Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа
Исследование проблем социальной политики А. Гранбергом, М. Долишним, С. Дорогунцовым, У. Изардом, В. Кистановым, В. Леонтьевым, А. Пробстом, Г. Ричардсоном и другими экономистами позволило, в частности, установить, что его региональные отличия обусловливаются многими зависимостями, связанными социально-культурными взаимодействиями, и эти связи все более запутываются в ходе формирования рыночных отношений и конкурентной среды.
Введение 4
1. Теоретические основы социальной политики 5
1.1) Макроэкономическое содержание социальной политики 5
1.2) Уровень жизни как обобщающий показатель деятельности
социальной политики. 10
2. Социальная политика Украины на современном этапе 16
2.1) Основные черты, тактика и проблемы социальной политики 17
2.2) Социальная политика в различных сферах социально-экономической 24
жизни;
2.2.1) Социальная защита и поддержка населения 24
2.2.2) Образование 26
2.2.3) Жилищно-бытовые условия 28
2.2.4) Здравоохранение 30
3. Пути совершенствования социальной политики в условиях современной 31
Украины
Выводы 38
Перечень ссылок 40
• состояние потребительского рынка;
• состояние рынка труда и занятости;
• состояние социальных гарантий малообеспеченным слоям населения.
2.2) Социальная политика в различных сферах социально-экономической жизни
2.2.1) Социальная защита и поддержка населения
Чем тяжелее экономическая ситуация в той или иной стране, тем больше и громче звучат в ней призывы к социальной защите населения. О такой защите настоятельно просят, ее требуют от правительства. Сложность положения при таких условиях заключена в том, что если в стране наблюдается экономический спад, снижается производство, уменьшается создаваемый национальный продукт, то возможности правительства выделять дополнительные средства для социальной защиты населения крайне ограничены. Нагрузка на государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено прибегать к увеличению налогов, в связи с чем снижаются доходы предприятий и работников. А это порождает новые социальные напряжения. Чтобы выправить такое положение, недостаточно желания людей получить социальную защиту от невзгод ухудшающейся жизни, так же как недостаточно намерений и обещаний правительства улучшить жизнь. Проблема может быть полностью решена только тогда, когда экономика пойдет верх и будет создавать минимум благ, который необходим людям. В этом в конечном итоге и состоит спасение. Но что же делать до того, в период, когда экономика, производство находятся на спаде и не способны удовлетворить потребности всего населения в благах и услугах? Как помочь людям, попавшим в тяжелое, бедственное положение, и кому именно надо помогать?
Следует прежде всего понять, что если снизились производство товаров и услуг в стране, а помощь из-за рубежа невелика и закупки по импорту не способны компенсировать такое снижение, если, вдобавок, запасы и резервы доведены до минимума, то предотвратить снижение уровня жизни, потребления практически невозможно. Столь же нереальна в этих условиях задача полной социальной защиты всего населения от в целом и в расчете на одного человека. Хуже того, если мы попытаемся предоставить блага в нужном,
желаемом количестве одним, то заведомо пострадают другие, кому эти блага не достанутся. {5}
Поэтому и правительство, и народ должны осознать, что поголовная социальная защита населения от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможна. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке отдельных слоев и групп населения, наиболее в ней нуждающихся. Такие категории населения принято называть социально уязвимыми слоями. К социально уязвимым относят прежде всего лиц, лишенных возможности самостоятельно, собственными усилиями улучшить свое благосостояние, поддерживать минимально необходимые условия жизни, существования.
В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходами ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории социально уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие доходы, но и денежные сбережения, накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако поскольку получить достоверные сведения об имущественном состоянии людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.
В сложившейся практике социально уязвимыми считаются: семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи); семьи, потерявшие кормильца; матери, воспитывающие детей в одиночку; инвалиды; престарелые; пенсионеры, получающие недостаточное пособие; студенты, живущие на стипендию; безработные; лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и социальных конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к социально уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в социальной поддержке со стороны общества, властей, правительства.
Социальная поддержка может быть проявлена в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставлении материальных благ, бесплатного питания, приюта, крова, оказания медицинской, юридической, психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.
Вопрос о том, кому, в каких видах и формах, в каком объеме оказывать социальную поддержку, относится к числу труднейших в социальной экономике. Так как всем желающим получить помощь и нуждающимся в ней помочь просто невозможно, то ряд экономистов и социологов дают такой рецепт: «помогать только тем, кто не способен помочь себе сам». Конечно, нелегко выявить, кто способен и кто не способен сам помочь себе, но рецепт заслуживает внимания.
В период перехода к рыночной экономике наиболее остро проявляется проблема социальной защиты населения от роста цен (инфляции) и безработицы. Для того чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления и жизненного уровня, частично применяется индексация доходов. Это означает, что заработная плата, пенсии, стипендии, другие виды доходов увеличиваются по мере роста розничных цен. К сожалению, при спаде производства ни правительство, ни предприятия не имеют возможности повысить доходы, зарплату ровно во столько раз, во сколько повышаются цены. Так как количество товаров уменьшается, то выплата чрезмерного количества денег приведет к наводнению рынка денежной массой и, как следствие, к новому росту цен, что потребует увеличения доходов, и так далее. Возникнет инфляционная спираль, поэтому разумно повышать доходы в несколько меньшей степени, чем растут цены.
2.2.2) Образование
Образование - это важнейший фактор решения как социальных, так и экономических проблем. Оно должно стать составляющей государственной стратегии на перспективу. Украина традиционно занимает ведущее место в сфере образования среди стран Центральной и Восточной Европы. Большая тяга населения к знаниям наблюдается и в настоящее время. В последние 13 лет эта тенденция стала особенно заметной. Если в 1990 г. удельный вес населения, обучавшегося в учебных заведениях, равнялся 18,1%, то в 2003 г. - 18,8%. т.е. вырос на 0,7% {22}
В Украине, хотя и медленно, однако растут доходы населения, повышается также общеобразовательная и профессиональная подготовка граждан. В начале 2003 г. среди работников экономики в целом высшее образование I-II уровней аккредитации имели 25,5%, III-IV - 22,6%. Правда, среди отраслей экономической деятельности наблюдается значительное различие. Так, в промышленности эти показатели составляют, соответственно, 25,0 и 15,1%, в сельском хозяйстве - 13,5 и 6.2%, в строительстве - 23,7 и 13,1%. Более высокий уровень профессиональной подготовки характерен для работников сферы нематериального производства. В частности, высшее образование I-II уровней аккредитации имеют 20,8% работников образования, III-VI уровней - 48,6%. {22}
Вместе с тем уменьшение не только общей численности населения, но и, прежде всего, доли детей, подростков и молодежи обусловило сокращение количества обучающихся в общеобразовательных учебных заведениях. Только за 1990-2002 гг. ученический контингент в общеобразовательных учебных заведениях уменьшился на 1,3 млн., в профессионально-технических - на 156 тыс. Особенно заметна эта тенденция в сельской местности, где за последние годы доступность образования не улучшилась. Ведь свыше 250 тыс. сельских учеников проживают за пределами доступности к учебным заведениям, а почти половина сельских населенных пунктов их вообще не имеет. Лишь в Луганской области таких населенных пунктов насчитывается 477. Несмотря на то, что в каждом из них есть дети и молодежь в возрасте 7-17 лет, здесь, как и в других регионах, существует проблема налаживания бесплатной доставки детей к школам, находящимся за пределами пешеходной доступности (в данном регионе - 150 населенных пунктов расположены на расстоянии от 5 до 10 км, 69 - более 10 км до ближайшей школы). Большая надежда в решении этой проблемы возлагается на реализацию программы "Школьный автобус".
Существенный рост образовательного уровня достигнут за счет высшей школы. За 1990-2004 гг. сеть высших учебных заведений только III-IV уровней аккредитации возросла в 2,3 раза. Этот рост происходит как за счет негосударственных, так и государственных вузов (если в 1995 г. их насчитывалось 191, то в 2004 г. - 235). Удвоилось и количество студентов в них. В 2004 г. численность студентов в расчете на 10 тыс. населения составляла 512 чел. против 300 - в 1996 г. Еще более высокими темпами возрастает количество подготовленных специалистов. В 2004 г. вузами разных уровней аккредитации выпущено 416,6 тыс. чел. (против 136,9 тыс. в 1991 г.), в том числе - 22 тыс. магистров, 197 тыс. специалистов, 116 тыс. бакалавров и 172 тыс. младших специалистов. Вместе с тем, как показывают данные рисунка 4, в разрезе регионов наблюдаются значительные различия. Следует отметить, что к регионам с высоким показателем численности студентов на 10 тыс. населения относятся не только промышленные и научные, но и сельскохозяйственные, как, скажем, Тернопольская область. (см. Рис. 4 Приложение 1). {22}
Повышение образовательного и профессионального уровня населения, трудоспособного возраста будет способствовать не только формированию и развитию социально ориентированной экономики государства, но и повышению производительности труда и эффективности экономики, конкурентоспособности ее продукции. Материалоемкость украинской промышленности превышает принятые в западных индустриально развитых странах нормы в 2,5 раза. При этом материалы и энергоемкость отечественного производства продолжают возрастать, а разрыв в уровнях технологического развития - увеличиваться. Как результат - производительность труда у нас в 4,5 раза ниже, чем в странах Западной Европы. Хотя причина этого - не только недостаточный уровень профессиональной подготовки, квалификации, но, опять-таки, и уровень оплаты труда, который не стимулирует работника к высокой производительности.
2.2.3) Жилищно-бытовые условия
Одна из наиболее существенных
потребностей каждого человека - потребность
в нормальных жилищно-бытовых условиях.
В странах с социально
Серьезные трудности в улучшении жилищных условий создает низкая платежеспособность населения. Процент семей, которые получили жилье, среди находящихся на квартирном учете и получивших жильё постоянно уменьшается
(см. Рис. 5 Приложение 2) Если до 1990 г. в очереди на получение жилья нужно было стоять 10 лет, то с 2004 г. - около 67 лет. Прискорбно, что и после 2000 г. улучшение обеспечения жильем не предвидится. Для улучшения ситуации на рынке жилья целесообразно более активно использовать целевые дотации, инвестиции и т.д.
Очень болезненно для населения постоянное повышение тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг. Причем, как правило, этот рост не сопровождается адекватным повышением их качества. Тарифы повышаются значительно быстрее, чем доходы населения. Поэтому не удивительно, что в структуре общих расходов и доходов приобретение продуктов питания и оплата жилищно-коммунальных услуг составляют большую часть, что свидетельствует о низком жизненном уровне населения.
2.2.4) Здравоохранение
Улучшение жилищно-коммунальных условий должно способствовать и решению такой острой социальной проблемы, как укрепление здоровья населения, которое в социальном государстве относится к важнейшим ценностям. Здоровье людей все в большей степени становится экономической категорией. Коэффициент корреляции между состоянием здоровья и жилищными условиями, по нашим расчетам, равняется 0,874. В Украине, начиная с 1991 г., прослеживается тенденция роста показателей заболеваемости и смертности населения. Общая заболеваемость по сравнению с 1990 г. возросла на 8%. Эпидемический характер получила заболеваемость туберкулезом (в настоящее время больные составляют 1,3% населения, тогда как эпидемия наступает при показателе 1%). Украина относится к государствам, которые имеют самые высокие темпы распространения СПИДа. Наибольшую группу ВИЧ-инфицированных составляют молодые люди в возрасте до 40 лет. Впервые ВИЧ-инфицированные были выявлены у нас в 1987 г., а темпы роста их количества позволяют прогнозировать, что уже в 2016 г. этой болезнью будет поражен практически каждый 20-й житель. Среди этой категории больных значительную часть составляют наркоманы, 90% из которых - это молодежь в возрасте до 25 лет . Кстати, эпидемиологическая ситуация, складывающаяся в отношении ВИЧ-инфекции, вызывает тревогу не только у врачей, но и у мировой общественности. Об этом свидетельствует "Декларация о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИДом", принятая в июне 2001 г. на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ней подчеркивается, что человечество еще не встречалось с заболеванием, которое имело бы такие социальные, экономические и политические последствия, как ВИЧ-инфекция. {23}
Информация о работе Социальная политика Украины: оценка ее эффективности