Социально-экономическое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение организации прогнозирования национальной экономики в РФ.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение методических основ, понятий и определений, принципов прогнозирования;
- анализ прогнозирования темпов экономического роста, социально-экономического развития РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 4
1.1. Основные понятия и определения 6
1.2. Задачи, функции и принципы прогнозирования 8
1.3. Классификация прогнозов 10
1.4. Классификация объектов прогнозирования 12
1.5. Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования 13
ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 16
2.1. Экономический рост как объект прогнозирования 16
2.2. Макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета как объекты прогнозирования 17
2.3. Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации 19
2.4. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации 21
2.5. Организация государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

прогнозирование ПОСМООРИ 3 параграф.docx

— 55.99 Кб (Скачать файл)

Существует  две основных методики измерения  национального объема производства: первая базируется на марксисткой теории расширенного воспроизводства, вторая – принятая ООН, именуемая как  система национальных счетов (СНС). В настоящее время осуществляет переход всех государств к единой методике ООН.

Макроэкономические  показатели. Система макроэкономических показателей включает показатели, характеризующие  производство, занятость, средний уровень  цен и заработной платы, внешнеторговые потоки, налоговые поступления и  государственные расходы, денежную массу и др. макроэкономические показатели. Они служат для предсказания развития экономики, выявления тенденций, причин их изменения и выработки экономической  политики для достижения намеченных целей. Центральное место в системе макроэкономических показателей отводится показателям, характеризующим развитие производства продукции и услуг.

В систему  макроэкономических показателей, применяемую  в нашей стране входят: совокупный общественный продукт (СОП), валовой  национальный продукт (ВНП), валовой  внутренний продукт (ВВП), номинальный  ВНП (ВВП), реальный ВНП (ВВП), потенциальный  ВНП (разрыв между потенциальным  и реальным ВНП называется лагом  ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), конечный продукт.

Расчеты макроэкономических показателей на прогнозируемый период должны осуществляться в увязке с системой национальных счетов. Знание сущности счетов необходимо для установления взаимосвязи макроэкономических показателей и формирования общеэкономических  и межотраслевых пропорций.

Макроэкономические  счета. В системе национальных счетов (СНС) различают рыночное производство товаров и услуг, предназначенных  для реализации с целью получения  прибыли, нерыночное производство товаров  и услуг, производимых для собственного потребления (крестьянскими и личными  подсобными хозяйствами), а также  производство товаров и услуг, предоставляемых  бесплатно или по ценам, не имеющим  экономического значения, другим институциональным  единицам, включая коллективные услуги, финансируемые из государственного бюджета (государственное управление, оборона и т.д.).

В СНС  выделяют четыре основных счета: 1. Счет внутреннего продукта, характеризующий  производство; 2. Счет доходов; 3. Счет операций с капиталом (счет накопления); 4. Платежный  баланс – счет операций по взаимодействию с внешним миром. По каждому из этих четырех счетов возможны детализации.

2.3. Организация государственного  прогнозирования социально-экономического  развития Российской Федерации

Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации регламентируются Федеральным Законом от 23.06.95 г. «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Согласно этому документу государственное  прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации - это  система научно-обоснованных представлений  о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Прогноз социально-экономического развития страны является основой для  разработки макроэкономических программ.

Система государственных прогнозов, сложившаяся  в Российской Федерации:

1) государственные  прогнозы социально-экономического  развития Российской Федерации  на долгосрочную, среднесрочную  и краткосрочную перспективы; 

2) концепция  социально-экономического развития  страны - это система представлений  о стратегических целях и приоритетах  социально-экономической политики  государства, важнейших направлений  и средств реализации указанных  целей; 

3) программа  социально-экономического развития  страны - это рабочий документ  правительства, в котором указывается  комплексная система целевых  ориентиров социально-экономического  развития страны, предлагаются конкретные  мероприятия и средства их  достижения;

4) федеральные  целевые программы, направленные  на преодоление отдельных острых  проблем социально-экономического  развития страны.

Разработке  государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим  блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального  богатства; анализ социальной структуры  общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.

Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик  и состоит из следующих основных блоков(рис. 2).

Первый  раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь  представлены прогнозные оценки ВНП, национального  дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных  средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.

Второй  раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли  и отраслевые возможности по выпуску  продукции.

Региональные  прогнозы – следующий третий раздел. В нем приводятся основные характеристики развития регионов России, которые  группируются в соответствии с достигнутым  уровнем социально-экономического развития на проблемные, развивающиеся, развитые. В этой части прогноза определяются суммы, выделяемые на поддержку  проблемных регионов страны.

Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального  развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы  обслуживания населения; показатели, характеризующие  уровень доходов населения и  распределение их по социальным группам.

Прогноз воспроизводства основных фондов и  инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.

Прогноз трудовых ресурсов и занятости –  обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).

Прогноз социально-экономических предпосылок  и последствий НТП представляет основные направления НТП, показатели, характеризующие степень влияния  НТП на уровень жизни населения, на состояние окружающей среды.

Прогноз экономического использования природных  ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные  мероприятия.

Прогноз внешнеэкономических связей и условий  – обязательный структурный элемент  государственного прогноза, в котором  приводятся показатели товарно-географической структуры экспорта и импорта  страны, основные показатели платежного баланса страны, объема и структуры  средств, полученных от продажи патентов и лицензий на право осуществления  внешнеэкономической деятельности.

2.4. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации

Прогноз социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу разрабатывается  один раз в пять лет на десятилетний период. На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  Правительство Российской Федерации  организует разработку Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. В Концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития Российской Федерации, определяются возможные  цели социально-экономического развития страны, пути и средства достижения указанных целей.

Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу  определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция  на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.

В целях  обеспечения преемственности социально-экономической  политики государства данные прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается  на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу определяется Правительством РФ. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  подлежит опубликованию.

Первое  после вступления в должность  Президента РФ послание, с которым  он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный  концепции социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. В данном разделе характеризуется  состояние экономики страны, формулируются  и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической  политики государства, направления  реализации указанных целей, важнейшие  задачи, подлежащие решению на федеральном  уровне, приводятся важнейшие целевые  макроэкономические показатели, характеризующие  социально-экономическое развитие РФ на среднесрочную перспективу.

Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  исходя из положений, содержащихся в  послании Президента РФ.

Порядок разработки программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  определяется Правительством РФ.

В программе  социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу должны быть отражены:

1) оценка  итогов социально-экономического  развития РФ за предыдущий  период и характеристика состояния  экономики РФ;

2) концепция  программы социально-экономического  развития РФ на среднесрочную  перспективу;

3) макроэкономическая  политика;

4) институциональные  преобразования;

5) инвестиционная  и структурная политика;

6) аграрная  политика;

7) экологическая  политика;

8) социальная  политика;

9) региональная  экономическая политика;

10) внешнеэкономическая  политика.

Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством РФ в  Совет Федерации и Государственную  Думу на рассмотрение и утверждение.

Прогноз социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу разрабатывается  ежегодно. Можно выделить две основные цели его разработки:

1. предоставление  оперативной информации Правительству  для принятия решений в области  экономической и социальной политики;

2. параметры  ежегодного прогноза используются  для разработки показателей проекта  государственного бюджета.

Ежегодное послание Президента РФ, с которым  он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный  анализу выполнения программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу  и уточнению указанной программы  с выделением задач на предстоящий  года.

Правительство РФ одновременно с предоставлением  проекта Федерального бюджета предоставляет  Государственной Думе следующие  документы и материалы:

итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;

прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;

проект  сводного финансового баланса по территории РФ;

перечень  основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем  году;

перечень  федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств  федерального бюджета на предстоящий  год;

перечень  и объемы поставок продукции для  федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре;

намечаемые  проектировки развития государственного сектора экономики.

В перечне  федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:

краткая характеристика каждой из принятых к  реализации федеральных целевых  программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;

результаты  выполнения основных этапов для переходящих  федеральных целевых программ;

требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых  программ в целом и по годам  с указанием источников финансирования;

Информация о работе Социально-экономическое прогнозирование