Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:58, курсовая работа
Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.
Введение. 1
1.Социальная защита населения 2
1.1. Понятие, функции и принципы социальной защиты населения 2
1.2. Основные виды и механизмы социальной защиты населения. 6
2. Социальная защита населения в современной России (как есть) 9
2.1. Основа социальной защиты населения в России 9
2.2.Субъекты, объекты, и механизмы социальной защиты населения в современной России 11
2.3. Основные модели социальной защиты в современной России 16
3. Как должно быть, и проблемы которые нужно решить. 22
3.1. Особенности систем социальной защиты в странах ЕС 22
3.1. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения в России 27
Заключение 35
Список используемой литературы
По оценкам специалистов,
общая эффективность социальной
политики в России составляет сегодня
18-20 %, то есть именно такая доля из общего
объема социальных расходов приходится
на действительно бедных людей, имеющих
среднедушевой доход ниже прожиточного
минимума, остальные средства распыляются
среди более обеспеченного
Но кроме финансовой составляющей
немаловажен и негативный социальный
и социально-психологический
2. Социальное попечительство есть средство компенсации негативных социальных последствий неравномерности социально-экономического развития и рыночной системы производства. Оно направлено на ослабление чрезмерной дифференциации между участниками конкурентных отношений и снятие возникающих на этой почве социальных конфликтов.
Чаще всего социальное
попечительство выступает в форме
перераспределения финансовых ресурсов
между различными социальными группами
и отраслями народного
. построено на основе
проверки нуждаемости
· осуществляется независимо от предварительного трудового финансового вклада получателей;
· выступает в безвозмездной форме (программы бесплатной социальной помощи, бесплатно предоставляемые услуги).
Социальные проблемы, на решение которых направлено социальное попечительство:
· преодоление застойной бедности среди работающего населения;
· снижение социальной дифференциации, неравенства между различными группами населения в сфере доходов;
· стабилизация среднего уровня жизни;
· обеспечение развития некоммерческой части социально-культурной сферы.
Механизмы регулирующего воздействия на доходы:
· система бюджетных социальных пособий
· система страховых выплат из внебюджетных фондов
· набор бесплатных услуг, предоставляемых населению или его отдельным категориям
· система льгот на платные услуги для отдельных категорий населения
· государственное регулирование цен на товары первой необходимости
· регулирование минимальной заработной платы
Социальное попечительство
использует различные механизмы
«тонкой» социально- экономической
настройки (регулируемая инфляция, активизация
рынков, стимулирование производительности
труда как механизма
Основными средствами являются
государственные и
В России в последние годы благодаря экономическому росту удалось несколько смягчить ситуацию в этой сфере в 90-е годы. По данным Московского центра Карнеги, число живущих за чертой бедности сократилось с 37 % до 25 % населения, уровень безработицы упал на 19 % - с 7 млн. до 5,7 млн. человек.
Однако в целом данная
модель предназначена для компенсации
тех или иных видов социальной
и экономической ущербности, и
имеет преимущественно
Реформа в данной сфере направлена на обеспечение заявительного характера и адресности социальной поддержки, а также увеличения индивидуальной социальной ответственности.
Социальное страхование – это своеобразная социальная «поддерживающая» система, построенная на принципах общеобязательности или и добровольности.
Его основными характеристиками являются:
· зависимость различных видов социальной помощи и социального обслуживания от предварительного трудового и финансового вклада получателей;
· эквивалентность, то есть
соответствие размеров и качества предоставляемых
социальных услуг и выплат размерам
предварительных взносов и
· неналоговый характер источников финансирования.
Основной целевой группой
социальной политики является трудящееся
население, занятое в различных
секторах общественного производства.
Целью социального страхования
является улучшение положения
Доминирующим направлением
социального страхования
Данная модель побуждает людей к максимально активному поведению в экономической сфере, поскольку финансирование социальных выплат и предоставляемых социальных услуг осуществляется за счет страховых взносов работников и работодателей.
Социальное развитие – это повышение качества жизни наиболее массовых слоев населения.
Развивающая модель социальной политики ориентируется на то, что главным фактором развития современного общества является человек, а социальный баланс и социально- экономическое развитие в обществе определяется, прежде всего, уровнем и качеством человеческого потенциала, качеством населения.
Ключевым направлением социальной политики является не столько расширение мер социальной помощи и поддержки населения, организация различных акций, обеспечивающих стартовые возможности для самообеспечения (микрокредиты, общественные работы, трудоустройство и пр.), сколько развитие человеческого потенциала, повышение качества человеческого капитала как основы экономического роста и общественной динамики на длительную перспективу.
Это может быть обеспечено за счет увеличения инвестиций в человеческий капитал, развитие социальной инфраструктуры, через которую осуществляется формирование кадрового, социального и в целом человеческого потенциала общества. Реализация такой установки превращает социальную политику в основной фактор социально-экономического развития отдельных регионов и общества в целом.
На основе существующей типологизации экономических моделей социальной защиты стран ЕС, получившей закрепление в документах Европейской Комиссии (континентальная, англосаксонская, скандинавская и южно-европейская) в диссертации определены особенности систем социальной защиты пяти стран Евросоюза: Германии, Франции, Великобритании, Швеции и Италии.