Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 15:40, курсовая работа
Социальная политика в Республике Беларусь построена по принципу – все для народа. Она является приоритетом социально-экономического развития страны и важнейшим компонентом при переходе к устойчивому развитию экономики. Образование, здравоохранение, молодежная политика, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение, туризм, физкультура и спорт – в единственной стране на постсоветстком пространстве развиваются динамично все составляющие социальной политики. В настоящее время в Республике Беларусь создана успешно работающая экономика социально ориентированного типа. Особое внимание уделяется системе социальной поддержки населения. Возросла среднемесячная заработная плата, увеличились покупательная способность населения, социальные выплаты, и в первую очередь пенсии. Целью работы является изучение социальной политики Республики Беларусь и механизмов её реализации.
Введение
5
1. Социальная ориентация государственного регулирования экономики
1.1. Социальная политика государства: понятия, цели, функции и принципы формирования
7
1.2.Структура социальной политики государства и механизм её реализации
13
1.3 Современные методы социальной защиты населения (на примере Республики Беларусь) и их эффективность
23
2. Макроэкономический анализ и прогноз развития национальной экономики с использованием модели IS-LM
30
Заключение
50
Список использованных источников
52
Депозитный мультипликатор:
DM=1/(α+β(1-γ)+γ(1-α))=2,5
Кредитный мультипликатор:
KM=(1-α-β)/(α+β(1-γ)+γ(1-α))=2
Денежный мультипликатор:
M=(1+γ(1-α-β))/(α+β(1-γ)+γ(1-
Значения в графах рассчитываются в следующем порядке:
гр.2 (для первого банка):
гр.2 (для последующих банков):
гр. 3 (для первого банка):
гр.3 (для последующих банков):
гр.4:
гр.5:
гр.6:
гр.7:
Далее рассматривается процесс формирования равновесия на денежном рынке. Для этого составляется табл. 2.4.
Таблица 2.4- Формирование параметров равновесия на денежном рынке (функция LM)
Процентная ставка r |
Величина спроса на деньги (M/P)d |
Величина предложения денег (M/P)S |
Номинальный доход Y |
3 |
507,246 |
507,246 |
853,8622441 |
6 |
507,246 |
507,246 |
1184,790079 |
9 |
507,246 |
507,246 |
1515,717914 |
12 |
507,246 |
507,246 |
1846,645749 |
15 |
507,246 |
507,246 |
2177,573584 |
18 |
507,246 |
507,246 |
2508,501419 |
21 |
507,246 |
507,246 |
2839,429254 |
24 |
507,246 |
507,246 |
3170,357089 |
27 |
507,246 |
507,246 |
3501,284925 |
30 |
507,246 |
507,246 |
3832,21276 |
Расчет производится для процентных ставок в интервале от 3% до 30% с шагом 3%.
Гр.3: величина предложения денег в реальном исчислении
,
где: Ms – номинальное предложение денег в экономике;
Р – уровень цен в экономике.
Значения MS и P определяются из табл. 2 Исходных данных.
Гр.2:
Гр.4: расчет национального дохода ведется на основе функции спроса на деньги:
Из данной формулы следует, что:
,
где: e – чувствительность спроса на деньги к изменению национального дохода;
f –
чувствительность спроса на ден
Значения e и f определяются из таблицы исходных данных в соответствие с вариантом 27.
На основании данных табл. 2.4 строится функция LM (рисунок 2.2) в координатах:
ось X – национальный доход Y;
ось Y – процентная ставка r.
Рисунок 2.2 -Функция LM
Функция LM состоит из различных комбинаций Y и r, при которых на денежном рынке возможно равновесие.
Следующим этапом является формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках. Для этого составляется табл. 2.5. Основой для ее составления являются данные табл. 2.1 и 2.4
Таблица 2.5- Формирование параметров совместного равновесия на денежном и товарном рынках.
Процентная ставка, r |
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке, YIS |
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынке, YLM |
3 |
2022,758621 |
853,8622441 |
6 |
1857,241379 |
1184,790079 |
9 |
1691,724138 |
1515,717914 |
12 |
1526,206897 |
1846,645749 |
15 |
1360,689655 |
2177,573584 |
18 |
1195,172414 |
2508,501419 |
21 |
1029,655172 |
2839,429254 |
24 |
864,137931 |
3170,357089 |
27 |
698,6206897 |
3501,284925 |
30 |
533,1034483 |
3832,21276 |
На основании данных табл. 2.5 строится совмещенный график функций IS/LM для базового периода. Рис. 2.3 (Совмещенный график IS/LM для базового периода) является комбинацией рис. 2.1 и 2.2.
Рисунок 2.3- график IS/LM
Координаты точки равновесия – (9;1691)
Установленное совместное
равновесие на товарном и денежном
рынках не является устойчивым. С целью
поддержания динамического
Под фискальной политикой
подразумевается воздействие
Таблица 2.6 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики.
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
10 |
1157,43 |
330 |
168 |
1655,43 |
326,27 |
507,24 |
507,24 |
1651,7 |
2 |
11 |
1129,44 |
314 |
201,6 |
1645,04 |
314,84 |
425,15 |
425,15 |
1645,88 |
3 |
12 |
1092,41 |
298 |
241,92 |
1632,33 |
299,71 |
312,51 |
312,51 |
1634,04 |
4 |
13 |
1052,04 |
282 |
290,30 |
1624,34 |
283,22 |
194,02 |
194,02 |
1625,57 |
5 |
14 |
1010,18 |
266 |
348,36 |
1624,54 |
266,13 |
78,80 |
78,80 |
1624,67 |
Расчет производится для 5 периодов, в каждом из которых государственные расходы увеличиваются на 20% по сравнению с предыдущим периодом, налоги и уровень цен при этом принимаются на уровне базового периода.
Национальный доход (гр.10) определяется по формуле:
Равновесная процентная ставка определяется исходя из равенства:
,
где: YIS ,YLM – функции IS и LM, приведенные соответственно при описании табл. 2.1 и 2.4.
Гр.3:
Гр.4:
Гр.6:
Гр.7:
Гр.8:
Гр.9:
Правильность расчетов в табл. 2.6 контролируется выполнение равенств:
Рис. 2.4 (Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM) должен состоять из следующих графиков:
(график для базового периода и для 5 прогнозируемых периодов).
Рис. 2.4 – Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
Аналогичные действия производятся и для сдерживающей фискальной политики, т.е.:
1) строится табл. 2.7 (Прогноз
показателей национальной
Таблица 2.7. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении сдерживающей фискальной политики.
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Налоги T, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
10 |
1124,81 |
330 |
161 |
1594,81 |
333,95 |
507,24 |
507,24 |
1598,77 |
2 |
11 |
1047,12 |
314 |
185,15 |
1501,12 |
326,36 |
373,80 |
373,80 |
1513,49 |
3 |
12 |
948,92 |
298 |
212,92 |
1386,92 |
314,03 |
184,08 |
184,08 |
1402,95 |
4 |
13 |
836,96 |
282 |
244,86 |
1258,96 |
300,24 |
-30,13 |
-30,13 |
1277,20 |
5 |
14 |
712,44 |
266 |
281,59 |
1118,44 |
286,11 |
-259,11 |
-259,11 |
1138,55 |
Расчет производится для 5 периодов, в каждом из которых налоги (Т) больше на 15%, чем в предыдущем). При этом государственные расходы и уровень цен остается на уровне базового периода.
Расчет производится по методике, приведенной при описании табл. 2.6.
2) строится рисунок 2.5 (Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM). График строится по схеме, приведенной при описании рис. 2.4.
Рисунок 2.5 – Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
Фискальная политика обладает рядом достоинств, основным из которых является её способность сглаживать колебания делового цикла, изменять структуру совокупного спроса. Инструменты фискальной политики – изменение налогов и государственных расходов государство может применять для устранения резких колебаний экономической конъюнктуры. Увеличение государственных расходов будет способствовать росту национально дохода и валового внутреннего продукта. Проводя стимулирующую фискальную политику, государственные органы способствуют формированию новой точки равновесия на товарном и денежном рынке, причем с большим уровнем национального дохода и большей величиной процентной ставки. В противовес этому, увеличивая налоговую нагрузку в экономике, государство будет проводить сдерживающую фискальную политику, вызывая изменение точки равновесия на товарном и денежном рынках, причем новая точка равновесия будет достигаться при меньшей величине национально дохода и меньшей величине процентной ставки.
Суть кредитно-денежной (монетарной) политики состоит в воздействии на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному (Национальному) банку.
При анализе кредитно-денежной политики выполняются все те же действия, что и при анализе фискальной политики государства:
1) проведение стимулирующей монетарной политики.
Строится табл. 2.8 (Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики), аналогичная табл. 2.6.
Таблица 2.8. - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики.
Период |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)d, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
1 |
10 |
1188,81 |
330 |
140 |
1658,81 |
339,09 |
507,24 |
608,69 |
1667,91 |
2 |
11 |
1218,52 |
314 |
140 |
1672,52 |
351,23 |
440,87 |
730,43 |
1709,75 |
3 |
12 |
1254,17 |
298 |
140 |
1692,17 |
365,79 |
374,46 |
876,52 |
1759,96 |
4 |
13 |
1296,95 |
282 |
140 |
1718,95 |
383,26 |
316,17 |
1051,82 |
1820,22 |
5 |
14 |
1348,29 |
266 |
140 |
1754,29 |
404,23 |
267,61 |
1262,19 |
1892,53 |