Социально ориентированная потребительская кооперация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что кооперативная организация – это независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.

Содержание

Введение 2
1 Ценности и принципы кооперативов 5
2 Пайщики - социальная основа потребительской кооперации 10
3 Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 24
4 Условия борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации 41
5 Социальная ориентация потребительской кооперации как её конкурентное преимущество 46
Заключение 59
Список литературы 64

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 228824.docx

— 793.36 Кб (Скачать файл)

В нормативных  документах потребительской кооперации [103, 104, 107, 108, 109, 110, 111] определены общие  подходы к осуществлению работы с пайщиками.

По нашему мнению, законодательная база работы с пайщиками в потребительской кооперации РФ полностью соответствует принципам МКА, однако она недостаточно совершенна. Главный ее недостаток состоит в том, что при ее разработке не были учтены некоторые реалии современной российской кооперации. Например, в ГК РФ [22, ст. 116] предусмотрено, что убытки потребительского общества должны покрываться пайщиками. На наш взгляд, это не справедливо, так как в настоящее время паевой фонд в российских потребительских обществах составляет менее 1% от собственного капитала. Если считать, что убытки организации должны покрываться ее владельцами пропорционально их долям в собственном капитале (как это принято в коммерческих организациях), то все пайщики должны покрывать менее 1% от суммы убытков (т.е. пропорционально своей доле в собственном капитале потребительского общества). В последние годы Центросоюзом РФ был разработан ряд типовых документов потребительского общества [ 129, 130, 141] по организации работы с пайщиками. В программах развития потребительской кооперации были определены основные направления совершенствования работы с пайщиками [66, 131]. В целом мы согласны с подходами к осуществлению работы с пайщиками, которые изложены в этих документах. Однако, на наш взгляд, в них содержатся некоторые противоречия с законодательством. Например, отмечается [4], что пайщики имеют первоочередное право на трудоустройство в потребительском обществе. В то же время подчеркивается [6], что в потребительских обществах должно быть как можно меньше пайщиков, работающих в этих обществах (чтобы избежать перерождения потребительского общества в производственный кооператив).

Проанализировав законодательную и теоретическую  базу кооперации, мы пришли к выводу, что все виды социально-экономической  работы с пайщиками можно разделить  на три группы (исходя из предмета отношений  пайщика с потребительским обществом): 1)хозяйственно-финансовая работа с  пайщиками; 2)организационно-кооперативная  работа с пайщиками; 3)культурно-массовая работа с пайщиками. Анализ законодательной  базы потребительской кооперации РФ позволяет сделать вывод, что  в потребительских обществах  могут осуществляться следующие  виды социально-экономической работы с пайщиками (рис.2).

Рис. 2. Основные виды социально-экономической  работы с пайщиками в потребительском  обществе

Мировой кооперативный  опыт и опыт дореволюционных российских кооператоров свидетельствуют о том, что наиболее действенным экономическим механизмом, обеспечивающим социальную и экономическую устойчивость потребительских кооперативов, является экономическая поддержка кооперативов пайщиками, реализуемая через экономическое участие [7]. Одним из условий реализации экономической поддержки пайщиков является необходимость признания их в качестве социальной основы системы не только юридически, но и фактически, повышения мотивации неработающих в системе пайщиков, стимулирования их экономического участия, активности в управлении и контроле за хозяйственно-финансовой деятельностью кооператива. Отказ от экономического участия членов в деятельности кооперативов приводит к прекращению существования кооперативов по экономическим причинам, а для потребительских кооперативов означает угрозу их перерождения в производственные.

Производственный  кооператив как коммерческая организация  не может рассчитывать на режим благоприятствования  в налоговом законодательстве. Преимущества, которые сейчас извлекают работники-пайщики  потребительской кооперации, временные. Кооперативы без неработающих пайщиков теряют покупателей, их экономическую, поддержку имидж социально-ориентированной  системы (следовательно, помощь органов  местного самоуправления), собственность, а в конечном итоге - рабочие места  персонала.

Только наличие  пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией  статус некоммерческой организации, которая  может претендовать на федеральные  и местные льготы, в том числе  и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу  превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация  со всеми вытекающими отсюда последствиями.

С нарастанием  конкуренции выживает только тот  субъект рынка, который имеет  своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит  в том, что она изначально имеет  своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.

Центральная проблема реформирования - создать механизм экономического участия пайщиков, то есть систему мер и условий, при реализации которых пайщики:

· во-первых, станут покупателями преимущественно магазинов  кооператива;

· во-вторых, будут  заинтересованы сдать продукцию  индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную продукцию и собранные дикорастущие только своему кооперативу;

· в-третьих, свободные  денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельность своего кооператива.

Основная ошибка теории и практики кооперативного движения России состоит в том, что под  экономическим участием зачастую понимается паевой взнос. После деноминации  рубля, и, следовательно, стоимостного выражения паевых взносов в 1998 г., такое неверное, однобокое толкование экономического участия привело  к политике освобождения от пайщиков, чьи паевые взносы превратились в  копейки. Вторая сторона ошибочных  решений - резкое увеличение размера  паевого взноса, что также способствовало уменьшению количества пайщиков. И  это существенно подорвало социальную базу кооперации.

Природа потребительской  кооперации как социально ориентированной  системы и приоритет социальных задач обусловили необходимость  осуществления социальной работы.

Как уже отмечалось выше, социальная работа – это специфическая  форма государственного и вне государственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения [5]. Потребительская кооперация функционирует как система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных с целью удовлетворения потребностей своих членов (пайщиков) и некооперированного населения [4]. Потребительская кооперация представляет собой систему хозяйствующих субъектов, имеющих некоммерческий статус. Поэтому работу с пайщиками и некооперированным населением можно рассматривать как форму вне государственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного уровня жизни населения. Экономической основой работы с пайщиками, некооперированным населением и работниками в потребительском обществе является хозяйственная деятельность.

Таким образом, можно  выделить три общих направления  социально-экономической работы в  потребительском обществе (рис.3).

Рис. 3. Направления социально-экономической работы в потребительском обществе.

В настоящее время  особо остро стоит вопрос о  взаимоотношениях потребительских  обществ с пайщиками, возникает  необходимость восстановить пайщика  в качестве экономической и социальной основы потребительской кооперации.

Экономическое участие  пайщиков требует решения многих проблем: формы экономического участия, размера паевого взноса, формирования паевого капитала (паевого фонда), компенсации на паевой капитал, распределения прибыли, отношений собственности, бонуса (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользования ресурсами кооператива в личных целях, объема ответственности и компетенции, участия в управлении, эффективности деятельности потребительского общества и другие.

Из факторов, обеспечивающих эффективность экономического участия пайщиков, в большинстве  кооперативов отсутствуют:

· личная мотивация  членов;

· совпадение целей  пайщиков и кооператива;

· регламентация, то есть четкий порядок учета экономического участия и кооперативных выплат;

· масштаб экономического участия пайщиков, обеспечивающий достижение целей потребительского общества.

Основными формами  экономического участия пайщиков в  деятельности потребительского общества являются паевые взносы, вклады, покупка  товаров и услуг в предприятиях потребительского общества; сдача сельскохозяйственной и другой продукции в потребительское  общество; труд в потребительском  обществе. В связи с этим можно  говорить о пайщиках - вкладчиках, пайщиках-покупателях  товаров и услуг, пайщиках-товаропроизводителях-сдатчиках  своей продукции, пайщиках – работниках [8]. Традиционной формой экономического участия пайщиков в потребительских  обществах являются паевые взносы. Экономический интерес пайщиков к деятельности потребительской кооперации обеспечивается преимущественным правом перед другими гражданами, не являющимися членами потребительской кооперации, в получении услуг кооперативных предприятий. Пайщики могут пользоваться яслями, детскими садами, домами отдыха, санаториями кооперативных организаций.

Таким образом, в механизме эффективного экономического участия пайщиков главное - форма, размер, четкая регламентация кооперативных выплат, обязательность кооперативных выплат при любых результатах деятельности.

3 Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации

 

Деятельность  потребительских обществ и потребительских  союзов в отличие от организаций  других организационно-правовых форм имеет ярко выраженную социальную составляющую, которая обусловлена особенностями  кооперативной формы хозяйствования. Социальная политика организаций потребительской  кооперации направлена, с одной стороны, на удовлетворение интересов пайщиков, обслуживаемого населения, с другой – на удовлетворение интересов наемных  работников системы потребительской  кооперации. Как социальный институт она призвана формировать цели своей  социальной политики с учетом норм и правил, традиций, культуры и интересов  всего общества. Следовательно, социальная политика потребительской кооперации включает две основные составляющие:

a) обеспечение мер социального характера в соответствии с государственными (муниципальными) гарантиями в рамках законодательства РФ своим работникам;

b) использование экономического и социального ресурсов в целях наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей е. членов (пайщиков) и всего обслуживаемого населения.

Устойчивое экономическое  развитие государства требует сбалансированной социальной политики на всех уровнях: общегосударственном, региональном, отраслевом, отдельной организации. Возможности социальной политики определяются ресурсами государства, региона, отрасли, конкретного субъекта [7].

В настоящее время  социальные ожидания населения выше экономических возможностей государства. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики на уровне регионов и отдельных организаций имеет особо важное значение. Характерными признаками социального действия являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае жизнь в обществе будет рассогласованной, начнется борьба всех против всех.

В экономике большинства  развитых стран существует явление, связанное с социализацией предпринимательской деятельности, которое способствует удовлетворению общественных потребностей в улучшении качества и условий жизни населения в зоне функционирования экономического субъекта. Мировой опыт показывает, что организационно-правовые формы социальных предприятий могут быть различными, но наибольшее распространение получили производственные и потребительские кооперативы. В мире 90 % кооперативов – некоммерческие, а 10 % дано право быть коммерческими или некоммерческими по выбору [3]. Социальные предприятия за рубежом получают всестороннюю помощь от предпринимателей, институтов гражданского общества, правительства. В ряде стран Европы созданы ассоциации социальных предприятий [4, 6].

Становление в  России рыночной экономики порождает не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставляет по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования.

Одной из таких  хозяйственных форм является кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер, новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание [5].

Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации – потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.). Осуществляя снабжение сельского населения товарами, создавая рабочие места и обеспечивая занятость сельского населения, потребительская кооперация стабилизирует социально-экономическую обстановку в сельской местности. Потребительская кооперация – один из компонентов социальных отношений в сельской местности; она направляет и контролирует действия людей в экономике, социальной сфере, культуре, быту, семье; имеет социальный статус и выполняет определенные социальные роли. Это – стабильная совокупность форм социальной жизни; в ней отражаются специфика местных обычаев, традиций и правил поведения; социальные нормы и социальные статусы. Это социально-экономическая и культурная организация с комплексом предприятий и функций, часть регуляторов общественных отношений на селе.

В Законе «О потребительской  кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации: «Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов» [1]. В этом определении четко выражена миссия – главная цель системы потребительской кооперации – удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов. Миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):

• потребительские  общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов-пайщиков;

• потребительские  союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов – потребительских обществ и их пайщиков.

Миссия потребительской  кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение – удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то, что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко – удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия всегда была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью. Социальная миссия – это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций. Социальная миссия потребительской кооперации проявляется в том, что осуществляемые в рамках этой формы торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции, производство товаров, платные услуги, капитальное строительство, сельскохозяйственное производство, развитие транспорта, образовательные, медицинские и санаторно-курортные услуги направлены на социальную поддержку и защиту сельского населения.

Информация о работе Социально ориентированная потребительская кооперация