Современная экономика США и ее проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:54, реферат

Краткое описание

Уже в начале 20 века США выделились как самая мощная в политическом и экономическом плане страна. После второй мировой войны к этому добавилось и военное доминирование. С распадом СССР, США остались единственной сверхдержавой. И, несмотря на то что экономическая составляющая их лидерства уже не столь внушительна как прежде, на пороге нового тысячелетия американская экономика является главной стабилизатором и локомотивом мировой экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Современная экономика США и ее проблемы.docx

— 56.16 Кб (Скачать файл)

 Учитывая  это, ФРС приходится время от  времени понижать процентные  ставки для первоочередных заемщиков  с целью стабилизации производства. В целом снижение процента  помогает росту инвестиций и  производства.

 

 Социальная  политика и система социального  обеспечения

 

 Как отмечалось  выше, в 70-х годах проявился,  в 80-х интенсивно продолжался  перевод американской государственной  политики на рельсы консервативного направления. При этом резко сократились темпы роста социальных расходов государства, их доля в ВНП сначала стабилизировалась, а затем и несколько понизилась. Ряд программ был ликвидирован или серьезно урезан. Изменился сам подход и правящих кругов, и достаточно широких общественных слоев к таким ключевым проблемам, как цели и задачи социальной политики, возможности и пределы государственного вмешательства в эту сферу, выбор между социальной справедливость. И экономической эффективностью.

 Администрация  Рейгана в принципе отвергала  идею, что государственная политика  призвана обеспечивать больше  равенства и социальной справедливости. Консерваторы настаивали на формуле:  “Либо равномерное распределение  бедности, либо неравномерное распределение  богатства”. И тем не менее перемены оказались менее радикальными, чем ожидалось: не произошло тотального демонтажа социальных программ; расходы на социальные нужды в конце 80-х составляли половину федерального бюджета и 60% - бюджетов штатов и местных органов управления.

 Социальное  обеспечение в США представляет  собой сложную систему различных  выплат, пособий, дотаций. Система  социальных расходов образует  прочную

 “страховочную  сеть”, защищающую интересы населения  в случае потери работы, трудоспособности, кормильца. Свыше 80 млн. американских  граждан регулярно получают пособия  по программам государственного  социального страхования и вспомоществования,  объем которых в 1997 г. впервые  превысил рубеж в 1 трлн. долл. Во второй половине 90-х годов  уровень бедности в США достиг  самой низкой отметки за всю  историю.

 Согласно  оценкам, на “человеческий каптал”  приходится примерно 3/4 национального  богатства США. Капиталовложения  в человеческий фактор стали  главной причиной уверенного  экономического развития страны  в конце 20 в.

 Экономическое  содержание так называемого социального  контракта – стимулирование роста  национального богатства страны.

 На здравоохранение  американцы тратят 14, на образование  – 7.6, на науку –

2.6% ВВП(для сравнение Россия – только 3%, 4.5% и 0.5% соответственно).

 При Клинтоне  осуществлена реформа расходов  на социальное обеспечение, которая  положила предел их росту. Главный  упор реформы был сделан на  переориентацию с программ помощи  на повышение конкурентоспособности  ее получателей на рынке труда.  В 1997 г. вступил в силу закон,  предусматривающий обязательное  участие реципиентов в трудовой  деятельности

(не менее  20 часов в неделю). Обсуждаются  возможности повышения пенсионного  возраста, увеличения взносов на  пенсионное страхование, увеличение  трудового стажа, необходимого  для получения пенсии.

 В стране  исторически сложились 2 независимые  ветви соцобеспечения – государственная  и частная. Причем между бизнесом  и государством установилось  своеобразное распределение функций.  Государство в большей степени  отвечает за поддержание минимального  уровня помощи и ее широкую  доступность. Бизнес во многих  случаях предоставляет социальные  услуги

(пенсии, пособия  и т.д.) в более высоком объеме  и лучшего качества: они, как  правило, увязаны с программами  социально развития, которые имеют  почти все компании.

 Особняком  стоит программа страхования  по безработице, финансирование  и управление который осуществляется совместно правительство и правительствами штатов. Функциональные обязанности двух уровней власти распределены следующим образом: выделение финансовых средств в основном контролируется федеральным правительством, а управление программами и механизм ее реализации находится в ведение штатов.

 В целом  социальная помощь осуществляется  по трем основным каналам

- государственному  социальному страхованию (выплаты  по линии общей федеральной  программы, пенсий по старости, инвалидности, на случай смерти  кормильца, медицинской помощи  престарелым и инвалидам)

- государственному  вспомоществованию(почти 180 программ, которые можно условно разделить на 2 группы: федерально-штатные специализированной помощи в денежной форме: пособия в натуральной форме, включая предоставления бесплатно продуктов питания, а также оплата государством полностью или частично медобслуживания, образования, проф.подготовки, жилья и коммунальных услуг);

-частной  системе социального (производственного)  страхования и вспомоществования(опаливаемые отпуска по болезни, страхование от несчастных случаев и проф. Заболеваний, оплата медицинской страховки, дополнительное пенсионное обеспечение и т.п.).

 Активная  социальная политика американского  государства стала одним из  факторов, обеспечивающих чрезвычайно  высокий квалификационный уровень  рабочей силы в США. Администрация  Клинтона провозгласила повышение  уровня образования постоянной  функции на протяжении жизни  человека в условиях экономики,  переживающей непрерывную технологическую  революцию. Из го.

 Источников  финансируется примерно 80% учебных  заведений. Расходы на образование  достигли почти 7% ВВП. Законченное  средне образование имеют 90% занятых в экономике, а высшее образование, включая незаконченное 56%. Ныне

81% соответствующей  возрастной группы учится в  ВУЗах. Это в 2-3 раза выше чем в других развитых странах.

 

 Государственная  научно-техническая и промышленная  политика

 Среди  приоритетов администрации Б.  Клинтона (впрочем как и всех его предшественников, начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой не менее важное место занимает государственная научно-техническая политика. При этом подчеркивается, что только американская наука и техника, опирающиеся на поддержку государства, смогут обеспечить США сейчас и в перспективе технологическое и экономическое лидерство в мире, а также конкурентоспособность американских товаров.

 Администрация  Клинтона сформировала в обществе  позитивное отношение к федеральной  политике в сфере науки и  технологий, значительно укрепила  общественную убежденность в  необходимости расширения инвестиций  в эту сферу. Капиталовложения  в НТП в официальных документах  называют не иначе, как “инвестиции  в будущее”.

 Известно, что в настоящее время все  развитые индустриальные страны  отвечают за тен или иные отрасли науки и промышленности в глобальном экономическом комплексе. При этом главным критерием ответственности является несомненный приоритет данной страны среди других государств в конкретной сфере деятельности, подразумевающий научно – техническую новизну и качество поставляемого на мировой рынок товара. Необходимо подчеркнуть что предлагая на мировой рынок продукт высокого качества, не имеющий аналогов, страна лидер получает права монополиста и может диктовать цены, на которые вынуждены соглашаться другие участники международного разделения труда.

 За последние  20-25 лет США под влиянием стабильно  возрастающей конкуренции со  стороны других индустриально  развитых стран, значительно изменили  “зону своей ответственности”.

 В рамках  разделения труда по критерию  вовлеченности стран в различные  стадии научно технического цикла,  США занимают наиболее выгодные  позиции.

 Они в  большей степени чем остальные развитые страны вовлечены в начальные, бурно растущие и наиболее защищенные от конкуренции стадии вышеназванного цикла. Поскольку производимые в США высокотехнологическая продукция, носит зачастую системообразующий и уникальный характер, американские фирмы получают эксклюзивную прибыль с каждой ступени расширения спроса входящей в продуктовый цикл.

 США давно  уже не являются мировой “кузницей”, лидирующей в мировом производстве  товаров. Однако им удалось  выстроить такой механизм взаимодействия  государства и бизнеса в сфере  науки и техники, который позволяет  им сохранять лидирующие позиции  в мировом экономическом развитии.

 Основа  промышленной политики США заключается прежде всего в обоснованном выборе приоритетом государственной поддержки, а также адекватных форм финансового стимулирования конкретных отраслей и производств. Государство постоянно отслеживает ситуацию в определяющих секторах и отраслях индустрии, имеющих общенациональное значение. Какие отрасли промышленности являются в тот или иной период ключевыми с точки зрения общенациональных интересов в конкретных сферах мирового производства – определяется тем, где у страны могут быть значительный преимущества по сравнению с другими участниками глобального разделения труда и где можно извлечь максимальную прибыль.

 Если  еще 20 лет назад приоритетными  отраслями промышленности считались  автомобили – и судостроение, качественная черная и цветная  металлургия, производство персональных  компьютеров, то сейчас указанные  сферы больше не рассматриваются  как основополагающие в шкале  национальных интересов.

 Появились  новые критические секторы и  направления бизнеса в промышленности.

 Именно  в отношении них выстраивается  государственная научно –промышленная стратегия. Это особенно отчетливо просматривается в динамике расходов на эти цели в гос. бюджете.

 Каждое  десятилетие расходы на НИОКР  в США удваивается. В 1996 г.  Они составили около 185 млрд. Долл. На долю федерального правительства  приходится более 1/3 вех расходов  на НИОКР, в том числе свыше  половины – на фундаментальные  исследования. Фундаментальные достижение  в области знаний официально  признаны в качестве основы  экономического роста. Согласно имеющимся оценкам, на один доллар вложенный в НИОКР, приходится 9$ роста

 ВВП.

 Среди  гражданских НИОКР лидирует здравоохранение, невоенные космические программы, энергетика, окружающая среда, транспорт и сельское хозяйство. На долю США приходится около половины расходов на НИОКР стран ОЭСР и не менее трети общемировых затрат.

 Численности  занятых в науке за последнюю  четверть века увеличилась в  США в

2 раза, а  количество патентом на изобретения  выросло в двое. На долю американских авторов приходиться примерно 1/3 всех научных публикаций в мире. Среди 425 лауреатов нобелевской премии по химии, физике, и медицине, более 180 из США. Правда, среди них не мало, натурализованных американцев, то есть иммигрантов. США всегда имели огромный резерв квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из других стран. Самые продуктивные и мощные МОКи они заимствовали из Европы, Индии, Китая и России.

 Главное  дополнение которое администрация  Клинтона внесла в основы гос. , научно –тех. И военно-тех. политики, - это демилитаризация НИОКР, радикальный отказ от прежних масштабов затрат на военные расходы, изменение общих пропорций, расходов казны на военный и гражданские НИОКР. К концу 90 годов, доля невоенных научных исследований составила 80% вех расходов на

 НИОКР.

 В принятых Конгрессом в 1994-1996 гг. федеральных законов о технологиях двойного назначения определены приоретные направления научно – технической политики: разработка, совершенствование и развитие ЭВМ особо высокой мощности; развитие комплекса бионаук, наука о структуре белковой и небелковой жизни, разработка методов биотехнологий генной инженерии; создание новейших методов лечения заболеваний; повышение эффективности всего комплекса сельхоз. Производства; развитие военно- ориентированного комплекса НТП; развитие международной передаче технологий и участие в международном научном обмене.

 Американское  правительство реализует научную  политик тремя способами: финансируте гос. научно –исследовательские учреждения; предоставляет гранты ученным из университетов и бесприбыльных организаций; обеспечивает наиболее благпиятные условия частному сектору, вкладывающему деньги в научно- технические исследования и разработки.

 Важнейшим  инструментом гос. Поддержки науки и техники является федеральная контрактная система. Роль федерального правительства сконцентрирована на активной поддержке развития перспективных технологий (технологий будущих поколений), несущих в себе будущее научно – технического и производственного потенциала страны. Особая задача гос. научно – технического комплекса по финансированию таких технологий и управлению гос. программами – заказами сводится к их поддержке на стадии доконкурентной разработки.

Информация о работе Современная экономика США и ее проблемы