Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения. При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.
Введение
3-5
Глава I Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы,
источники. 6 - 10
Глава II Сущность видов социального обеспечения 11-30
2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления,
способы начисления) 11-19
2.2.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 19-26
2.3.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 27-28
2.4.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 28–30
Глава III. Предложения и рекомендации в плане
реформирования и совершенствования видов социального
обеспечения, их финансовой организации. 31-36
Заключение 37-40
Список литературы 41
Приложение 42-45
Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство труда и социальной защиты населения РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе этого Министерства создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политике пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, и другие задачи.
Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.
Таким образом, социальная политика государства направлена на материально обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Глава II Сущность видов социального обеспечения
2.1Государственные пенсии (виды, условия предоставления, способы начисления)
Государственные пенсии занимают важнейшее место в составе мер по социальной защите населения. На начало 1999 года пенсионным обеспечением было охвачено свыше 38 млн. граждан России, состоящих на учете в органах социальной защиты населения.
Пенсионное обеспечение является одним из видов обязательного социального страхования. Обязательный характер данного вида страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых платежей; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступления платежей; в-третьих, в обеспечении трудящихся определенными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.
Действующим законодательством установлены два основных вида назначаемых пенсий – трудовые и социальные.
В настоящее время трудовая пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой. С 1 января 2010 года базовая часть пенсии вольется в страховую часть. Пенсия будет состоять из двух частей: страховой и накопительной. В страховую часть будет включен фиксированный базовый размер пенсии, который будет устанавливаться в твердых размерах в зависимости от категории получателей.
Накопительная часть трудовой пенсии по старости будет начисляться с 1 января 2010 года при наличии страховых взносов для накопительной части на индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации. Право на назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии по старости приобретут граждане, которые получают пенсию по старости. К ним относятся застрахованные лица, достигшие общеустановленного возраста 60 и 55 лет, соответственно мужчины и женщины, и граждане, которым назначены досрочные пенсии по старости ранее общеустановленного возраста при наличии взносов для установления накопительной части.
Если по старому пенсионному законодательству трудовые пенсии назначались с учетом трудового стажа (для женщин – 20 лет, для мужчин – 25 лет), то по новому законодательству формальное значение учитываемого стажа сводится до минимальных значений. Главное для него – количество лет, в которые уплачивались единый социальный налог и страховые взносы в пенсионную систему и фиксировались на личных счетах персонифицированные пенсионные обязательства государства перед каждым конкретным застрахованным работником.
Трудовые пенсии подразделяются на пенсии по возрасту (по старости), за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.
Заметим, что исключительно по новому законодательству будут рассчитываться и назначаться пенсии только тем, кто начал трудовую деятельность после 1.01.02. Пенсионные права остальных же, возникшие в периоды действия старого пенсионного законодательства, должны быть оценены, признаны и зафиксированы на основе старых законов.
Пенсии по старости занимают главное место в расходах Пенсионного фонда. Назначаются они, как и в старом законодательстве, мужчинам по достижении 60 лет; женщинам – при достижении 55 лет. Женщины, родившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, а также матери детей – инвалидов с детства, воспитавшие их до этого возраста, имеют право на пенсию по старости по достижении 50 лет и общем трудовом стаже не менее 15 лет (по старому законодательству).
Законом также предусмотрено льготное назначение пенсий по старости инвалидам I группы по зрению, лилипутам, в связи с особыми условиями труда (подземных работах, на работах с вредными условиями труда, горячих цехах и др.), в связи с работой на Крайнем Севере.
Законом предусмотрено, что минимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии, устанавливается не ниже минимального размера оплаты труда.
Максимальный размер пенсии при необходимом общем трудовом стаже для полной пенсии устанавливается на уровне 3-х минимальных пенсий, а пенсии, назначенной в связи с подземной работой, работой с вредными условиями труда и горячих цехах – на уровне трех с половиной минимальных пенсий. При этом размер пенсий повышается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%.
Размер пенсии при неполном стаже определяется пропорционально имеющемуся стажу.
К пенсии по старости устанавливаются надбавки:
1.на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы, либо нуждается в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, либо пенсионер достиг возраста80 лет – в размере 2/3 минимальной пенсии;
2. на нетрудоспособных иждивенцев, если они сами не получают пенсии (при условии, что пенсионер не работает) – в размере 2/3 минимальной пенсии, а иждивенцев-инвалидов III группы – 1/3 минимальной пенсии.
Работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полном размере (без надбавки на иждивенцев). За работу после назначения пенсии установлена надбавка в размере 10% пенсии за каждый проработанный год, но не более чем за 3 года (при условии, что пенсионеры не получают пенсию). С учетом этой надбавки общая сумма пенсии не ограничивается.
Пенсии по инвалидности назначаются при постоянной или длительной утрате трудоспособности. Их размер зависит от степени потери трудоспособности (группы инвалидности), причин инвалидности, размера заработка.
На общих основаниях пенсия
устанавливается при
Пенсия по инвалидности вследствие первых двух факторов назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа. Независимо от стажа назначается пенсия гражданам, ставшим инвалидами от общего заболевания в возрасте до 20 лет. В остальных случаях пенсия по инвалидности от общего заболевания назначается при наличии трудового стажа ко времени наступления инвалидности.
с 01.01.2002 пенсионное обеспечение граждан осуществляется на основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Гражданам, имеющим
одновременно право на
Размеры трудовых
пенсий по инвалидности
Условия назначения
социальной пенсии
Наряду с
этим гражданам, признанными
Кроме того, неработающим
пенсионерам, общая сумма
Пенсия по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, назначается независимо от продолжительности общего трудового стажа, в том числе и военной службы.
Пенсия по инвалидности I и II групп вследствие военной травмы назначается в максимальном размере – на уровне трех минимальных размеров пенсий, а по инвалидности III группы вследствие той же причины – в размере половины указанного размера.
К пенсии по инвалидности I и II групп устанавливаются надбавки за уход за пенсионером и на нетрудоспособных иждивенцев в тех же размерах, что и пенсионерам по старости.
Инвалидам войны и участникам Вов, ставшими инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин может устанавливаться пенсия по старости и пенсия по инвалидности одновременно.
Пенсия по инвалидности устанавливается на срок, на который определена инвалидность.
Начиная с 01.01. 2004г. трудовая пенсия по инвалидности будет устанавливаться в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.
Именно при наличии
одновременно двух факторов – расстройства
функций организма и
Пенсии по случаю потери кормильца предусмотрены как новым, так и старым законодательством и назначаются нетрудоспособным членам семьи умершего, состоявшим на его иждивении. Размер пенсии зависит от числа нетрудоспособных членов семьи, состоявших на иждивении умершего, причин его смерти, условий работы и размера заработка.
К нетрудоспособным членам семьи относятся:
1. дети умершего, его братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет (или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет), которые не имеют трудоспособных родителей. Учащиеся дети, братья, сестры и внуки в возрасте 18 лет и старше право на пенсию имеют до окончания профессионального обучения в очных учебных заведениях, но не более чем до 23 лет;
2. отец, мать, супруг, если они достигли соответствующего возраста ( мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) или являются инвалидами;
3. один из родителей или супруг либо дед, бабушка или сестра, независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает;
4. дедушка, бабушка – при отсутствии лиц, обязанных по закону их содержать.
Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
По старому законодательству пенсии назначаются на общих основаниях, если смерть кормильца наступила вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и независимо от продолжительности трудового стажа кормильца, а если вследствие общего заболевания – при условии, что кормилец ко дню смерти имел трудовой стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.
Если смерть кормильца наступила вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы, то пенсия назначается на основаниях, установленных для военнослужащих, в максимальном размере.
Минимальный размер пенсии,
в том числе при неполном трудовом
стаже, не может быть ниже 2/3 минимальной
пенсии по старости в расчете на
каждого нетрудоспособного