Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 14:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение организации прогнозирования национальной экономики в РФ.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение методических основ, понятий и определений, принципов прогнозирования;
- анализ прогнозирования темпов экономического роста, социально-экономического развития РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ 4
1.1. Основные понятия и определения 6
1.2. Задачи, функции и принципы прогнозирования 8
1.3. Классификация прогнозов 10
1.4. Классификация объектов прогнозирования 12
1.5. Задачи и основные принципы анализа объектов прогнозирования 13
ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 16
2.1. Экономический рост как объект прогнозирования 16
2.2. Макроэкономические цели, макроэкономические показатели и макроэкономические счета как объекты прогнозирования 17
2.3. Организация государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации 19
2.4. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации 21
2.5. Организация государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Существует две основных методики измерения национального объема производства: первая базируется на марксисткой теории расширенного воспроизводства, вторая – принятая ООН, именуемая как система национальных счетов (СНС). В настоящее время осуществляет переход всех государств к единой методике ООН.
Макроэкономические
показатели. Система макроэкономических
показателей включает показатели, характеризующие
производство, занятость, средний уровень
цен и заработной платы, внешнеторговые
потоки, налоговые поступления и
государственные расходы, денежную
массу и др. макроэкономические показатели.
Они служат для предсказания развития
экономики, выявления тенденций, причин
их изменения и выработки
В систему макроэкономических показателей, применяемую в нашей стране входят: совокупный общественный продукт (СОП), валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), номинальный ВНП (ВВП), реальный ВНП (ВВП), потенциальный ВНП (разрыв между потенциальным и реальным ВНП называется лагом ВНП), чистый национальный продукт (ЧНП), национальный доход (НД), конечный продукт.
Расчеты макроэкономических показателей на прогнозируемый период должны осуществляться в увязке с системой национальных счетов. Знание сущности счетов необходимо для установления взаимосвязи макроэкономических показателей и формирования общеэкономических и межотраслевых пропорций.
Макроэкономические счета. В системе национальных счетов (СНС) различают рыночное производство товаров и услуг, предназначенных для реализации с целью получения прибыли, нерыночное производство товаров и услуг, производимых для собственного потребления (крестьянскими и личными подсобными хозяйствами), а также производство товаров и услуг, предоставляемых бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения, другим институциональным единицам, включая коллективные услуги, финансируемые из государственного бюджета (государственное управление, оборона и т.д.).
В СНС выделяют четыре основных счета: 1. Счет внутреннего продукта, характеризующий производство; 2. Счет доходов; 3. Счет операций с капиталом (счет накопления); 4. Платежный баланс – счет операций по взаимодействию с внешним миром. По каждому из этих четырех счетов возможны детализации.
Государственное
прогнозирование социально-
Система государственных прогнозов, сложившаяся в Российской Федерации:
1) государственные
прогнозы социально-
2) концепция
социально-экономического
3) программа
социально-экономического
4) федеральные
целевые программы,
Разработке государственного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации предшествует анализ, осуществляемый по следующим блокам: оценка демографической ситуации в стране; оценка накопленного национального богатства; анализ социальной структуры общества; оценка внешнеэкономической деятельности; оценка научно-технического потенциала; оценка состояния природных ресурсов.
Прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается в нескольких вариантах (сценариях). Он включает в себя комплекс количественных и качественных характеристик и состоит из следующих основных блоков(рис. 2).
Первый раздел государственного прогноза социально-экономического развития страны - макроэкономические показатели (сводный раздел). Здесь представлены прогнозные оценки ВНП, национального дохода, объема выпуска продукции, объема и динамики основных фондов, оборотных средств, темпов инфляции, трудовых ресурсов в целом по стране.
Второй раздел прогноза – отраслевые прогнозы. Показатели данного раздела раскрывают размер спроса на продукцию отрасли и отраслевые возможности по выпуску продукции.
Региональные
прогнозы – следующий третий раздел.
В нем приводятся основные характеристики
развития регионов России, которые
группируются в соответствии с достигнутым
уровнем социально-
Четвертый раздел государственного прогноза социально-экономического развития посвящен прогнозу социального развития и прогнозным оценкам уровня жизни населения. Здесь представлены показатели функционирования сферы обслуживания населения; показатели, характеризующие уровень доходов населения и распределение их по социальным группам.
Прогноз воспроизводства основных фондов и инвестиций – следующий раздел государственного прогноза. В нем приведены показатели ввода и выбытия основных фондов, степень изношенности основных фондов и эффективность их использования.
Прогноз трудовых ресурсов и занятости – обязательный элемент государственного прогноза, содержащий прогнозные оценки уровня безработицы, уровень квалификации трудовых ресурсов, уровня производительности труда (среднего по стране).
Прогноз
социально-экономических
Прогноз экономического использования природных ресурсов - предлагает показатели ввода, вовлечения в экономические процессы основных видов природных ресурсов и расчеты по затратам на восстановительные мероприятия.
Прогноз
внешнеэкономических связей и условий
– обязательный структурный элемент
государственного прогноза, в котором
приводятся показатели товарно-географической
структуры экспорта и импорта
страны, основные показатели платежного
баланса страны, объема и структуры
средств, полученных от продажи патентов
и лицензий на право осуществления
внешнеэкономической
Прогноз
социально-экономического развития страны
на долгосрочную перспективу разрабатывается
один раз в пять лет на десятилетний
период. На основе прогноза социально-экономического
развития на долгосрочную перспективу
Правительство Российской Федерации
организует разработку Концепции социально-
Порядок разработки прогноза социально-экономического развития страны и порядок разработки Концепции на долгосрочную перспективу определяются Правительством Российской Федерации. Данные прогноз и Концепция на долгосрочную перспективу подлежат опубликованию.
В целях
обеспечения преемственности
Прогноз
социально-экономического развития на
среднесрочную перспективу
Первое
после вступления в должность
Президента РФ послание, с которым
он обращается к Федеральному Собранию,
содержит специальный раздел, посвященный
концепции социально-
Правительство
РФ разрабатывает программу
Порядок
разработки программы социально-
В программе
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу
1) оценка
итогов социально-
2) концепция
программы социально-
3) макроэкономическая политика;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционная и структурная политика;
6) аграрная политика;
7) экологическая политика;
8) социальная политика;
9) региональная экономическая политика;
10) внешнеэкономическая политика.
Программа
социально-экономического развития РФ
на среднесрочную перспективу
Прогноз
социально-экономического развития РФ
на краткосрочную перспективу
1. предоставление
оперативной информации
2. параметры
ежегодного прогноза
Ежегодное
послание Президента РФ, с которым
он обращается к Федеральному Собранию,
содержит специальный раздел, посвященный
анализу выполнения программы социально-
Правительство РФ одновременно с предоставлением проекта Федерального бюджета предоставляет Государственной Думе следующие документы и материалы:
итоги социально-экономического развития РФ за прошедший период текущего года;
прогноз социально-экономического развития страны на предстоящий год;
проект сводного финансового баланса по территории РФ;
перечень основных социально-экономического проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства РФ в предстоящем году;
перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год;
перечень
и объемы поставок продукции для
федеральных государственных
намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.
В перечне федеральных целевых программ, намеченных к финансированию указываются:
краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ, включая указания целей, основных этапов и сроков их выполнения;
результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;
требуемые объемы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ в целом и по годам с указанием источников финансирования;