Состояние и перспективы развития ОАО «Самаранефтегаз»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение состояния перспектив развития ОАО «Самаранефтегаз» для обоснования экспертного заключения по ее перспективе, предложений по коррекции ее стратегии. Задачи работы заключаются в следующем:
- провести анализ деятельности предприятия;
- разработать инвестиционный проект предприятия;
- сделать отраслевой анализ предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. Исторический аспект создания и развития ОАО «Самаранефтегаз»……… 5
2. Характеристика ОАО «Самаранефте-газ»…………………………………… 8
2.1. Краткое описание приоритетных направлений деятельности общест-ва... 8
2.2.Структура управления ОАО «Самаранефте-газ»…………………………... 10
2.3. Бухгалтерская отчетность ОАО «Самаранефтегаз»……………………… 12
3. Анализ результатов деятельности предприятия и аспектов исследова-ния.. 16
4. Разработка инвестиционного портфеля предприятия……………………… 29
5.Исследовательская часть курсового проекта - отраслевой анализ…………. 40
5.1 Анализ отраслевой структуры …………………………..………………….. 40
5.2. Анализ барьеров входа - выхода фирм на рынок нефтедобывающей промыш-ленности…………………………………………………………………
47
5.3. Вертикальные отношения в ОАО «НК Рос-нефть»……………...………... 49
Заключение……………………………………………………………………….. 56
Список использованной литературы…………………………………………… 59

Вложенные файлы: 1 файл

Состояние и перспективы развития ОАО Самаранефтегаз.doc

— 812.00 Кб (Скачать файл)

Барьеры входа на рынок  подразделяются на структурные и  поведенческие. Барьеры входа связанные с особенностями отрасли и рынка относятся к структурным. Поведенческие барьеры связаны с действиями субъектов рынка, к которым относятся соглашения и согласованное поведение, вертикальная и горизонтальная интеграция, злоупотребление доминирующим положением и недобросовестная конкуренция, криминальное воздействие на рынок.

Олигополия возникает  вследствие объективных причин. Она  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар удовлетворяется несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей.

Группа топливно-энергетического  комплекса характеризуется высокой  капиталоемкостью, довольно длительными сроками окупаемости инвестиций, продолжительным, непрерывным, многоступенчатым технологическим циклом производства и реализации. Эти особенности обуславливают барьеры входа на рынок, связанные, прежде всего с такими большими размерами капиталовложений, которые могут себе позволить только консолидированные инвесторы с привлечением государственных и международных финансовых источников.

Рассмотрим структурные  барьеры, присущие рынку олигополии, в частности те барьеры, которые использует ОАО «НК Роснефть»:

1. Барьеры, связанные с эффектом масштаба. Минимально эффективный масштаб деятельности на данном рынке высок, таким образом входящие на рынок потенциальные конкуренты на период достижения этого уровня могут иметь значительно большие затраты, чем уже действующие на этом рынке хозяйствующие субъекты.

2. Барьеры капитальных  затрат или объемы первоначальных  инвестиций, необходимых для входа  на рынок. Значительный капитал,  необходимый для начала деятельности  хозяйствующего субъекта на рынке.  Для анализа ситуации экспертным путем оцениваются капитальные затраты, связанные со стоимостью нового строительства или реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей, и возможность покрытия этих затрат в течение определенного времени. Среди капитальных затрат следует выделить расход на НИОКР, подготовку и найм персонала, организацию сбытовой сети. Капитальные затраты определяют оптимальный экономический размер предприятия, т.е. величину и структуру производственных активов, которые необходимы для эффективного функционирования производства при существующем уровне техники, технологии и организации производства.

3. Экономические и  организационные ограничения:

- государственная политика  в области инвестиций, кредитов, налогов, цен, тарифного и нетарифного  регулирования внешнеэкономической деятельности и ее последствия;

- сроки окупаемости  капитальных вложений;

- доступность финансово-кредитных  ресурсов.

4. Административные ограничения.  Для осуществления транспортировки  нефти необходимо получить соответствующее  лицензирование деятельности в органах государственной власти.

Барьеры создаются сознательной деятельностью самих предприятий, стратегическим поведением, препятствующим проникновению новых предприятий в данную отрасль.

Наряду с барьерами  входа на рынок стоит сказать и о барьерах выхода с рынка, т.е. о тех условиях, которые препятствуют выходу предприятия с рынка в случае необходимости. Очевидно, что основными барьерами выхода с рынка является низкая ликвидность активов в отрасли в целом либо данного предприятия. Можно сказать, что барьеры выхода с рынка представляют дополнительные препятствия для входа новых фирм на рынок, т.е. по существу разновидность барьера входа. Размер необратимых издержек служит барьером для выхода предприятия из отрасли: покидая рынок, оно теряет эти издержки. Чем больше необратимые издержки, тем больше ожидаемые потенциальные потери в случае вынужденного ухода предприятия из отрасли.

Следует отметить, что  концепция барьеров входа на отраслевые рынки не завершена. С развитием  рынков и появлением новых форм конкуренции обнаруживаются новые виды барьеров.

 

5.3. Вертикальные отношения в ОАО «НК Роснефть»

 

ОАО «НК Роснефть» – одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний.

Вертикальная интеграция – процесс образования вертикально интегрированных фирм, включающих более одной стадии производства конечной продукции (включающих помимо стадии производства еще и реализацию конечной продукции посредникам или конечным потребителям).

Вертикальная интеграция может иметь 2 направления.

Обратная вертикальная интеграция направлена на рост фирмы  за счет приобретения, либо усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение. Реализация стратегии обратной вертикальной интеграции может дать фирме благоприятные результаты, связанные с уменьшением зависимости от колебаний цен на комплектующие и запасы поставщиков.

Вперед идущая вертикальная интеграция выражается в росте фирмы  за счет приобретения, либо усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи. Данный тип интеграции выгоден в тех случаях, когда необходимо расширение круга предоставляемых посреднических услуг или когда фирма не может найти посредников с качественным уровнем работы. Процессы вертикальной интеграции на участке движения товаров от производителя к конечному потребителю ведут к созданию вертикальных маркетинговых систем (ВМС).

ВМС состоит из производителя  одного или нескольких оптовых торговцев и одного или несколько розничных торговцев, действующих как единая система. В этом случае один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество.

Доминирующей силой  в рамках ВМС может быть либо производитель, либо оптовик, либо розничный торговец. ВМС возникли как средство контроля за поведением канала и предотвращения конфликтов между его отдельными членами, преследующими собственные  цели. ВМС экономичны с точки зрения своих размеров, обладают большой рыночной властью и исключают дублирование усилий.

Существует 3 основных типов  ВМС:

1. Корпоративные ВМС:  последовательные этапы производства  и распределения находятся в единичном владении.

2. Договорные ВМС: состоят из независимых фирм, связанных договорными отношениями и координирующих программы своей деятельности для совместного достижения большей экономии и/или больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку.

3. Управляемая ВМС: координирует деятельность ряда последовательных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владельцу, а благодаря размерами и мощи одного из ее участников.

Протяженность вертикальной интеграции определяется числом звеньев в производстве и сбыте конечной продукции, объединенных (находящихся в собственности) или контролируемых одной фирмой.

Ширина вертикальной интеграции определяется числом фирм одного (каждого) звена всей цепочки  производства и сбыта конченой продукции, объединенных (находящихся в собственности) или контролируемых одной фирмой – инициатором интеграции.

Степень вертикальной интеграции определяется тем, какой контроль имеет  инициатором интеграции над интегрированными фирмами. Иногда еще эту степень  называют степенью устойчивости вертикальной интеграции. Вертикально интегрированная единица в полном смысле слова предусматривает сочетание двух типов контроля: контроля над собственностью предприятий, принадлежащих к разным стадиям технологической и/или сбытовой цепочки и контроля над их поведением. Однако в действительности они могут существовать относительно независимо друг от друга: в системе холдинга возможен вертикальный контроль над собственностью фактически без контроля над поведением, а рыночное поведение формально самостоятельных предприятий, в свою очередь, может контролироваться в отсутствии контроля над собственностью. В последнем случае можно говорить о вертикальной квазиинтеграции или вертикальном контроле, не закрепленном отношениями собственности.

Основным способом создания вертикально интегрированных фирм в полном смысле слова, сочетающих контроль над собственностью и поведением, служат слияния и поглощения. Способы  возникновения квазиинтегрированных объединений гораздо разнообразнее. Они существенно зависят от конкретных особенностей экономической системы. В условиях развитой рыночной инфраструктуры – устойчивых правовых норм, наличие информационной базы принятия решений, урегулированных отношений собственности, эффективного финансового рынка – возможности возникновения отношений вертикальной квазиинтеграции (контроль над поведением без контроля над собственностью) более ограничены, а сам контроль над поведением менее устойчив. Для поддержания контроля над поведением он должен быть дополнен контролем над собственностью. Напротив, неразвитость рыночной инфраструктуры порождает широкие возможности существования устойчивых квазиинтегрированных цепочек. Более того, неурегулированность отношений собственности делает контроль над поставками и реализацией фирмы в целом более эффективным, нежели контроль над собственностью фирм, их осуществляющих.

 

 

Рис. 1. Структура ОАО «НК Роснефть»

 

В структуру НК «Роснефть» входят двенадцать полностью консолидируемых дочерних обществ, специализирующихся на добыче и разработке месторождений Западной и Восточной Сибири, Тимано-Печоре, Центральной России, южной части Европейской России и на Дальнем Востоке. Компания также владеет 20%-ной долей в СРП по проекту «Сахалин-1», который консолидируется на пропорциональной основе. Кроме того «Роснефть» участвует в пяти добывающих совместных предприятиях, которые учитываются по методу участия в капитале.

Крупнейшие и наиболее значимые предприятия Компании (Юганскнефтегаз и Пурнефтегаз в Западной Сибири, а также Самаранефтегаз в Центральной России) в совокупности обеспечили большую часть добычи нефти Компанией (79% в 2009 г.).

В отличие от многих своих  конкурентов «Роснефть» располагает  диверсифицированными и высококачественными нефтегазовыми активами. Благодаря такому преимуществу Компания способна обеспечивать быстрый, недорогой и устойчивый рост добычи как в краткосрочной и среднесрочной, так и долгосрочной перспективе.

В структуру Компании входят семь крупных нефтеперерабатывающих заводов: Туапсинский на побережье Черного моря, Комсомольский на Дальнем Востоке, Новокуйбышевский, Куйбышевский и Сызранский в Поволжье, а также Ачинский и Ангарский в Восточной Сибири (последние пять НПЗ Роснефть приобрела в мае 2007 г., что позволило ей существенно увеличить уровень вертикальной интеграции). Суммарная мощность НПЗ Роснефти по первичной переработке составляет 53,4 млн т (391 млн барр.) нефти в год, что соответствует 49% от объемов добычи Компании за 2009 г. По величине перерабатывающих мощностей Роснефть занимает первое место в России.

НК «Роснефть» также принадлежат четыре мини-НПЗ (в Западной Сибири, Восточной Сибири, Тимано-Печоре и на юге Европейской части России) и 50%-ная доля в Стрежевском мини-НПЗ в Западной Сибири. Суммарная мощность мини-НПЗ составляет 0,6 млн т (4,4 млн барр.) нефти в год.

НПЗ «Роснефти» отличаются выгодным географическим расположением, позволяющим эффективно реализовывать  нефтепродукты на внутреннем и международном рынках. Кроме того, наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе и Находке позволяет существенно повысить эффективность экспорта нефтепродуктов Компании в Европу и на привлекательный рынок Азии.

Основная доля нефтехимической  продукции производится НК «Роснефть» на Ангарском заводе полимеров (нефтехимический блок Ангарского НПЗ). Простые нефтехимические продукты производятся также на других НПЗ «Роснефти».

Ангарский завод полимеров  специализируется на производстве этилена, пропилена и полиэтилена. Сырьем для завода является прямогонный бензин и углеводородные газы, в основном производства Ангарского НПЗ. Мощность основной технологической установки предприятия – установки пиролиза – составляет 300 тыс. т этилена в год.

«Роснефть» владеет  двумя газоперерабатывающими заводами, Нефтегорским и Отрадненским, которые расположены в Самарской области. Суммарная мощность заводов составляет 1,9 млрд. м3 газа в год. Заводы осуществляют подготовку, компримирование и переработку попутного нефтяного газа, добываемого в регионе. Их продукцией является сухой отбензиненный газ, который сдается в систему газопроводов ОАО «Газпром», широкая фракция легких углеводородов, этановая фракция, а также техническая сера.

НК «Роснефть» активно  развивает производство масел. Масла  выпускаются Ангарским НПЗ, Новокуйбышевским заводом масел и присадок, который технологически связан с Новокуйбышевским НПЗ, а также специализированным предприятием по выпуску уникальных масел и смазок – ОАО «НК «Роснефть – Московский завод «Нефтепродукт». Научными исследованиями в этом направлении занимается входящий в состав Компании профильный институт.

 

 

Заключение

 

ОАО «Самаранефтегаз» сегодня  обладает главными производственными мощностями по добыче нефти и газа во всем Самарском регионе. Предприятие осуществляет добычу нефти и газа, разрабатывает нефтяные месторождения, ведет геолого-поисковые, поисково-разведочные, маркшейдерские, топографо-геодезические, картографические работы, занимается обустройством месторождений. Сейчас в разработке находиться 102 месторождения. Все эти месторождения разделены на три территориальные группы:

Информация о работе Состояние и перспективы развития ОАО «Самаранефтегаз»