Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Содержание

Введение. 1
1.Социальная защита населения 2
1.1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения 2
1.2. Основные виды и механизмы социальной защиты населения. 6
2. Социальная защита населения в современной России (как есть) 9
2.1. Основа социальной защиты населения в России 9
2.2.Субъекты, объекты, и механизмы социальной защиты населения в современной России 11
2.3. Основные модели социальной защиты в современной России 16
3. Как должно быть, и проблемы которые нужно решить. 22
3.1. Особенности систем социальной защиты в странах ЕС 22
3.1. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России 27
Заключение 35
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная защита населения реферат.docx

— 77.82 Кб (Скачать файл)

1.2. Основные виды и механизмы социальной защиты населения.

Основными  видами  и одновременно элементами системы  социальной   защиты  являются:

    1. социальное  вспомоществование
    2. социальное попечительство
    3. социальное страхование
    4. социальное развитие

1. Социальное вспомоществование есть прямая поддержка наиболее бедных, малообеспеченных, социально уязвимых и нетрудоспособных групп населения, осуществляемая на основе принципов безвозмездности и благотворительности.

Его основными характеристиками являются:

· зависимость различных  видов социальной помощи и социального  обслуживания от предварительного трудового  и финансового вклада получателей;

· эквивалентность, то есть соответствие размеров и качества предоставляемых  социальных услуг и выплат размерам предварительных взносов и отчислений;

· неналоговый характер источников финансирования.

2. Социальное попечительство есть средство компенсации негативных социальных последствий неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы производства. Оно направлено на ослабление чрезмерной дифференциации между участниками конкурентных отношений и снятие возникающих на этой почве социальных конфликтов.

 

3. Социальное страхование – это своеобразная социальная «поддерживающая» система, построенная на принципах общеобязательности  или и добровольности.

4. Социальное развитие – это повышение качества жизни наиболее массовых слоев населения. К социальным индикаторам качества жизни относят: доходы как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, состояние окружающей среды и пр.

 

Механизм  социального взаимодействия государства  и некоммерческих организаций.  

 

Механизмы

Суть

Нормативно-правовая база

Государственный социальный заказ

Принципы, правила и  положения формирования, размещения и исполнения на конкретной основе заказов на социальные программы предприятиями независимо от форм собственности через конкурсный механизм

Закон проект «О государственном социальном заказе»

Социальное обслуживание

Участие НКО в обслуживании населения  наряду с другими организациями  в таких сферах деятельности, где требуется лицензирование (медицина, образование)

ФЗ «О некоммерческих организациях»  ст. 24

Государственное

социальное

спонсорство

Предоставление льгот некоммерческим благотворительным организациям

ФЗ «О некоммерческих организациях»  ст. 31, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 18 ФЗ «об общественных объединениях», ст17

Лоббирование

Легализация и правовое регулирование  лоббистской деятельности для содействия реализации конституционного права  граждан РФ на участие в управлении делами государства посредством воздействия на процесс принятия решений органами власти, а также для обеспечения большей гласности в работе этих органов.

Законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»

Стимулирование финансовой активности прямым финишированием

Прямое, контрактно-договорное и конкурсное финансирование деятельности организаций  и общественно полезных программ.

ФЗ «О некоммерческих организациях»  ст. 13, ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ст. 18 ФЗ «об общественных объединениях», ст17

Социальное побуждение негосударственных спонсоров

Льготы физическим и юридическим  лицам, оказывающим материальную поддержку в форме взносов.

 

Среди механизмов социальной защиты населения можно выделить следующие: правовые, организационно-распорядительные, финансово-материальные и кадровые.

2. Социальная защита населения в современной России (как есть)

2.1. Основа социальной защиты населения в России

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

  1. Поощрительности властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;
  2. заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;
  3. патернализма, обозначающего государственную опеку ("отеческую заботу") по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Политически ангажированная поощрительность, в совокупности  с патернализмом, привела к масштабной численности и большому актуальному значению в социальной защите населения России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения. В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы, начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных, уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему можно только во взаимосвязи с другими проблемами:

    1. доходов и расходов населения, и, прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
    2. реформирования пенсионной системы;
    3. упорядочения медицинского и пенсионного страхования;
    4. соблюдения государством конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных обязательств;
    5. создания рынка социальных товаров и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров и услуг;
    6. воспитания культуры населения в аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.

Модернизация  политики льгот, а именно так следует  рассматривать эту проблему, требует  концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и  политических деятелей, привлечения  к ее решению квалифицированных  специалистов, владеющих проблемой. 

2.2.Субъекты, объекты, и механизмы социальной защиты населения в современной России

Особое место в системе  социальной защиты населения России занимают люди, непосредственно участвующие  в отношениях по поводу социальной защиты населения.

Среди граждан, нуждающихся  в социальной защите, выделяют пять основных групп:

-         первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;

-         вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;

-         третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;

-         четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;

Информация о работе Социальная защита населения