Социальная политика Украины: оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 23:08, курсовая работа

Краткое описание

Исследование проблем социальной политики А. Гранбергом, М. Долишним, С. Дорогунцовым, У. Изардом, В. Кистановым, В. Леонтьевым, А. Пробстом, Г. Ричардсоном и другими экономистами позволило, в частности, установить, что его региональные отличия обусловливаются многими зависимостями, связанными социально-культурными взаимодействиями, и эти связи все более запутываются в ходе формирования рыночных отношений и конкурентной среды.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы социальной политики 5
1.1) Макроэкономическое содержание социальной политики 5
1.2) Уровень жизни как обобщающий показатель деятельности
социальной политики. 10

2. Социальная политика Украины на современном этапе 16
2.1) Основные черты, тактика и проблемы социальной политики 17
2.2) Социальная политика в различных сферах социально-экономической 24
жизни;
2.2.1) Социальная защита и поддержка населения 24
2.2.2) Образование 26
2.2.3) Жилищно-бытовые условия 28
2.2.4) Здравоохранение 30

3. Пути совершенствования социальной политики в условиях современной 31
Украины

Выводы 38

Перечень ссылок 40

Вложенные файлы: 1 файл

social._naya-politika-ukrai.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Возрастает показатель превышения смертности над рождаемостью, а также смертности от так называемых неестественных факторов, которые главным образом имеют социальный характер. И не удивительно, что с каждым годом снижается показатель условного здоровья (см. рис. 6 Приложение 2). {23}

Показатель здоровья тесно кореллирует  также с показателем доходов  населения. Коэффициент корелляции равняется 0,971. В Хартии здоровья и отчетах Всемирного банка подчеркивается, что социально-экономическое неблагополучие, бедность, плохое здоровье - это замкнутый круг, который очень трудно разорвать. Бедность усиливает заболеваемость, ведет к сокращению продолжительности жизни. Ежегодно регистрируется около 70 млн. заболеваний, свыше 50% среди которых - впервые выявленные. В настоящее время в Украине мужчины живут на 13-17 лет меньше, чем в высокоразвитых странах, а женщины - на 7-13 лет. К сожалению, у нас ценность здоровья - не приоритет, как для населения, так и для государства в целом. В этих условиях заслуживает внимания опыт тех регионов, предприятий, где укреплению здоровья работников уделяется надлежащее внимание. Среди них - «Крюковский вагоностроительный завод" (Полтавская обл.), где создан лечебно-профилактический центр, в котором функционирует 10 разнообразных физиотерапевтических аппаратов, душ Шарко, сауна, подводный массаж, бассейн, фитозал и др. {23} Только в 2003 г. в центре оздоровлено 3 тыс. членов коллектива, на что предприятием выделено почти 260 тыс. грн. Большое внимание укреплению здоровья населения уделяется в Хмельницкой области. На ее территории выполняются операции, которые еще во многих регионах не осуществляются: это и хирургическое лечение больных с ожогами на ранней стадии (за что получена Государственная премия Украины в области науки и техники за 2002 г.), операции на поджелудочной железе, операция Фрея, операции при опухолях и метастатических поражениях печени и т. д. В соответствии с рейтинговой оценкой по итогам деятельности заведений здравоохранения за 2004 г. область заняла 7-е место в государстве.

 

3) Пути совершенствования социальной политики в условиях современной Украины.

 

Основными мероприятиями  реализации определенной стратегии  является принятие и введение в действие новой законодательно-нормативной базы в сфере социальной политики и адекватное ее финансовое обеспечение. Реформирование законодательно-нормативной базы должно происходить в контексте интеграционной политики Украины в Европейский Союз. Речь идет об адаптации норм, размеров, показателей социальной обеспеченности к европейским стандартам.  

Центром перспективных социальных исследований Министерства труда и  социальной политики Украины в ноябре 2002 г. выполнена работа по сопоставлению нормативных требований Европейского кодекса социального обеспечения с действующим законодательством Украины в сфере социальной политики. Это исследование имело цель научно обосновать законопроекты и нормативные акты решения проблем реализации социальной политики, в частности финансового обеспечения социальной сферы, выявление противоречий между юридическими нормами социального обеспечения и фактическим размером социальных выплат. Для устранения этих противоречий предлагается внедрение новых моделей экономических расчетов относительно затрат бюджета на социальные выплаты, а именно: помощи, пенсии, стипендии и т.п.. Одной из таких моделей является модель социального бюджета, которую в своих разработках использует Центр перспективных социальных исследований. Эта модель многофункциональная : реагирует на изменения в законодательстве, которые особенно актуальные в контексте евроинтеграции Украины и адаптации украинского законодательства; предоставляет возможность повторных расчетов при внесении новых данных, т.е. оперативно реагировать на новую информацию; имитировать влияние разных сценариев экономического развития. Прогностическая функция модели чрезвычайно актуальна в смысле восстановления системы прогнозирования в Украине. Модель можно также использовать на государственном и региональном уровнях.

Таким образом, на современном  этапе научно - обоснованное реформирование законодательно-нормативной базы является важной составляющей усовершенствования социальной политики в Украине и в конечном итоге повышения жизненного уровня населения и конкурентоспособности экономики и социальных достижений страны в целом.

 

Сфера

Приоритетные направления

Политическая

Осуществление административной реформы, усовершенствование правового  определения деятельности органов  гос.власти.

Обеспечение политической, социальной стабильности, гражданского взаимопонимания и взаиморегулирования интересов различных социальных групп общества.

Развитие гражданского общества и демократических институтов для обеспечения прав и свобод граждан.

Развитие Украины как  активного члена международных  отношений, обеспечение интегрирования Украины в мировое экономическое сообщество, ЕС.

Правовая

Разработка действенных  механизмов реализации конституционных  прав и свобод человека. Развитие у  населения потребности самозащиты собственных прав.

Четкое разграничение  ответственностей  между органами государственной власти за нарушение трудового законодательства.

Сбалансированность реформирования хоз.механизма с реформированием трудовой сферы; координация содержания Хозяйственного, Налогового, Бюджетного, Гражданского, Трудового кодексов.

Содействие развитию социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений, повышение уровня компетентности субъектов социально-трудовых отношений, усовершенствование процедуры подписания коллективных договоров и соглашений, контроль за их исполнением.

Экономическая

Создание самодостаточной, конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики; обеспечение сбалансированности социально-экономического развития регионов.

Создание благоприятных  социально-экономических условий и правовых задатков для детенизации национальной экономики, ограничение экономической преступности, криминализация социально-экономической сферы, стимулирование легализации теневых доходов.

Построение и утверждение  инновационной модели развития, сохранение и повышение научно-технического потенциала, проведение политики улучшения инвестиционного климата, повышение эффективности инвестиционных процессов.

Осуществление приемов, направленных на ликвидацию скрытой  безработицы, проведения политики продуктивной занятости.

Социальная

Приближение реальных возможностей социальной защиты к потребностям работающих, развитие системы социального страхования рисков

Экономическое стимулирование субъектов социально-трудовых отношений  к созданию безопасных, благоприятных  условий труда, переориентация национальной  политики в сфере охраны работы  и производственной гигиены на ликвидацию причин социальных рисков, общий характер профилактических мероприятий здравоохранения , жизни и труда.

Содействие развитию социальной, жилой инфраструктуры с привлечением иностранных инвестиции, распространение применения кредитов под приобретение жилья и предметов долгосрочного

употребления (в особенности  льготных для молодежи и малообеспеченных семей с детьми).

Обеспечение опережающего развития социальных институтов (образования, медицины культуры и т.п.) и соответствующего возрастания социальных инвестиций, непосредственно направленных на развитие человека

Демографическая

Проведения взвешенной демографической политики, направленной на создание условий для расширенного воспроизведения человеческого потенциала, обеспечение устроенности демографической политики в социальную.

Реализация эффективного социального-экономического механизма  удовлетворения потребностей семьи в детях законодательно закрепленное в заработной плате (социальных платежах)

обоснованной части  для содержания и достойного воспитания здорового поколения.          

Обеспечение равных возможностей для поддержания здоровья, сохранения трудового потенциала снижение социально обусловленных отличий в физическом состоянии разных групп населения.

Формирование нормативной-правовой базы стимулирования здорового образа жизни, ограничение рекламы алкоголя и табака, борьба с наркоманией.      

Ориентация деятельности служб здравоохранения  на помощь населению в сохранении своего здоровья и улучшении его качественных характеристик; достижение высокого уровня культуры самосохранения украинцев.

Создание эффективных  механизмов повышения качества и  доступности медицинского обслуживания.

Экологическая

Создание надежных гарантий экологической безопасности, обеспечение  охраны окружающей среды,   применение   действенных   инструментов   для   воспроизведения   и   рационального

использования природных  ресурсов.

Внедрение   в   производство  современных   ресурсосберегающих,   экологически   безопасных технологий, практики утилизации отходов.

Улучшение экологического образования, ответственности общества за результаты хозяйственной деятельности в экологической сфере.

Внедрение действенных мероприятий снижения отрицательного влияния экологической глобализации на состояние окружающей среды.

Обеспечение информацией  населения о состоянии экологической безопасности и экологические угрозы.

Духовная

Содействие сохранению и обогащению украинских культурно-исторических традиций, воспитание почтительного отношения к национальным святыням, украинского языка, а также истории и культуры всех коренных народов и национальных меньшинств, которые проживают в Украине, формирование культуры межэтнических и межличностных отношений.

Воспитание человека демократического мировоззрения, который  придерживается гражданских прав и  свобод, с уважением относится  к традициям, культуры народов мира.

Формирование у детей  и   молодежи современного мировоззрения, моральных ценностей.


 

О свежих путях реформирования в области социальной политики хорошо описывается в газете партии ПНЕРУ  “Обрій” за 27 апреля 2005г.  Реформирование системы социального обеспечения и уменьшение уровня бедности - одно из важнейших задач нынешней власти. Эти трудности в свое время приходилось преодолевать правительствам стран Центральной Европы. Именно поэтому опыт этих стран имеет особое значение для внедряемых в Украине реформ.  Как утверждает государственный секретарь Министерства труда, социальных дел и семьи Мирослав Беблави (Словакия), макроэкономическая стабильность является абсолютно необходимой предпосылкой, но ее недостаточно для того, чтобы успешно достичь уменьшения уровня бедности. Ведь именно бедные слои населения, платят непомерную цену за небрежные действия власти. Дефицит денег, высокие инфляция и процентные ставки, нестабильность национальной валюты наносят удар по экономике в целом, но более всего причиняют ущерб бедной части населения в странах с переходной экономикой. В таких странах не хватает рынков, где юридические и физические лица могли бы защищать себя от макроэкономической нестабильности; бедные прослойки населения и люди с низким уровнем образования не имеют социального капитала и навыков защищать себя. Бедная часть любого общества как никто нуждается в стабильности. Существуют две основные характерные особенности макроэкономической стабильности, которые имеют значение для переходных экономик: поддержка государственных финансов на надлежащем уровне и адекватная антиинфляционная денежная политика.

Еще одной предпосылкой для успешной политики уменьшения бедности являются высокие темпы постоянного экономического развития.

Как видим, странам Центральной Европы и, наверное, Украине необходимо сосредоточить внимание на трех основных задачах политики, направленной против бедности: увеличение занятости, уменьшение абсолютной бедности и предупреждение долговременной бедности, улучшение социальной мобильности. После рассмотрения предпосылок для уменьшения уровня бедности и определение целей следует определиться со способами достижения этих целей.

Поощрение занятости  в официальной экономике - это  основа любой стратегии, направленной против бедности в странах со средним  уровнем доходов, таких как Украина. Эта стратегия должна сконцентрироваться и на перемещении рабочих мест из теневой экономики в официальную, и на создании новых рабочих мест в легальной экономике. Важно подчеркнуть, что любой репрессивный элемент (например,   полиция,   налоговые органы и т.п.) должны играть второстепенную роль в этой стратегии.

Основная задача стратегии  Украины - сделать создание рабочих  мест в официальной экономике  более привлекательным. Этой цели можно  достичь, используя комбинации таких  элементов:

– Изменения в налоговой системе. Этот шаг, обычно, предусматривает уменьшение налоговых ставок, расширение базы налогообложения, улучшение системы администрирования налогов для того, чтобы достичь лучшего уровня их взыскания, смещение налогообложения с оплаты труда к потреблению и внедрению таких налоговых систем, которые усложняют уклонение от уплаты налогов. Другими словами, успешные стратегии предусматривают ликвидацию большинства, если не всех, целевых налоговых льгот и субсидий в пользу сравнительно низкой ставки налога для всех; концентрацию внимания на налоге на добавленную стоимость и на акцизных налогах, что является основным источником дохода; реформирование затратной части бюджета для соответствующего уменьшения    поступлений;

сравнительно низких ставок налога на доходы граждан и  взносов в Фонд социального обеспечения.

– Стимулы для работы в официальной экономике. Пока существует ограниченная связь между тем, что лицо платит государству (налоги и взносы в Фонд социального обеспечения), и тем, что она получает от него, нет экономических стимулов работать в легальной экономике, так как человек за это ничего не получает. Реформы в странах Центральной Европы содержали элементы, которые жестко привязывают социальные выплаты государства к взносам граждан. В Польши, Словакии и Венгрии было создано так называемый второй уровень пенсионной системы, в которой большую долю взносов направляют на личные пенсионные счета.

– Доступ к кредитам для предпринимательской деятельности и населения. Одна из наибольших препятствий в развитии предпринимательской деятельности и экономическом росте в переходных экономиках - недостаточный доступ к финансированию и в форме займов, и в форме   капитальных   вливаний. Эти проблемы касаются проблем из предоставленных гарантий, которые являются следствием несовершенных правовых систем и  прав собственности. Другая проблема - общий низкий уровень развития банковского сектора, всестороннее привлечение государства к банковским операциям в противоположность регулированию банковской деятельности и «защиты» заемщиков от кредиторов. Рано или поздно радикальная реструктуризация и приватизация банков становились основным принципом успешной экономической политики в странах Центральной Европы. Страны, которые обратились к таким мероприятиям раньше, провели реформы успешнее и дешевле.

– Регуляторная среда, в частности трудовое законодательство. Парадоксально, но бедные страны, где государство слабое, имеют тенденцию к более сложному регулированию, особенно относительно рынка труда. Конечно, такое законодательство создает двойную проблему: оно не выполняется надлежащим образом и заставляет работодателей работать в теневой экономике.

Кроме сильной политики занятости, существует политика социальной адаптации, которая является необходимой для уменьшения абсолютной бедности и невозможность ее восстановления. Основным вопросом, учитывая опыт Украины, являются вопросы помощи в натуральной форме, особенно так называемые льготы. Во-первых, страны Центральной Европы никогда не имели больших систем льгот. Они также постепенно старались отменить любые льготы и обеспечить денежное финансирование остающихся льгот. Во-вторых, некоторые правительства стран Центральной Европы (например, Польша или Словакия) сделали ставку на помощь в натуральной форме и финансовые выплаты как дополнительного инструмента для поддержки малоимущих, кроме основной помощи бедному населению.

Одни из важнейших вопросов в Европейском Союзе в целом и в странах Центральной Европы является разработка систем налогообложения и социальной помощи таким образом, чтобы создать экономические стимулы к труду. Такие реформы, как уменьшение социальных выплат, обоснованное предоставление социальной помощи, снижение налогов для семей с детьми и взносов в систему социального обеспечения стараются заставить работников платить самим за себя, даже если их работа сравнительно низкооплачиваемая. Другой важный вопрос касается целевого характера социальных программ. Страны со средним уровнем доходов, к которым принадлежит Украина, не могут поддерживать такой уровень налогообложения, существующий в странах Европейского Союза,  и вместе с тем темпы роста, необходимые для уменьшения бедности. Поэтому очень важно избегать универсальных систем повышения общего благосостояния, которые существуют во многих западноевропейских странах, и соответствующим образом направлять социальные программы. Нынешней власти следует приложить много усилий, направленных, в первую очередь, на повышение благосостояния граждан и преодоление бедности. Итак, накопленный опыт европейских стран в решении этих проблем следует обязательно учесть при формировании государственной политики, избрав те методы, которые более всего подходят к ситуации в Украине.

 

Выводы:

 

Социальная политика государства - прежде всего это часть экономики, связанная с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. Социальная политика на современном этапе должна изучать, исследовать, анализировать природу возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, семьи, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей. В зону действия социальной политики попадают доходы различных слоев и групп населения. В данной работе мы рассматривали, что уровень жизни населения является обобщающим показателем проводимой социальной политики в стране.

Информация о работе Социальная политика Украины: оценка ее эффективности