Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа
Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно–коммунальной отрасли;
анализ концепции реформирования сложившейся системы жилищно–коммунального хозяйства;
анализ современного состояния жилищно–коммунальной отрасли как сложной организационно–экономической системы в Ростовской области;
Введение 3
1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1. Понятие ЖКХ 6
1.2. Развитие ЖКХ в России 9
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области 14
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ 14
2.2. Последствия реформирования ЖКХ в г.Таганроге 20
2.3. Стратегия преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Таганрога 22
2.4. Реформирование системы ЖКХ в Ростовской области 25
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе 31
3. Методические положения и рекомендации по реформированию жилищно–коммунального хозяйства 35
3.1. Коррекция стратегии реформы ЖКХ 35
3.2. Совершенствование коммунального законодательства 38
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53
Задача создания нормативной
правовой базы, необходимой для реформирования
жилищно-коммунального
Среди программных мероприятий
по совершенствованию
- разработка нормативных
правовых мер обеспечения
- разработка и утверждение
регламентов состояния
- формирование нормативной
правовой и методической базы
для организации регулирования
учета потребления и оплаты
ресурсов в индивидуальных и
многоквартирных домах при
В связи с этим муниципальные образования проводят конкретные мероприятия, направленные на повышение эффективности реформирования их жилищно-коммунальных комплексов. Так, муниципальным образованием «Город Таганрог» были приняты следующие меры в целях создания условий для развития конкуренции в сфере управления жилищным фондом и механизма взаимодействия собственников жилья и органов муниципальной, государственной власти:
- в период с 2006 по 2007
г. в газетных изданиях
- проведены встречи с
гражданами в общественной
- при поддержке Областного
департамента, с участием Ростовской
ассоциации товариществ
- за счет средств городского
бюджета проведен ряд
- разработана методика, описывающая
все необходимые этапы
- неоднократно проводились
встречи по вопросу выбора
способа управления
- в 2006 - 2007 гг. проведены
пять встреч заместителя Главы
Администрации по вопросам
- Управлением жилищно-
- в СМИ различными формами
и способами даются объявления
о необходимости выбора
Постановлением Мэра города Таганрога от 11 апреля 2006 г. № 1441 создана рабочая группа по организации выбора формы управления многоквартирными домами. Другим Постановлением Мэра города Таганрога от 26 апреля 2007 г. № 1340 было утверждено Положение об аккредитации при Администрации города Таганрога организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Постановлением Мэра города Таганрога от 9 ноября 2007 г. №4251 на Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта г. Таганрога возложены функции организатора конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
В ходе реформы ЖКХ на территории типичного муниципального образования «Город Таганрог» наметились позитивные преобразования и приняты меры социальной защиты малоимущих категорий граждан.
2.2. Последствия
реформирования ЖКХ в г.
Положительные аспекты жилищной политики на современном этапе следующие:
1. Жилищная сфера и
сфера жилищно-коммунальных
2. Начался процесс разделения
функций заказчика и
3. Намечены мероприятия,
направленные на снижение
4. Приняты меры социальной защиты малоимущих категорий граждан на период реформы ЖКХ.
Вместе с тем следует отметить существующие отрицательные аспекты нерешенных проблем.
Бюджетные расходы на нужды ЖКХ по-прежнему велики. При этом средств на капитальный ремонт и реконструкцию выделяется гораздо меньше, чем на субвенцию в покрытие убытков от содержания жилья и возмещения разницы в цене.
Структура цены на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) не прозрачна, не определено, что такое 100-процентная оплата за ЖКУ. В муниципальных образованиях эта величина постоянно корректируется, так как не определен экономически обоснованный тариф на ряд жилищно-коммунальных услуг в полном объеме.
Из-за недостатка свободных финансовых ресурсов нет индивидуальных приборов учета и потребления ресурсов, что неудовлетворительно влияет на отношение населения к поставщикам-монополистам коммунальных услуг, позволяет увеличивать тарифы на основе усредненных значений.
Имеют место неплатежи населения за поставленные жилищно-коммунальные услуги. Не всегда используются имеющиеся рычаги воздействия на неплательщиков. Нет системы, позволяющей решать проблемы платежей граждан путем оформления им субсидий, переселения в менее комфортабельное жилье.
У предприятий ЖКХ нет мотивации к снижению затрат на производство работ (услуг). Сохраняемая бездоговорная административная схема управления между муниципальными предприятиями и органами местного самоуправления, отсутствие материальных стимулов к изменению структуры затрат соответственно отрицательно влияют на заинтересованность работников в модернизации технологического процесса, внедрении новых технологий и оборудования.
Демонополизация жилищно-коммунальной сферы не получила должного развития. Эффективность конкурсов на техническое обслуживание жилищного фонда по элементам работ весьма сомнительна. Часто отсутствуют договорные отношения между собственником жилищного фонда и управляющими организациями.
2.3. Стратегия
преобразований в жилищно-
Стратегия позитивных преобразований определяется задачами создания социально-ориентированной модели развития услуг жилищно-коммунальной сферы в рамках рыночных отношений по ряду направлений.
Первая задача состоит в снижении нерациональных материальных издержек производства услуг путем проведения реконструкции и модернизации объектов ЖКХ, внедрения новых технологий и оборудования, замены аварийных участков инженерных сетей.
Далее следует определить
правовую основу универсальной процедуры
формирования тарифов на ЖКУ на территории
всего субъекта Федерации (государственное
регулирование) с учетом внедрения
инструмента, стимулирующего мотивацию
предприятий и организаций
Необходимо создавать
условия для привлечения
Вторая задача состоит в адресной социальной поддержке местного населения на период реформирования отношений в сфере ЖКХ, которая должна предусматривать четкое разграничение полномочий между бюджетами разных уровней в части стопроцентного финансирования субсидий населению на возмещение части затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг с целью защиты интересов потребителей ЖКУ на переходный период. При этом обязательным условием является внедрение системы оплаты в зависимости от качества и количества услуг, эффективности управления жилищным фондом.
Третья задача состоит
в предотвращении разрушения жилищного
фонда путем создания цивилизованных
финансово-имущественных
С этой целью необходимо
изменение системы управления жилищным
фондом, в том числе определение
невозможности совмещения муниципалитетами
функций собственника жилищного
фонда в хозяйственной
В целях усиления эффективности правовой и информационной политики муниципальных образований на примере типичного муниципального образования «Город Таганрог» целесообразно принять ряд первоочередных мер, в числе которых:
1) устранение имеющейся
дебиторской и кредиторской
2) органам местного
3) способом финансирования
предприятий ЖКХ должен стать
переход на 100-процентную оплату
потребителем жилищно-
4) внедрение ресурсо- и
энергосберегающих технологий
5) в целях создания
и развития конкурентной среды
в сфере ЖКХ органам местного
самоуправления следует
6) преобразование муниципальных
унитарных предприятий в
7) приватизация и акционирование
муниципальных унитарных
8) привлечение инвестиций,
кроме договоров концессии,
9) осуществлять меры
10) широко привлекать к
пропаганде и рекламе основных
идей реформирования жилищно-
На уровне федерального законодательства
целесообразно разработать и
внести в действующее законодательство
изменения, разрешающие органам
местного самоуправления выступать
участниками хозяйственных
Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства