспечения устойчивого роста  национального хозяйства;

- выявление перспектив управления  совокупным спросом

Объектом исследования данной работы является совокупный спрос.

Предметом исследования выступают инструменты государственной поддержки совокупного спроса.

Теоретико-методологическую основу работы составили теоретические положения основных направлений современной экономической мысли: кейнсианства - о структуре и факторах формирования совокупного спроса и механизме регулирования его величины в краткосрочном периоде; неокейнсианства - о ведущей роли инвестиционного спроса как фактора экономического роста национального хозяйства и стимулировании высокого уровня частных инвестиций и государственных капиталовложений посредством бюджетно-налоговой политики в долгосрочном периоде; монетаризма - о важности опосредованного регулирования макроэкономических процессов преимущественно мерами денежно-кредитной политики; посткейнсианства - о неустойчивости экономического роста и необходимости комплексного использования бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики; теории переходной экономики - о системном характере деформированности механизма функционирования рынка.

В процессе предпринятого исследования в рамках диалектического и системного подходов использовалась совокупность современных методов - структурного, функционального, сравнительного и монографического, реализованы принципы единства исторического и логического, взаимосвязи конкретного и абстрактного, диалектики общего и особенного.

Анализ изученных источников и литературы. При выполнении курсовой работы использовалась литература: учебник «Экономика» под редакцией Архипова А.И. и коллектива авторов, где представлены  позиции новейшего видения научных проблем экономической теории; учебное пособие под редакцией Луссе А. «Микроэкономика: ключевые вопросы», где лаконично и доступно изложены основные вопросы макроэкономики, в том числе и совокупного спроса; научное издание «Государство и экономика» под редакцией Зельднера А.Г и группы авторов, где формирование совокупного спроса представлено как метод государственного воздействия на экономику; учебник «Основы современной экономики» под редакцией Козырева, где рассматриваются основные вопросы современной экономической науки, узловые вопросы социального развития современной России; статьи из экономических журналов «Экономика и жизнь», «Экономист», где рассматривается социально-экономическое развитие России, пути выхода страны из экономического кризиса, в том числе с помощью увеличения внутреннего и внешнего совокупного спроса. В дополнение к учебной литературе использованы материалы сайта Государственной статистики России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОСТАВЛЯЮЩИЕ

  СОВОКУПНОГО СПРОСА

 

 

1. 1 Понятие совокупного спроса и кривая совокупного спроса

 

 

Совокупный спрос  (AD) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают1:

-  спрос домохозяйств - потребительский спрос (С);

-  спрос фирм - инвестиционный спрос (I);

- спрос со  стороны государства - государственные закупки товаров и услуг (G);

-  спрос иностранного сектора — чистый экспорт (Xn).

Поэтому формула  совокупного спроса имеет вид

                                   AD = C + I + G + Xn.                                           (1.1)

Она похожа на формулу  подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, то есть величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен.

Величина совокупного  спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, то есть тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и в соответствии с рисунком 1 графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон.

                                   Р


                               Р1                              А


 

                               Р1                                                   В


 

 

                                                                                    AD



                                              Y1     Y2                                 

Рисунок 1 - Кривая совокупного спроса2

Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает величину совокупных расходов всех макроэкономических агентов при каждом возможном уровне цен.

На графике рисунка 1 по оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска - реальный ВВП - Y (величина совокупного спроса), измеряемый в денежных единицах (в долларах, рублях), то есть это стоимостной показатель, а по оси ординат - общий уровень цен Р (дефлятор ВВП), измеряемый в относительных величинах (долях единицы). При более высоком уровне цен (Р1) величина совокупного спроса (Y1) будет меньше (точка А), чем при более низком уровне цен (Р2), которому соответствует величина совокупного спроса (Y2) (точка В), а рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других.

Кривая совокупного  спроса (кривая AD) не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса, так как она отражает соотношение совокупных величин. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые - остаются без изменения.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, то есть эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

- эффектом реального богатства, или эффектом реальных денежных запасов - эффектом Лигу (названным в честь известного английского экономиста), который ввел в научный оборот понятие "реальные денежные запасы". Под реальным богатством, или реальными денежными запасами, понимают отношение номинального финансового богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р) и представляющего собой реальную покупательную способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги (денежные финансовые активы) и ценные бумаги (неденежные финансовые активы с фиксированной номинальной стоимостью - акции и облигации).

 Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен (Р) повышается, покупательная способность номинального богатства (М) (то есть величина реальных денежных запасов - реального финансового богатства М/Р) падает. Это означает, что на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребительские расходы (С), а поскольку потребительский спрос является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки:3

               Р ↑   =>    М /Р ↓ =>   С  ↓    =>    AD ↓

- эффектом процентной ставки или эффектом Кейнса.

Он состоит  в следующем: если уровень цен  (Р) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги (МD), так как людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, при неизменной величине предложения денег возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет "цена" денег (цена кредита), то есть ставка процента (R). Рост ставки процента может быть также объяснен следующим образом: когда людям нужно больше наличных денег, они могут начать продавать ценные бумаги; рост предложения акций и облигаций приведет к снижению их цен, а цена ценной бумаги находится в обратной зависимости от ставки процента, поэтому ставка процента повысится4.

Удорожание кредита, который в первую очередь берут  фирмы для покупки инвестиционных товаров, ведет к сокращению величины инвестиционного спроса (I), являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается. Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки

                          P ↑  => MD => R↑ => I ↓ => AD ↓

Кроме того, рост ставки процента сокращает  и потребительские расходы, поскольку кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса;

- эффектом импортных закупок, или эффектом чистого экспорта - эффектом Манделла - Флеминга. Он заключается в следующем: если уровень цен (Р) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт (Ех) сокращается. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (Im) увеличивается. В результате чистый экспорт (Хn) сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса (AD) уменьшается. Эффект Манделла - Флеминга может быть представлен логической цепочкой

                      Р ↑ => Ex ↓, Im ↑ => Xn ↓ => AD ↓

Таким образом, зависимость между  уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон.

Эти три эффекта показывают воздействие  ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD.

Информация о работе Совокупный спрос и специфика его формирования в экономике