То есть в каждом нормативно-правом
документе, относящемся к коммунальной
сфере, дается свое определение исполнителя,
потребителя, абонента. А это, в свою
очередь, влияет на содержание договора
между организациями коммунального
комплекса и ТСЖ.
ТСЖ, УК заключают договоры на поставку
коммунальных услуг в интересах
собственников, контролируют их исполнение,
аккумулируют на своих расчетных
счетах коммунальные платежи, осуществляют
расчеты с организациями коммунального
комплекса. В результате несут финансовые
убытки, выполняя абонентскую функцию
предприятия коммунального комплекса
(снятие показаний с узлов учета,
выписка квитанций, сбор денежных средств).
Есть
нормы, предусмотренные для организаций
коммунального комплекса, не согласованные
с нормами жилищного законодательства.
В статье 17 уже упомянутого закона
№ 210-ФЗ указано, что плата за коммунальные
услуги для граждан-нанимателей
и собственников жилых помещений
устанавливается в соответствии с жилищным
законодательством РФ с учетом надбавок
к цене (тарифам) для потребителей. Однако
статьей 157 Жилищного кодекса РФ определено,
что размер платы граждан за коммунальные
услуги рассчитывается, исходя из тарифов,
установленных органами регулирования
в порядке, установленном федеральным
законом. При этом федерального закона,
регулирующего основы и порядок установления
конечных тарифов для граждан на коммунальные
услуги, нет.
Поставка воды, электричества, газа
других ресурсов определяется Гражданским
кодексом как договор снабжения.
В большинстве случаев такой
договор называется или договором
купли-продажи, или договором поставки.
Но, как мы уже выяснили, сегодня
ТСЖ приобретает воду, тепло, газ
не для себя, а для собственника
по его поручению и за его счет.
В результате каждая из договаривающихся
сторон трактует договор в свою пользу,
загружая суды дополнительной работой.
Таким образом, наличие отдельных
законов в области коммунального
хозяйства, многочисленных подзаконных
нормативных документов, в том, числе
постановлений Правительства РФ,
ведомственных актов, которые зачастую
противоречат друг другу и не соответствуют
гражданскому законодательству, требует
свести их в единый документ.
Таким документом может стать Коммунальный
кодекс РФ.
Основная
идея разработки законопроекта «Коммунальный
кодекс РФ» заключается в совершенствовании
правовых основ государственного регулирования
предоставления коммунальных услуг
от организаций коммунального комплекса
конечному потребителю. Законопроект
должен обеспечить защиту прав потребителей
коммунальных услуг и предоставление
полноценной и достоверной информации.
Значение коммунального законодательства
для реализации жилищно-коммунальной
реформы в Российской Федерации
невозможно переоценить. В то же время
следует отметить, что деятельность
законодателей в этой области
не носит систематического характера.
Очень часто подготовка того или
иного закона или подзаконного акта осуществляется
в интересах того или иного отраслевого
монополиста.
Прежде всего, в проекте Коммунального
кодекса должен быть заложен системный
подход к регулированию отношений
в области производства и предоставления
коммунальных услуг, соответствующих
современному этапу социально- экономического
развития страны. При этом должен быть
провозглашен главный принцип предоставления
коммунальных услуг — обеспечение
качества услуг, благоприятных для
жизни и здоровья человека.
Разработка Коммунального кодекса
России предполагает, что главным
направлением совершенствования коммунального
законодательства должна стать его
кодификация, которая позволит наконец
перейти к системной законодательной
работе.
Работа
над Коммунальным кодексом должна решить
несколько задач:
- позволит проанализировать весь накопленный основной нормативный материал жилищно-коммунального законодательства, при этом будет достигнута большая взаимоувязанность нормативных актов;
- поможет закрепить положительные черты сформировавшейся коммунальной системы и наметить пути ее дальнейшего преобразования и совершенствования;
- позволит учесть положения о правах и обязанностях участников правоотношений в части обеспечения потребителей коммунальными услугами в соответствии с принципами, установленными Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
- даст определения, что такое «коммунальная услуга».
В законопроект, наряду с традиционными объектами коммунального хозяйства, должны быть включены такие объекты, как продукция, вещества, материалы, организации коммунального комплекса.
А также субъекты, предоставляющие коммунальные услуги;
- определит права граждан на защиту прав потребителей коммунальных услуг и доступ к полной и достоверной информации о формировании тарифов на предоставление коммунальных услуг;
- позволит упорядочить иерархическую структуру коммунального законодательства. Как известно, для регулирования коммунальных отношений характерен чрезвычайно большой массив подзаконных актов. В процессе подготовки Коммунального кодекса РФ следует установить соотношение законов и подзаконных актов, исходя из того, что подзаконные нормативные акты являются преимущественно инструментом воздействия на отношения между производителями товаров, коммунального назначения и конечными потребителями;
- увеличит долю правовых норм, внесенных в Коммунальный кодекс РФ, за счет переноса в него ряда норм подзаконных актов. Эта процедура будет способствовать росту стабильности коммунального законодательства.
Коммунальный
кодекс РФ носит комплексный характер
— он будет аккумулировать в себе
в необходимой степени нормы,
относящиеся к жилищному, земельному,
административному, гражданскому, финансовому,
налоговому праву или содержать
необходимые отсылочные нормы. Кодификация
в рамках Коммунального кодекса
потребует отмены части федеральных
законов. Например, Федерального закона
от 30 декабря 2004 г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса».
В Коммунальном кодексе следует
учитывать ограниченные возможности
конкуренции, специфику предоставления
некоторых видов коммунальных услуг,
различия в уровне развития разных
отраслей, уровень износа инфраструктуры
и многие другие факторы. В нем
должна быть определена грань, отделяющая
коммунальные услуги от жилищных, четко
прописаны права и обязанности
каждого участника процесса снабжения
населения жизненно необходимыми энергоресурсами,
указана обязательность публичных
слушаний при установлении тарифов и механизм
обеспечения прозрачности их формирования.
Принятие федерального закона «Коммунальный
кодекс Российской Федерации» не требует
увеличения расходов федерального бюджета,
бюджетов субъектов Российской Федерации
или местных органов власти.
Заключение
Таким образом, одна из основных социальных
проблем, которая была и остается в центре
особого внимания при формировании рыночных
отношений в Российской Федерации—это
осуществление преобразований (реформирования)
и построение рыночных механизмов в жилищно-коммунальном
секторе. Сегодня уже можно сделать вывод,
что прошедший период подтвердил правильность
и эффективность выбранных государством
в начале 90-х годов путей реформирования
ЖКХ. Сегодня очень важно продолжать работу
по наведению порядка в жилищно-коммунальном
хозяйстве. Без этого невозможна эффективная
работа отрасли. Смысл проводимых преобразований
заключается в снижении затрат на производство
жилищно-коммунальных услуг, создании
надежной системы социальной защиты населения
и гарантий.
Кризисное состояние жилищно-коммунального
хозяйства характеризуется дотационостью
отрасли и неудовлетворительным
финансовым положением, высокой
затратностью, отсутствием экономических
стимулов снижения издержек на
производство коммунальных услуг,
неразвитостью конкурентной среды
и, как следствие, высокой степенью
износа основных фондов, неэффективной
работой предприятий, большими
потерями энергии, воды, других
ресурсов. Необходимых собственных
средств для надежной и устойчивой
работы жилищно-коммунального комплекса
в его сегодняшнем виде нет
по отдельности ни у одной
из заинтересованных сторон: государства,
местных властей, предприятий
и населения.
Учитывая возрастающий уровень
требований к качеству, с одной
стороны, а финансовый кризис и скачки
цен - с другой, муниципальным предприятиям
и ЖКХ в целом требуются значительные
дотации, на покрытие которых средств
ни в федеральном, ни в местных бюджетах
нет. Современный финансовый кризис резко
усложнил экономические аспекты функционирования
ЖКХ. В отличие от многих стран, в России
ЖКХ является убыточным сектором экономики,
который непосильным грузом «висит» на
бюджете, но всё равно находится в запущенном
состоянии. Такая ситуация требует особого
внимания, тщательного анализа и соответствующих
организационно-экономических мер, способных
коренным образом изменить положение
дел в жилищно-коммунальной сфере.
Реформирование жилищно-коммунальной
сферы является важнейшей государственной
программой, качественная реализация
которой зависит от целого ряда факторов,
в том числе от компетентности
специалистов, на которых будет возложено
решение конкретных организационно-экономических
задач. Проводимая в стране реформа
жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ)
наглядно показывает, что основная
цель, которую перед собой ставит
государство, реализуя её, - переложить
бремя содержания своего жилища на
собственника.
В целом приходится констатировать,
что конечные цели реформы в системе
ЖКХ - обеспечить нормативное качество
услуг и надежную работу инфраструктуры,
ликвидировать монополизм, оптимизировать
затраты - пока не достигнуты.
Список
литературы
- Аболин А.А. Статистическая отчетность 22-ЖКХ (субсидии) как зеркало проведения реформы ЖКХ // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ – 2010- №5-с.64-68.
- Белов А.С., Буев В.В., Демин А.В., Смирнов Н.В., Литвак А.Г., Литвак Е.Г. Участие малого бизнеса в реформе жилищно-коммунального хозяйства. М., 2009. – 160 с.
- Бакуменко О.С. Постановления Правительства Российской Федерации о жилье и коммунальных услугах. Комментарии юриста. М., 2011.- 296 с.
- Бущенко Н.Н. Создание ТСЖ: Как правильно распорядиться общим имуществом дома. М., 2007.- 176 с.
- Бузырев В.В., Чекалин В.С. Экономика жилищной сферы. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2010.
- Волохова Л.Н. Саморегулирование как инструмент обеспечения качества управления многоквартирными домами // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 8. С. 28 - 29.
- Гражданский кодекс РФ. М., 2012.
- Георгиевская И. Реформа ЖКХ идет по плану //Аргументы и факты, 29.01.2009.
- Донцова Ю. Ох, уж это ЖКХ... // ЭЖ-Юрист. 2011. № 32. С. 10.
- Дронов А.А. О состоянии ЖКХ России и перспективах его формирования // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - №6-7 –2011.
- Жилищно-коммунальное хозяйство// Журнал руководителя и главного бухгалтера.- 2011. - №2
- Жилищные условия и коммунальное обслуживание населения: Справочно-информационное пособие для специалистов ЖКХ и населения. – М.: Госстрой России, 2010.
- Каменева Е.А. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому. М.: Феникс, 2006. – 282 с.
- Камышанова А.Е. Правовое и информационное обеспечение реформы жилищно-коммунального хозяйства органами местного самоуправления// Государственная власть и местное самоуправление, 2009, № 3.
- Костюков А.Н. Приоритеты конституционно-правового развития современной России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 1.
- Конюхов Л.Н. и др. Анализ финансового состояния жилищно-коммунального предприятия // ЖКХ – 2011-№6-с.10.
- Кругликов А.А. Государственная политика в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - №7 –2010-с.94-100.
- Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации // Строительная газета –2007-№22-с.10-12.
- Социальная политика: Учебник/Ю.П. Алексеев, А.И. Берестова, В.Н. Бобков и др.; Под общей ред. Н.А. Волмна. – 2-е изд. – М.: Экзамен, 2011.
- Смирнов А.Л., Путилин В.И. Финансирование инвестиционных программ жилищно-коммунальной отрасли // Банковское кредитование. 2012. № 1.
- Смирнов Е.Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа. – СПб.: СПбГИЭА, 2007.
- Симионов Ю.ф. Ткачева Н.А., Ясько В.Л. ЖКХ. Справочник для работников муниципальных образований. – М.: ИКЦ «Март». – 2012.- 340 с.
- Максимов С.Н. Основы бизнеса на рынке недвижимости. – СПб.: Деан+Адиа-М, 2009.
- Максимова Н.С. Реформа жилищно-коммунальной сферы – важный резерв укрепления финансов России // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ - №5 –2009.
- Литовкин В.Н. Реформа ЖКХ не то что не дошла до середины - ее практически не видно// Жилищное право, 2009, № 6.
- Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций // СПС КонсультантПлюс, 2009.
- Постановление Правительства РФ от 14.01.2008 № 10 (ред. от 18.11.2011) «О федеральной целевой программе «Юг России (2008 - 2013 годы)» //Собрание законодательства РФ, 28.01.2008, № 4, ст. 264.
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 (ред. от 27.12.2011) «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы»//Собрание законодательства РФ, 31.01.2011, № 5, ст. 739.
- Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
- Рыбалова О.А. Устранение нарушений в сфере ЖКХ // Законность. 2012. N 1. С. 32 - 35.
- Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в Российских регионах/ А.А. Колесникова// Вопросы статистики. – 2009.- №2.- с.74-80.
- «Об основах федеральной жилищной политики» Закон РФ от 24.12.92 № 4218-1 // Российская газета – 1993 –2 января, с.1.
- Совершенствование рыночного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса/ В.М. Арцыбашев, Н.Е. Симионова// Экономика строительства. – 2010. - №3.-с.64
- Способность и готовность населения оплачивать жилищно-коммунальные услуги/ И. Башмаков// Вопросы экономики. – 2010. - №4.-с.136-150.
- Тарасова А. Правовая квалификация модели управления многоквартирными домами в жилищном законодательстве РФ // Жилищное право. 2011. N 9. С. 69 - 100.
- О совершенствовании законодательства в области реформирования ЖКХ шла речь на парламентских слушаниях 17 апреля 2007 года// Пресс-служба Государственной Думы РФ. - www.parlcom.ru. - 2007-04-18.
- «О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов» Указ Президента РФ от 29.03.96 №432 // Российская газета – 2 апреля –с.1.
- Услуги УК – особый вид экономической деятельности. Сообщение в малый бизнес// Комсомольская правда, 17.04.2011.
- Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)
- Чекалин В.С. Экономика городского хозяйства. – СПб.: СПбГИЭА, 2009.
- Чернышев Л.Н. Жилищно-коммунальная реформа в России. Финансово-экономические особенности: Нормативные документы. – М.: МЦФЭР, 2010.
- Чернышев Л.Н. Формирование рыночных отношений в ЖКХ. – М.: МЦФЭР, 2009.
- Чернышев Л.Н. Ценовая и тарифная политика в жилищно-коммунальном хозяйстве. – М.: Книжный мир, 2008.
- Чернышев Л.Н. Экономика городского хозяйства. – М.: Изд-во «Люберецкая газета», 2010.
Приложения
Приложение 1
Паспорт Областной адресной
программы «Капитальный ремонт многоквартирных
домов на территории Ростовской области
в 2012 году»
Наименование Программы |
Областная адресная программа "Капитальный
ремонт многоквартирных домов на
территории Ростовской области в 2012 году". |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства";
постановление Администрации Ростовской области от
12.08.2011 N 520 "Об утверждении Областной
долгосрочной целевой программы "Развитие
жилищного хозяйства в Ростовской области
на 2012 - 2015 годы". |
Государственный заказчик Программы |
министерство жилищно-коммунального
хозяйства Ростовской области. |
Разработчик Программы |
министерство ЖКХ области. |
Задачи Программы |
организация адресной поддержки товариществ
собственников жилья, жилищно-строительных
кооперативов, жилищных или иных специализированных
потребительских кооперативов, выбранных
собственниками помещений в многоквартирном
доме управляющих организаций, за счет
средств областного и местных
бюджетов и средств Фонда содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства для проведения капитального
ремонта многоквартирных домов;
реализация механизма софинансирования
работ по капитальному ремонту многоквартирных
домов, проводимому с привлечением
средств товариществ собственников
жилья, жилищно-строительных кооперативов,
жилищных или иных специализированных
потребительских кооперативов, формируемых
в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, либо собственников
помещений в многоквартирном доме;
оказание дополнительных мер по
созданию рабочих мест в подрядных
организациях путем развития рынка
труда. |
Цели Программы |
создание безопасных и благоприятных
условий проживания граждан;
повышение качества реформирования жилищно-коммунального
хозяйства. |
Срок реализации Программы |
2012 год. |
Исполнитель Программы |
министерство ЖКХ области. |
Участники Программы |
управляющие организации (по согласованию);
товарищества собственников жилья
(далее - ТСЖ) (по согласованию);
жилищно-строительные кооперативы (далее
- ЖСК) (по согласованию);
жилищные кооперативы (по согласованию);
иные специализированные потребительские
кооперативы (по согласованию);
собственники помещений в многоквартирных
домах (по согласованию). |
Соисполнители Программы |
органы местного самоуправления муниципальных
образований в Ростовской области
(по согласованию), выполнившие условия
реформирования жилищно-коммунального
хозяйства согласно статье 14 Федерального закона от 21.07.2007N 185-ФЗ:
г. Ростов-на-Дону;
г. Каменск-Шахтинский;
Сальское городское поселение,
Сальский район. |
Объемы и источники финансирования
Программы |
общий объем финансирования Программы
составит 903 905,056 тыс. рублей, в том числе
за счет:
финансовой поддержки Фонда
содействия реформированию жилищно-коммунального
хозяйства (далее - средства Фонда) - 617 151,599 тыс. рублей;
средств областного бюджета на софинансирование
к средствам Фонда содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства - 22 768,700 тыс. рублей;
средств местных бюджетов на софинансирование
к средствам Фонда содействия
реформированию жилищно-коммунального
хозяйства - 218 785,409 тыс. рублей;
средств собственников помещений
в многоквартирном доме - 45 199,348 тыс. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации
Программы |
проведение капитального ремонта
не менее чем 614,680 тыс. квадратных метров
общей площади многоквартирных домов. |
Управление Программой и система
организации контроля за ее реализацией |
координацию деятельности соисполнителей
и участников Программы осуществляет
управляющий Программой - министерство
ЖКХ области;
мониторинг реализации Программы
осуществляет Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства;
контроль за ходом реализации Программы
осуществляют Правительство Ростовской
области, Контрольно-счетная палата
Ростовской области в соответствии
с их полномочиями, установленными
федеральным и областным законодательством. |