3. ОСОБЕННОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ
СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
3.1 Критерии дифференциации
страховых взносов по социальному
страхованию от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний
Страховые взносы на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний (далее - страховые взносы)
введены Федеральным законом от 24 июля
1998 года №125-ФЗ «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
и представляют собой обязательные платежи,
рассчитанные исходя из страхового тарифа
и скидки (надбавки) к нему, которые страхователь
обязан внести страховщику.
Страхователями по данному
виду обязательного социального страхования
являются юридические лица любой организационно-правовой
формы либо физические лица, нанимающие
лиц, подлежащих обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
(далее - обязательное социальное страхование).
К этим лицам относятся физические
лица, выполняющие работу на основании
трудового договора, заключенного со страхователем;
осужденные к лишению свободы и привлекаемые
к труду страхователем. Физические лица,
выполняющие работу на основании гражданско-правового
договора, подлежат обязательному социальному
страхованию, если в соответствии с указанным
договором страхователь обязан уплачивать
страховщику страховые взносы.
Страховщиком по обязательному
социальному страхованию является Фонд
социального страхования Российской Федерации
(далее - ФСС). Основным критерием дифференциации
взносов страхователей на цели государственного
социального страхования от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний является установленный в
законодательном порядке уровень социального
(профессионального) риска с учетом показателей
региона, отрасли и данного предприятия
(уровень риска, величина оплаты и условия
труда и т.д.).
Установление класса
профессионального риска и размера страхового
тарифа для страхователей по обязательному
социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.
В соответствии со статьей 21
Закона №125-ФЗ страховые тарифы взносов,
дифференцированные по классам профессионального
риска, устанавливаются федеральным законом.
Ежегодно, принимается федеральный закон,
устанавливающий на очередной финансовый
год соответствующие страховые тарифы.
Федеральным законом от 12 февраля
2001 года №17-ФЗ «О тарифах на обязательное
социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний» было определено, что на
для страхователей устанавливаются страховые
тарифы в процентах к начисленной оплате
труда по всем основаниям (доходу) застрахованных.
В соответствующих случаях - к сумме вознаграждения
по гражданско-правовому договору по группам
отраслей экономики в соответствии с классами
профессионального риска в размерах от
0,2 до 8,5 процента.
Таблица 2 - Размеры
ставок ФСС НС и ПЗ на 2014 год. [18]
Класс профессионального
риска |
Ставка ФСС |
Класс профессионального
риска |
Ставка ФСС |
1 |
0,2 |
17 |
2,1 |
2 |
0,3 |
18 |
2,3 |
3 |
0,4 |
19 |
2,5 |
4 |
0,5 |
20 |
2,8 |
5 |
0,6 |
21 |
3,1 |
6 |
0,7 |
22 |
3,4 |
7 |
0,8 |
23 |
3,7 |
8 |
0,9 |
24 |
4,1 |
9 |
1,0 |
25 |
4,5 |
10 |
1,1 |
26 |
5,0 |
11 |
1,2 |
27 |
5,5 |
12 |
1,3 |
28 |
6,1 |
13 |
1,4 |
29 |
6,7 |
14 |
1,5 |
30 |
7,4 |
15 |
1,7 |
31 |
8,1 |
16 |
1,9 |
32 |
8,5 |
3.2 Виды обеспечения
по социальному страхованию от несчастных
случаев на производстве.
Обеспечение
по страхованию осуществляется: в виде пособия по
временной нетрудоспособности, назначаемого
в связи со страховым случаем и выплачиваемого
за счет средств на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний;
В виде
страховых выплат:
единовременной страховой
выплаты застрахованному либо лицам, имеющим
право на получение такой выплаты в случае
его смерти;
ежемесячных страховых
выплат застрахованному либо лицам, имеющим
право на получение таких выплат в случае
его смерти;
- в виде дополнительных
расходов, связанных с медицинской, социальной
и профессиональной реабилитацией застрахованного
при наличии прямых последствий страхового
случая.
Пособие по временной
нетрудоспособности в связи с несчастным
случаем на производстве или профессиональным
заболеванием выплачивается за весь период
временной нетрудоспособности застрахованного
до его выздоровления или установления
стойкой утраты профессиональной трудоспособности
в размере 100 процентов его среднего заработка.
Единовременная страховая
выплата назначается и выплачивается
застрахованному — если по заключению
учреждения медико-социальной экспертизы
результатом наступления страхового случая
стала утрата им профессиональной трудоспособности
лицам, имеющим право на их получение,
- если результатом наступления страхового
случая стала смерть застрахованного.
Размер единовременной страховой выплаты
определяется в соответствии со степенью
утраты застрахованным профессиональной
трудоспособности исходя из суммы, установленной
федеральным законом на день такой выплаты.
В случае смерти застрахованного
единовременная страховая выплата устанавливается
в размере, установленном федеральным
законом на день такой выплаты. В местностях,
где установлены районные коэффициенты,
процентные надбавки к заработной плате,
размер единовременной страховой выплаты
определяется с учетом этих коэффициентов
и надбавок.
Ежемесячные страховые
выплаты назначаются и выплачиваются
застрахованному — если по заключению
медико-социальной экспертизы результатом
наступления страхового случая стала
утрата им профессиональной трудоспособности,
лицам имеющим право на их получение, -
если результатом наступления страхового
случая стала смерть застрахованного.
Ежемесячные страховые
выплаты выплачиваются застрахованным
в течении всего периода стойкой утраты
им профессиональной трудоспособности,
а в случае смерти застрахованного лицам,
имеющим право на их получение в сроки,
указанные выше.
Рис. 3 - Динамика расходов
на лечение пострадавших непосредственно
после тяжелого несчастного случая на
производстве за 2006-2010 годы.[18]
Если при расследовании
страхового случая комиссией по расследованию
страхового случая установлено, что грубая
неосторожность застрахованного содействовала
возникновению или увеличению вреда, причиненного
его здоровью, размер ежемесячных страховых
выплат уменьшается соответственно степени
вины застрахованного, но не более чем
на 25 процентов. Степень вины застрахованного
устанавливается комиссией по расследованию
страхового случая в процентах и указывается
в акте о несчастном случае на производстве
или в акте о профессиональном заболевании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе рассмотрены
сущность и значение социального страхования
в современном обществе. На этом можно
сделать следующие выводы.
Социальное страхование играет
существенную роль в современном обществе.
Оно является надёжной защитой для населения.
Одним из объективных факторов развития
общества является необходимость материального
обеспечения лиц, которые в силу определенных
причин не участвуют в общественном труде
и не могут за счет оплаты по труду поддерживать
свое существование.
Социальное страхование является
для большинства российских граждан формой
реализации важнейших конституционных
прав - права на социальное обеспечение
и на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Гарантированность этих прав непосредственно
обусловлена эффективностью системы социального
страхования, которая, в свою очередь,
напрямую зависит от правильного выбора
средств и способов правового регулирования.
Таким образом, социальное страхование
можно определить как взаимное возмездное
обязательство, возникающее на основании
закона, в силу которого застрахованное
лицо обязано уплачивать страховые взносы
и при наступлении страхового случая имеет
право на обеспечение за счет средств
страхового фонда, эквивалентное уплаченным
взносам, а страховщик (государство в лице
создаваемых им учреждений либо некоммерческая
или коммерческая организация) вправе
требовать уплаты страховых взносов и
обязан предоставить страховое обеспечение.
Актуальные проблемы
социального страхования в России.
Проблемы, характерные
для системы соцстрахования в России является
отсутствие реального разделения систем
соцстрахования и соцзащиты населения.
С одной стороны,
ФСС осуществляет выплаты в случаях временной
нетрудоспособности, по причине несчастных
случаев возникающих на производстве
или в случае подтверждения профзаболевания
у работника, что есть видом страхования.
С другой - осуществляет
выплаты пособий связанных с материнством,
на погребение, лечение в санаторно-профилактических
учреждениях и т.д., что является не страховыми
случаями, которые больше относятся к
социальной помощи, нежели к страхованию.
В связи с
этим, можно выделить следующие проблемы
социального страхования в России:
проблема сохранения не страховых
принципов из-за отсутствия обоснованной
зависимости величины выплачиваемых пособий
от общего количества отчислений;
финансовая неустойчивость
системы социального страхования, возникающая
за счет опережения расходов фонда над
доходами;
недостаточное обоснование
расходов фонда: уровень выплат по основным
социальным рискам (по старости, инвалидности
и в связи с утерей кормильца) значительно
ниже, чем предусмотрено Конвенцией МОТ,
в то же время выплаты в связи с временной
нетрудоспособностью могут достигать
100%;
демографическая проблема:
ежегодно доля трудящегося населения
в России существенно сокращается.
Переход предприятий и организаций
к рыночным отношениям высветил ряд проблем
в системе социального страхования. Среди
них наиболее важные:
1. Государство отказывается
от своей доминирующей роли и делегирует
права и полномочия на региональный уровень
и на уровень предприятий. Происходит
отказ от принципов бесплатности социальных
услуг, начинает считаться нормой их оплата
(Переход к системам платной медицины);
2. Переход к рыночным отношениям
- длительный процесс, и для переходного
периода характерно снижение доли инвестиций,
быстрые темпы физического и морального
износа основных фондов, а следовательно,
значительное понижение уровня охраны
труда, ухудшения состояния производственной
среды, зачастую неконтролируемый рост
интенсивности труда. В результате происходит
резкое повышение профессиональной и
производственно обусловленной заболеваемости,
производственного травматизма, ухудшения
состояния здоровья трудящихся, особенно
в отраслях с высоким уровнем профессионального
риска.
3. Стремление правительственных
и законодательных органов создать принципиально
новые структуры социального страхования,
игнорируя их профессиональную принадлежность
и накопленный опыт, вызывает целый ряд
нежелательных последствий. К их числу
можно отнести следующие:
- средства социального
страхования отчуждаются от страхователей,
и их расходование становится
бесконтрольным;
- значительно увеличивается
аппарат управления, неизбежно сокращаются
расходы на профилактику заболеваемости
и реабилитационные услуги, поскольку
систему здравниц профсоюзы фактически
передали коммерческим структурам;
4. Сложный социально-экономический
и политический характер современных
преобразований, в том числе, и в области
социального страхования, вызывает необходимость
качественно нового стратегического (законодательно)
и оперативного (контрольно-распорядительного)
управления в этой сфере.
Как видно, проблемы
обязательного социального страхования
достаточно серьезные и требуют определенного
решения. Однако в настоящее время, можно
сказать, что разработать идеальную модель
соцстрахования в России практически
невозможно.