Состояние жилищно-коммунального хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
 теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно–коммунальной отрасли;
 анализ концепции реформирования сложившейся системы жилищно–коммунального хозяйства;
 анализ современного состояния жилищно–коммунальной отрасли как сложной организационно–экономической системы в Ростовской области;

Содержание

Введение 3
1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1. Понятие ЖКХ 6
1.2. Развитие ЖКХ в России 9
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области 14
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ 14
2.2. Последствия реформирования ЖКХ в г.Таганроге 20
2.3. Стратегия преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Таганрога 22
2.4. Реформирование системы ЖКХ в Ростовской области 25
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе 31
3. Методические положения и рекомендации по реформированию жилищно–коммунального хозяйства 35
3.1. Коррекция стратегии реформы ЖКХ 35
3.2. Совершенствование коммунального законодательства 38
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ жкх.docx

— 99.19 Кб (Скачать файл)

Задача создания нормативной  правовой базы, необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства  и привлечения в отрасль частных  инвестиций, которая во многом определила содержание подпрограммы, была в основном решена с принятием пакета федеральных  законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации.

Среди программных мероприятий  по совершенствованию законодательной  и нормативной правовой базы наиболее важными являются:

- разработка нормативных  правовых мер обеспечения реализации  Жилищного кодекса Российской Федерации в части соответствующих правоотношений;

- разработка и утверждение  регламентов состояния индивидуальных  и многоквартирных домов для  определения соответствия жилья  установленным требованиям и  создание нормативной правовой  базы гражданской и административной  ответственности собственников  помещений за содержание индивидуальных  и многоквартирных домов;

- формирование нормативной  правовой и методической базы  для организации регулирования  учета потребления и оплаты  ресурсов в индивидуальных и  многоквартирных домах при наличии  коллективных и/или индивидуальных  приборов учета.

В связи с этим муниципальные  образования проводят конкретные мероприятия, направленные на повышение эффективности  реформирования их жилищно-коммунальных комплексов. Так, муниципальным образованием «Город Таганрог» были приняты следующие меры в целях создания условий для развития конкуренции в сфере управления жилищным фондом и механизма взаимодействия собственников жилья и органов муниципальной, государственной власти:

- в период с 2006 по 2007 г. в газетных изданиях опубликовано  более 30 статей по вопросам  выбора способа управления многоквартирным  жилищным фондом и условий  выделения бюджетных средств  для проведения капитального  ремонта в многоквартирных домах;

- проведены встречи с  гражданами в общественной приемной  газеты «Таганрогская правда» по вопросам выбора способа управления многоквартирным жилищным фондом;

- при поддержке Областного  департамента, с участием Ростовской  ассоциации товариществ собственников  жилья в форме семинара проведено  обучение 50 человек, действующих  председателей ТСЖ и ЖСК, а  также желающих в будущем стать  председателями ТСЖ;

- за счет средств городского  бюджета проведен ряд семинаров  и обучающих программ по вопросам  передачи домов в управление  собственникам помещений;

- разработана методика, описывающая  все необходимые этапы подготовки  и проведения общего собрания  собственников;

- неоднократно проводились  встречи по вопросу выбора  способа управления многоквартирными  домами с председателями КТОС, с руководителями профсоюзных  организаций города, с Союзом  пенсионеров, с Союзом офицеров, с обществом инвалидов, а также  с жителями депутатских округов;

- в 2006 - 2007 гг. проведены  пять встреч заместителя Главы  Администрации по вопросам городского  хозяйства с инициаторами создания  ТСЖ;

- Управлением жилищно-коммунального  хозяйства и транспорта г. Таганрога  в ноябре - декабре 2007 г. составлен  график обхода многоквартирных  домов, собственники которых не  выбрали способ управления, с  целью оповещения граждан о  последствиях бездействия в выборе  способа управления многоквартирными  домами;

- в СМИ различными формами  и способами даются объявления  о необходимости выбора собственниками  способа управления многоквартирным  домом.

Постановлением Мэра города Таганрога от 11 апреля 2006 г. № 1441 создана рабочая группа по организации выбора формы управления многоквартирными домами. Другим Постановлением Мэра города Таганрога от 26 апреля 2007 г. № 1340 было утверждено Положение об аккредитации при Администрации города Таганрога организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами. Постановлением Мэра города Таганрога от 9 ноября 2007 г. №4251 на Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта г. Таганрога возложены функции организатора конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

В ходе реформы ЖКХ на территории типичного муниципального образования «Город Таганрог» наметились позитивные преобразования и приняты меры социальной защиты малоимущих категорий граждан.

 

2.2. Последствия  реформирования ЖКХ в г.Таганроге

 

Положительные аспекты жилищной политики на современном этапе следующие:

1. Жилищная сфера и  сфера жилищно-коммунальных услуг  в настоящее время находится  в состоянии переходного периода,  характеризующегося поворотом от  централизованно-административной  системы управления к открытой, основанной на превращении жилища  и жилищно-коммунальных услуг  в товар, на самостоятельном  взаимодействии хозяйствующих субъектов,  повышении статуса потребителя  жилищно-коммунальных услуг, удовлетворении  его потребностей на основе  спроса и предложения.

2. Начался процесс разделения  функций заказчика и подрядчика  в отрасли. При этом формализуются  отношения между органами местного  самоуправления и муниципальными  унитарными предприятиями ЖКХ,  вводятся в действие договорные  отношения на основе муниципального  заказа.

3. Намечены мероприятия,  направленные на снижение затрат  на жилищно-коммунальные услуги.

4. Приняты меры социальной  защиты малоимущих категорий  граждан на период реформы  ЖКХ.

Вместе с тем следует  отметить существующие отрицательные  аспекты нерешенных проблем.

Бюджетные расходы на нужды  ЖКХ по-прежнему велики. При этом средств на капитальный ремонт и  реконструкцию выделяется гораздо  меньше, чем на субвенцию в покрытие убытков от содержания жилья и  возмещения разницы в цене.

Структура цены на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) не прозрачна, не определено, что такое 100-процентная оплата за ЖКУ. В муниципальных образованиях эта  величина постоянно корректируется, так как не определен экономически обоснованный тариф на ряд жилищно-коммунальных услуг в полном объеме.

Из-за недостатка свободных  финансовых ресурсов нет индивидуальных приборов учета и потребления  ресурсов, что неудовлетворительно  влияет на отношение населения к  поставщикам-монополистам коммунальных услуг, позволяет увеличивать тарифы на основе усредненных значений.

Имеют место неплатежи  населения за поставленные жилищно-коммунальные услуги. Не всегда используются имеющиеся  рычаги воздействия на неплательщиков. Нет системы, позволяющей решать проблемы платежей граждан путем  оформления им субсидий, переселения  в менее комфортабельное жилье.

У предприятий ЖКХ нет  мотивации к снижению затрат на производство работ (услуг). Сохраняемая бездоговорная  административная схема управления между муниципальными предприятиями  и органами местного самоуправления, отсутствие материальных стимулов к  изменению структуры затрат соответственно отрицательно влияют на заинтересованность работников в модернизации технологического процесса, внедрении новых технологий и оборудования.

Демонополизация жилищно-коммунальной сферы не получила должного развития. Эффективность конкурсов на техническое  обслуживание жилищного фонда по элементам работ весьма сомнительна. Часто отсутствуют договорные отношения  между собственником жилищного  фонда и управляющими организациями.

 

2.3. Стратегия  преобразований в жилищно-коммунальном  хозяйстве г. Таганрога

 

Стратегия позитивных преобразований определяется задачами создания социально-ориентированной  модели развития услуг жилищно-коммунальной сферы в рамках рыночных отношений  по ряду направлений.

Первая задача состоит  в снижении нерациональных материальных издержек производства услуг путем  проведения реконструкции и модернизации объектов ЖКХ, внедрения новых технологий и оборудования, замены аварийных  участков инженерных сетей.

Далее следует определить правовую основу универсальной процедуры  формирования тарифов на ЖКУ на территории всего субъекта Федерации (государственное  регулирование) с учетом внедрения  инструмента, стимулирующего мотивацию  предприятий и организаций сферы  ЖКХ к снижению затрат на ЖКУ и  энергосбережению.

Необходимо создавать  условия для привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, в том числе  частных, использования различных  внебюджетных источников, развития системы лизинга для технического перевооружения ЖКХ, привлечения кредитных организаций, приобретения энергоресурсосберегающего оборудования.

Вторая задача состоит  в адресной социальной поддержке  местного населения на период реформирования отношений в сфере ЖКХ, которая  должна предусматривать четкое разграничение  полномочий между бюджетами разных уровней в части стопроцентного финансирования субсидий населению  на возмещение части затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг с целью  защиты интересов потребителей ЖКУ  на переходный период. При этом обязательным условием является внедрение системы  оплаты в зависимости от качества и количества услуг, эффективности  управления жилищным фондом.

Третья задача состоит  в предотвращении разрушения жилищного  фонда путем создания цивилизованных финансово-имущественных отношений  между участниками сферы ЖКХ  на уровне муниципального образования.

С этой целью необходимо изменение системы управления жилищным фондом, в том числе определение  невозможности совмещения муниципалитетами функций собственника жилищного  фонда в хозяйственной деятельности по управлению этим фондом и имуществом других собственников.

В целях усиления эффективности  правовой и информационной политики муниципальных образований на примере  типичного муниципального образования  «Город Таганрог» целесообразно принять ряд первоочередных мер, в числе которых:

1) устранение имеющейся  дебиторской и кредиторской задолженности  предприятий ЖКХ;

2) органам местного самоуправления  целесообразно приступить к инвентаризации  задолженности предприятий ЖКХ  для последующей реструктуризации  этих задолженностей или частичного  списания;

3) способом финансирования  предприятий ЖКХ должен стать  переход на 100-процентную оплату  потребителем жилищно-коммунальных  услуг;

4) внедрение ресурсо- и  энергосберегающих технологий должно  способствовать снижению затрат  предприятий ЖКХ на содержание  и обслуживание инфраструктуры, для этого целесообразно включать  в структуру тарифов расходы  на внедрение ресурсо- и энергосберегающих  технологий;

5) в целях создания  и развития конкурентной среды  в сфере ЖКХ органам местного  самоуправления следует активно  использовать муниципальные заказы  на обслуживание жилищного фонда,  организовать систему расчетов  на основе договоров с применением  санкций за нарушение их условий,  создавать условия для привлечения  предприятий малого и среднего  бизнеса, которые могут оказывать  услуги при утилизации, переработке  и вывозе мусора, озеленении городов,  обслуживании жилищного фонда  и инженерных сетей;

6) преобразование муниципальных  унитарных предприятий в хозяйственные  общества позволит обеспечить  эффективную работу предприятий  ЖКХ, улучшить управление жилищным  фондом и объектами инфраструктуры  ЖКХ, обеспечить равные права  для всех участников рынка  и в конечном счете будет  способствовать созданию условий  для привлечения частного капитала  в жилищную сферу;

7) приватизация и акционирование  муниципальных унитарных предприятий  должны проходить параллельно  с применением концессионных  механизмов управления объектами  коммунальной инфраструктуры;

8) привлечение инвестиций, кроме договоров концессии, возможно  также через заемное финансирование;

9) осуществлять меры государственной  поддержки по предоставлению  адресной финансовой помощи тем  проектам модернизации инфраструктуры  ЖКХ, которые не могут быть  реализованы только за счет  частных инвестиций, но имеют  большую социальную значимость;

10) широко привлекать к  пропаганде и рекламе основных  идей реформирования жилищно-коммунального  комплекса и их непосредственной  реализации общественность. Так,  показателен в этом плане положительный  опыт муниципального образования  «Город Дубна» и проект «Ускорение реформ ЖКХ путем вовлечения в ее реализацию жителей г. Дубны»4 .

На уровне федерального законодательства целесообразно разработать и  внести в действующее законодательство изменения, разрешающие органам  местного самоуправления выступать  участниками хозяйственных обществ .

Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства