Современное положение России на мировом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 11:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение и прогнозирование последствий вступления России во Всемирную торговую организацию, оценка баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО дифференцированно по отдельным отраслям.
Актуальность работы заключается в исследовании последствий этого вступления для нашей страны, экономика которой является шестой по мощи на планете. Очевидно, что вступление России в ВТО отразится на конкурентоспособности национальной экономики, развитии отдельных отраслей и в конечном итоге на благосостоянии каждого гражданина нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1 Этапы и ход вступления России в ВТО……………………………………… .5
1.1 История создания ВТО. Основные функции и структура ВТО……………..5
1.2 Ход присоединения России к ВТО……………………………………………9
1.3 Возможные последствия вступления РФ в ВТО……………………………13
2 Россия на пороге ВТО………………………………………………………….15
2.1 Ожидаемые общехозяйственные последствия вступления РФ в ВТО…….15
2.2 Отраслевой анализ последствий вступления России в ВТО……………….16
3 Современное положение России на мировом рынке…………………………20
3.1 Структура внешней торговли………………………………………………...20
3.2 Концепция внешнеэкономической стратегии до 2020 года………………..25
Заключение..............................................................................................................27 Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Ход присоединения  России к ВТО

Соглашение об учреждении ВТО предусматривает различные  пути присоединения к этой организации. В настоящее время присоединение к ВТО осуществляется на основании статьи XII Соглашения, в которой говорится, что любое государство может присоединиться к ВТО на условиях, согласованных между присоединяющейся страной и ВТО.

Процедура присоединения к ВТО существенно отличается от действовавшего ранее процесса присоединения к ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО охватывает многие направления внешней торговли, не входившие в круг ведения ГАТТ. Это определило резкое возрастание объема информации, которая должна быть предоставлена принимающим странам-членам ВТО, и изменение характера обязательств вступающих стран в области соблюдения правил ВТО.

Процедура вступления в  ВТО носит следующий характер. Присоединяющаяся страна извещает Генерального директора ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО на основании статьи XII. Заявление страны рассматривается Генеральным советом, который учреждает Рабочую группу. Как правило, Рабочая группа содержит следующий круг ведения: изучение просьбы о присоединении на основе статьи XII и подготовка Генеральному совету (Министерской конференции) рекомендаций, которые могут включать проект протокола о присоединении. Участие в Рабочей группе открыто для всех членов ВТО.

Вновь присоединяющиеся государства становятся членами ВТО на условиях, которые вырабатываются в ходе переговоров между ними и членами ВТО. Продолжительность таких переговоров не регламентирована. В практике ВТО были переговоры, которые длились 2-3 года, а также самые продолжительные переговоры о присоединении КНР к ВТО, продолжавшиеся почти 15 лет. Условия присоединения каждой страны носят индивидуальный характер. Они содержатся в докладах Рабочей группы и прилагаемых к ним протоколах о присоединении, включающих обязательства о доступе на рынки товаров и услуг.

Вслед за учреждением  Рабочей группы Секретариат информирует  заявителя о процедуре работы Рабочей группы и предлагает представить  Меморандум о внешнеторговом режиме. Как правило, Меморандум содержит информацию об экономике, экономической политике страны, ее государственном и правовом устройстве, внешней торговле, внешнеторговой политике, информацию о режиме прав интеллектуальной собственности, статистику внешней торговли товарами и услугами.

Кроме того, заявитель  передает Секретариату ВТО таможенный тариф, законы и распоряжения, регулирующие торговлю товарами и услугами, и другие имеющие отношение к внешнеторговому режиму материалы.

Рабочая группа изучает  внешнеторговый режим страны, ее законодательство и практику его применения. Члены  группы в устной и письменной форме задают вопросы. Значительная часть работы в группе переносится на неофициальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры с заинтересованными членами ВТО о снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать протоколы, содержащие перечень уступок и обязательств по доступу на рынки товаров и услуг.

Итогом заседаний Рабочей  группы становится доклад группы Генеральному совету ВТО. Одновременно готовятся проект решения Генерального совета ВТО и протокол о присоединении к ВТО. Доклад Рабочей группы, протокол о присоединении и проект решения о присоединении передаются Генеральному совету. Эти документы принимаются двумя третями голосов. Протокол о присоединении вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) вступающей страной.

В 1986 году СССР обратился  с заявкой о получении статуса  наблюдателя в Уругвайском раунде переговоров с целью последующего присоединения к ГАТТ. США, однако, отклонили эту заявку, мотивировав это тем, что СССР является страной с плановой экономикой, что несовместимо с принципами свободной торговли. Только в 1990 году СССР смог получить статус наблюдателя. В 1993 году уже Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к ГАТТ.

В 1995 году начались переговоры по вступлению России в ВТО. Наиболее трудные переговоры велись с США, Евросоюзом и Китаем. Разногласия с Евросоюзом удалось урегулировать после того, как Россия поддержала Киотский протокол, обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах. Самыми сложными были переговоры с США, которые велись в течение шести лет. Основные разногласия касались вопросов финансовых рынков, поставок в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции и защиты прав интеллектуальной собственности. Россия и США подписали протокол о присоединении РФ к ВТО 20 ноября 2006 года. Подписание произошло в рамках сессии Азиатско-Тихоокеанского форума в Ханое (Вьетнам).

Вступление России во Всемирную торговую организацию  постоянно откладывается ещё  и из-за необходимости подготовки к членству в ВТО и обеспечению снижения потерь от присоединения. Осложнил вступление ВТО и начавшийся в мире финансовый кризис, заставивший множество стран задуматься не о свободной торговле, а, наоборот, о жёстком регулировании своих экономик.

В июне 2009 года на заседании  межгосударственного совета Еваразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) в Москве премьер-министр России В.В. Путин сделал официальное заявление о прекращении индивидуальных переговоров по присоединению России к ВТО. Одновременно он объявил, что в переговорах по вступлению в ВТО с января 2010 года Россия будет участвовать от лица единого Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. 21 октября 2009 года первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что Россия, Белоруссия и Казахстан будут вступать в ВТО одновременно и на согласованных условиях. Это позволит и вступить в ВТО, и сохранить Таможенный союз.

Последним препятствием на пути вступления России в ВТО являлась позиция Грузии. 5 октября 2010 года пресс-спикер президента Грузии заявила, что Грузия не сможет поддержать это решение «до тех пор, пока не будут выполнены те условия, которые выдвигают власти Грузии, в том числе, это касается темы таможенно-пропускных пунктов и целого спектра тех вопросов и проблем, которые существуют между Грузией и Россией». Основным требованием Грузии в связи с принятием России в ВТО было легализация двух нелегальных по мнению Грузии пограничных контрольно-пропускных пункта в конфликтных зонах Грузии — «Псоу» (Абхазия) и Роки-Нижний Заромаг (Цхинвальский регион).

7 декабря 2010 года в  Брюсселе прошел саммит Россия—Европейский Союз (ЕС). Накануне саммита глава Министерства экономического развития РФ Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт подписали меморандум о завершении переговоров по вступлению России в ВТО. В документе отмечается, что стороны сняли все проблемные вопросы. В том числе по урегулированию российских экспортных пошлин на лес. Россия отказалась от планов их повышения со следующего года, а после вступления в ВТО пообещала их снизить.

К концу октября 2011 года при посредничестве Швейцарии текст  договора между Россией и Грузией  был согласован, 9 ноября Грузия и Россия при посредничестве Швейцарии подписали соглашение о вступлении России в ВТО. Рабочая группа по присоединению России к ВТО завершила переговоры и 10 ноября 2011 года опубликовала отчет с подробной информацией об условиях вступления России в организацию. Следующий шаг – формальное одобрение данного решения на министерской конференции организации, которая пройдет 15-17 декабря 2011 года, после чего потребуется ратификация пакта документов Россией до 15 июня 2012 г.

1.3 Возможные последствия вступления РФ в ВТО

Вступление в ВТО - это вхождение России в сложившуюся  международную экономическую организацию  с развивающейся практикой правового  и административного регулирования  международных торговых отношений. Этот шаг означает присоединение  России к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Без этого шага успешная реализация прогрессивных экономических реформ в стране вряд ли может быть возможной, а внешняя торговля окажется в исключительно трудных условиях для развития.

Очевидно, что вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики – решаются без влияния России. Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.

С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя серьезные обязательства по соблюдению жестких правил поведения. По условиям вступления в ВТО, в ответ на открытие для ее товаров зарубежных рынков, Россия должна будет шире открыть внутренний рынок для импорта. Возможно, что значительная часть выпускаемой в России продукции конкуренции с зарубежной не выдержит. Это будет означать дальнейший спад в промышленности, сельском хозяйстве, что может привести к сворачиванию многих предприятий. Вместе с тем понятно, что только защитой рынка производство не оживить. Здесь необходим целый комплекс мер - изменение налоговой системы, создание предпосылок для предложения дешевого кредита для развития производства, меры повышения конкурентоспособности отечественного производителя, стимулирование экспорта и т.п.

При проведении переговоров  о вступлению России в ВТО были согласованы позиции, что в течение первого года после вступления России в организацию ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование.

Согласно критической статье в журнале «Эксперт» в ноябре 2006 года, «максимальная теоретически возможная выгода отечественных предприятий от присоединения России к ВТО равна 23 млрд. долларов в год», при этом, как пишут авторы статьи, «можно просчитать», что Россия «отдаст часть своего рынка, эквивалентную примерно 90 млрд. долларов в год». В то же время различные эксперты сходятся во мнениях, что Россия вступает в ВТО на крайне льготных условиях, что позволит ей 2-3 года получать выгоду от ВТО вообще не меняя таможенную политику. Не менее важно и то, что вступление в ВТО открывает путь в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также отменяет действие поправки Джексона-Вэника, открывая доступ на рынки США.

2 Россия на пороге ВТО

2.1 Ожидаемые  общехозяйственные последствия вступления РФ в ВТО

Согласно отчету рабочей  группы по присоединению России к  ВТО средняя ставка импортного тарифа будет снижена до 7.8% с текущих 10% (по состоянию на июнь 2011г.), таким образом тарифы понизятся до уровней середины 2007года – докризисного периода. Судя по отчету рабочей группы, России удалось защитить самые уязвимые отрасли (автомобилестроение и сельское хозяйство), переходный период для которых составит семь и восемь лет соответственно.

Вступление России в  ВТО будет способствовать развитию конкуренции и снизит стоимость импортируемых товаров, что в итоге окажется выгодным для российского потребителя и может стимулировать модернизацию промышленности. Присоединение к ВТО будет способствовать улучшению работы российских институтов: в частности, это касается таможенного регулирования и госзакупок. Более прозрачные инвестиционные правила и процедуры разрешения торговых споров должны стимулировать инвестиции в среднесрочной перспективе.

По оценкам Всемирного банка, вступление в ВТО обеспечит российскому валовому внутреннему продукту (ВВП) прибавку примерно на 2.8% в краткосрочной перспективе, 3.3% – в среднесрочной и 11% – в долгосрочной. Это означает дополнительный прирост ВВП на уровне 0.4-0.5 %% в год в течение следующих 7 лет. Данная прибавка будет обеспечена не столько в результате открытия новых рынков, сколько за счет более эффективного распределения ресурсов и, стало быть, расширения границ производственных возможностей. В то же время нахождение в ВТО должно внести существенный вклад в борьбу с инфляцией посредством усиления конкуренции и прямого снижения тарифов на импорт. Оба этих фактора должны быть позитивными для оценки инвесторами российского фондового рынка.

2.2 Отраслевой анализ последствий вступления России в ВТО.

В связи завершением  переговоров о вступлении России в ВТО ведущими аналитиками компании ВТБ Капитал были проведены исследования ситуации на финансовых и сырьевых рынках и дан прогноз  возможных последствия вступления для отдельных секторов приводимый ниже.

Нефтегазовая  промышленность

Не ожидается существенного влияния или серьезных последствий от вступления России в ВТО для отечественных нефтяных компаний. Однако вступление России в ВТО может благоприятно отразиться на показателях Газпрома, ускорив процесс повышения внутренних тарифов на газ до уровня паритета с экспортными ценами. Кроме того, требованием ВТО является предоставление равных условий доступа к экспорту газа; тем не менее, данный вопрос, скорее всего, останется в поле регулирования российского законодательства.

Сталелитейная промышленность

Главным следствием при экспорте из России станет режим наибольшего благоприятствования: российские сталелитейные компании сразу же получают такой же доступ на рынки стран-членов ВТО, как и другие производители. Здесь, однако, следует принять во внимание структуру ассортимента компаний  и долю экспорта, поскольку внутренний рынок постепенно становится более важным для всех российских производителей. От вступления в ВТО должны выиграть производители продукции с высокой добавленной стоимостью, хотя, необходимо признать, что ее качество не всегда позволяет ей конкурировать на равных на мировых рынках. Здесь следует отметить такое направление, как производство трансформаторной стали, где лидирующие позиции занимает Новолипецкий металлургический комбинат. В более отдаленной перспективе смягчение условий торговли может способствовать развитию сталепрокатных мощностей на территории России.

Информация о работе Современное положение России на мировом рынке