Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:41, курсовая работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что кооперативная организация – это независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.
Введение 2
1 Ценности и принципы кооперативов 5
2 Пайщики - социальная основа потребительской кооперации 10
3 Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 24
4 Условия борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации 41
5 Социальная ориентация потребительской кооперации как её конкурентное преимущество 46
Заключение 59
Список литературы 64
В нормативных документах потребительской кооперации [103, 104, 107, 108, 109, 110, 111] определены общие подходы к осуществлению работы с пайщиками.
По нашему мнению, законодательная база работы с пайщиками в потребительской кооперации РФ полностью соответствует принципам МКА, однако она недостаточно совершенна. Главный ее недостаток состоит в том, что при ее разработке не были учтены некоторые реалии современной российской кооперации. Например, в ГК РФ [22, ст. 116] предусмотрено, что убытки потребительского общества должны покрываться пайщиками. На наш взгляд, это не справедливо, так как в настоящее время паевой фонд в российских потребительских обществах составляет менее 1% от собственного капитала. Если считать, что убытки организации должны покрываться ее владельцами пропорционально их долям в собственном капитале (как это принято в коммерческих организациях), то все пайщики должны покрывать менее 1% от суммы убытков (т.е. пропорционально своей доле в собственном капитале потребительского общества). В последние годы Центросоюзом РФ был разработан ряд типовых документов потребительского общества [ 129, 130, 141] по организации работы с пайщиками. В программах развития потребительской кооперации были определены основные направления совершенствования работы с пайщиками [66, 131]. В целом мы согласны с подходами к осуществлению работы с пайщиками, которые изложены в этих документах. Однако, на наш взгляд, в них содержатся некоторые противоречия с законодательством. Например, отмечается [4], что пайщики имеют первоочередное право на трудоустройство в потребительском обществе. В то же время подчеркивается [6], что в потребительских обществах должно быть как можно меньше пайщиков, работающих в этих обществах (чтобы избежать перерождения потребительского общества в производственный кооператив).
Проанализировав
законодательную и
Рис. 2. Основные виды социально-экономической работы с пайщиками в потребительском обществе
Мировой кооперативный опыт и опыт дореволюционных российских кооператоров свидетельствуют о том, что наиболее действенным экономическим механизмом, обеспечивающим социальную и экономическую устойчивость потребительских кооперативов, является экономическая поддержка кооперативов пайщиками, реализуемая через экономическое участие [7]. Одним из условий реализации экономической поддержки пайщиков является необходимость признания их в качестве социальной основы системы не только юридически, но и фактически, повышения мотивации неработающих в системе пайщиков, стимулирования их экономического участия, активности в управлении и контроле за хозяйственно-финансовой деятельностью кооператива. Отказ от экономического участия членов в деятельности кооперативов приводит к прекращению существования кооперативов по экономическим причинам, а для потребительских кооперативов означает угрозу их перерождения в производственные.
Производственный
кооператив как коммерческая организация
не может рассчитывать на режим благоприятствования
в налоговом законодательстве. Преимущества,
которые сейчас извлекают работники-пайщики
потребительской кооперации, временные.
Кооперативы без неработающих пайщиков
теряют покупателей, их экономическую,
поддержку имидж социально-
Только наличие пайщиков, кроме работников системы, сохранит за потребительской кооперацией статус некоммерческой организации, которая может претендовать на федеральные и местные льготы, в том числе и в налогообложении. Как только потребительское общество лишается неработающих пайщиков, так сразу превращается в кооператив работников, то есть производственный кооператив, статус которого - коммерческая организация со всеми вытекающими отсюда последствиями.
С нарастанием конкуренции выживает только тот субъект рынка, который имеет своего покупателя. Исходное преимущество потребительской кооперации состоит в том, что она изначально имеет своего покупателя в лице пайщика. Необходимо поддержать пайщиков и как производителей, а следовательно, сдатчиков сельскохозяйственных продуктов, сырья, заготовителей дикорастущих и продавцов этой продукции своему кооперативу. Задача потребительского кооператива проста по сравнению с другими субъектами рынка, которым еще нужно найти своего покупателя. Потребительской кооперации достаточно сохранить своего покупателя и своего сдатчика продукции - пайщика, сделать все, чтобы он остался своим покупателем и сдатчиком своей продукции.
Центральная проблема
· во-первых, станут покупателями преимущественно магазинов кооператива;
· во-вторых, будут
заинтересованы сдать продукцию
индивидуальной деятельности, сельскохозяйственную
продукцию и собранные
· в-третьих, свободные денежные средства вложат в хозяйственно-финансовую деятельность своего кооператива.
Основная ошибка
теории и практики кооперативного движения
России состоит в том, что под
экономическим участием зачастую понимается
паевой взнос. После деноминации
рубля, и, следовательно, стоимостного
выражения паевых взносов в 1998 г.,
такое неверное, однобокое толкование
экономического участия привело
к политике освобождения от пайщиков,
чьи паевые взносы превратились в
копейки. Вторая сторона ошибочных
решений - резкое увеличение размера
паевого взноса, что также способствовало
уменьшению количества пайщиков. И
это существенно подорвало
Природа потребительской кооперации как социально ориентированной системы и приоритет социальных задач обусловили необходимость осуществления социальной работы.
Как уже отмечалось выше, социальная работа – это специфическая форма государственного и вне государственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного культурного, социального и материального уровня жизни населения [5]. Потребительская кооперация функционирует как система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных с целью удовлетворения потребностей своих членов (пайщиков) и некооперированного населения [4]. Потребительская кооперация представляет собой систему хозяйствующих субъектов, имеющих некоммерческий статус. Поэтому работу с пайщиками и некооперированным населением можно рассматривать как форму вне государственного воздействия на человека с целью обеспечения достойного уровня жизни населения. Экономической основой работы с пайщиками, некооперированным населением и работниками в потребительском обществе является хозяйственная деятельность.
Таким образом, можно выделить три общих направления социально-экономической работы в потребительском обществе (рис.3).
Рис. 3. Направления социально-экономической работы в потребительском обществе.
В настоящее время особо остро стоит вопрос о взаимоотношениях потребительских обществ с пайщиками, возникает необходимость восстановить пайщика в качестве экономической и социальной основы потребительской кооперации.
Экономическое участие пайщиков требует решения многих проблем: формы экономического участия, размера паевого взноса, формирования паевого капитала (паевого фонда), компенсации на паевой капитал, распределения прибыли, отношений собственности, бонуса (периодический возврат части стоимости купленных товаров), пользования ресурсами кооператива в личных целях, объема ответственности и компетенции, участия в управлении, эффективности деятельности потребительского общества и другие.
Из факторов, обеспечивающих эффективность экономического участия пайщиков, в большинстве кооперативов отсутствуют:
· личная мотивация членов;
· совпадение целей пайщиков и кооператива;
· регламентация,
то есть четкий порядок учета экономического
участия и кооперативных
· масштаб экономического участия пайщиков, обеспечивающий достижение целей потребительского общества.
Основными формами
экономического участия пайщиков в
деятельности потребительского общества
являются паевые взносы, вклады, покупка
товаров и услуг в предприятиях
потребительского общества; сдача сельскохозяйственной
и другой продукции в потребительское
общество; труд в потребительском
обществе. В связи с этим можно
говорить о пайщиках - вкладчиках, пайщиках-покупателях
товаров и услуг, пайщиках-товаропроизводителях-
Таким образом, в механизме эффективного экономического участия пайщиков главное - форма, размер, четкая регламентация кооперативных выплат, обязательность кооперативных выплат при любых результатах деятельности.
Деятельность
потребительских обществ и
a) обеспечение мер социального характера в соответствии с государственными (муниципальными) гарантиями в рамках законодательства РФ своим работникам;
b) использование экономического и социального ресурсов в целях наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей е. членов (пайщиков) и всего обслуживаемого населения.
Устойчивое экономическое развитие государства требует сбалансированной социальной политики на всех уровнях: общегосударственном, региональном, отраслевом, отдельной организации. Возможности социальной политики определяются ресурсами государства, региона, отрасли, конкретного субъекта [7].
В настоящее время социальные ожидания населения выше экономических возможностей государства. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики на уровне регионов и отдельных организаций имеет особо важное значение. Характерными признаками социального действия являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае жизнь в обществе будет рассогласованной, начнется борьба всех против всех.
В экономике большинства развитых стран существует явление, связанное с социализацией предпринимательской деятельности, которое способствует удовлетворению общественных потребностей в улучшении качества и условий жизни населения в зоне функционирования экономического субъекта. Мировой опыт показывает, что организационно-правовые формы социальных предприятий могут быть различными, но наибольшее распространение получили производственные и потребительские кооперативы. В мире 90 % кооперативов – некоммерческие, а 10 % дано право быть коммерческими или некоммерческими по выбору [3]. Социальные предприятия за рубежом получают всестороннюю помощь от предпринимателей, институтов гражданского общества, правительства. В ряде стран Европы созданы ассоциации социальных предприятий [4, 6].
Становление в России рыночной экономики порождает не только целый ряд новых хозяйственных процессов и явлений, но и заставляет по-новому оценивать те традиционные для экономики советского периода хозяйственные формы, которые трансформировались в рыночные образования.
Одной из таких хозяйственных форм является кооперация, которая, выступая в многообразных проявлениях, приобретает все более сложный характер, новые рыночные признаки, сохраняя при этом свое самобытное содержание [5].
Потребительская кооперация является составной частью рыночной экономики страны, объединяющей некоммерческие организации – потребительские общества и их союзы, которым разрешено заниматься коммерческой деятельностью (торговлей, общественным питанием, сельским хозяйством, заготовками, производством и др.). Осуществляя снабжение сельского населения товарами, создавая рабочие места и обеспечивая занятость сельского населения, потребительская кооперация стабилизирует социально-экономическую обстановку в сельской местности. Потребительская кооперация – один из компонентов социальных отношений в сельской местности; она направляет и контролирует действия людей в экономике, социальной сфере, культуре, быту, семье; имеет социальный статус и выполняет определенные социальные роли. Это – стабильная совокупность форм социальной жизни; в ней отражаются специфика местных обычаев, традиций и правил поведения; социальные нормы и социальные статусы. Это социально-экономическая и культурная организация с комплексом предприятий и функций, часть регуляторов общественных отношений на селе.
В Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» дано следующее определение системы потребительской кооперации: «Потребительская кооперация – система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов» [1]. В этом определении четко выражена миссия – главная цель системы потребительской кооперации – удовлетворение материальных и иных потребностей ее членов. Миссия как главная цель одинакова у каждой отдельной организации системы потребительской кооперации (каждого потребительского общества и каждого потребительского союза):
• потребительские общества созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов-пайщиков;
• потребительские союзы созданы с целью удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов – потребительских обществ и их пайщиков.
Миссия потребительской кооперации существенно не изменилась на протяжении многолетней истории. Первые потребительские общества уже определяли свое социальное назначение – удовлетворение пайщиков в качественных товарах и услугах по приемлемой цене. Несмотря на то, что многие потребительские общества долгое время формулировали свою цель узко – удовлетворение потребностей пайщиков в товарах и услугах, их действительная миссия всегда была шире. Они занимались предоставлением услуг, образовательной и просветительной деятельностью. Социальная миссия – это главная цель, предназначение, философия и смысл существования системы потребительской кооперации и образующих ее организаций. Социальная миссия потребительской кооперации проявляется в том, что осуществляемые в рамках этой формы торговля, общественное питание, закупки сельскохозяйственной продукции, производство товаров, платные услуги, капитальное строительство, сельскохозяйственное производство, развитие транспорта, образовательные, медицинские и санаторно-курортные услуги направлены на социальную поддержку и защиту сельского населения.
Информация о работе Социально ориентированная потребительская кооперация