Социальная защита от безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 20:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы обусловила постановку следующих задач:
определение сущности безработица и статуса безработного в современном российском обществе,
описание существующих видов безработицы и выявление причин их обуславливающих,
выделение социально-экономических последствий безработицы,
рассмотрение механизма социальной защиты населения от безработицы в общем и на примере отдельной социально-демографической группы и т.д.

Содержание

Введение
1. Безработица: общая характеристика
1.1 Сущность и причины безработицы
1.2 Виды безработицы
1.3 Социально-экономические последствия безработицы
1.3.1 Экономические последствия безработицы
1.3.2 Социальные последствия безработицы
2. Механизм социальной защиты от безработицы
2.1 Социальная поддержка безработных граждан
2.1.1 Выплата пособий по безработице
2.1.2 Материальная помощь безработным
2.1.3 Компенсационные выплаты безработным
2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и переквалификация безработного населения
2.3 Содействие развитию предпринимательской деятельности и самозанятости
2.4 Организация общественных работ и временная занятость
2.5 Содействие трудоустройству в другой местности
3. Социальная защита молодежи от безработицы
3.1 Характеристика молодежи, как социально-демографической группы
3.2 Причины низкой конкурентоспособности молодежи на рынке труда
3.3 Комплекс мер социальной защиты молодежи от безработицы
3.3.1 Программа «Молодежная практика»
3.3.2 Организация и проведение ярмарок вакансий
3.3.3 Программа «Первое рабочее место»
3.3.4 Молодежные биржи труда
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социальные причины безработицы.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Социально-экономические  последствия безработицы

 

Негативный характер последствий  безработицы как для отдельного человека, так и для общества в  целом ни у кого не вызывает сомнений. При исследовании этого вопроса  целесообразно вначале рассмотреть  экономические, а затем и социальные его последствия.

 

1.3.1 Экономические последствия  безработицы

Экономические последствия безработицы  и их структура весьма многообразны и сложны. При исследовании этой проблемы считается необходимым  выделить экономические последствия  безработицы на национальном уровне и на уровне человека.

На национальном уровне безработица  прежде всего:

снижает объем производства валового внутреннего продукта;

уменьшая ВВП, приводит к сокращению налогов,

росту инфляции;

замедляет рост производительности труда;

снижает гибкость рынка;

увеличивает расходы государства по мере ее роста;

в конечном счете может привести к еще большему росту безработицы.

На уровне человека безработица:

означает потерю постоянного и  регулярно получаемого дохода;

также означает потерю квалификации;

препятствует улучшению условий труда. Она бьет не только по тем, кто непосредственно остался без работы, но и по работающим, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.

усиление конкуренции между  работниками на рынке труда за наиболее престижные рабочие места;

позволяют предпринимателям манипулировать высоким уровнем безработицы  в своих интересах (например, понизить цену рабочей силы и др.).

 

1.3.2 Социальные последствия безработицы

При оценке последствий безработицы  надо иметь в виду, что труд для  подавляющего большинства людей  рассматривается не только источником дохода, но делом чести, гражданской  доблести. Следовательно, лишение его  возможности трудиться – это  еще и большая социальная трагедия. Безработица, снижая доходы семей:

усиливает дифференциацию населения;

способствует росту преступности,

ухудшению здоровья, сокращению продолжительности  жизни,

росту алкоголизма,

появлению депрессий, психических  расстройств, вплоть до самоубийств;

происходит маргинализация общества (маргинальный статус становится не столько  исключением, сколько нормой существования  значительного числа людей),

ослабление семейных уз, связей, забвению родительских обязанностей,

снижение естественного прироста населения,

нарастание социального возмущения и политической нестабильности, что  в итоге может привести к социальному  взрыву. Это возможно, когда ее уровень  превысит допустимый размер.

 

2. Механизм социальной  защиты от безработицы

 

Одно из направлений социальной защиты населения – разработка комплекса мер по обеспечению гарантий в области занятости, т.е. защита от безработицы. Для регулирования и организации занятости населения на территории Российской Федерации создана Федеральная государственная служба занятости населения, деятельность которой направлена на:

оценку состояния и прогноз  развития занятости населения, информирование о положении рынка труда;

разработку и реализацию федеральной, территориальных и других целевых  программ содействия занятости населения, особо нуждающегося в социальной защите и испытывающих трудности с поиском работы;

содействие гражданам в поиске подходящей работы;

организацию при необходимости  профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан.

 

2.1 Социальная поддержка  безработных граждан

 

В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в РФ» (ст.30) государство гарантирует безработному, получившему этот статус после регистрации  в службе занятости:

выплату пособия по безработице;

выплату стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения  квалификации;

возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

компенсацию затрат в связи с  добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости;

оплату за счет средств фонда  занятости периода временной  нетрудоспособности в течение 12 месяцев  потерявшим работу и заработок.

Материальная поддержка безработных  осуществляется в нескольких формах, основные из них:

пособие по безработице,

доплаты на иждивенцев,

материальная и иная помощь безработным  с низкими доходами,

компенсации работникам, высвобождаемым из организаций.

Помощь безработным включает также  посредничество в трудоустройстве. Государственная политика в области социальной защиты граждан, потерявших работу, помимо этого предусматривает предоставление права на досрочную пенсию гражданам.

 

2.1.1 Выплата пособий  по безработице 

Пособия по безработице выплачиваются  из средств Государственного фонда  занятости населения РФ безработным гражданам, зарегистрированным в органах СЗН в целях поиска подходящей работ. Пособие по безработице можно определить как выплаты, предоставляемые в течение установленного законом срока лицам, признанным безработными в размере, пропорциональном утраченному заработку. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Продолжительность выплаты пособия  в каждом периоде безработицы  не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных  месяцев безработицы безработный  приобретает право на повторное  получение пособия по безработице  в размере минимальной оплаты труда.

Выплата пособия производится не реже двух раз в месяц при условии  прохождения безработным перерегистрации  с той же периодичностью в установленные  службой занятости сроки, но не реже двух раз в месяц. Размер пособия  дифференцируется в зависимости от категории граждан, признанных безработными. В соответствии с Законом пособие безработным гражданам, уволенным по различным основаниям, устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате, начисленной за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.

 

2.1.2 Материальная помощь  безработным 

Членам семьи безработного, находящимся  на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице  в связи с истечением установленного законодательством срока его  выплаты, может оказываться материальная и иная помощь в соответствии с законодательством, в том числе дотации за пользование:

жильем и коммунальными услугами – если размеры занимаемой безработными и членами их семей жилой площади  не превышает (в расчете на одного человека) норм жилой площади, предусмотренной Жилищным кодексом РФ (12 кв. м на человека),

общественным транспортом –  если время нахождения в пути от места жительства безработного до СЗН  превышает величину норматива транспортной доступности, установленного местным органом власти на данной территории,

услугами здравоохранения –  если эти услуги не включены в территориальные  программы обязательного медицинского страхования,

общественного питания – если они  не пользуются льготами, предоставляемыми органами социальной защиты.

Органами СЗН могут устанавливаться  следующие сроки и периодичности  выплаты материальной помощи:

не более 6 месяцев с ежемесячной  периодичностью выплаты средств  безработным гражданам, потерявшим право на пособие по безработице  в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты;

не более 12 месяцев с ежемесячной  периодичностью выплаты средств  членам семьи безработного, находящимся  на его иждивении;

разовые денежные выплаты членам семьи  безработного, находящимся на его  иждивении, в период ее отпуска по беременности и родам;

разовые денежные выплаты членам семьи  безработного, находящимся на его  иждивении, в случае смерти самого безработного или безработному гражданину в случае смерти члена семьи, находившегося  на его иждивении.

Размеры материальной помощи в виде ежемесячных денежных выплат, включая  дотации за пользование жильем, коммунальными  услугами, проездом на общественном транспорте, услугами здравоохранения и общественного  питания, не должны превышать минимального размера оплаты труда в месяц, установленного законодательством.

 

2.1.3 Компенсационные выплаты  безработным

Компенсационные выплаты применяются  как чрезвычайная социальная мера и  предназначены для сдерживания  массовых увольнений и частичной  поддержки доходов работников организаций, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным прекращением работы или вынужденно работающих в режиме неполного рабочего времени. Эти выплаты производятся из средств Государственного фонда занятости населения РФ. Преимущественным правом на получение подобных выплат пользуются работники градообразующих предприятий, а также проживающие в кризисных регионах.

Предоставление компенсационных  выплат способствует снятию социальной напряженности в регионах с наиболее кризисной ситуацией на рынке труда.

 

2.2 Профессиональная ориентация, профессиональное обучение и  переквалификация безработного  населения

 

Одним из направлений политики в  области занятости населения  является профессиональная ориентация граждан.

Основная цель профессиональной ориентации – оказывать содействие гражданам, обращающимся в центр занятости, в определении подходящего места работы в соответствии с их личными интересами, потребностями работодателей и рынка труда путем:

профессионального информирования и консультирования,

психологической поддержки с целью  повышения конкурентоспособности  безработных граждан на рынке  труда,

групповых форм работ, направленных на социальную адаптацию к условиям рынка труда ( в г. Красноярске  – это клуб «Активный поиск  работы»).

Прямым  продолжением профориентационной работы является профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации граждан.

Основная  цель – повышение конкурентоспособности  безработных граждан на рынке  труда посредством широкого спектра  образовательных услуг с учетом потребностей работодателей и прогнозов развития спроса на рабочую силу в отраслевом и территориальном разрезе.

Программа профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных  граждан в соответствии со ст.23 Закона «О занятости» направлена на людей:

не  имеющих профессии (специальности),

для которых невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у гражданина необходимой профессиональной квалификации,

для которых необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся у гражданина профессиональным навыкам,

утративших  способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Профессиональная  подготовка, переподготовка и повышение  квалификации безработных граждан осуществляется в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов служб занятости. В Красноярске это:

УК  Красноярского строительного техникума,

Профессиональный  лицей №56,

Профессиональный лицей №52,

Институт «Высшая школа бизнеса»,

НП Дизайн-студия «Имидж»,

УЦ «Инопроф» и др.

 

2.3 Содействие развитию  предпринимательской деятельности  и самозанятости

 

Службой занятости населения с 1995 года реализуется целевая программа  содействия развитию предпринимательской инициативы незанятого населения (в Красноярском крае такая программа носит название «Успех»). Данная программа способствует:

развитию предпринимательства  среди безработных и незанятых  граждан, оказанию им консультационной, методической и финансовой помощи;

адаптации широких слоев населения  к условиям рыночной экономики, формированию положительного общественного мнения, популяризации идеи самозанятости  и организации собственного дела;

формированию региональной инфраструктуры учреждений по обучению и консультированию основам предпринимательства с целью вовлечения наиболее активной части населения в процесс создания собственного дела.

В рамках программы служба занятости  оказывает консультационную и методическую помощь людям, решившим создать собственное дело, в следующих направлениях:

выбор бизнес-идеи,

бизнес-планирование,

регистрация предпринимательской  деятельности,

налогообложение,

лицензирование,

маркетинг,

менеджмент и др.

Центр занятости населения может  оплатить следующие затраты на:

подготовку учредительных документов,

оплату государственной пошлины  за регистрацию малого предприятия,

оплату получения свидетельства  на право заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица,

приобретение бланочной документации,

изготовление печатей и штампов.

Информация о работе Социальная защита от безработицы