Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 11:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и прогнозирование последствий вступления России во Всемирную торговую организацию, оценка баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО дифференцированно по отдельным отраслям.
Актуальность работы заключается в исследовании последствий этого вступления для нашей страны, экономика которой является шестой по мощи на планете. Очевидно, что вступление России в ВТО отразится на конкурентоспособности национальной экономики, развитии отдельных отраслей и в конечном итоге на благосостоянии каждого гражданина нашей страны.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Этапы и ход вступления России в ВТО……………………………………… .5
1.1 История создания ВТО. Основные функции и структура ВТО……………..5
1.2 Ход присоединения России к ВТО……………………………………………9
1.3 Возможные последствия вступления РФ в ВТО……………………………13
2 Россия на пороге ВТО………………………………………………………….15
2.1 Ожидаемые общехозяйственные последствия вступления РФ в ВТО…….15
2.2 Отраслевой анализ последствий вступления России в ВТО……………….16
3 Современное положение России на мировом рынке…………………………20
3.1 Структура внешней торговли………………………………………………...20
3.2 Концепция внешнеэкономической стратегии до 2020 года………………..25
Заключение..............................................................................................................27 Глоссарий………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………
Удельный вес импорта металлов и изделий из них в I полугодии 2011 года составил 6,1% (в I полугодии 2010 года – 6,0%). Стоимостной объем данной товарной группы по сравнению с I полугодием 2010 года возрос на 49,8% за счет роста физических объемов импорта на 48,3%. Физические объемы закупок черных металлов и изделий их них увеличились на 51,8%, в том числе труб – в 2,6 раза.
В страновой структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в I полугодии 2011 года приходилось 48,8%, а в I полугодии 2010 года – 50,1% российского товарооборота. На страны СНГ в I полугодии 2011 года приходилось 15,5% российского товарооборота (в I полугодии 2010 года – 14,4%), на страны ЕврАзЭС – 8,2% (8,0%), на страны АТЭС – 23,0% (21,7%). Доля стран Таможенного союза в российском товарообороте в I полугодии 2011 года составила 7,5%.
Основными торговыми партнерами России в I полугодии 2011 года среди стран дальнего зарубежья были: Китай, товарооборот с которым составил 37,3 млрд.долларов США (146,2% к I полугодию 2010 года), Германия – 33,3 млрд.долл.США (145,4%), Нидерланды – 32,8 млрд.долл.США (115,2%), Италия – 20,6 млрд.долл.США (114,9%), Франция – 15,1 млрд.долл.США (155,2%), Турция – 15,0 млрд.долл.США (125,2%), Япония – 13,9 млрд.долл.США (146,2%), США – 13,6 млрд.долл.США (140,4%), Польша – 12,7 млрд.долл.США (127,9%), Республика Корея – 11,2 млрд.долл.США (141,5%).
3.2 Концепция внешнеэкономической стратегии до 2020 года
В 2008 году Минэкономразвития России была разработана Концепция внешнеэкономической стратегии России до 2020 года, одобренная Правительством.
Согласно документу основной упор будет сделан на торговое сотрудничество России со странами ЕврАзЭС, что позволит обеспечить членам этой организации лидирующие позиции на европейском пространстве. Прежде всего, будут достигнуты существенные продвижения интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС в вопросах формирования Таможенного союза и его последующего расширения. Отдельно планируется достигнуть большей координации в использовании средств расчета. В частности, предполагается расширить применение рубля в качестве основной валюты в торговле со странами ЕврАзЭС. Именно страны ЕврАзЭС должны стать основной опорой создания в России международного финансового центра.
К 2020 году планируется увеличить долю России в мировом ВВП с 4 до 4,2—4,4%, а с учетом стран ЕврАзЭС – до 6%.
Следующий приоритет в торговле Россия отводит для приграничных стран, не входящих в ЕврАзЭС или СНГ, прежде всего Ирану, Афганистану, Монголии. Кроме того, планируется активно расширять торговлю с Китаем и Индией, при этом Китай рассматривается в качестве перспективного рынка для экспорта из России машинотехнической продукции.
Упор на расширение торговли в области машинотехнической продукции также будет сделан при сотрудничестве с европейскими странами, в том числе ЕС. Одним из важнейших приоритетов в отношениях России и Европы станет обмен активами. Вопрос об участии инвесторов в освоении российского шельфа месторождений нефти и газа будет напрямую связан с возможностью инвестиций России в европейские энергоактивы.
В концепции прописаны вопросы сотрудничества России со всеми странами, регионами и динамика такого сотрудничества, в том числе со странами Азии и США.
Концепция предполагает создание новых институтов для поддержки российского экспорта, в том числе с учетом финансового кризиса. Разработана система государственных гарантий экспортерам и условий их предоставления, страхования экспорта и инвестиций за рубежом. При планировании экспортной политики большое внимание в документе уделено поддержке крупнейших госкомпаний на мировых рынках, в частности экспортных планов «Газпрома», Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций и других крупных экспортеров. Также правительство России обсуждает вопрос о создании Агентства по страхованию экспортных контрактов для поддержки российских экспортеров.
Стратегия не предусматривает создания газового картеля, подобного ОПЕК, однако в ней обозначена тема координации России со странами-производителями газа. Кроме того, планируется сохранение к 2020 году экспортных пошлин в России на газ и нефть.
Таким образом, обозначен вектор движения России во внешнеэкономической сфере, вступление России в ВТО в долгосрочной перспективе будет способствовать реализации Концепции.
Заключение
Проведя в данной работе оценку баланса отрицательных и положительных последствий присоединения России к ВТО дифференцированно по отдельным отраслям в зависимости от соотношения выгод и уступок, приобретаемых отечественными товаропроизводителями по планируемым условиям присоединения, можно сделать следующие выводы.
К числу главных угроз для российской экономики вследствие присоединения к ВТО относятся: колебание цен на энергоносители; снижение уровня таможенных пошлин на импортируемые товары; отмена государственной поддержки промышленности и сельского хозяйства; свободный доступ иностранных компаний на российский рынок, снятие нетарифных ограничений. Данный перечень угроз отражает практически весь спектр издержек от вступления России к ВТО.
Последствиями данных угроз могут стать: подавление хозяйственной деятельности предприятий вследствие экспансии иностранных фирм; значительное снижение производства целого ряда неконкурентоспособных отраслей; уменьшение доходной части бюджета вследствие падения объемов ряда производств и снижения таможенных пошлин; возможное повышение налогов; ухудшение торгового и платежного баланса; дальнейшее усиление сырьевой специализации экономики; рост безработицы, падение доходов населения и др.
В свою очередь, можно выделить положительные эффекты от вступления РФ в ВТО: признание России страной с рыночной экономикой; адаптация законодательства к международным нормам; исключение дискриминации российских товаров на зарубежных рынках; улучшение условий разрешения торговых противоречий и споров с помощью механизмов ВТО, более надежные гарантии предотвращения торговых войн; большая стабильность внутреннего политического и экономического режимов; усиление позиций страны в мире.
Положительными последствиями от вступления станут: приток иностранных инвестиций в страну; снижение цен на импортную продукцию; расширение конечного спроса и емкости внутреннего рынка; рост покупательной способности граждан; усиление конкуренции и повышение качества предоставляемых товаров и услуг; ослабление лоббирования, снижение коррупции среди государственных чиновников; появление новых рабочих мест и рост налоговых поступлений в бюджет за счет развития иностранных производств и сбытовых сетей на территории Российской Федерации; повышение прозрачности бизнеса; рост рентабельности конкурентоспособных отраслей экономики; развитие малого предпринимательства и сферы услуг и т.д.
Итак, в краткосрочной перспективе потери от внешнеторговой либерализации будут неизбежны и достаточно существенны. Однако с течением времени общий баланс выгод и потерь России будет все больше складываться в ее пользу.
Всемирная торговая организация сама по себе ни хороша и ни плоха. Она представляет собой инструмент, эффективность которого зависит от умения пользователя обращаться с ним.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Валовый внутренний продукт (ВВП) |
Один из важнейших показателей, выражающий исчисленную в рыночных ценах совокупную стоимость конечного продукта (продукции, товаров и услуг), созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим страна. Рассчитывается на основе системы национальных счетов |
2 |
Евразийское экономическое сообщнство (ЕврАзЭС) |
Международная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. |
3 |
Импортные квоты |
Количественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну |
4 |
Инвестиции |
затраты на производство, накопление средств производства и увеличение материальных запасов |
5 |
Мировое хозяйство |
система хозяйств отдельных
стран, объединенных международным
разделением труда, торгово-производственными,
финансовыми и научно- - совокупность национальных экономик стран мира, связанных между собой мобильными факторами производства; - многоуровневая,
глобальная экономика, |
66 |
Конъюнктура рынка |
отражение экономической ситуации, складывающейся под влиянием в целом рыночной активности |
7 |
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) |
Международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла. Включает 34 страны ( США, Канада, Великобритания, Франция, Германия и др.) |
78 |
Открытая экономика |
экономика страны, которая осуществляет экспорт и импорт товаров и услуг |
89 |
Поправка Джексона-Вэника |
поправка 1974 года конгрессменов Генри Джексона и Чарльза Вэника к Закону о торговле США, ограничивающая торговлю со странами социалистического блока, препятствующими эмиграции своих граждан. Сохраняет действие в отношении России. Поправкой запрещалось предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов |
910 |
Структура национального рынка |
наличие совокупного спроса и совокупного предложения на товары, услуги, а также в целом на факторы производства (ресурсы) |
1 |
Алиева Э.Б. Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране // Финансы и кредит. – 2007. |
2 |
Андрианов В. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО // Маркетинг. - 2004. |
3 |
Глазьев С., Аюмова 3. Россия и ВТО: преимущества и потери // Наш современник. - 2005. |
4 |
Иванов И. Россия на пороге ВТО // Мировая
экономика и международные |
5 |
Рыбаков В. Тарифные преференции во внешнеторговой деятельности Российской Федерации // Международная экономика. – 2008. |
6 |
Смитиенко Б., Рулина Е. Россия на мировом рынке услуг в условиях глобализации // Международная экономика. – 2008. |
7 |
Спартак А.Н. Внешнеэкономическая
стратегия России в условиях глобализации
// Мировая экономика и |
8 |
Цветков С.А., Ефимов В.А. Россия и ВТО: проблемы и перспективы // Вестник ИНЖЭКОНА, серия «Экономика». – 2007. |
9 |
Шумилов В.М. Россия в ВТО и управление международной торговой системой: возможности, риски, прогнозы // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. |
10 |
Яковлев Г.Е., Кожакова И.Д., Куряков А.Л. ВТО: история и современность. – Чебоксары, 2006. |
11 |
http://www.gks.ru – сайт Федеральной службы государственной статистики |
А |
|
В |
Информация о работе Современное положение России на мировом рынке