Социальная политика Украины: оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Исследование проблем социальной политики А. Гранбергом, М. Долишним, С. Дорогунцовым, У. Изардом, В. Кистановым, В. Леонтьевым, А. Пробстом, Г. Ричардсоном и другими экономистами позволило, в частности, установить, что его региональные отличия обусловливаются многими зависимостями, связанными социально-культурными взаимодействиями, и эти связи все более запутываются в ходе формирования рыночных отношений и конкурентной среды.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы социальной политики 5
1.1) Макроэкономическое содержание социальной политики 5
1.2) Уровень жизни как обобщающий показатель деятельности
социальной политики. 10

2. Социальная политика Украины на современном этапе 16
2.1) Основные черты, тактика и проблемы социальной политики 17
2.2) Социальная политика в различных сферах социально-экономической 24
жизни;
2.2.1) Социальная защита и поддержка населения 24
2.2.2) Образование 26
2.2.3) Жилищно-бытовые условия 28
2.2.4) Здравоохранение 30

3. Пути совершенствования социальной политики в условиях современной 31
Украины

Выводы 38

Перечень ссылок 40

Вложенные файлы: 1 файл

social._naya-politika-ukrai.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

В системе социальной защиты населения важным элементом, является социальное страхование, которое  состоит из пенсионного, медицинского, страхования от безработицы и несчастных случаев на производстве. Страховые выплаты в случае безработицы проводятся из специальных страховых фондов. Размер их зависит, во-первых, от продолжительности безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. {3}

Важное звено социальной защиты населения – программы  трудоустройства и переквалификации. В выполнении этих программ принимают  участие государство и предприниматели. При этом большую часть соответствующих  средств государство направляет на переквалификацию работников.

В Украине законодательная  основа программы защиты населения  от безработицы заложена в Законе Украины “О занятости” и государственной программе занятости.

Социальная политика, вопреки ее превосходящей направленности на отдельные социальные группы, имеет макроэкономические следствия, которые касаются экономики вообще. Они могут быть как положительными, так и отрицательными.  Прежде всего подлежат рассмотрению возможные положительные макроэкономические следствия социальной политики. Их обеспечивают:

 Участие государства  в воспроизведении рабочей силы, в частности в содействии переквалификации  и эффективной занятости, предотвращает потери ВВП. Последние могут возникать через недоиспользование ресурсов. Обеспечивая повышение уровня квалификации, государство одновременно стимулирует накопление человеческого капитала.

 Перераспределение  доходов в пользу беднейших  социальных слоев. Оказывает содействие  росту общих затрат и обеспечению  лучших условий реализации продукта в текущем периоде. Поскольку при перераспределении не сокращается потребление более богатых слоев, а уменьшение  доходов компенсируется сокращением сбережений, то совокупный спрос возрастает.

 Обеспечение минимально  нормальных условий жизни для всех членов общества. Предотвращает социальную нестабильность. Таким образом создаются лучшие общие условия (социальная среда) экономического роста, ограничивается процесс исключения и обеспечивается накопление социального капитала.

Негативные макроэкономические следствия социальной политики связанны с выходом за объективные границы государственного вмешательства в перераспределение доходов.

Для характеристики материальных основ, современного состояния и направлений  развития народного благосостояния необходимо рассмотреть: уровни и структуру доходов, затрат на потребление населением материальных благ и услуг; состояние потребительского рынка; состояние рынка труда и занятости; состояние социальных гарантий малообеспеченным слоям населения.

 

1.2) Уровень жизни как обобщающий показатель деятельности социальной политики.

 

Так как социальная экономика  ориентирована на человека то о состоянии  и успехах экономики судят  по тому, как живут люди. При всем многообразии жизненных проявлений можно получить общее представление об условиях, в которых живут люди, о том, насколько они довольны этими условиями, что дает им жизнь. Все это вместе взятое называют уровнем жизни.

Уровень жизни охватывает и характеризует весь диапазон свойств социальной политики, распространяется на все ее стороны, отражает удовлетворенность людей предоставленными им материальными и духовными благами, отражает обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, здоровье и продолжительность жизни. Проще говоря, уровень жизни — это показатель насколько хорошо живется людям. Качество жизни прямопропорционально зависит от проводимой социальной политики в стране. Именно поэтому многие макроэкономисты берут за основу при оценке социальных реформ именно уровень жизни населения.

Когда мы говорим «уровень жизни», то не имеем в виду какой-либо один показатель, измеритель, выраженный в количественной, числовой форме. Качество есть обобщенное понятие, выражаемое обычно словами «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низкое», «неудовлетворительное» по аналогии с теми словесными оценками, которыми характеризуют знания учащихся. Понятие «уровень жизни» в большей степени характеризует количественную меру благосостояния людей и чаще всего характеризуется количественными, числовыми показателями. Уровень жизни трудно выразить с помощью единственного критерия, одной меры. Чтобы охарактеризовать уровень жизни людей, приходится прибегать к ряду показателей.

Структура и уровень  потребления основных видов благ и услуг в натуральном выражении в расчете на одного человека или на одну семью из четырех человек за год либо мера обеспеченности человека и семьи потребительскими благами служат важнейшими показателями уровня жизни населения страны, региона или определенных социальных групп (городское и сельское население, молодые и престарелые, мужчины и женщины, работающие и неработающие). Соответственно, при оценке уровня жизни используются показатели годового потребления пищи, одежды, обуви в расчете на человека или семью, обеспеченности жилой площадью, мебелью, товарами длительного пользования, предметами культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода.

Кроме того, используются показатели, характеризующие обеспеченность населения школами, детскими садами, врачебным обслуживанием (скажем, количество врачей или больничных коек, приходящееся на тысячу человек), пунктами бытового обслуживания, прачечными, парикмахерскими, банями, столовыми.

Приведем, к примеру, таблицу 2, приближенно  характеризующую годовое потребление продуктов питания в 2004 году в расчете на одного взрослого жителя.

 

Таблица 2

Хлеб 

(кг)

Картофель

(кг)

Овощи (кг)

Фрукты (кг)

Молоко (л)

Мясо 

(кг)

Рыба 

(кг)

Сахар

(кг)

Яйцо 

(шт)

120

100

90

40

220

45

13

35

230


 

Чтобы понять, насколько такой уровень  соответствует потребностям людей, его сравнивают с нормативами  потребления, выработанными с учетом рекомендаций науки о питании. Так, например, хлеба и картофеля рекомендуется потреблять примерно 80 кг в год в расчете на одного человека, так что здесь имело место перепотребление. Овощей желательно потреблять 150 кг в год, фруктов — 70-80 кг, мяса — 60-70 кг, и, как видим, по этой группе продуктов наблюдалось явное недопотребление. {5}

Об уровне потребления  продуктов питания иногда судят  по их калорийности. Суточный рацион питания взрослого человека должен обладать калорийностью примерно 3000 ккал, в Украине средняя калорийность рациона в 2004 году составляла 2400 ккал. Следовательно, многие люди недопотребляли нужные продукты и это говорит о неудовлетворительной политике в стране относительно социальной сферы того времени .

К числу широко распространенных общепринятых показателей уровня жизни и социальной политики относятся денежные доходы населения в расчете на одного человека или семью. Обычно измеряется месячный доход. Важно, чтобы месячный доход превышал так называемый прожиточный минимум, рассчитанный исходя из потребления каждым человеком минимально необходимого набора благ и услуг, называемого «потребительской корзиной». Прожиточный минимум существенно зависит от цен поэтому в условиях инфляции он непрерывно изменяется. О людях, потребление которых ниже предусмотренного прожиточным минимумом, принято говорить, что они живут «за чертой бедности».

Наряду с денежными  доходами на уровень жизни влияют так называемые общественные блага  или общественные фонды потребления, к которым относят блага и  услуги, предоставляемые государством населению бесплатно, или за ограниченную плату, либо в натуральном выражении, либо в виде специальных выплат, трансфертов. В странах с централизованной экономикой полностью бесплатными могут быть здравоохранение и образование, частично – услуги культуры и физической культуры, в некоторой степени – питание и отдых для отдельных групп, категорий населения (например, бесплатные школьные завтраки, выдача бесплатного молока на вредных работах). В странах с рыночной экономикой существует обширный набор общественных благ, но чаше всего блага или услуги бесплатны или частично платны для отдельных категорий потребителей, обладающих низкими доходами. {5}

Уровень жизни людей  характеризуется также их имущественными и денежными накоплениями (имущественным  цензом и денежными сбережениями). Ведь те, кто обладает низкими доходами сейчас, могли иметь в прошлом высокие доходы и накопить значительное богатство, позволяющее им неплохо жить при низких доходах. Поэтому, чтобы судить об уровне жизни человека, недостаточно изучить его декларацию о доходах, надо еще присовокупить к ней декларацию об имуществе и сбережениях.

Весьма специфическими показателями уровня жизни являются детская и общая рождаемость/смертность, уровень заболеваемости и средняя  продолжительность жизни.

В качестве определяющего показателя уровня и качества жизни рассматривается и количество свободного времени, которое человек вправе использовать по своему выбору и усмотрению. Чаще всего свободное время сопоставляют с рабочим или полным временем. Определенное представление об уровне жизни занятых в производстве можно получить исходя из продолжительности рабочей недели. Так, сорокачасовая рабочая неделя считается вполне приемлемой, а тридцатипятичасовая (семь рабочих часов в день при двух выходных) - желаемой.       

Если судить об уровне жизни людей  по их текущему потреблению, то самое  существенное влияние на него в условиях насыщенного бездефицитного рынка  играют доходы и цены. Ведь чем выше доходы и чем ниже цены, тем больше товаров, благ, услуг может приобрести потребитель на свои доходы. Но такой вывод справедлив только в условиях, когда рост доходов сопровождается адекватным ростом физической массы товаров и услуг, доступным потребителем для приобретения за деньги.                                                                                

В условиях спада производства и высокого уровня инфляции судить об уровне жизни населения на основе изучения изменения доходов и  цен крайне трудно и выводы могут  быть ошибочными. Если весь произведенный  и закупленный по импорту товар потребляется населением, то очевидно, что средний уровень потребления в расчете на одного человека равен физическому количеству потребляемого товара, деленному на число потребителей, и вообще не зависит ни от доходов, ни от цен. Например, если Украина производит и закупает 2,45 миллиона тонн мяса в год при численности населения в 49 миллионов человек, то ясно, что годовое потребление в расчете на одного человека составит 2,45 х 1000/49 = 50 кг. Конечно, имеющий высокие доходы или возможность приобретать мясо по низкой цене сможет потребить больше 50 кг, но тогда меньше достанется другим, возникнет дифференциация потребления, тогда как средний уровень при этом не изменится.

Еще раз напомню суровую  истину о том, что невозможно потребить больше, чем получено. Так что если мы желаем увеличить потребление всего населения, то есть лишь один способ — увеличивать производство. И в какой-то мере путем импорта одних товаров за счет экспорта других. Путем увеличения доходов без роста производства, а тем более в условиях его спада можно получить один-единственный результат — рост цен, инфляцию, увеличение внутреннего и внешнего государственного долга. Никакого роста уровня жизни таким способом достичь не удается.

Исследование проблем  социально-экономического развития

А. Гранбергом, М. Долишним, С. Дорогунцовым, У. Изардом, В. Кистановым, В. Леонтьевым, А. Пробстом, Г. Ричардсоном  и другими позволило, в частности, установить, что его региональные отличия обусловливаются многими  зависимостями, связанными социально-культурными взаимодействиями, и эти связи все более запутываются в ходе формирования рыночных отношений и конкурентной среды. Особую остроту это явление получает в сельской местности, где наблюдаются снижение уровня технического оснащения производственных процессов и спроса на приобретенные знания и навыки, рост доли ручного труда, ослабление мотивации эффективной трудной деятельности, уровня жизни и др.  Вместе с тем ухудшаются демографические характеристики с понижением уровня жизни. Рядовой крестьянин потребляет в 4 раза меньше платных услуг социального назначения, чем горожанин, причем разрыв по услугам пассажирского транспорта достигает 15,9 раза, учреждений культуры, отдыха и развлечений - 8,5, здравоохранения - 30,2, воспитания и образования - 46,7 раза. Быстро углубляются существенные региональные различия в объемах потребления услуг

(Рис  1 Приложение 3).

Изменение уровня жизни  населения и трансформация социальной структуры в Украине сопровождаются дифференциацией материального положения различных социальных групп. Сформировалась прослойка бедных, усиливается неравенство в распределении доходов и благ. В последние 10-15 лет наблюдается резкая дифференциация отраслей экономики по уровню оплаты труда. Даже Президент Украины в указанном докладе подчеркивает, что среднегодовая заработная плата в настоящее время составляет свыше 500 грн., в том числе в промышленности - 654, на транспорте - 772 грн., а на многих предприятиях она превышает 1000 грн. {17}

Размер заработной платы  практически во всех сферах деятельности в последнее время заметно увеличивается. Только в 2003 г. она возросла на 23%, а в бюджетной сфере - на 44%. Однако следует отметить, что уровень оплаты труда в нашем государстве остается низким как и уровень жизни. Если в декабре 2003 г. в Беларуси зарплата составляла 139 дол., Казахстане - 192, Российской Федерации – 249 дол. то в Украине лишь 103 дол. Особенно низкая заработная плата в социально-культурной сфере (см. рис. 1 и рис. 2  Приложение 1). Расслоение общества происходит также по видам деятельности, условиям и содержанию труда.

Значительная дифференциация размера оплаты труда наблюдается  и в региональном разрезе (рис. 3 Приложение 1). Самый низкий уровень заработной платы в регионах с наиболее высокой долей сельского населения и занятых в сельском хозяйстве, где уровень оплаты труда до настоящего времени самый низкий.

Информация о работе Социальная политика Украины: оценка ее эффективности