Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 09:57, курсовая работа
Целью исследования является обзор основных направлений реформы отрасли ЖКХ в регионе.
Для достижения поставленной цели в исследовании определены следующие задачи:
теоретические исследования экономического механизма реформирования жилищно–коммунальной отрасли;
анализ концепции реформирования сложившейся системы жилищно–коммунального хозяйства;
анализ современного состояния жилищно–коммунальной отрасли как сложной организационно–экономической системы в Ростовской области;
Введение 3
1. Современное состояние жилищно-коммунального хозяйства 6
1.1. Понятие ЖКХ 6
1.2. Развитие ЖКХ в России 9
2. Основные направления реформы ЖКХ в Ростовской области 14
2.1. Правое и информационное обеспечение реформы ЖКХ 14
2.2. Последствия реформирования ЖКХ в г.Таганроге 20
2.3. Стратегия преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве г. Таганрога 22
2.4. Реформирование системы ЖКХ в Ростовской области 25
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе 31
3. Методические положения и рекомендации по реформированию жилищно–коммунального хозяйства 35
3.1. Коррекция стратегии реформы ЖКХ 35
3.2. Совершенствование коммунального законодательства 38
Заключение 47
Список литературы 49
Приложения 53
2.4. Реформирование системы ЖКХ в Ростовской области
Условия реформирования ЖКХ,
установленные ст. 14 Федерального закона
от 21.07.2007 №185-ФЗ, в части деятельности
на территории муниципальных образований
(далее - МО) не менее 80% коммерческих организаций
коммунального комплекса с
Муниципальными образованиями, ранее всех достигшими данного показателя, а также самой цели реформы, являются Аксайскоег.п., Белокалитвинский район (Белокалитвинское и Шолоховское г.п., Синегорскоес.п.), Октябрьский район (Каменоломненскоег.п., Кривянское и Персиановскоес.п.).
В данных МО проведен полный объем работ по регистрации права собственности муниципального имущества (объекты коммунальной инфраструктуры), проведены конкурсы по передаче данного имущества в аренду частным организациям, а также внедрен опыт заключения концессионных соглашений.
В остальных МО, несмотря
на достижение необходимых 80% показателя,
цель реформы можно считать
Из 463 муниципальных образований Ростовской области 80%-ный рубеж перешагнули 173 МО (37,4%), из которых:
– 11 городских округов (91,7%);
– 8 муниципальных районов (18,6%);
– 7 городских поселений (38,9%);
– 147 сельских поселений (37,7%).
В целом по Ростовской области
доля частных организаций
– электроснабжение – 81,8%;
– газоснабжение – 100,0%;
– теплоснабжение – 70,7%;
– водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод – 45,3%;
– утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов – 46,7%.
Таблица 2.1
Показатели реформирования
жилищно-коммунального
в соответствии с условиями статьи 14 Федерального
закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства»
№ |
Наименование показателя |
Показатель на 01.01.2011, % |
Показатель на 01.01.2012, % |
Прирост показателя, % |
1 |
Доля коммерческих организаций
коммунального комплекса с |
|||
– в МО, получивших финансовую поддержку за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ; |
58,3 |
82,2 |
41,0 | |
– в целом по Ростовской области |
53,0 |
60,4 |
14,0 | |
2 |
Доля многоквартирных домов (МКД), управляемых товариществами собственников жилья (ТСЖ), от общего количества МКД: |
|||
– в МО, получивших финансовую поддержку за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ; |
11,7 |
21,5 |
83,8 | |
– в целом по Ростовской области |
4,3 |
18,2 |
323,3 | |
3 |
Доля МКД, управляемых частными управляющими организациями, от общего количества МКД (за исключением домов ТСЖ): |
|||
– в МО, получивших финансовую поддержку за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ; |
78,9 |
87,6 |
11,0 | |
– в целом по Ростовской области |
22,9 |
72,5 |
216,6 |
Министерство жилищно-
1. Комплексного инвестиционного проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г.Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 № 1708-р).
2. Крупнейшего регионального
3. Областной долгосрочной
4. Областной долгосрочной
5. Областной долгосрочной
Власти Ростовской области запланировали за три года выделить на развитие ЖКХ более 11 миллиардов рублей – запланирована реализация двух областных долгосрочных целевых программ: объем «Модернизации объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области на 2011-2014 годы» составит 8,2 млрд. рублей, а «Развития жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012-2015 годы» – 2,6 млрд. рублей.
При этом основная часть финансирования будет направлена на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт водопроводно-канализационного хозяйства области.
По своей социальной направленности и по объемам финансирования наиболее значимыми из запланированных проектов на 2012-2014 годы станут «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» и «Чистый Дон».
Кроме того, в ближайшие три года запланированы расходы областного бюджета и на жилищное хозяйство области. В этой связи будет действовать областная долгосрочная целевая программа «Развитие жилищного хозяйства в Ростовской области на 2012-2015 годы».
На территории Ростовской
области реализуется
В рамках подпрограммы предусмотрены следующие меры социальной поддержки:
Управляющим подпрограммой является ГБУ РО «Агентство жилищных программ».
В 2012 году будут выделены деньги на капитальный ремонт 136 многоквартирных домов Ростовской области. На исполнение программы капремонта направят около 904 млн рублей. Из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на эти цели привлечено свыше 617 млн рублей.
Капитально отремонтируют около 615 тысяч квадратных метров: это 121 дом в Ростове-на-Дону, семь – в Каменске-Шахтинском, восемь – в Сальске. Это позволит к концу года улучшить жилищные условия для 23 тысяч жителей Дона.
В нескольких районах и городах Ростовской области с 1 января 2012 года некоторые тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут снижены. Так, уже в декабре 2012 г. их снизили на водоснабжение в двух районах области: в Романовском сельском поселении Волгодонского района на 31,5% и в Шолоховском, Коксовском, Горняцком и, Синегорском поселениях Белокалитвинского района - на 16,2%.
Проблемы в ЖКХ по Ростовской области не закончатся, пока ЖКХ не будет финансироваться в объеме, необходимом для приведения его в порядок. Так, в регионе есть некоторые территории, особенно шахтерские, где уровень износа сетей далеко за 50%, ближе к верхней планке. Поэтому любые усилия по сдерживанию тарифов без создания условий для модернизации будут бесполезны.
Согласно документам по итогам аудита ЖКХ в Ростовской области, планируется, что с федеральной службой по тарифам будет согласован предельный минимальный уровень тарифа на электроэнергию на 2012 год для населения в размере 3,20 вместо 3,25 руб./кВт.ч. Кроме этого, планируется изменение схем оказания услуг водоснабжения за счет укрупнения организаций и исключения посредников, а также поэтапное снижение уровня потерь воды - с 42 до 25-35 процентов.
Тарифы на воду в 2012 году снизятся в городах Гуково, Новошахтинск, Шахты, а также в некоторых поселениях Красносулинского, Егорлыкского, Зимовниковского, Мясниковского, Обливского, Песчанокопского,Сальского, Ремонтненсткого, Семикаракорского, Целинского, Чертковского, Азовского, Аксайского, Белокалитвенского, Мартыновского, Пролетарского, Тацинского и Волгодоского районов.
Тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов с 2012 года снизятся в городах Батайск, Зверево, Каменск-Шахтинский, а также в некоторых поселениях Белокалитвенского, Веселовского, Зимовниковского, Волгодонского, Кагальницкого, Мартыновского, Миллеровского, Мясниковского, Цимлянского, Целинского, Песчанокопского и Орловского районов.
Реформирование предприятий ЖКХ в Ростовской области идёт путем преобразования в акционерные общества или передачи объектов коммунальной инфраструктуры частным инвесторам, а это достаточно длительный процесс. В соответствии с федеральным законом о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства доля частных организаций коммунального комплекса региона до 1 июля 2012 года должна составить не менее 50%, а в последующие годы — не менее 80%.
На Дону есть примеры реализации
успешных проектов государственно-частного
партнерства в жилищно-
Однако приход в коммунальное хозяйство частных инвесторов в отдельных случаях приводит к негативным последствиям: доступ к стратегически важным ресурсам (воде, электроэнергии) получают компании, единственная задача которых - это прибыль любыми средствами. В результате страдают жители области.
Так, в настоящее время в Зверево зарегистрированы две одноименные организации ОАО «Донская водная компания». При этом тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения на 2012 год установлены постановлением РСТ для ранее действовавшей организации - со снижением к уровню 2011 года. Тарифы для нового предприятия региональная тарифная служба не устанавливала, и оно не вправе выставлять счета жителям города на оплату услуг.
2.5. Проблемные вопросы реформирования ЖКХ в регионе
Жилищно-коммунальная сфера – это
многоотраслевой комплекс, в котором
пересекаются все социально-экономические,
организационно-технические
По итогам проверок работы управляющих компаний и предприятий ЖКХ Ростовской области выявлено много нарушений. Среди них - низкое качество управления многоквартирными домами, слабый контроль за этим управлением местных властей, большое количество убыточных предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Но в целом область выполнила условия реформы ЖХК, поэтому Федеральный фонд софинансирования и в 2012 году продолжит помощь в проведении капремонта многоквартирных домов.
В настоящее время власти Ростовской области скупают убыточные предприятия ЖКХ с целью вывести их из кризиса. В январе 2011 года в Ростове-на-Дону была создана единая служба для решения проблем ЖКХ. Посредством ее власти города планируют усилить контроль за качеством жилищно-коммунальных услуг.
В коммунальном комплексе по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения выявлены факты криминального банкротства предприятий и вывода денежных средств за рубеж, что повлекло за собой рост тарифов на услуги ЖКХ и многочисленные нарушения прав граждан, поэтому Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает меры по декриминализации сферы коммунального комплекса, оказывающего услуги по водоснабжению Ростовской области. В связи с этим с февраля по март 2012 г. была приостановка полномочий прокурора Ростовской области Валерия Кузнецова и прокурора Новошахтинска Ростовской области Сергея Биленко.
По данным Генпрокуратуры, в течении нескольких лет группа физических лиц в Ростовской области реализовывала преступную схему хищения средств организаций коммунального комплекса. В частности, создавались организации, которые после непродолжительного периода деятельности (от одного года до трех лет) накапливали значительные долги (от 100 до 300 млн рублей) перед энергетической компанией, после чего прекращали свою деятельность.
Поступавшие от населения и иных потребителей денежные средства перечислялись на счета аффилированных организаций в виде беспроцентных займов, а также обналичивались и выводились за рубеж для покупки жилых помещений, размещения на банковских счетах. Установлено, что в результате попустительства ряда органов местного самоуправления на территории Ростовской области допущены многочисленные факты банкротства муниципальных предприятий ЖКХ, из-за чего выкупались объекты водохозяйственного и канализационного комплексов. При этом органами местной исполнительной власти области не был обеспечен контроль за состоянием рассматриваемой сферы правоотношений.
По инициативе Генпрокуратуры 30 января 2012 г. было отменено незаконно прекращенное 30 сентября 2009 года следственным органом при ГУВД по Ростовской области уголовное дело в отношении группы граждан, возбужденное по фактам преднамеренного банкротства пяти коммунальных организаций, производство предварительного расследования возобновлено.
Критическая ситуация сложилась в Новошахтинске, где одновременно с ухудшением состояния инфраструктуры ЖКХ тарифы на услуги учрежденных новых коммунальных организаций ежегодно значительно росли (за период с 2006 года – примерно в пять раз), а производственные программы предприятий в части содержания и ремонта сетей не выполнялись.
По поручению Генпрокуратуры
внесены представления
По фактам совершения группой
физических лиц действий, повлекших
заведомую неспособность
Информация о работе Состояние жилищно-коммунального хозяйства