Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 00:56, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить и проанализировать проблему социальной поддержки населения и социального страхования в настоящее время.
Для выполнения данной цели поставлены следующие задачи:
1. В первой главе работы изложить основные понятия и раскрыть сущность социальной защиты и социального страхования, для этого необходимо:
а) изучить сущность социальной защиты населения;
б) указать в работе основные понятия и принципы социального страхования;
в) описать историю создания системы социального страхования в Российской Федерации
2. Изучить современную структуру системы социального страхования и социальной поддержки населения в России:
а) рассмотреть структуру системы социального страхования и государственных внебюджетных фондов;
б) на примере Рязанской области изложить основные направления социальной поддержки населения.
Введение ……………………………………………………………………... 2
Глава 1. Основные понятия и сущность социальной защиты и социального страхования.
1.1. Сущность социальной защиты населения……………………….....…....6-10
1.2. Основные понятия и принципы социального страхования…………..10-14
1.3. История создания системы социального страхования в Российской Федерации……..………………………………………………………………...14-17
Глава 2. Современная структура системы социального страхования и социальной поддержки населения в России.
2.1. Структура системы социального страхования…………………………..18-22
2.2. Социальная поддержка населения на примере Рязанской области…….22-28
Глава 3. Проблемы и перспективы реформирования в области социального страхования.
3.1. Проблемы в области социального страхования……………………….…29-32
3.2. Пути совершенствования ПС, ОМС и ФСС……………………………...32-37
Заключение ………………………………………………………………38-41
Список литературы …………………………………………………..….42-43
Большая часть людей живет
Социальное страхование - механизм
реализации социальной политики государства
и способ ее финансирования. Социальное
страхование сочетает два принципа
управления социальными рисками: социальное
регулирование и собственно страхование.
Принцип социального
В истории известны различные методы управления социальными рисками:
• прямое финансирование и компенсация ущерба за счет средств государственного бюджета (государственное социальное обеспечение);
• обязательное социальное страхование;
• корпоративная социальная защита, финансируемая из средств предприятия (коллективные формы страхования);
• индивидуальное страхование на коммерческих условиях;
• общественная благотворительность;
•льготное налогообложение социально уязвимых категорий граждан (малообеспеченных, престарелых, нетрудоспособных);
• регулирование заработной платы и установление минимального размера оплаты труда.
Социальное страхование
Основной предпосылкой появления
социального страхования
В странах ЕС объем средств социального страхования в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета, выделяемые на социальную помощь, и в 3 раза - средства, поступающие за счет индивидуального коммерческого страхования от социальных рисков. В России средства социального страхования составляют около 70% общего объема расходов на обязательную социальную защиту населения [5].
Социальное страхование
• обязательность для всех участников (работников, работодателей, государственных учреждений);
• распределение обязанностей по уплате страховых взносов в фонды социального страхования между работниками и работодателями с привлечением по мере необходимости средств государственного бюджета;
• размеры страхового взноса соответствуют той степени социальной защиты, которая необходима населению исходя из установленных общественных стандартов уровня и качества жизни;
• социальные выплаты определяются степенью потребности социальной помощи и зависят от размеров, сроков и других условий уплаты страховых взносов;
• право на получение социальной
выплаты определяется фактами наступления
социального риска и уплатой
страховых взносов без
Финансовую основу социального страхования составляют обязательные (в силу закона), всеобщие (для всех работодателей и в отдельных случаях работников) и равные (в одинаковой доле от фонда оплаты труда) страховые взносы. Социальное страхование не преследует цели получения прибыли, и все доходы, например от инвестирования временно свободных средств, направляются только на социальные цели. Социальное страхование основано на принципах солидарности (равные условия и равные, по отдельным видам социального страхования, размеры страховых выплат при существенно различном абсолютном размере страховых взносов для разных страхователей), которые упрощенно можно сформулировать как «богатый платит за бедного, здоровый за больного» [5].
Формы социального страхования со временем меняются по мере изменения структуры социальных рисков. В большинстве стран сохраняются три основные его отрасли: пенсионное, медицинское (больничное), от несчастных случаев. Еще недавно в России существовала четвертая отрасль - от безработицы. Постепенно формируется новая отрасль - страхование по долгосрочному уходу. Как отдельная отрасль такое страхование действует только в Германии. Развитие отдельных отраслей социального страхования определяется следующими основными факторами:
• уровень социального риска в обществе, который выражается в доле населения, утратившего доход по этой причине;
•степень потери дохода (полной или частичной, постоянной или временной);
• мера покрытия риска, устанавливаемой государством исходя из текущих задач социальной политики.
Итог второго параграфа работы заключается в необходимости социального страхования граждан, как системы отношений по перераспределению национального дохода путем формирования из обязательных страховых взносов работодателей и работников специальных страховых фондов для компенсаций утраты трудового дохода или его поддержания вследствие действия определенных социальных рисков. Принцип страхования определяет механизм финансового обеспечения поставленных социальных целей.
в Российской Федерации.
«Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об ОСС» [5].
Первая попытка создания в России цивилизованной системы социального страхования была осуществлена Третьей Государственной думой еще в 1912 году. Был принят ряд законов социального обеспечения рабочих, в том числе их страхования на случай болезни и несчастных случаев. Царское правительство не успело реализовать эти законы.
Второй попыткой (уже в советский период) является рабочая страховая программа 1917-1918 годов и затем в период НЭПа (1921-1933 гг.) - мероприятия по возрождению и развитию социального страхования на основе рыночных отношений. Но это направление либерализации в охране здоровья населения было перекрыто на 56 лет системой авторитарного государственного социального обеспечения.
Третья попытка создания системы социального страхования в условиях становления рыночной экономики современной России относится к последнему десятилетию ХХ века.
Начало новому российскому социальному
страхованию было положено в декабре
1990 г. созданием Пенсионного фонда
РФ (ПФР) в силу Закона «О государственных
пенсиях в РСФСР» и Фонда социального
страхования (ФСС) как преемника
советского социального страхования
Всесоюзной организации профсоюзов.
В 1992 г. был образован Государственный
фонд занятости населения РФ (ГФЗ)
в силу Закона «О занятости населения
в РСФСР», а в 1994 г. - федеральный
и территориальные фонды
Основной причиной реорганизации советской системы социального обеспечения стал хронический дефицит бюджета из-за неуплаты налогов и экономического кризиса.
К субъектам системы социального страхования относятся:
1. Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые вносят страховые взносы за работающее население.
2.Застрахованные лица - граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, работники, осуществляющие солидарную поддержку в случае утраты трудоспособности, зарплаты и др. доходов.
3. Страховщики - некоммерческие
организации, создаваемые в
«В дополнение к ОСС функционирует институт добровольного социального страхования (ДСС). В поле деятельности страховщиков в сфере ДСС попадают дополнительные услуги и дополнительные гарантии застрахованным. Наиболее распространенными являются пенсионное и медицинское добровольное страхование. Отличительными чертами добровольного страхования являются договорный характер отношений, социальное партнерство работодателей и работников, тесная зависимость социальных выплат от уровня доходов страховщика»[6].
Для реализации задач СС создают специальные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды (ВФ) - «это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета»[7].
Первые попытки создания
системы социального
Из первой главы посвященной основным понятиям и сущности социальной защиты и социального страхования можно сделать вывод, что предпосылки социальной защиты населения и создания системы социального страхования были заложены еще в царской России. В советский период существовала система авторитарного государственного социального обеспечения. Действующая система социального страхования создавалась с 1990 года. С этого времени она подвергалась корректировкам и реформированию. В настоящее время со стороны государства уделяется, все больше внимания в этой области и устраняются недочеты, так как большая часть населения нашей страны нуждается в социальной защите.
Глава 2. Современная структура системы социального страхования и социальной поддержки населения в России.
2.1. Структура системы социального страхования.
Важной положительной чертой законодательства России является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку на приобретение лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т. д.
Информация о работе Социальная поддержка населения и социальное страхование