Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:19, реферат
Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, которая из пассивного элемента экономической системы превратилась в один из важнейших источников экономического роста. В частности, уровень образования, квалификации ра
1. Общая характеристика рынка и государства…………………………5
1.1 Понятие «рынка» и «государства»………………………………….6
1.2 Функции и «провалы» рынка……………………………………….11
2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики………………………………………………………………………..17
2.1 Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе……………………………………………………………………………17
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм.........................................................................................................19
2.3 «Провалы» государства………………………………………..….22
3. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………….30
Список литературы…………………………………………
2 Госудаство в системе экономических отношений рыночной экономики
2.1 Необходимость регулирования
и функции государства в
Во всех общественных системах
государство играет весомую экономическую
роль, выполняя больший или меньший
набор хозяйственных социальных
функций. Теория экономической политики
как составная часть
Среди аргументов, обосновывающих важность государственного регулирования экономики выделяют следующие:
1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;
3) необходимость общественного
перераспределения благ в
4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых);
5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий;
6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.);
7) разграничение «достойных
потребностей» и тех
Из указанных и других
проявлений несовершенства рынка вытекает
не только сама по себе необходимость
государственного регулирования, но и
экономические функции
Государственное регулирование
экономики – процесс
Функция (function) в переводе с латинского означает в управленческом смысле роль, обязанность, назначение органа (субъектa и т.п.) в связи с исполнением, осуществлением каких-то целей, планов, задач. Можно с известной условностью считать, что функции есть устойчиво стоящие перед государством задачи, и постоянное пересечение понятий функция и задачи — вещь неизбежная.
Многовековой опыт различных
стран свидетельствует, что среди
характерных функций
правовое обеспечение экономической деятельности, в особенности поддержка права собственности;
организация денежного обращения. Регулирование массы и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений;
фискальная политика и регулирование бюджетного сектора;
перераспределение доходов в обществе (в том числе для обеспечения его стабильности, устойчивости);
производство так называемых общественных товаров и услуг (которые призваны удовлетворять коллективные потребности). Это, например, продукция оборонного назначения, дороги, коммуникации, иная инфраструктура. К этому классу задач можно также отнести поддержку государством науки, образования, культуры;
минимизация трансакционных
издержек. Под трансакционными
антимонопольное регулирование и развитие конкуренции. Поддержка малого и среднего бизнеса;
поддержка оптимального уровня занятости. Минимизация безработицы и издержек от нее;
проведение региональной экономической и социальной политики, отвечающей коренным интересам страны в целом и населения ее территорий;
реализация национальных
интересов в мировой экономике.
Поддержка международной
Приведенный перечень функций
может быть расширен как за счет
их расчленения и конкретизации,
так и на основе добавления вновь
возникающих устойчивых задач. Конкретные
наборы функций и решаемых правительствами
задач при регулировании
2.2 Методы государственного
вмешательства в рыночной
Прогнозирование экономики.
В зависимости от конкретно-исторических
обстоятельств, национальных условий
и господствующих в обществе экономических
концепций во многих странах происходит
интенсивная апробация
Для принятия грамотных экономических
решений государство нуждается
в научно обоснованном прогнозе. Задача
такого прогноза – дать объективное,
достоверное представление о
том, что произойдет в экономике
при тех или иных условиях. В
прогнозировании экономики
1 этап прогноза – так
называемый «поисковый»
2 этап – это разработка
«нормативного», или «целевого», прогноза,
в котором государство
3 этап – подготовка
для правительства конкретных
предложений и рекомендаций по
использованию тех или иных
экономических регуляторов,
Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;
Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;
Законодательно установленные
ограничения материально-
Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится максимально приблизить развитие экономики к показателям «нормативного прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.
4 этап – корректировка
«нормативного прогноза» с
Выделение таких этапов в процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе – это составление сценария и вариантов самих прогнозов.
Сценарий прогноза включает
в себя комплекс исходных условий: прогноз
погодных условий, определяющих урожайность,
прогноз общественно-
Наиболее продуктивным в
практике прогнозирования рыночной
экономики является сведение разных
прогнозов в систему, в обобщающий
прогноз. Перспективным считается
следующий «набор»
Прогноз последствий от разных ситуаций в стране и за рубежом;
Прогнозы развития таких сфер экономики, как финансы, денежное обращение, трудовые ресурсы и т.д.;
Социальные и политические прогнозы;
Прогнозы развития конкретных видов производства и отраслей; научно-технические прогнозы;
Внешнеэкономические прогнозы;
Экологические прогнозы;
Прогнозы развития отдельных производственно-управленческих и территориальных структур.
В цивилизованной рыночной
экономике постоянно происходит
периодическое уточнение и
Экономическое программирование.
Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер.
Структурная политика государства
преследует главную цель – обеспечить
наиболее высокий уровень экономического
роста на данном этапе развития национальной
экономики. Сюда входит и стимулирование
новой производственной структуры,
адекватной НТП, и преодоление социально-
2.3 «Провалы» государства
«Провалы» рынка привлекали
наибольшее внимание теоретиков в первой
половине XX в., когда западная рыночная
система претерпевала глубокие изменения,
переходя от раннего конкурентного
капитализма к сложной
«Провалы» государства. «Провалы государства - это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества».
К «провалам» государства относятся следующие.
1. Недостаток объективной
информации для принятия
2. Бюрократизм в принятии
экономических решений.
3. Недостаток контроля
общества над бюрократией. Это
самый существенный «провал»
государства. В силу
Информация о работе Соотношение провалов рынка и государства и особенности их регулирования