Социальная поддержка населения и социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем в сфере социальной поддержки населения и методов их решения.
Задачами курсовой работы является:
обоснование понятия социальной защиты;
рассмотрение необходимости социальной поддержки населения;
изучение структуры социальной политики государства;
определение понятия социального страхования;
рассмотрение источников финансирования социальной политики;
рассмотрение реальной социальной помощи населению;
разработка рекомендаций по улучшению социальной поддержки населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и сущность социальной защиты населения и социального страхования……………………………………………………………………………3
Необходимость социальной защиты населения……………….…..3
Социальная политика государства…………………………………7
Социальное страхование ………………………………………….14
Практические аспекты социальной поддержки населения в РФ…..……..18
Источники финансирования социальной политики…………..…18
Социальная поддержка населения в РФ…………………….……21
Рекомендации по улучшению социальной поддержки населения……….28
Заключение…………………………………………………………………..34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соц. поддержка населения и соц. страхование.docx

— 123.83 Кб (Скачать файл)

В структуре социальной политики выделяют политику регулирования доходов населения; политику социальных гарантий; политику обеспечения занятости; политику социальной защиты [18; с.49].

Политика регулирования доходов населения. В западной экономической теории выделяют четыре точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное. Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется экономическим, политическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.

Различают следующие виды доходов за определенный период времени:

    • номинальный - сумма денежных поступлений;
    • реальный - количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальный доход;
    • располагаемый - сумма номинального дохода после взимания с него налогов.

Распределение доходов населения отличается неравномерностью, измерить которую можно на основе методологии Парето, Лоренца, Джини.

В концепции Парето дифференциация доходов рассматривается как неизменная и независимая от социальных и политических факторов величина. Согласно закону Парето, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно.

Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца, характеризующая неравномерность распределения и показывающая долю в национальном доходе, которую занимает каждая группа населения. Форма кривой Лоренца показывает степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстает от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот.

Рис. 1. Кривая Лоренца

 

Степень экономического неравенства может быть измерена коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов.

Для оценки дифференциации доходов используется децильный коэффициент, который показывает соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых членов общества и средними доходами 10% наиболее обеспеченных [11, с. 132-135].

Причины неравенства в распределении доходов определяются условиями для получения доходов, способностями, образованием и обучением, размерами собственности, степенью господства на рынке (за счет монополии), случайными обстоятельствами.

Государство с помощью социальной политики регулирует уровень жизни населения.

Уровень жизни - степень обеспеченности населения товарами и услугами, определяющими его потребности.

Показатели уровня жизни:

  • количественные (потребление основных продуктов питания; структура потребления; продолжительность рабочего и свободного времени; величина реальных доходов; развитие социальной сферы).

  • обобщающие (общий объем потребляемых благ; распределение населения по показателям и уровню доходов).

Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства. Социальное партнерство - взаимоотношения между профсоюзами, предпринимателями и правительством [10; с. 87].

Следующая составляющая социальной политики государства - политика социальных гарантий. Политика социальных гарантий - совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума условий, достаточных для жизнедеятельности членов общества.

Социальные гарантии - это комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих право членов общества в производстве, распределении, потреблении. Основными элементами системы социальных гарантий выступают меры по формированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, меры регулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа к рынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использования социальных фондов.

Главной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты, под которыми понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах. Систему государственных минимальных стандартов составляют взаимосвязанные государственные минимальные социальные стандарты в области:

  1. оплаты труда; 
  2. пенсионного обеспечения;
  3. образования;
  4. здравоохранения;
  5. культуры;
  6. социального обслуживания;
  7. жилищно-коммунального обслуживания [9; с. 71].

Самыми известными из таких стандартов является прожиточный минимум и минимальная заработная плата.

Прожиточный минимум - стоимость минимального количества благ и жизненных средств для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум выступает как ориентир при определении минимальной заработной платы, пособий; фактор стимулирования труда; критерий «порога бедности»; социальная защита; фактор потребления общественных фондов (пенсии, стипендии, различные пособия). Прожиточный минимум рассчитывается исходя из потребительской корзинки, представляющей набор продовольственных и непродовольственных товаров, а также платных услуг, необходимых для удовлетворения нормальных потребностей среднестатистической семьи, обеспечивающий поддержание минимально приемлемого уровня жизни.

Минимальная заработная плата - социально-экономический норматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить простое воспроизводство его рабочей силы [6; с. 86].

Важную роль при многообразии форм собственности и хозяйствования должны играть социальные гарантии основных прав человека в сфере труда - политика обеспечения занятости. Экономика требует наряду с целевой поддержкой социально незащищенных групп населения государственных гарантий в определенных областях и в определенном объеме для всего или большинства населения страны. Нормы трудового законодательства (прием и увольнение, продолжительность рабочей недели, порядок предоставления и размер отпусков, регулирование трудовых споров и конфликтов) должны распространяться на всех наемных работников независимо от форм собственности и хозяйствования предприятий и организаций.

Политика социальной защиты - это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска [18; с. 27].

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам. Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т.п.

Социальная помощь, осуществляемая как в денежной, так и в натуральной форме производится на условиях безвозмездности либо льготности по отношению к лицам, объективно находящимся в затруднительном материальном положении (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастроф и т.п.).

 

    1. Социальное страхование

 

Социальное страхование — это основной институт социальной защиты, призванный обеспечить реализацию конституционного права на материальное обеспечение граждан в старости, в случае болезни, безработицы, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца [7; с. 18].

Минимальные уровни социальных гарантий определяются в мировой практике в диапазоне 40—50% от величины заработной платы квалифицированного работника. Размеры средств, выплачиваемых по социальному страхованию, по отношению к каждому отдельному получателю зависят от продолжительности трудового стажа, величины заработка, степени утраты трудоспособности и регулируются соответствующими законами.

Величина социальной помощи, когда пособия выплачиваются из общественных средств, зависит от условий, оговоренных программами социального страхования. Социальное обеспечение и социальное страхование являются важнейшей составной частью социальной защиты населения, а социальные пособия представляют единую систему денежных выплат отдельным категориям граждан, определенных законами РФ [5; с. 32].

Источниками финансирования страхования являются как средства самих работников (отчисления с их текущей заработной платы), так и средства работодателей (налоги на фонд оплаты труда). Становление социального страхования сопровождалось соответствующим законодательным регулированием социальной защиты, созданием соответствующих страховых институтов. Преимущество системы социального страхования перед другими формами коллективного социального обеспечения — социальной помощью и внутренними корпоративными системами — состоит в том, что, во-первых, сами работники вовлечены в процесс резервирования страховых накоплений (стимулирующий фактор); во-вторых, в высокой степени гарантированности выплат, защите их от произвольных решений органов, ответственных за их выплату. Гарантии осуществляются на основе соответствующих конституционных прав.

Социальный риск и другие категории социального страхования. Под социальным риском понимают вероятность наступления материальной необеспеченности в результате утраты трудового дохода по объективным причинам, а также необходимости несения лицом дополнительных расходов на лечение и другие социальные услуги. Социальные риски носят общественный характер, и защититься от них индивидуально в большинстве случаев практически невозможно. Потери трудового дохода вследствие болезни, инвалидности, безработицы, когда работник не может участвовать в производственном процессе, для отдельного индивида явление случайное, а для экономики в целом — массовое и постоянное.

Поэтому социальные риски поддаются количественной оценке, и в обществе они прогнозируются как с точки зрения их численности (инвалиды, больные, погибшие, пенсионеры и т.д.), так и с точки зрения стоимостных затрат. Так как социальные риски носят объективный характер, механизм социальной защиты от них должен быть надежным, т.е. страхование от них обязательно для всех работающих, что определяется законодательством, при этом финансовую нагрузку солидарно несут основные социальные субъекты: работники и работодатели. Доля финансового участия для тех и других может быть разной, при этом каждая страна в силу своих специфических социально-экономических особенностей находит оптимальные для нее пропорции финансовой ответственности.

Социальные риски существуют в каждом обществе, в каждой стране.

В рыночной экономике государство поддерживает наиболее уязвимые слои населения: престарелых, детей, инвалидов. Социальная защита трудоспособного работающего населения становится обязанностью работодателей. Это достигается как участием работников в формировании финансовых ресурсов, так и установлением прямой зависимости величины страховых выплат от размеров и продолжительности уплаты (объема) страховых взносов. Сложившаяся система социальной защиты предполагает осуществление:

  1. пенсионного страхования (по старости, потере кормильца, инвалидности);

  1. медицинского страхования (оплата медицинских услуг и оказание медицинской помощи), включая оплату за период временной нетрудоспособности;

  1. страхования в связи с безработицей (выплата денежных пособий по безработице, переобучению и переквалификации);

Информация о работе Социальная поддержка населения и социальное страхование