Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:43, курсовая работа
цель данного курсового проекта – охарактеризовать состояния системы здравоохранения России на сегодняшний день, на основе полученных данных найти проблемы и пути их решения.
Были поставлены следующие задачи:
1) описание текущего состояния здравоохранения;
1) описание проблем сферы здравоохранения;
2) описание мер, принимаемых в России для устранения проблем;
3) предложение авторских мер по преодолению проблем.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДАВОХРАНЕНИЯ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ 5
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 13
ГЛАВА III. ПУТИ РАЗРЕШНИЯ ПРОБЛЕМ В СФЕРЕ ЗДРАВОХРАНЕНИЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
■ изменение структуры тарифа на ОМС — с 2013 г. включение расходов на содержание учреждения, а также включение в систему ОМС скорой медицинской помощи (2013 г.) и высокотехнологичной помощи (2015 г.), т.е. организацию одноканального финансирования;
■ повышение ответственности регионов за оказание первичной помощи;
■ обязательное исполнение порядков и стандартов медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС и формирование критериев эффективности этих программ.
Вместе с тем имеются
определенные факторы риска при
реализации этого закона, что потребует
их решения в других федеральных
законах или подзаконных актах.
Например, централизация финансирования
с последующим
Что касается Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», то следует отметить также несколько положительных норм.
Передача полномочий по оказанию первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи с муниципального уровня на уровень субъекта РФ. Эта норма продиктована тем, что у большинства муниципальных образований было недостаточно средств на оказание данных видов медицинской помощи. «Бедные» системы здравоохранения (как в Российской Федерации) должны быть централизованы: так легче ими управлять и их контролировать.
Положение о предоставлении
медицинской помощи по участково-территориальному
принципу, использование системы
направлений. Эти положения устраняют
риск снижения координации медицинской
помощи населению, вводимый положениями
законопроекта «Об обязательном
медицинском страховании», которые
декларируют право выбора пациентом
врача и медицинской
Закон правильно решает и
отдельные
Все эти вопросы важны,
но первоочередная цель главного закона
страны по охране здоровья граждан
— закрепить организационные
и финансовые механизмы для защиты
и укрепления здоровья всех граждан
Российской Федерации, а также для
обеспечения доступной и
Прежде всего, следует остановиться на низкой эффективности всей системы здравоохранения, что порождает низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Причинами подобного положения дел являются следующее:
1) нехватка специалистов,
медицинского оборудования, больничных
учреждений, что порождает длинные
очереди пациентов в часы
2) короткий график приёма
пациентов. Часто часы приёма
заканчиваются до 14 часов дня.
Кто не успел попасть на
приём, тот вынужден приходить
3) невозможность своевременно получить требуемую медицинскую помощь. Это является следствием нехватки специалистов, оборудования,
дороговизны лекарственных средств и медицинских услуг;
4) низкая квалификация врачей. Часто бывает так, что в двух разных поликлиниках врачи ставят разные диагнозы на одни и те же симптомы. Соответственно, и лечение не даёт ожидаемого эффекта;
5) отсутствие либо старение
медицинского оборудования. В большинстве
больниц обследование и
6) низкая заработная плата
и отсутствие механизмов по
стимулированию качественной
Ситуация нехватки специалистов и больничных учреждений особенно заметна при сравнении городов как внутри одного региона, так и между регионами. Так, если в областном центре или столице республики большинство больниц и поликлиник отремонтированы, имеют новое оборудование, то в простых городах, особенно удалённых от центра, зачастую мало поликлиник, в которых люди не могут получить необходимый объём медицинских услуг.
Как часто в больницах столиц субъектов федерации можно видеть людей из других городов и слышать про отсутствие в их городе нужного аппарата или специалиста. Низкая эффективность системы здравоохранения сильно «ударяет» по стране в целом, особенно по её экономике.
Следующая серьёзная проблема находится в сфере производства лекарственных препаратов. Современное население большинства стран не может прожить без антибиотиков, вакцинации, множества различных препаратов. И если внутри страны производится более 80 % требуемых для её населения препаратов, то проблем практически нет. Но если же страна импортирует большинство лекарств, то возникает «угроза национальной биологической безопасности». К таким странам относится и Россия: импорт лекарственных средств составляет около 80 % от их потребления. Большинство отечественных лекарств являются наработками советских времён (доведённые до промышленного производства) либо дженериками (лекарственный препарат с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью с оригиналом, но не обладающий патентной защитой; то есть это копия оригинального препарата сторонней разработки). Новые разработки в этой области на свои деньги ведут крупнейшие компании фармацевтического рынка («Фармстандарт», «Отечественные лекарства», «Нижфарм», «Верофарм» и др.), остальные же получают гранты из-за рубежа и изредка госзаказы.
Также причинами стагнации
фармакологической отрасли
1) отток специалистов
за рубеж. Так называемая «
2) недостаточное инвестирование.
3) неумение учёных «продавать»
свои идеи. Россия всегда
славилась своими людьми. Сегодня
существуют группы энтузиастов,
4) дороговизна разработки
новых лекарств. По оценкам экспертов,
инвестиции в разработку
5) длительный срок. Минимальный
срок разработки нового
6) незащищённость
7) наличие дженериков. Крупные
современные фармакологические
компании имеют малую
Дженерики в большинстве
случаев не отличаются по качеству
и свойствам от оригинала, но стоят
на порядок дешевле, что снижает
рентабельность нового препарата компании-
Чуть подробнее следует остановиться на проблемах финансирования разработок лекарственных препаратов. Высокая стоимость полного цикла создания препарата (от идеи до производства) делает такие разработки невозможными для средних и мелких компаний. Но они участвуют в разработках в качестве «генераторов идей» либо первой ступени исследований (создание формулы лекарства). В дальнейшем они продают свои наработки, чаще всего, зарубежным компаниям по причине высокой оплаты. К тому же, по словам специалистов, иногда отечественным компаниям новые разработки не нужны, что объясняется нехваткой денежных средств на продолжение разработок, либо наличием большого количества собственных лекарственных препаратов, либо успешным выпуском дженериков на импортные лекарства.
Зарубежные гранты – это ещё один способ выживания представителей некрупного фармакологического бизнеса. По оценкам Роспрома, средний размер гранта составляет $100 тыс., по ним работают 30-50% российских компаний. Разработки ведутся до стадии получения формулы, потом её продают за рубеж [5].
Также у компаний есть шансы получить необходимые средства, обратившись в специальные фонды. Сейчас предпринимателям помогает Фонд поддержки малого предпринимательства, который выдаёт деньги при условии, что предприниматель имеет патент. Сумма выделяемых средств на самом раннем этапе развития – 1 млн. руб. В дальнейшем, если удастся привлечь инвестора, то Фонд выделит ещё 3,75 млн. руб. Также в стране функционируют 3 венчурных фонда, в перспективе учреждение ещё 7. Их капитал будет формироваться за счёт частных и государственных средств. Деньги будут выдаваться предпринимателям на условии вхождения в капитал создаваемой компании и получения в будущем доли прибыли [5].
Ещё один путь решения проблемы финансирования – это государственные закупки препаратов и заказы. Но пока данный механизм малоэффективен, поскольку при госзакупках 89 % требуемых лекарств приобретается у зарубежных компаний. Но приоритет должен быть у российских разработок [6].
Следующая проблема, связанная с лекарственными препаратами, - этоих высокая стоимость для населения. Нет, в этом нет злого умысла производителей лекарств (как думают многие). Этому способствует ряд причин [5, 6]:
1) колебание курса рубля.
С октября 2008 г. в России
началась плавная девальвация
рубля, вследствие чего доллар
вырос по отношению к
рублю почти на 40 %, что сказалось
на удорожании импорта. А
2) дороговизна и длительность
разработок. Поэтому все принципиально
новые препараты, выходящие на
рынок, доступны лишь
Курс доллара, установленный ЦБ РФ, по состоянию на 13.10.2009 – 29,5
Информация о работе Современное состояние и пути развития отрасли на примере здравоохранения РФ