Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 15:47, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – провести исследование рабочей силы, изучить состояние и прогноз развития рынка труда в России и в других странах в современных условиях.
С учетом цели работы, можно сформулировать её задачи:
1. Раскрыть теоретические основы формирования рынка труда: понятие рабочей силы, особенности российского рынка труда и рынка зарубежных стран, и его регулирование.
2. Дать характеристику рабочей силы страны.
3. Сравнить показатели российского и зарубежных рынков труда.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы рынка труда страны.………………………….…..6
1.1 Понятие рынка труда страны, его особенности и основные элементы………….…………………………………………………………………..6
1.2 Спрос и предложение рабочей силы……………………………………………9
2 Особенности рынка труда России и других стран.……….………………12
2.1 Население и трудовые ресурсы……………………………….……………….12
2.2 Особенности российского рынка труда и рынка других стран..……….…...17
3. Перспективы развития рынка труда России и других стран…………….26
3.1 Проблемы функционирования рынка труда в экономике современной России……………………………………………………………………………….26
3.2 Перспективы развития рынка труда за рубежом……………………………..30
3.2 Государственное и правовое регулирование рынка труда и его необходимость в России...…………………. ……………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………….40
Список использованных источников……………………………………………...44
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они – будущее страны. Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.
На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда [4, c. 31].
Подростковая группа (молодежь до 18 лет) представляет
в основном учащихся средних школ и профессиональных
училищ. В основном они не вовлечены в
трудовую деятельность. Однако значительное
снижение жизненного уровня большей части
населения изменило жизненную позицию
этой категории молодежи. Многие из них
стремятся заработать деньги любым путем.
Чаще всего это само занятость, вроде мойки
машин и торговли газетами или работа
в «теневом» секторе экономики. Легальный
рынок неквалифицированного детского
труда крайне узок. Поэтому если не решать
проблему государственного контроля за
детской занятостью, возникнет опасность
увеличения криминального потенциала
общества.
Молодежь в возрасте 18-24 года – это студенты
и молодые люди, завершающие или завершившие
профессиональную подготовку. Они являются
самой уязвимой группой, вступающей на
рынок труда, так как не имеют достаточного
профессионального и социального опыта,
и в силу этого менее конкурентоспособны.
В 25-29 лет молодые люди
уже в основном имеют определенную
квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный
опыт. Они знают, чего хотят, чаще всего
уже имеют собственную семью и предъявляют
достаточно высокие требования к предлагаемой
работе.
Снижение общего уровня жизни населения
привело к сверхзанятости среди учащейся
молодежи, вынужденной работать в свободное
от учебы время. Возрастает также количество
предложений за счет выпускников учебных
заведений. Отсутствие механизма, регулирующего
трудоустройство выпускников учебных
заведений приводит к возникновению серьезных
проблем. Особенную тревогу вызывает утрата
молодежью ценности профессионализма.
Проявляется четкая тенденция к люмпенизации
молодежи, что в ближайшей перспективе
отразится на социальной структуре общества.
Несмотря на кризис, в экономике все больше ощущается рост потребности в повышении общеобразовательного уровня работников, увеличивается спрос на профессиональное образование. Если существующие в настоящее время тенденции в воспроизводстве квалифицированных кадров не изменятся, то в ближайшей перспективе можно ожидать роста безработицы среди неквалифицированного населения, и, прежде всего молодых людей, которые не продолжают дальнейшего образования, не имеющих профессии или должной квалификации. Поэтому необходима рациональная организация профессионального образования молодежи, согласованного как с развитием отечественной экономики, так и с тенденциями на мировом рынке труда. В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом рыночной инфраструктуры. Вот почему при сокращении набора в ПТУ и средние специальные учебные заведения прием студентов в вузы из года в год увеличивается [12, c. 199].
Таким образом, по мере развития
рыночных отношений и конкуренции,
ускорения перестройки
3.2 Перспективы развития рынка труда за рубежом
Рынок труда за рубежом очень динамично меняется, и те профессии, которые еще недавно считались прибыльными и перспективными, становятся все менее востребованными. Весной 2013 года журнал «Форбс» обнародовал список самых перспективных профессий будущего в США, составленный Калифорнийским университетом. Это исследование основывалось на данных Министерства труда и интервью с управляющими крупных компаний.
Большое количество вакансий ожидается в сфере здравоохранения. Самые востребованные профессии будущего в этой сфере - химики, биологи, фармацевты и геронтологи. Перспективными считаются также вакансии, находящиеся на стыке здравоохранения и юриспруденции, здравоохранения и информационных технологий. Так, здравоохранение США нуждается в компьютерных специалистах для обработки и обобщения данных различных исследований - инженерах и аналитиках. Высокий шанс найти работу и у адвокатов, специализирующихся на медицинских вопросах.
Многие перспективные профессии будущего связаны со сферой информационных технологий - IT. Постоянно увеличивающийся объем информации вызывает потребность в специалистах по анализу и обработке данных. Инженеры-программисты, специализирующиеся на статистике и построении алгоритмов, необходимы для обеспечения компьютерной безопасности, борьбы с мошенничеством в Интернете, работы в сфере продвижения товаров и услуг (прогнозирование потребительских настроений).
Еще одна перспективная профессия - это журналист. Однако традиционные СМИ постепенно уступают свои позиции Интернету. Поэтому перспективная профессия будущего - это интернет-журналисты, копирайтеры и рерайтеры. В этой сфере ценятся навыки работы с компьютером, понимание принципов функционирования Интернета и поисковых систем, умение писать качественный контент для веб-сайтов и социальных сетей. Рассматривая востребованные профессии на рынке труда в будущем, нельзя не упомянуть разработчиков приложений для мобильных устройств. В сфере экономики и промышленности необходимы специалисты по альтернативным источникам энергии, внедрению экологически безопасных технологий и обеспечению безопасности труда.
Среди иностранных языков наиболее востребован испанский, поэтому переводчик, владеющий иностранным языком, без работы не останется.
Востребованной профессией считается и профессия преподавателя, но не любого. Поскольку все больше и больше молодых людей решают получить высшее образование, то профессия будущего - это преподаватель высшего учебного заведения (колледжа). Эта профессия позволяет сделать неплохую карьеру, в том числе и научную. Нужны также преподаватели английского языка как иностранного.
Ситуация на рынке труда США в 2013 году стабилизируется, но потребуется пять-шесть лет экономического роста для приведения уровня безработицы к целевым уровням определенным Федеральной резервной системой США. Экономисты, опрошенные Bloomberg News в декабре, дали усредненный прогноз уровня безработицы на 2013 год на уровне 9,9% и 9% в 2012 году.
В новом прогнозе ФРС говорится: «Предполагается, что экономическое оживление будет постепенным, и реальный валовой внутренний продукт будет расти умеренными темпами, уровень безработицы будет медленно снижаться в ближайшие несколько лет». Новый прогноз также предполагает, что уровень безработицы, который подскочил до 10,2% в октябре 2012 года, может понизиться к концу 2013 года. Так же новый прогноз указывает, что уровень безработицы снизится до диапазона от 9,3 до 9,7 процента в течение 2013 года.
Для решения сложившейся ситуации во Франции, необходимы коренные преобразования на рынке труда, в области образования, налоговой политике. Но одной из характерных черт Франции было разнообразие социального пейзажа. Существует масса групп с особым статусом, дающим право на те или иные привилегии (зарплата, пенсии, налоговые льготы и т.д.). Добившись таких «завоёванных прав», их обладатели решительно отвергают любые реформы, способные поставить эти права под вопрос.
Самой болезненной из намеченных реформ, обещает стать реформа пенсионной системы. Ее главный смысл – отмена досрочного выхода на пенсию госслужащих, подпадающих под так называемый специальный режим: работников транспорта, энергетического сектора, Банка Франции. Если обычный возраст выхода на пенсию во Франции составляет 60 лет, эта группа граждан может уйти с работы на десять лет раньше. Ежегодные расходы на выплаты пенсионных пособий этим людям (а их во Франции свыше миллиона), превышают €5 млрд. Подводя итоги по Испании, можно сказать, что политика правительства по обеспечению занятости начала приносить ощутимые плоды. С 1996-2006 гг. уровень безработицы снизился с 25% до 8% (в три раза), новыми рабочими местами было обеспечено свыше 40% безработных, 20% пожилых людей и более 60% молодежи. В целом показатель занятости населения увеличился за последние десятилетии с 12.5-22.0 млн. человек. Испания из страны средиземноморского типа с преобладанием дешевого неквалифицированного труда превращается в страну с относительно высоким уровнем профессиональной квалификации рабочей силы.
Так, проанализировав действия государства на рынках труда Испании и Франции в течение нескольких последних десятилетий, можно сделать вывод о неоднозначности роли вмешательства государства в социальную сферу. Несомненно, оно необходимо, но в разумных пределах: чрезмерное вмешательство может привести к серьёзным социальным последствиям, как то высокий уровень безработицы во Франции, частично обусловленный высокими выплатами по безработице. Различные группы населения высказывают разные требования к государству, так, бизнес требует некоторой либерализации рынка труда, работникам же необходима защита и поддержка. Отсюда вывод: государство должно найти некий компромисс, который позволит снизить критические показатели, избежав при этом недовольства населения, учитывая интересы всех слоёв.
3.3 Государственное и правовое регулирование рынка труда и его необходимость в России
Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» – личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Как уже говорилось, эта концепция не является достоянием истории: из нее исходят современные теории монетаризма и рациональных ожиданий.
Но в работах Дж.М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенной конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода. Хотя при этом и сохраняется вынужденная безработица, объясняемая недостаточностью совокупного спроса на труд, но ликвидируется нестабильность, присущая системе совершенной конкуренции [4, c. 31].
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Достижение оптимально
высокой, структурно-рациональной, экономически
эффективной и социально-
Перспективы занятости
определяются динамикой и уровнем
экономической эффективности
Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.