Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является определение социально-экономических перспектив занятости молодежи в Республике Беларусь.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
- провести анализ занятости молодежи как особой социально-демографической группы;
- выполнить анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике Беларусь;
- выделить меры государственной политики по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Занятость молодежи как особой социально-демографической группы……5
Анализ тенденций и проблем занятости молодежи в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..14
Государственная политика по обеспечению занятости молодежи: направления, формы, результативность, перспективы…………………….20
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованных источников………………………………………….. 29

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема занятости молодежи КР.docx

— 78.87 Кб (Скачать файл)

Особое внимание в госпрограмме уделено интеграции в трудовую сферу  целевых групп населения, нуждающихся  в социальной поддержке. В частности, предусматривается обеспечить развитие системы профориентации, направленной на повышение престижа рабочих профессий. Планируется наладить взаимодействие органов по труду, занятости и  соцзащите и медико-реабилитационных экспертных комиссий, которое будет способствовать выполнению инвалидами индивидуальных программ профессиональной и трудовой реабилитации. Будет разработан механизм создания рабочих мест, в том числе с использованием надомного труда, для инвалидов, лиц с умственными и множественными нарушениями развития на базе производственно-торгового частного унитарного предприятия "Центр социальных работ" общественного объединения "Белорусский фонд милосердия и здоровья". Чтобы повысить конкурентоспособность на рынке труда людей, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до трех лет, их будут направлять на профобучение на условиях, предусмотренных для безработных [12].

Мероприятия по обеспечению  занятости населения в малых, средних городских поселениях и  районах республики с наиболее сложной  ситуацией на рынке труда планируется  реализовать в рамках областных  программ содействия занятости населения. Кроме того, будут приняты меры по обеспечению занятости населения  еще в 7 регионах - в Лунинецком, Столинском и Пинском районах Брестской  области, Житковичском, Мозырском, Петриковском и Наровлянском районах Гомельской области, определенные в Государственной  программе социально-экономического развития и комплексного использования  природных ресурсов Припятского  Полесья на 2011-2015 годы.

Согласно Государственной  программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы предусматривается  выполнение мероприятий по обеспечению  занятости населения в сельской местности.

Продолжится работа по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с потребностями развития экономики, формированию графиков профессионального  обучения безработных в разрезе  учреждений образования и по регионам.

Планируется расширить возможности  информационного обеспечения населения  и организаций по вопросам занятости  посредством глобальной компьютерной сети Интернет. Создание единого информационного  портала службы занятости позволит нанимателям самостоятельно размещать  сведения о вакансиях в своих  организациях, а также осуществлять подбор работников из базы данных безработных, а гражданам - получать необходимую  и актуальную информацию об интересующих их свободных рабочих местах, знакомиться  с профессиограммами по новым  профессиям, востребованным на рынке  труда.

С учетом развития ситуации на рынке труда будет проработан вопрос о введении системы социального  страхования населения от безработицы.

В результате реализации мероприятий  госпрограммы к концу 2012 года уровень  регистрируемой безработицы планируется  обеспечить до 1,5% к численности экономически активного населения, в том числе  в Брестской области - 1,7%, в Витебской - 1,6%, в Гомельской - 1,8%, в Гродненской - 1,4%, в Минской - 1,6%, в Могилевской области - 1,5% и в Минске - 0,6% [12].

Выполнение мероприятий  госпрограммы позволит оказать содействие в трудоустройстве на постоянную работу на созданные рабочие места  и имеющиеся вакансии 189,9 тыс. граждан, в том числе 127,1 тыс. безработных. Будут организованы оплачиваемые общественные работы для 78,5 тыс. человек, в том  числе 40,5 тыс. безработных. Запланировано  направить на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 19,9 тыс. безработных, в том числе  не менее 45% по заявкам нанимателей. Предусматривается оказать содействие в организации предпринимательской  деятельности 3,1 тыс. безработным с  предоставлением финансовой поддержки  из средств Фонда. Планируется оказать  социальную поддержку 120,3 тыс. безработным  в период поиска работы [12].

Финансирование программы  осуществляется за счет средств Фонда  социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, в том  числе в виде субвенций, передаваемых в бюджеты областей и Минска. На выполнение мероприятий государственной  программы в 2012 году будет выделено Br225 млрд. 925 млн. 690 тыс., в том числе  из средств Фонда - Br192 млрд. 475 млн. 690 тыс., из средства от возврата бюджетных  ссуд - Br33 млрд. 450 млн.

Комитету по занятости  населения Республики Беларусь можно  предложить следующие меры для регулирования  эффективной занятости:

- повысить размер пособия  по безработице;

- ввести систему страхования  риска безработицы;

- ввести систему профилирования  безработных, особенно маргинальных  слоев.

Для реализации указанных  мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов:

на макроуровне - внесение дополнений в закон о банкротстве  предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о взаимодействии профсоюзов с нанимателями при проведении массовых сокращений;

на региональном уровне - разработка положения о взаимодействии органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками  института социального партнерства, органами исполнительной власти при  проведении сокращений работников и  при банкротстве предприятий; внесение дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости  населения, в должностные инструкции их сотрудников;

на уровне предприятий - изменение  положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической  работы. Традиционные отделы кадров отечественных  предприятий такую политику регулирования  занятости разработать и реализовать  пока не в силах. Поэтому важными  являются соответствующая организация  кадровой функции на предприятии, внесение необходимых изменений в организационную структуру управления предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников службы управления персоналом.

Реализация указанных  мероприятий имеет смысл только при соответствующей макроэкономической среде, ориентированный на реальные рыночные преобразования в экономике  и состоящей в поддержании  факторов, способствующих эффективной  занятости.

К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести:

трансформацию отношений  собственности путем разгосударствления и приватизации, развития малого и  среднего частного бизнеса;

равноправие всех форм собственности  и условий хозяйствования для  всех субъектов хозяйствования;

облегчение правил и процедуры  регистрации субъектов хозяйствования;

образование и обучение;

участие в международном  разделении и кооперации труда;

инвестиционно-структурную  и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение  эффективной занятости.

Совокупность указанных  факторов будет способствовать формированию рациональной структуры размещения и использования человеческого  капитала страны благодаря активизации  важнейшего рыночного механизма  межотраслевого, внутриотраслевого  и территориального перераспределения  занятости по критерию экономической  эффективности - механизма конкуренции  и банкротства предприятий, при  котором приоритетное развитие получают те формы занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и конкурентоспособной  продукции (у

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Современная демографическая ситуация в республике характеризуется процессом депопуляции. Сокращение численности детей и  подростков приведет к возникновению  проблем формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать  материальный и интеллектуальный потенциал  Республики Беларусь, уменьшению объемов  подготовки квалифицированных кадров в учреждениях, обеспечивающих получение  профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, обострит проблемы комплектования вооруженных  сил, правоохранительных органов и  иных силовых структур, что представляет собой угрозу для оборонного потенциала страны, охраны государственных границ.

По состоянию 01.01.2011 года в Республике Беларусь проживает 9481193 человек, что на 190719 человек  меньше, чем в 2009 году.

Количество молодежи в  возрасте от 14 до 31 года в 2010 году составило 2345026 человек, что на 183549 человек  меньше, чем в 2009 году. В 2009 году число  молодежи этой возрастной категории  составляло 2528575 человек.

Максимальный удельный вес  молодежи в структуре занятых  по отраслям приходится на рабочие  специальности, 6,9% по состоянию на 2010 год. При этом количество молодых  рабочих в 2010 году по сравнению с 2005 годом снизилось на 23073 человек. Наблюдается тенденция роста  количества молодых служащих (удельный вес 3,9% в 2005 и 2010 гг), руководителей, специалистов и других служащих. Данная тенденция  характеризует потерю интереса у  молодежи к рабочим профессиям, рост образовательного уровня  и возможность  молодежи получать более престижные профессии.

В промышленности в 2010 году было занято 121925 молодых работников или 11,3% от общего количества занятых  в этой отрасли. Наибольший интерес  молодежь проявляет к работе в  торговле и общественном питании (16,9% от общего количества занятых), в строительстве (14,7%) , культуре (13,9%), бытовых услугах (13,1%).

При непрерывном снижении численности учащихся общеобразовательных  школ на протяжении 1995-2009 гг. по республике наблюдается увеличение численности студентов высших учебных заведений – на 218%.

Трудоустройство молодежи является одной из наиболее актуальных проблем  для современной молодежи. Рынок  труда представляет собой сложную  систему, которая регулируется, с  одной стороны, государством посредством  законодательных и нормативных  актов, государственных программ занятости  населения, с другой стороны, действиями самих участников рынка. Самостоятельная жизнь для многих молодых граждан начинается с поиска работы.

Государство гарантирует  выпускникам высших, средних специальных  и профессионально-технических учебных  заведений предоставление первого  рабочего места, бронирование рабочих  мест, преимущественное право при  обучении по направлению органов  по труду, занятости и социальной защите.

Одной из ключевых целей  молодежной политики Республики Беларусь, начиная с 2010 года, является создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала молодежи.

Доминирующей тенденцией среди значительной части молодежи является стремление организовать собственное дело, что может быть использовано в качестве эффективного механизма организации работы по профессиональному самоопределению.

Для развития предпринимательства  в молодежной среде и стимулирования деловой активности молодежи в г.Минске действуют общественные объединения  и организации, в том числе: молодежное общественное объединение ”Азбука  предпринимательства“, общественное объединение ”Центр поддержки и  развития юношеского предпринимательства“, инкубатор Производственно-туристское коммунальное унитарное предприятие  “Молодежная социальная служба”, Центр  системных исследований проблем  молодежи БГУ и др.

В целом можно констатировать, что благодаря принимаемым мерам  со стороны государственных органов, общественных объединений и учреждений образования в настоящее время  выстроена четкая система организации  вторичной занятости молодежи. Действующая  в Республике Беларусь законодательная  база на высоком уровне регламентирует вопросы организации занятости молодежи в свободное от учебы (основной работы) время в составе студенческих отрядов.

Законодательством о труде  и занятости для молодежи предусмотрены дополнительные гарантии со стороны государства в этой области:

  • бронирование рабочих мест;
  • гарантия первого рабочего места выпускникам государственных профессиональных учебных заведений;
  • преимущественное право при обучении по направлению органов по труду, занятости и социальной защите;
  • равная со взрослыми оплата при сокращенной продолжительности рабочего дня и др.

Комитету по занятости  населения Республики Беларусь можно  предложить следующие меры для регулирования  эффективной занятости:

- повысить размер пособия  по безработице;

- ввести систему страхования  риска безработицы;

- ввести систему профилирования  безработных, особенно маргинальных  слоев.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1. Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №125-З "О занятости населения Республики Беларусь" // http://pmo.by/zakony/5-soczakon/25-2011-01-14-08-06-51.html

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 23 июня 2010 г. № 958 Об утверждении Положения о порядке организации и финансирования временной трудовой занятости молодежи, обучающейся в учреждениях образования, в свободное от учебы время. Изменения и дополнения: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. № 1049 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 92, 5/34264)

3. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2016гг.

Информация о работе Социально-экономические перспективы занятости молодежи в Республике Беларусь