Современное отношение к государственному долгу и методы его погашения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней и внутренней политики.

Содержание

Введение 2
Глава 1. 1. Основные понятия теории государственного долга 4
1.1 Государственный долг: определение и сущность 4
1.2 Виды государственного долга 5
2. Долговая история России 6
2.1 Долги царской России 6
2.2 Государственные займы в СССР 7
Глава 2. 3. Долговая Россия 11
3.1 Внешние кредиты: полученные и предоставленные 11
3.2 Внутренние долги России 14
3.3 Динамика внутреннего государственного долга 17
Глава 3. 4. Современное отношение к государственному долгу и методы его погашения. 19
4.1 Современная долговая политика Российского МинФина 19
4.2 Воздействие платежей по внешнему долгу РФ на экономическое развитие России 22
4.3 Возможность досрочного погашения долга Парижскому клубу 27
Заключение 30
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

государственный долг.doc

— 188.00 Кб (Скачать файл)

В условиях складывающейся, крайне благоприятной для России, конъюнктуры цен мирового рынка на энергоносители предприятия-экспортеры и федеральный бюджет получают дополнительные доходы. Однако, даже при предельно ограниченных государственных расходах, средств федерального бюджета будет недостаточно для осуществления внешних выплат в полном объеме. Данное утверждение соответствует варианту сохранения основных приоритетов налоговой политики. Увеличение налогообложения экспортных операций способно существенно улучшить состояние бюджета, и при этом физические объемы экспортных поставок не претерпят заметных изменений. Однако вызывает сомнение возможность радикальных изменений в налогообложении российских экспортеров, прежде всего в силу соответствующих лоббистских противодействий. Особо отметим необходимость проведения гибкой и оперативной налоговой политики в отношении экспортеров, поскольку в условиях быстро меняющейся внешней ценовой конъюнктуры инертная налоговая политика может оказывать обратный эффект (т.е. приводить к падению и экспорта, и налоговых поступлений).

  4.3 Возможность досрочного погашения долга Парижскому клубу

Парижский клуб кредиторов на очередном  заседании рассмотрит вопрос о возможности досрочного погашения Россией ее внешнего долга. Как сообщили РИА "Новости" близкие к Парижскому клубу высокопоставленные источники, этот вопрос официально внесен в повестку дня заседания, которое, как обычно, будет проходить за закрытыми дверями.

По неписаной  клубной традиции обсуждение вопросов, связанных с долгом той или  иной страны, ведется кредиторами  без участия ее представителей. Таким  образом, российская делегация в  Парижском клубе не будет участвовать  в первой части дискуссии и  присоединится к ней лишь на следующем этапе, когда речь пойдет об общей методологии досрочного погашения долгов.

В Парижском  клубе, объединяющем основные государства-кредиторы  планеты, Россия выступает в двух ипостасях - и кредитора, и клиента, то есть должника. По сведениям печати, российская задолженность странам-членам клуба составляет на сегодняшний день примерно $44 миллиарда. Между тем, как сообщил накануне открытия заседания Парижского клуба его председатель Жан-Пьер Жуйе, на переговорах с Россией речь идет о возможности досрочного погашения не всего долга, а лишь его части - примерно $10 миллиардов.

По словам Жуйе, ныне Парижский клуб применяет три  варианта досрочного погашения задолженности - обращение долговых обязательств в ценные бумаги, предоплата по номинальной стоимости и выкуп долга на условиях финансового рынка и с учетом банковских ставок. Как отметил председатель Парижского клуба, на переговорах с Россией обсуждается именно третий вариант.

Одним из центральных  вопросов на ведущихся переговорах является возможность получения Россией финансовых уступок со стороны Парижского клуба. По словам источников, близких к российской делегации, Россия, предлагая досрочно выплатить часть своей задолженности, хотела бы одновременно получить от Парижского клуба льготные условия по обслуживанию остальной части долга.

Эту позицию  российская сторона обосновывает тем, что в рамках осуществленного  в 2004 году странами-членами клуба  массового списания долгов беднейших  стран, прежде всего Ирака, именно Россия пошла на аннулирование самых крупных по объему долговых обязательств. Однако, уверенности в том, что инициатива России встретит положительный отклик со стороны ее партнеров по Парижскому клубу, пока нет. Во всяком случае, как отметил председатель клуба, досрочное погашение долга той или иной страной вовсе не обязательно сопровождается скидкой, либо другими финансовыми уступками Парижского клуба этой стране.

Россия намерена досрочно выплатить сумму около $15 млрд. Однако эти планы натолкнулись в последнее время как на технические трудности, так и неготовность ряда стран пойти на предлагаемые Россией условия.

Ранее Россия смогла найти со своим главным кредитором в рамках клуба - Германией - формулу  по досрочному списанию. Более того, ФРГ предложила Парижскому клубу согласиться на досрочное погашение советской части долга, достигающей $32 млрд. Сейчас речь идет в первую очередь о размере скидки, которую должна получить Россия в результате того, что платит деньги вперед графика.

Однако не все  страны готовы согласиться на этот план и хотят даже вообще отказаться от идеи досрочного погашения, так как проценты по российскому долгу значительно выше, чем действующая банковская учетная ставка. "В любом случае решение вопроса досрочного погашения долга выходит на политический уровень", - завил высокопоставленный источник в Парижском клубе. По его словам, Россия способна добиться своей цели, так именно она списала за последние годы наибольшее количество долгов беднейшим странам в рамках Парижского клуба. Только за 2004 г члены клуба аннулировали долги на $36,2 млрд, значительная часть этой суммы пришлась на Ирак.

 

Заключение

Для обеспечения экономического роста страны и, соответственно, погашения  её долгов можно предложить следующие  действия:

  • создание особого агентства по управлению государственным долгом. Эти функции не могут выполнять ни Центральный Банк, ни Министерство Финансов, у которых свои приоритеты – поддержание курса рубля, выполнение бюджетных назначений. Только независимый статус такого агентства позволит принимать решения по управлению государственным долгом страны оперативно и без политического давления. Кроме того, он затруднит принятие нереалистичных бюджетов, которые были одной из главных причин кризиса.
  • создать систему эффективного (минимизирующего совокупные издержки и максимизирующего сокращение номинального объема долга и ускорение экономического роста) управления государственным долгом;
  • по возможности использовать все имеющиеся методы управления государственным долгом, в том числе и такие, как «долги на проведение природоохранной деятельности»;
  • дальнейшее совершенствование налоговой системы, поскольку доходы бюджета в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга;

Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует провести опережающее погашение части долговых обязательств.

 

Список литературы

  1. Вавилов А. В неоправданном долгу // Деньги. №17 (270) за 3 мая 2000г.
  2. Вавилов А. Внутренние проблемы внешнего долга // Коммерсант №59 6 апреля 2000 г.
  3. Галкин М. Долги России // Рынок ценных бумаг. - 2000. - № 5.
  4. Илларионов А. Платить или не платить? // Вопросы экономики. - 2001. - №10.
  5. Как нам расплатиться с долгами (PосБизнесКонсалтинг)
  6. Кудрин А. Международный опыт реструктуризации государственных долговых обязательств. Аналитическая лаборатория "ВЕДИ"
  7. Кузьменко А., Митрофанова Э., Назаренко Б. Переоформление задолженности РФ Лондонскому клубу кредиторов в цифрах // Рынок ценных бумаг. - 2000. - №11.
  8. Лусников А. Внешний долг РФ: экспортный вариант пирамиды или ресурс для экономического возрождения страны? // Рынок ценных бумаг. - 2000. - № 5.
  9. Минаев С. Пролетарии всех стран могут обанкротиться // Коммерсант №218(2348) от 28.11.2001
  10. Минфин РФ «Об основных направлениях политики правительства РФ в сфере государственного долга на 2003-2005 годы и комплексе мер по ее реализации». – 2003.
  11. Орлова Н. Российский государственный долг после дефолта // Рынок ценных бумаг. - 2000. - № 2
  12. Отчет об исполнении федерального бюджета за 2000-2004 гг.
  13. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23 июня 2000 г. N 478 Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед иностранными коммерческими банками и финансовыми институтами, объединенными в Лондонский клуб кредиторов
  14. Россия и долги (PосБизнесКонсалтинг)
  15. Саркисянц А.Г. Весь мир живет в долг // Независимая газета. - 2003. - 23 ноября.

 

Приложение 1

Государственный долг

 

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Совокупный  государственный долг

млрд. руб. на конец периода

4844.2

4479.7

4435.1

4562.2

4263.1

 

% к ВВП

101.9

61.3

49.0

42.0

32.1

 

% к пред. периоду

 

92.5

99.0

102.9

93.4

 

Государственный внутренний долг, номинированный в  ценных бумагах 

млрд. рублей на конец периода

578.2

557.4

533.5

679.9

663.5

756.8

% ВВП

12.1

7.6

5.9

6.3

5.0

5.7

% к совокупному  государственному долгу

11.9

12.4

12.0

14.9

15.6

 

% к пред. периоду

 

96.4

95.7

127.4

97.6

114.1

Государственный внешний долг (долг расширенного правительства  и ЦБ)

млрд. долларов США на конец периода

158.4

139.3

129.3

122.1

119.7

 

% ВВП

89.5

53.7

43.1

35.7

27.6

 

% к совокупному  государственному долгу

88.1

87.6

88.0

85.1

84.4

 

% к пред. периоду

100.6

87.9

92.8

94.4

98.0

 

Платежи по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга

% к ВВП

 

6.1

5.9

3.9

3.8

 

% к доходам  федерального бюджета

 

22.2

22.5

19.3

19.6

 

% к экспорту  товаров и нефакторных услуг

 

13.2

15.5

11.9

12.2

 

Общий внешний долг (государственный и  частный)

млрд. долларов США на конец периода

178.6

161.4

150.8

152.1

184.2

 

% ВВП

100.0

62.2

50.3

44.5

42.5

 

% к пред. периоду

94.4

90.4

93.4

100.9

120.2

 




Информация о работе Современное отношение к государственному долгу и методы его погашения