Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:59, курсовая работа
Целью написания данной работы является более глубокое изучение составляющих социального обеспечения, а точнее вышеуказанных критериев, которым соответствует определение социального обеспечения. При формировании понятия социального обеспечения необходимо учитывать также, что оно является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.
Введение
3-5
Глава I Социальное обеспечение: понятие, виды, принципы,
источники. 6 - 10
Глава II Сущность видов социального обеспечения 11-30
2.1. Государственные пенсии (виды, условия предоставления,
способы начисления) 11-19
2.2.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 19-26
2.3.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 27-28
2.4.Социальные пособия как вид социального обеспечения
(виды, условия представления, способы начисления). 28–30
Глава III. Предложения и рекомендации в плане
реформирования и совершенствования видов социального
обеспечения, их финансовой организации. 31-36
Заключение 37-40
Список литературы 41
Приложение 42-45
Размеры пособий дифференцируются в зависимости от категории граждан, признанных безработными:
1. безработным гражданам, уволенным из организации по любым основаниям, включая уволенных с военной службы и из органов внутренних дел в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднемесячного заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы). В течение следующих 4 месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях пособие выплачивается в размере не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы.
2. уволенным из организации по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, но не имевшим в этот период 26 календарных недель оплачиваемой работы, и гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие выплачивается в размере минимального размера оплаты труда.
Продолжительность выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.
Пособие выплачивается не
реже двух раз в месяц при условии
прохождения безработным
В регионах предпринимаются попытки ввести проверку нуждаемости при назначении пособий и даже выделить из числа семей с доходом ниже прожиточного минимума тех, кто наиболее нуждается.
2.3Социальные услуги как вид социального обеспечения.
Наряду с выплатой пенсий и пособий важным элементом федеральной системы социального обеспечения является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми.
Круг оказываемых в настоящее время социальных услуг достаточно широк и обусловлен потребностями упомянутых контингентов населения в связи с их болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью.
Престарелые и инвалиды, включая детей – инвалидов, получают комплекс социальных услуг во время их пребывания в домах – интернатах. Эти медико-социальные учреждения предназначены для постоянного проживания престарелых и инвалидов. Нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В период пребывания в домах – интернатах им предоставляется жилье. Питание, одежда, медицинская и лекарственная помощь, лечение, социально – бытовое обслуживание.
Другой существенной услугой, оказываемой населению, является бесплатное содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в лечебно - профилактических и учебно – воспитательных учреждениях, а также в детских домах семейного типа.
Выделяют также и такой
вид социальной услуги, как обеспечение
инвалидов транспортными
В настоящее время все большее распространение получает социальная помощь на дому. Такая помощь оказывается престарелым и инвалидам. Нуждающимся в посторонней помощи в связи с утратой способности к самообслуживанию.
%.
Программно – целевой принцип реализации социальной политики является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд программ, например федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети - сироты», «Дети - инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.
2.4.Социальные выплаты и льготы и их недостатки.
Социальная льгота – способ повышения уровня жизни субъекта, позволяющий ему полнее удовлетворять свои потребности и выражающийся как в предоставлении ему дополнительных особых преимуществ, так и в освобождении от ряда обязанностей. Таким образом, льготы устанавливаются для тех категорий населения, интересы которых не могут получить денежного обеспечения в рамках общих правил, поскольку эти категории имеют специфические особенности, ставящие их в категорию или социально уязвимых (возраст, состояние здоровья), или имеющих особые заслуги (ветераны войны), или находящихся в особых условиях труда.
В настоящее время система
социальных льгот не достаточно эффективна,
т. к. значительная часть социальных
трансфертов используется на поддержку
тех групп населения, доходы которых
превышают прожиточный минимум.
По оценкам экспертов
Самыми объемными по затратам льготами в настоящее время являются льготы по оплате проезда на внутригородском и межгородском (включая дальнее сообщение) транспорте, ЖКХ, льготы по налогам с физических лиц, льготы по лекарствам и компенсационные выплаты на питание школьникам и учащимся ПТУ.
На основе данных Минтранса России были рассчитаны потери от предоставления льгот по проезду в соответствии с федеральным законодательством.
По данным на 1999г., потери от провоза льготников составили:
электротранспорт – 7,245 млрд р. (из них социальные категории получают 6,094 млрд р., профессиональные категории – 1,151 млрд р.);
автобусы – 28,578 млрд р. (социальные категории – 24,041 млрд р., профессиональные категории – 4,537 млрд р.);
метрополитен – 3,224 млрд р. (социальные категории – 2,712 млрд, профессиональные – 0,512 млрд р.)
По данным ФАС, на авиальготы в 1999 г. было затрачено 280,4 млн р.
По данным МПС, на льготы по проезду тратилось в 1999 г.:
В поездах дальнего следования – 5,40 млрд р. (социальные категории – 98%). При этом наибольшие средства приходятся на инвалидов всех категорий – 32,8% затрат и школьников – 24,44%. Использовали право льготного проезда в поездах дальнего следования около 42 млн человек.
В пригородных поездах – 9,77 млрд р. (социальные категории получали 8,57 млрд, профессиональные – 1,2 млрд р.)
Одним из самых «затратных» видов льгот являются льготы по ЖКХ. ПО данным Госкомстата, 1999 г. на предоставление этих льгот было затрачено 12,97 млрд р. Из них социальные категории льготников получали 9,6 млрд р. (74%), профессиональные категории – 2,5 млрд р.(19,3%). Среди социальных льготников больше всего приходится на ветеранов труда – 4,6 млрд р. Данный вид затрат имеет тенденцию к росту.
При составлении федерального бюджета на год утверждаются только средства, направляемые на реализацию федеральных законов «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов». Размер средств, направленных из федерального бюджета, на оплату льгот по ЖКХ, составил в 1998 г. только 5,3%фактических расходов на льготы по ЖКХ в соответствии с законом «О ветеранах». По инвалидам из федерального бюджета было направлено около 5% необходимых затрат. Инвалидам в виде льгот по ЖКХ в 1999 г. было предоставлено более 1,82 млрд р. (14,1% всех затрат на льготы по ЖКХ и 19,0% затрат на социальных льготников). Потери ЖКХ на предоставление льгот достигают 25% от доходов организации.
На третьем месте по величине стоят льготы военнослужащим и уволенным со службы по льготным основаниям ,– 2,05 млрд р. (15,8% всех затрат и 21,3% на социальных льготников).
По данным Минсвязи, ежегодные затраты на льготы по установке телефонов составляют 0,154 млрд р. (социальным льготникам – 0,15 млрд, профессиональным – 0,004 млрд р.). Льготы по пользованию телефонами составляют 1,057 млрд р. (социальным льготникам – 1,067 млрд, профессиональным – 0,008 млрд р.). Всего на предоставление льгот в 1999 г. было затрачено 1,229 млрд р. (социальным льготникам – 1,217 млрд р., профессиональным – 0,012 млрд р.)
По величине затрат на них остальные наиболее затратные льготы следующие:
Льготы по налогам – 44,17 млрд р.;
Дотации на питание школьникам (3% минимального размера оплаты труда за учебный день) – 14,01 млрд р.
Глава III. Предложения и рекомендации в плане реформирования и совершенствования видов социального обеспечения,
Будучи органическим составным
элементом
Согласно российскому законодательству, социальные выплаты и льготы предоставляются 2/3 населения страны. В России насчитывается около 150 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200 различных категорий населения (ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.).
Маленький размер пособий и льгот не позволяет реально улучшить положение их получателей.
Существует недоучет реального уровня жизни получателей льгот, реальной нуждаемости в них.
Отсутствует приоритетность в предоставлении льгот (выделение приоритетных групп и учета важности, настоятельности потребностей, удовлетворяемых с помощью отдельных льгот в этих группах). Проводимые мероприятия не всегда являются адресными (свидетельство тому – слабая дифференцированность доли государственных трансфертов в денежных доходах богатых и бедных).
Нет четко обозначенного разделения полномочий бюджетов различных уровней в их обеспечении.
Суммарная стоимость всех видов социальной поддержки оценивается в 350 млрд руб. Доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, составляет около 68%, т. е. почти 100 млн человек могут претендовать и реально претендуют на них, причем подавляющее число льгот предоставляется по категориальному принципу.
Очевидно, что реальное бюджетное финансирование социальных расходов в таких масштабах осуществлять достаточно сложно, что приводит к неисполнению федерального законодательства, невыполнению государством своих обязательств перед гражданами и, в конечном счете, к дискредитации государственной власти.
Реформирование социальных льгот необходимо рассматривать в контексте создания целостного механизма реализации социальной политики в условиях перехода к рынку, включающей государственные социальные гарантии, систему поддержки нуждающихся и оптимальный набор льгот, выполняющих специфическую функцию, не сводимую к другим видам социальной политики.
Реформа системы льгот должна сочетать радикальную отмену льгот некоторым категориям граждан, оставить их только людям «за особые заслуги» перед обществом и государством, упорядочив эти льготы. Льготы некоторым социально слабым группам населения (детям отдельных возрастов, детям из многодетных семей, инвалидам, пострадавшим от катастроф и др.) перевести в систему государственной поддержки нуждающихся на основе широкого подхода к понятию «нуждаемость».
Для этого необходимо:
предоставлять льготы преимущественно в форме и в объеме, которые дают возможность пользоваться ими только самому льготнику
перевести часть льгот
в систему социального
обратить особое внимание на реформирование льгот, предоставляемых социальным льготникам, поскольку именно эти льготы являются подавляющими в общем объеме затрат.
перевести часть льгот
в систему государственной
Важнейший вопрос – о распределении ответственности в обеспечении социальных льгот между государством (а в нем – между бюджетами разных уровней), предпринимателями, общественными (благотворительными организациями).
Реформирование механизма предполагает разделение полномочий бюджетов разных уровней, государственных и негосударственных организаций в зависимости от социально-экономического содержания льгот, их адресатов и целей их предоставления.
Источником финансирования льгот для льготников «за особые заслуги», а также реабилитированных, членов семей погибших, жертв экологических катастроф, детей 1 года жизни, инвалидов и детей – инвалидов выступает федеральный бюджет, из которого и должны обеспечиваться льготы, переведенные в систему государственных социальных гарантий.
В сохраненных льготах по ЖКХ (только ветеранам войны и приравненным к ним лицам «за особые заслуги») источником финансирования выступает долевое участие федерального бюджета и субъектов РФ, что в свою очередь позволит сократить объемы помощи им со стороны федерального бюджета.
При отмене льгот по налогообложению
для некоторых категорий