Социальная поддержка населения и социальное страхование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование проблем в сфере социальной поддержки населения и методов их решения.
Задачами курсовой работы является:
обоснование понятия социальной защиты;
рассмотрение необходимости социальной поддержки населения;
изучение структуры социальной политики государства;
определение понятия социального страхования;
рассмотрение источников финансирования социальной политики;
рассмотрение реальной социальной помощи населению;
разработка рекомендаций по улучшению социальной поддержки населения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Понятие и сущность социальной защиты населения и социального страхования……………………………………………………………………………3
Необходимость социальной защиты населения……………….…..3
Социальная политика государства…………………………………7
Социальное страхование ………………………………………….14
Практические аспекты социальной поддержки населения в РФ…..……..18
Источники финансирования социальной политики…………..…18
Социальная поддержка населения в РФ…………………….……21
Рекомендации по улучшению социальной поддержки населения……….28
Заключение…………………………………………………………………..34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

соц. поддержка населения и соц. страхование.docx

— 123.83 Кб (Скачать файл)

Третье. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы - типа немецких стройсберкасс. Наконец будет расширяться программа субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора. На это могут быть направлены средства, которые будут высвобождены после завершения олимпийских строек в Сочи, объектов АТЭС на Дальнем Востоке, а также после завершения программы обеспечения жильем офицеров Вооруженных сил [20].

Четвертое. Наряду с расширением возможностей купить квартиру надо создать цивилизованный рынок арендного жилья. В большинстве стран Европы, например, от трети до половины семей арендует жилье всю жизнь и не испытывает по этому поводу никакой ущемленности. Для этого надо стимулировать создание специализированных, создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. Доступное арендное жилье - это важное условие роста территориальной мобильности наших граждан, экономической конкуренции городов и регионов.

Для людей с невысокими доходами будут  созданы программы развития некоммерческой аренды жилья.

В совокупности представленные меры дадут возможность к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году - снять проблему полностью.

Также в России существует социальная поддержка семей с детьми. Она предполагает следующие виды выплат:

    • единовременное пособие при рождении ребенка (на 01.01.2013 составляет 13081 р.)
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком (на первого ребенка – 2453,93 р., на второго и последующих – 4907,85 р.)
    • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (8419,34 р.)
    • единовременное пособие при передаче ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей,  на воспитание в семью (12405,32 р.)
    • материнский (семейный) капитал (408960,5 р.)
    • выплаты многодетным матерям, награжденным Почетным знаком «Материнская слава»
    • обеспечение бесплатным детским питанием (выплаты ежемесячной компенсации) детей первых трех лет жизни (317,37 р.) и др [21].

 

 Медицинское обеспечение. В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения [1]. Ее гарантированный объем обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом базовая программа ОМС является составной частью Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства от 26 октября 1999 г. К недостатку этих программ можно отнести крайне малый удельный вес профилактических мероприятий. Очень остро сегодня стоит проблема лекарственного обеспечения. Та помощь, которая оказывается, как правило, не соответствует необходимым стандартам качества.  Совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственные и страховые) крайне низки и достигают порядка 2,8 – 3,0% ВВП, тогда как по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и МОТ их минимально-допустимый уровень должен составлять не менее 5% ВВП. Для России с ее территориальной спецификой рассредоточения малонаселенных пунктов и мест проживания этот минимальный порог объемов финансирования должен быть существенно выше. В настоящее время система здравоохранения в России является бесплатной лишь номинально. На практике пациенты повсеместно вынуждены оплачивать ряд медицинских услуг и лекарств. Объем оплачиваемых медицинских услуг эксперты оценивают в диапазоне 25 - 50% всех затрат на здравоохранение [20].

Пенсионное обеспечение, наверное, является самым большим достижением - и самой большой проблемой для нашей страны. Достаточно сказать, что на пенсии тратится больше 10% валового внутреннего продукта - это четверть всего бюджета «расширенного правительства».

Также в период кризиса была осуществлена переоценка пенсионной системы, то есть, по сути, была восстановлена «справедливость по отношению к старшему поколению». С 2008 года средняя трудовая пенсия увеличилась почти в 2,5 раза. С 1 января 2012 года в 1,6 раза были повышены пенсии военных пенсионеров, в три раза увеличилось денежное довольствие военнослужащих Вооруженных Сил. С 1 января следующего года и во всех остальных спецслужбах и правоохранительных структурах существенно возрастут зарплаты.

Итак, средний размер пенсий по состоянию на 2012 г. составил:

    • трудовая пенсия - 9 414 рублей
    • пенсия по старости – 9 817 рублей
    • по инвалидности - 6 069 рублей.
    • социальная пенсия - 5 938 рублей.
    • инвалиды вследствие военной травмы - 23 273 рублей,
    • вдовы погибших военнослужащих - 17 366 рублей,
    • участники Великой Отечественной войны - 23 683 рублей
    • инвалиды, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда» - 17 984 рублей [21].

 

 

 

Глава 3.  Рекомендации по улучшению социальной поддержки населения.

 

В настоящее время в России уровень социальных гарантий выше, чем в других странах с таким же уровнем доходов населения. Но по-прежнему работа различных структур социальной службы финансируется в большей степени государством, не смотря на возросшее участие в процессе финансирования муниципальных образований. За последние годы расходы на социальную политику государства возросли на 6 % от ВВП, но финансирование все же находится на недостаточном уровне. Поэтому сфера социальной поддержки социально-уязвимых граждан в России (пенсионеры,  инвалиды,  дети,  одинокие матери и т.д.) развивается в сложных условиях.  Положение  усугубляется значительной численностью малообеспеченных граждан.

Основной целью совершенствования организационной работы с льготными категориями населения является обеспечение адресной и дифференцированной поддержки социально незащищенных  слоев населения; сохранение гарантированного уровня социальных услуг, развитие сети соц. защиты и укрепление ее материально-технической базы [14; с. 106].

Рассмотрим мероприятия по повышению качества социальной поддержки населения по нескольким ее направлениям.

Здравоохранение является важнейшей отраслью для благополучного и успешного развития любой страны. От состояния системы здравоохранения зависит здоровье граждан, а, следовательно, и качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом и уделять проблемам здравоохранения всё большее внимание.

В последние годы на здравоохранение направляется около 3% ВВП. В стране до сих пор отсутствуют квалифицированные экономисты в медицинских учреждениях, поэтому имеющиеся ресурсы используются неэффективно, это приводит к недостаточной обеспеченности материальными ресурсами, техникой и приборами. Наблюдается нехватка квалифицированного медицинского персонала, поскольку заработная плата в отрасли низкая и у людей отсутствует мотивация идти работать в учреждения, финансируемые из средств обязательного медицинского страхования. Как видно, назрела необходимость анализа методов управления основных проблем в этой сфере и предложения возможных путей их решения. Целью модернизации здравоохранения является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Этой цели соответствуют следующие направления и мероприятия реформы:

а) законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению;

б) модернизация системы обязательного медицинского страхования;

в) совершенствование системы оказания медицинской помощи, в том числе повышение доступности высоких медицинских технологий в кардиохирургии, онкологии, травматологии и, прежде всего, их использование при лечении детей;

г) переход к новым методам оплаты труда медицинских работников;

д) обеспечение доступа граждан к эффективным, безопасным и качественным лекарственным средствам;

е) повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области здравоохранения [15; с. 91].

Важным направлением, способствующим улучшению состояния здоровья населения, будет являться реализация мер, создающих условия для развития массовой физической культуры и спорта.

В целом по многим показателям условия жизнедеятельности семьи, женщин и детей остаются неблагоприятными, что создает угрозу для физического и духовного здоровья населения. Поэтому основными направлениями развития социального обслуживания семей с детьми, женщин и детей должны стать:

– обеспечение условий для повышения качества жизни семей (увеличение дотаций на детей, контроль цен на товары первой необходимости);

– обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие (развитие детских клубов, спортивных секций, кружков, проведение организации экскурсий в другие города).

В целях улучшения положения детей целесообразно проведение мер следующего порядка:

– обеспечение дополнительных гарантий в социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей-сирот, детей-инвалидов;

– расширение государственной поддержки и развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения;

– создание эффективной системы профилактики безнадзорности, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, социальной защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для более эффективной реализации социальной политики в отношении граждан пожилого возраста, необходимо введение новых дифференцированных подходов к социальной защите и обслуживанию граждан старшего поколения в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности, на основе чего целесообразно следующее:

– формирование комплексных выездных бригад для социального обслуживания пенсионеров и инвалидов, проживающих в отдаленных населенных пунктах во всех сельских центрах (такие бригады существуют, но их очень мало);

– организацию мастерских, подсобных хозяйств и других форм предпринимательской деятельности для привлечения дополнительных внебюджетных средств и обеспечение работой пожилых людей и инвалидов;

– изучение возможностей формирования приемных семей для пожилых людей, а также детей, оставшихся без родителей [16; с. 167].

В настоящее время в основном сформирована нормативная правовая база, регулирующая вопросы, связанные с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере. 

На решение жилищных проблем направлен приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", целью которого является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России [3].

На первом этапе реализации приоритетного национального проекта выделены следующие направления:

    • повышение доступности жилья;
    • выполнение государственных обязательств перед отдельными категориями граждан;
    • увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;
    • увеличение объемов жилищного строительства и модернизация коммунальной инфраструктуры.

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной поддержки расширения как спроса, так и предложения на рынке жилья, а также выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

Целью реализации направления по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан является обеспечение возможности приобретения жилья гражданами, перед которыми Российская Федерация имеет обязательства по обеспечению жильем или улучшению жилищных условий.

Для реализации этой цели необходимо провести следующие меры:

    • обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой;
    • сокращение административных барьеров, связанных с доступом застройщиков на рынок жилищного строительства, развитие рыночной инфраструктуры, повышение эффективности градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства.

В некоторых регионах страны разрабатываются проекты по предоставлению мер социальной поддержки многодетных семей по улучшению жилищных условий в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения по месту жительства. Целью данного проекта является решение демографических проблем регионов, а также поддержка многодетных семей. На эти выплаты могут претендовать многодетные семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях при наличии трех условий одновременно:

    • наличие троих и более детей;
    • не имеющие в собственности жилые помещения или имеющие в собственности жилые помещения площадью менее социальной нормы жилья установленной в городском, сельском поселении;
    • имеющие доход ниже величины прожиточного минимума установленного правительством.

Информация о работе Социальная поддержка населения и социальное страхование