Состояние розничной торговли в потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Потребительская кооперация России находится в стадии реформирования. Основой преобразований служат Гражданский кодекс Российской Федерации и закон Российской Федерации “О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации”.
Гражданский кодекс и Закон определили направления реформирования потребительской кооперации, расширили правовое поле системы, создали объективные предпосылки ее развития. Потребовался новый механизм реализации на практике тех возможностей, которые открываются для стабилизации и последующего развития потребительской кооперации.

Содержание

Пайщик – центральная фигура потребительской кооперации…………………………………2
Задачи кооперативной оптовой торговли на современном этапе……………………………...5
Управление коммерческой деятельностью в организациях потребительской кооперации…6
Состояние розничной торговли в потребительской кооперации……………………………...7

Вложенные файлы: 1 файл

Ком. деят..docx

— 48.76 Кб (Скачать файл)

В этих условиях потребительские кооперативы могут и должны восстановить свое влияние на рынке не путем механического возврата к старому, а на основе предложения новых видов услуг, модернизации имеющейся торговой сети, выработки новых концепций ее развития. 
5. Важная задача кооперативов и их союзов – разработка в ближайшие сроки долгосрочных стратегий развития кооперативного сектора, в которых необходимо четко отразить цели и приоритеты кооперативов, обозначить этапы, ведущие к достижению поставленных целей, определить механизмы включения основных положений кооперативной стратегии в национальные программы экономического и социального развития соответствующих стран. 
При разработке стратегий следует исходить из целесообразности развития всех видов кооперативов, способных удовлетворять различные потребности своих членов, а также многоцелевых кооперативов в сельских и городских муниципальных образованиях (общинах). 
Роль кооперативного сектора следует определять не идеологизированными установками, а исходя из понимания объективных закономерностей социально- ориентированной рыночной экономики. 
6. Необходимо внести в уставы кооперативов изменения и дополнения, обеспечивающие реальное участие их членов в управлении делами кооперативов на демократических основах. При этом следует руководствоваться принципиальным положением о том, что высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов, а в кооперативе с большим количеством членов – собрание уполномоченных. Должны активно развиваться местные органы кооперативного самоуправления (например, кооперативные комитеты при магазинах, предприятиях питания и др.). 
Предстоит осуществить в кооперативах, где это не сделано до сих пор, структурные преобразования, создающие условия для повышения эффективности их деятельности в условиях рыночных отношений: разграничить функции выборных органов и профессионального менеджмента, сократить излишний управленческий персонал, укрепить систему контроля. 
Должен быть упорядочен организационно-правовой статус предприятий, созданных кооперативами и использующих принадлежащее им имущество, в том числе магазинов, оптовых баз, заготовительно-перерабатывающих комплексов и др. В соответствии с гражданским законодательством на базе подобных предприятий могут создаваться хозяйственные общества со 100-процентным участием кооперативного капитала или частичным привлечением других инвесторов. 
Необходимо предусмотреть меры по повышению роли союзов кооперативов. В уставах союзов следует отразить полномочия, делегируемые им кооперативами, особенно в сфере участия в разработке долгосрочных стратегий и программ, защиты интересов кооперативов в государственных органах, создания общей инфраструктуры и др. 
7. Для реального повышения роли кооперативного сектора в странах СНГ необходимо добиться коренного изменения сложившейся ситуации по формированию адекватного общественного мнения о кооперативах.  
Нередко в печати появляются публикации, в которых кооперативы идентифицируются с коммунистической идеологией. Другая крайность – отождествление кооператоров с новыми богатеями, нажившими большие состояния на сомнительных спекуляциях, криминальном бизнесе. 
В электронных средствах массовой информации почти нет передач о позитивном опыте отдельных кооперативов, возможностях их более активного участия в решении экономических и социальных задач, затрагивающих интересы широких масс населения.

Кооперативы и их союзы  могли бы инициировать проведение мероприятий  по формированию благоприятного общественного мнения о кооперации, более активного привлечения к этому делу периодической печати, радио, телевидения.

 

  1. Управление коммерческой деятельностью в организациях потребительской кооперации

 

Основная цель коммерческой деятельности в потребительской кооперации направлена на достижение экономической и социальной эффективности системы. 
В связи с повышением роли коммерции в условиях рынка, усилением конкурентной борьбы, необходимостью комплексного и системного использования маркетингового и логистического подходов к управлению коммерческими процессами необходимость управления коммерческой деятельностью в потребительской кооперации возрастает, при этом следует использовать данные конкурентной среды, анализ внешних и внутренних факторов функционирования организаций потребительской кооперации на товарном рынке.

 
Управление коммерческой деятельностью потребительской кооперации основывается на следующих принципах:

 
• организация коммерческой деятельности на основе стратегического, логистического и маркетингового подходов к управлению; 
• осуществление коммерческих операций с учетом изменений конкурентной среды; 
• полная самостоятельность и равноправие хозяйствующих субъектов рынка; 
• ответственность за выполнение договорных обязательств перед партнерами по купле-продаже товаров; 
• предвидение и управление коммерческими рисками; 
• повышение компетентности работников в области управления коммерческих сделок; 
• получение прибыли от коммерческих сделок; 
• реализация социальных целей потребительской кооперации.

 
Управление коммерческой деятельностью потребительской кооперации представляет система мероприятий, учитывающих социальную направленность, конкурентные преимущества функционирования системы на товарном рынке, возможности использования межотраслевой интеграции для удовлетворения потребностей обслуживаемого населения в товарах и получения прибыли.

 

Задачами управления коммерческой деятельности являются:

 
• развитие отраслей деятельности для формирования товарных рынков регионов; 
• использование коммерческой логистики; 
• формирование товарной и ценовой политики на основе маркетинга; 
• достижение безубыточной деятельности организаций и отраслей; 
• обеспечение собственными оборотными средствами; 
• повышение платежеспособности; 
• усовершенствование экономической работы для принятия обоснованных управленческих решений; 
• внедрение современных информационных технологий; 
• формирование банка коммерческой информации; 
» повышение компетентности работников в области стратегического управления; 
• повышение ответственности руководящих работни ков за принятие управленческих решений. 

Управление коммерческой деятельностью будет способствовать повышению степени кооперирования населения, увеличению доли рынка, повышению степени охвата денежных доходов, направленных на покупку товаров. 
Основным направлением совершенствования управления товарными потоками является развитие отраслей деятельности для формирования товарных рынков регионов. 
Системный подход к управлению коммерческой деятельностью кооперативных организаций заключается в том, что заготовительные, производственные и торговые предприятия потребительской кооперации должны работать как единый и слаженный механизм, обеспечивая закупку, производство и реализацию товаров в зависимости от структуры рыночного спроса, эффективное управление процессом продвижения товаров к покупателю на основе логистического и маркетингового подходов.

Потребительская кооперация, имеющая многоотраслевой характер деятельности, играет важную роль в формировании местных рынков регионов. В развитии рынков регионов заключается реальная возможность укрепления социально-экономического потенциала системы потребительской кооперации. 
Кооперативные организации укрепляют свои позиции на местных рынках, повышая долю в розничном товарообороте территорий, завоевывая доверие покупателей, расширяя ассортимент товаров на предприятиях. Вместе с тем организации потребительской кооперации имеют потенциальные возможности для увеличения доли рынка. Осуществляя свою деятельность главным образом на сельских региональных рынках, кооперативные организации занимают незначительную долю в товарообороте территории, реализуя населению в основном продовольственные товары. Там, где в полной мере используются конкурентные преимущества, организации потребительской кооперации занимают существенную долю рынка. Они создают соответствующий стратегический потенциал и имеют возможность оказывать услуги пайщикам. Не в полной мере используется кооперативная оптовая торговля, слабо применяются маркетинговые подходы к управлению коммерческой деятельностью для расширения зоны влияния на обслуживаемых территориях.

 

  1. Состояние розничной торговли в потребительской кооперации

Перед организациями потребительской  кооперации поставлена  
цель — увеличение удельного веса в розничном товарообороте страны. Для ее достижения предложены следующие направления:

— развитие торговой сети,

— ассортиментная политика,

— культура обслуживания и  имидж кооператива,

— планирование деятельности розничных предприятий,

— стимулирование сбыта, 

— маркетинг.

В развитии розничной сети основным направлением признано не новое  строительство, а реконструкция, восстановление деятельности ранее закрытых магазинов, возвращение торговых предприятий, ранее сданных в аренду. В сельской местности будет совершенствоваться сеть торговых центров, минимаркетов, специализированных магазинов по торговле товарами смешанного ассортимента. Формирование и развитие розничной сети должно обеспечивать полноценное торговое обслуживание всех жителей района. Каждый населенный пункт следует рассмотреть с точки зрения целесообразности применения той или иной формы торгового обслуживания и типа розничного предприятия.

В концепции развития потребительской  кооперации Российской Федерации на период до 2010 года определены основные положения по размещению розничной  торговой сети, главное условие которых  заключается в том, чтобы каждый житель любого сельского населенного  пункта имел возможность совершить  покупку товаров первой необходимости (основных продовольственных и непродовольственных  товаров повседневного спроса) в  пределах пешеходной доступности и  по приемлемым ценам.

Товары периодического спроса должны быть представлены в ассортименте (широта и глубина которого определяются особенностями обслуживаемого сегмента рынка), как минимум, одного магазина в рядовом пункте и нескольких — в более крупном.

Продажу товаров редкого  и эпизодического спроса целесообразнее осуществлять в крупных населенных пунктах, райцентрах, а также, при  наличии стационарной сети, — в  городах, в любых населенных пунктах  — по заказам.

Развитие магазинных форм продажи товаров должно опираться  на широкое разнообразие типов розничных  торговых предприятий.

Минимаркеты могут стать распространенным типом магазина в рядовом сельском населенном пункте. Универсальный ассортимент минимаркета и технология самообслуживания позволят минимизировать издержки обращения.

Необходимо повсеместное открытие магазинов на дому. Ассортимент  продовольственных и непродовольственных  социально значимых товаров, гибкий график работы, максимальная приближенность к покупателям обеспечивают особую их привлекательность для сельского  населения.

Жители села нуждаются  в магазинах непродовольственных  товаров частого спроса, ассортимент  которых адаптируется к конкретной зоне торгового обслуживания.

В крупных селах и райцентрах целесообразно развитие супермаркетов  на базе действующих крупных продовольственных  магазинов, магазинов продуктов  питания со специализацией на продаже  отдельных групп, подгрупп, видов  товаров, а также торговых центров  и специализированных непродовольственных  магазинов. Особое внимание необходимо уделять развитию магазинов строительных материалов, бытовой техники и  мебели, реализующих товары в кредит и по заказам покупателей. Центром общественной жизни райцентра должны стать универмаг или (и) торговый дом (комплекс, центр) с секциями, отделами различной специализации, мини-барами, кафе, кафетериями, закусочными и т.п.

Предприятия розничной торговли целесообразно располагать в  местах концентрации потенциальных  покупателей (на автотрассах, рядом  с крупными учреждениями, в зонах  отдыха и т.п.). Следует занять выгодные ниши на территориях дачных кооперативов, в пригородах крупных городов для розничной продажи товаров повседневного спроса. Целесообразно совмещать магазины с мини-пекарнями и предприятиями питания.

Режим работы торговых предприятий  должен быть гибким, в райцентрах и  больших населенных пунктах целесообразней круглосуточный и удлиненный график работы.

Концепцией развития потребительской  кооперации Российской Федерации на период до 2010 года определены следующие  задачи в развитии розничной торговли:

— охват товарооборотом не менее 50 % денежных доходов сельского  населения, направляемых на покупку  товаров;

— формирование спроса, увеличение доли продукции собственного производства в розничном товарообороте;

— проникновение на рынки  в городах;

— внедрение электронной  торговли;

— расконсервация и включение в активную деятельность ранее закрытых предприятий розничной торговли;

— возвращение торговых предприятий, ранее сданных в аренду;

— эффективное использование  предприятий розничной торговли путем преобразования их в магазины — приемозаготовительные пункты - центры кооперативных участков, занимающиеся наряду с торговлей продовольственными и промышленными товарами продажей лекарственных средств, приемом  заказов на бытовые услуги, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих, изделий народных промыслов, приемом денежных средств  в качестве заемных и т.д.;

— реконструкция и техническое  перевооружение предприятий розничной  торговли с целью создания условий  для закупки от населения сельхозпродуктов (дробление зерна и сепарирование  молока), реализации продукции предприятий  общественного питания, аптечной торговли, оказания населению парикмахерских, ремонтных, ритуальных и других бытовых  услуг;

— использование свободных  площадей в магазинах для размещения предприятий бытового обслуживания, кооперативных центров по работе с пайщиками, установления сепараторов, зернодробилок и т.д.;

— изучение и прогнозирование  спроса населения на товары и услуги, разработка и утверждение для  каждого типа торгового предприятия  обязательного ассортиментного  перечня товаров, согласованного с  органами местного самоуправления, осуществление  контроля за соблюдением торговыми предприятиями утвержденных ассортиментных перечней товаров;

— улучшение торгового  обслуживания населения путем организации  торговли по образцам, предварительным  заказам с доставкой на дом, продажи  товаров на полевых станах, в бригадах, на фермах;

Информация о работе Состояние розничной торговли в потребительской кооперации