Учитывая
это, ФРС приходится время от
времени понижать процентные
ставки для первоочередных заемщиков
с целью стабилизации производства.
В целом снижение процента
помогает росту инвестиций и
производства.
Социальная
политика и система социального
обеспечения
Как отмечалось
выше, в 70-х годах проявился,
в 80-х интенсивно продолжался
перевод американской государственной
политики на рельсы консервативного направления.
При этом резко сократились темпы роста
социальных расходов государства, их доля
в ВНП сначала стабилизировалась, а затем
и несколько понизилась. Ряд программ
был ликвидирован или серьезно урезан.
Изменился сам подход и правящих кругов,
и достаточно широких общественных слоев
к таким ключевым проблемам, как цели и
задачи социальной политики, возможности
и пределы государственного вмешательства
в эту сферу, выбор между социальной справедливость.
И экономической эффективностью.
Администрация
Рейгана в принципе отвергала
идею, что государственная политика
призвана обеспечивать больше
равенства и социальной справедливости.
Консерваторы настаивали на формуле:
“Либо равномерное распределение
бедности, либо неравномерное распределение
богатства”. И тем не менее перемены оказались
менее радикальными, чем ожидалось: не
произошло тотального демонтажа социальных
программ; расходы на социальные нужды
в конце 80-х составляли половину федерального
бюджета и 60% - бюджетов штатов и местных
органов управления.
Социальное
обеспечение в США представляет
собой сложную систему различных
выплат, пособий, дотаций. Система
социальных расходов образует
прочную
“страховочную
сеть”, защищающую интересы населения
в случае потери работы, трудоспособности,
кормильца. Свыше 80 млн. американских
граждан регулярно получают пособия
по программам государственного
социального страхования и вспомоществования,
объем которых в 1997 г. впервые
превысил рубеж в 1 трлн. долл.
Во второй половине 90-х годов
уровень бедности в США достиг
самой низкой отметки за всю
историю.
Согласно
оценкам, на “человеческий каптал”
приходится примерно 3/4 национального
богатства США. Капиталовложения
в человеческий фактор стали
главной причиной уверенного
экономического развития страны
в конце 20 в.
Экономическое
содержание так называемого социального
контракта – стимулирование роста
национального богатства страны.
На здравоохранение
американцы тратят 14, на образование
– 7.6, на науку –
2.6% ВВП(для
сравнение Россия – только 3%, 4.5% и 0.5% соответственно).
При Клинтоне
осуществлена реформа расходов
на социальное обеспечение, которая
положила предел их росту. Главный
упор реформы был сделан на
переориентацию с программ помощи
на повышение конкурентоспособности
ее получателей на рынке труда.
В 1997 г. вступил в силу закон,
предусматривающий обязательное
участие реципиентов в трудовой
деятельности
(не менее
20 часов в неделю). Обсуждаются
возможности повышения пенсионного
возраста, увеличения взносов на
пенсионное страхование, увеличение
трудового стажа, необходимого
для получения пенсии.
В стране
исторически сложились 2 независимые
ветви соцобеспечения – государственная
и частная. Причем между бизнесом
и государством установилось
своеобразное распределение функций.
Государство в большей степени
отвечает за поддержание минимального
уровня помощи и ее широкую
доступность. Бизнес во многих
случаях предоставляет социальные
услуги
(пенсии, пособия
и т.д.) в более высоком объеме
и лучшего качества: они, как
правило, увязаны с программами
социально развития, которые имеют
почти все компании.
Особняком
стоит программа страхования
по безработице, финансирование
и управление который осуществляется
совместно правительство и правительствами
штатов. Функциональные обязанности двух
уровней власти распределены следующим
образом: выделение финансовых средств
в основном контролируется федеральным
правительством, а управление программами
и механизм ее реализации находится в
ведение штатов.
В целом
социальная помощь осуществляется
по трем основным каналам
- государственному
социальному страхованию (выплаты
по линии общей федеральной
программы, пенсий по старости,
инвалидности, на случай смерти
кормильца, медицинской помощи
престарелым и инвалидам)
- государственному
вспомоществованию(почти 180 программ,
которые можно условно разделить на 2 группы:
федерально-штатные специализированной
помощи в денежной форме: пособия в натуральной
форме, включая предоставления бесплатно
продуктов питания, а также оплата государством
полностью или частично медобслуживания,
образования, проф.подготовки, жилья и
коммунальных услуг);
-частной
системе социального (производственного)
страхования и вспомоществования(опаливаемые
отпуска по болезни, страхование от несчастных
случаев и проф. Заболеваний, оплата медицинской
страховки, дополнительное пенсионное
обеспечение и т.п.).
Активная
социальная политика американского
государства стала одним из
факторов, обеспечивающих чрезвычайно
высокий квалификационный уровень
рабочей силы в США. Администрация
Клинтона провозгласила повышение
уровня образования постоянной
функции на протяжении жизни
человека в условиях экономики,
переживающей непрерывную технологическую
революцию. Из го.
Источников
финансируется примерно 80% учебных
заведений. Расходы на образование
достигли почти 7% ВВП. Законченное
средне образование имеют 90% занятых
в экономике, а высшее образование, включая
незаконченное 56%. Ныне
81% соответствующей
возрастной группы учится в
ВУЗах. Это в 2-3 раза выше чем
в других развитых странах.
Государственная
научно-техническая и промышленная
политика
Среди
приоритетов администрации Б.
Клинтона (впрочем как и всех его предшественников,
начиная с 1945 г.) наряду с социальной политикой
не менее важное место занимает государственная
научно-техническая политика. При этом
подчеркивается, что только американская
наука и техника, опирающиеся на поддержку
государства, смогут обеспечить США сейчас
и в перспективе технологическое и экономическое
лидерство в мире, а также конкурентоспособность
американских товаров.
Администрация
Клинтона сформировала в обществе
позитивное отношение к федеральной
политике в сфере науки и
технологий, значительно укрепила
общественную убежденность в
необходимости расширения инвестиций
в эту сферу. Капиталовложения
в НТП в официальных документах
называют не иначе, как “инвестиции
в будущее”.
Известно,
что в настоящее время все
развитые индустриальные страны
отвечают за тен или иные отрасли
науки и промышленности в глобальном экономическом
комплексе. При этом главным критерием
ответственности является несомненный
приоритет данной страны среди других
государств в конкретной сфере деятельности,
подразумевающий научно – техническую
новизну и качество поставляемого на мировой
рынок товара. Необходимо подчеркнуть
что предлагая на мировой рынок продукт
высокого качества, не имеющий аналогов,
страна лидер получает права монополиста
и может диктовать цены, на которые вынуждены
соглашаться другие участники международного
разделения труда.
За последние
20-25 лет США под влиянием стабильно
возрастающей конкуренции со
стороны других индустриально
развитых стран, значительно изменили
“зону своей ответственности”.
В рамках
разделения труда по критерию
вовлеченности стран в различные
стадии научно технического цикла,
США занимают наиболее выгодные
позиции.
Они в
большей степени чем остальные развитые
страны вовлечены в начальные, бурно растущие
и наиболее защищенные от конкуренции
стадии вышеназванного цикла. Поскольку
производимые в США высокотехнологическая
продукция, носит зачастую системообразующий
и уникальный характер, американские фирмы
получают эксклюзивную прибыль с каждой
ступени расширения спроса входящей в
продуктовый цикл.
США давно
уже не являются мировой “кузницей”,
лидирующей в мировом производстве
товаров. Однако им удалось
выстроить такой механизм взаимодействия
государства и бизнеса в сфере
науки и техники, который позволяет
им сохранять лидирующие позиции
в мировом экономическом развитии.
Основа
промышленной политики США заключается
прежде всего в обоснованном выборе приоритетом
государственной поддержки, а также адекватных
форм финансового стимулирования конкретных
отраслей и производств. Государство постоянно
отслеживает ситуацию в определяющих
секторах и отраслях индустрии, имеющих
общенациональное значение. Какие отрасли
промышленности являются в тот или иной
период ключевыми с точки зрения общенациональных
интересов в конкретных сферах мирового
производства – определяется тем, где
у страны могут быть значительный преимущества
по сравнению с другими участниками глобального
разделения труда и где можно извлечь
максимальную прибыль.
Если
еще 20 лет назад приоритетными
отраслями промышленности считались
автомобили – и судостроение,
качественная черная и цветная
металлургия, производство персональных
компьютеров, то сейчас указанные
сферы больше не рассматриваются
как основополагающие в шкале
национальных интересов.
Появились
новые критические секторы и
направления бизнеса в промышленности.
Именно
в отношении них выстраивается
государственная научно –промышленная
стратегия. Это особенно отчетливо просматривается
в динамике расходов на эти цели в гос.
бюджете.
Каждое
десятилетие расходы на НИОКР
в США удваивается. В 1996 г.
Они составили около 185 млрд. Долл.
На долю федерального правительства
приходится более 1/3 вех расходов
на НИОКР, в том числе свыше
половины – на фундаментальные
исследования. Фундаментальные достижение
в области знаний официально
признаны в качестве основы
экономического роста. Согласно имеющимся
оценкам, на один доллар вложенный в НИОКР,
приходится 9$ роста
ВВП.
Среди
гражданских НИОКР лидирует здравоохранение,
невоенные космические программы, энергетика,
окружающая среда, транспорт и сельское
хозяйство. На долю США приходится около
половины расходов на НИОКР стран ОЭСР
и не менее трети общемировых затрат.
Численности
занятых в науке за последнюю
четверть века увеличилась в
США в
2 раза, а
количество патентом на изобретения
выросло в двое. На долю американских
авторов приходиться примерно 1/3 всех
научных публикаций в мире. Среди 425 лауреатов
нобелевской премии по химии, физике, и
медицине, более 180 из США. Правда, среди
них не мало, натурализованных американцев,
то есть иммигрантов. США всегда имели
огромный резерв квалифицированной и
неквалифицированной рабочей силы из
других стран. Самые продуктивные и мощные
МОКи они заимствовали из Европы, Индии,
Китая и России.
Главное
дополнение которое администрация
Клинтона внесла в основы гос.
, научно –тех. И военно-тех. политики,
- это демилитаризация НИОКР, радикальный
отказ от прежних масштабов затрат на
военные расходы, изменение общих пропорций,
расходов казны на военный и гражданские
НИОКР. К концу 90 годов, доля невоенных
научных исследований составила 80% вех
расходов на
НИОКР.
В принятых
Конгрессом в 1994-1996 гг. федеральных законов
о технологиях двойного назначения определены
приоретные направления научно – технической
политики: разработка, совершенствование
и развитие ЭВМ особо высокой мощности;
развитие комплекса бионаук, наука о структуре
белковой и небелковой жизни, разработка
методов биотехнологий генной инженерии;
создание новейших методов лечения заболеваний;
повышение эффективности всего комплекса
сельхоз. Производства; развитие военно-
ориентированного комплекса НТП; развитие
международной передаче технологий и
участие в международном научном обмене.
Американское
правительство реализует научную
политик тремя способами: финансируте
гос. научно –исследовательские учреждения;
предоставляет гранты ученным из университетов
и бесприбыльных организаций; обеспечивает
наиболее благпиятные условия частному
сектору, вкладывающему деньги в научно-
технические исследования и разработки.
Важнейшим
инструментом гос. Поддержки науки
и техники является федеральная контрактная
система. Роль федерального правительства
сконцентрирована на активной поддержке
развития перспективных технологий (технологий
будущих поколений), несущих в себе будущее
научно – технического и производственного
потенциала страны. Особая задача гос.
научно – технического комплекса по финансированию
таких технологий и управлению гос. программами
– заказами сводится к их поддержке на
стадии доконкурентной разработки.