Социально ориентированная потребительская кооперация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что кооперативная организация – это независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.

Содержание

Введение 2
1 Ценности и принципы кооперативов 5
2 Пайщики - социальная основа потребительской кооперации 10
3 Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 24
4 Условия борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации 41
5 Социальная ориентация потребительской кооперации как её конкурентное преимущество 46
Заключение 59
Список литературы 64

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 228824.docx

— 793.36 Кб (Скачать файл)

Для анализа, оценки и планирования социальной миссии организаций потребительской кооперации такая программа должна включать, на наш взгляд, систему показателей, обеспечивающих исследования по следующим направлениям:

1. Организационно-уставная (целеполагающая) деятельность;

2. Социально-инвестиционная  деятельность;

3. Социальная  защита и повышение жизненного  уровня пайщиков, работников потребкооперации и населения;

4. Развитие интеллектуального  потенциала и повышение образовательного уровня пайщиков и работников потребкооперации;

5. Развитие социальной  инфраструктуры села;

6. Уровень обеспечения  продовольственной безопасности государства системой потребительской кооперации;

7. Финансово-экономический  потенциал развития субъектов потребительской кооперации.

Предлагаемая  система охватывает количественные, стоимостные и относительные показатели, которые, по мнению авторов, позволяют дать наиболее полную оценку экономической эффективности социальной миссии организаций системы потребительской кооперации.

Таким образом, необходимо выделить ряд экономико-математических моделей, которые, в конечном счете, обеспечили установление взаимосвязи и взаимозависимости между уровнями социального развития и финансово-экономического потенциала организаций потребкооперации.

Одним из этапов методики расчета экономической эффективности социальной миссии организаций потребительской кооперации является построение моделей, обеспечивающих расчет самого уровня социального развития по отдельным направлениям (группам показателей), и установление зависимости этого уровня от финансово-экономического потенциала организации.

Конечная модель, построенная с помощью метода многофакторного корреляционно-регрессионного анализа, показывает зависимость уровней  социального развития и финансово-экономического потенциала и имеет следующий вид:

Ŷх = а0 + а1 Х1 + а2 Х2 + а3 Х3 + а4 Х4 +а5 Х5 + а6 Х6, (1)

где Ŷх – уровень финансово-экономического потенциала развития организации потребительской кооперации; а0 – свободный член; а1, а2, а3, а4, а5, а6 – степень и характер влияния соответствующего направления социального развития на уровень финансово-экономического потенциала; Х1 – уровень организационно-уставной деятельности; Х2 – уровень социально-инвестиционной деятельности; Х3 – уровень социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков, работников потребкооперации и населения; Х4 – уровень развития интеллектуального потенциала пайщиков и работников потребкооперации; Х5 – уровень развития социальной инфраструктуры села; Х6 – уровень обеспечения продовольственной безопасности государства системой потребительской кооперации.

Уровень социального  развития соответствующего направления определяется методом главных компонент.

К примеру, модель для определения уровня социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков и сельского населения (исходные данные представлены в таблице) имеет следующий вид:

Ŷх = а0 + а1 Х1 + а2 Х2 + а3 Х3 + а4 Х4 +а5 Х5 + а6 Х6 +а7 Х7 + а8 Х8, (2)

где Ŷх – уровень социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков и сельского населения; а0 – свободный член; а1, а2, а3, а4, а5, а6, а7, а8 – степень и характер влияния соответствующего фактора на уровень социальной защиты и повышения жизненного уровня пайщиков и сельского населения; Х1 – доля потребительской кооперации в обеспечении занятости сельского населения, %; Х2 – темп роста повышения занятости населения через систему потребительской кооперации, %; Х3 – сумма привлеченных заемных средств от одного пайщика, руб.; Х4 – коэффициент соотношения привлеченных заемных средств пайщиков и сельского населения; Х5 – сумма льгот, предоставленных одному пайщику, руб.; Х6 – коэффициент соотношения льгот, предоставленных пайщикам и сельскому населению; Х7 – сумма, полученная одним пайщиком от сданной сельскохозяйственной продукции, руб.; Х8 – коэффициент соотношения сумм, полученных от сданной сельскохозяйственной продукции пайщиками и сельским населением.

Предлагаемая  система показателей, их классификация  и методика расчета могут быть использованы для анализа, планирования и управления деятельностью организаций системы потребительской кооперации с целью повышения экономической эффективности их социальной миссии.

5 Социальная ориентация потребительской кооперации как её конкурентное преимущество

 

В условиях социализации национальной экономики назрела необходимость динамичного развития торговли, которое представляет поступательный процесс развития торговых организаций, обеспечивающий эффективную хозяйственную деятельность в сочетании с качественным аспектом их социального развития в заданном целевом направлении и оптимальной реализацией интересов субъектов и объекта социально-трудовых отношений.

Динамичное развитие организаций торговли, в том числе  в потребительской кооперации, определяется влиянием различных факторов, изучение которых позволило выявить необходимость единства экономического и социального подходов к динамичному развитию торговли потребительской кооперации и определить приоритетность фактора материального стимулирования труда (рис.6).

Рис. 6. Взаимосвязь факторов динамичного развития торговли потребительской кооперации.

Вместе с этим, к началу 1990 г. отечественная потребительская  кооперация представляла достаточно устойчивый сектор экономики с относительно развитой материально-технической  базой и квалифицированными кадрами, объединявший свыше 24 млн. пайщиков. Первое десятилетие перехода страны к рыночным отношениям (1991-2000 гг.) оказалось крайне тяжелым для потребительской  кооперации. Всеобщий экономический хаос обернулся огромными потерями для потребкооперации России – из-за либерализации цен 1992 г., галопирующей инфляции, призывов к ликвидации кооперативных союзов (1991-1992 гг.), развернувшейся в 1991-1995 гг. широкой кампании коммерциализации и акционирования предприятий, нарушений хозяйственных связей и др. причин объективного и субъективного характера, совокупные объемы хозяйственной деятельности кооперации существенно сократились, многие отраслевые организации фактически лишились собственных оборотных средств, на базе имущества потребительских обществ и их союзов стали спонтанно создаваться принципиально новые организационно-правовые формы деятельности – малые предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества закрытого типа. Таким образом, возникла реальная угроза утраты системы потребительской кооперации в целом.

Следует отметить, что ситуация 1990-е гг., прежде всего, негативно отразилась на численности  пайщиков системы российской потребительской  кооперации. По разным причинам (сокращение сельского населения в целом, потеря престижности от членства в  потребительских обществах, несовершенство организации работы с пайщиками  и др.) численность пайщиков по Центросоюзу  России за 1991-2000 гг. сократилась более  чем в 2 раза и на начало 2000 г. составила  всего 11,361 млн. чел.

Негативная тенденция  сохранялась и в 2000-е гг. Официальные  данные свидетельствуют: по состоянию  на начало 2012 г. численность пайщиков потребительской кооперации (3,718 млн. чел.) сократилась в 6,6 раз по сравнению  с уровнем 1990 г.

Динамика численности пайщиков потребительской кооперации системы Центросоюза РФ в 1990-2011 гг. представлена на рис. 7.

Рис. 7. Динамика изменения численности пайщиков системы Центросоюза РФ (на 1 января 2012 года)

Источник: Основные показатели социально-экономической  деятельности потребительской кооперации Российской Федерации. – М.: Центральный  союз потребительских обществ РФ, 2000-е гг.

В последние годы потребительская кооперация России испытывает спад в своей хозяйственной  деятельности, обусловленный глобальным финансово-экономическим кризисом (табл. 1).

Несмотря на сложности  переходного периода конца 1990-х  – 2000-х гг., под воздействием которых  потребительская кооперация утратила многие политические и экономические  позиции, усилиями пайщиков и работников потребительских обществ и союзов все же удалось сохранить значительную часть материально-технической базы. Данные табл. 1, указывающие на нестабильность и естественное снижение эффективности показателей хозяйственной деятельности кооперативных организаций системы Центросоюза Российской Федерации в годы мирового финансово-экономического кризиса, начиная с 2008 г., свидетельствуют о наличии объективных предпосылок к активному развитию потребительской кооперации.

Таблица 1 – Основные показатели хозяйственной деятельности по системе Центросоюза Российской Федерации (2008-2011 гг.)

 

Показатели 

 

2008 г.

 

2009 г.

 

2010 г.

 

2011 г.

2011г.

в % к 2008 г.

2011г.

в %

к 2010 г.

в действующих  ценах

в сопоставимых ценах

 Совокупный  объем деятельности

101,3

104,3

млрд. руб.

168,601

201,704

205,806

228,003

   

в % к предшествующему году

114,5

119,6

102,0

110,8

   

I. Оборот розничной  торговли и общественного питания 

   

млрд. руб.

126,392

151,758

154,996

172,384

   

в % к предшествующему году

117,2

120,0

102,1

111,2

   

в том числе,

1.1. Оборот розничной  торговли

102,6

104,7

млрд. руб.

116,050

139,585

142,739

158,948

   

в % к предшествующему году

117,3

120,3

102,3

111,4

   

1.2. Оборот общественного  питания

91,7

102,1

млрд. руб.

10,342

12,173

12,257

13,436

   

в % к предшествующему году

117,0

117,7

100,,7

109,6

   

II. Оборот оптовой  торговли

99,7

104,8

млрд. руб.

7,974

9,977

9,526

10,619

   

в % к предшествующему году

105,2

125,1

95,5

111,5

   

доля оптового оборота по отношению 

к розничному обороту, %

 

7,1

 

6,8

 

6,9

 

6,7

 

 

III. Объем закупок  сельскохозяйственной продукции  и сырья

107,7

109,9

млрд. руб.

14,216

16,692

17,479

20,439

   

в % к предшествующему году

116,7

117,4

104,7

116,9

   

IV. Объем продукции  (работ, услуг) промышленных предприятий

90,3

97,4

млрд. руб.

16,068

18,994

19,345

19,883

   

в % к предшествующему году

105,7

118,2

101,8

102,8

   

V. Объем платных  услуг населению

87,2

98,9

млрд. руб.

3,952

4,282

4,461

4,680

   

в % к предшествующему году

82,6

137,0

104,2

104,9

   

Прибыль,

           

млрд. руб.

3,125

4,503

4,954

4,669

   

Рентабельность,

           

%

1,85

2,33

2,19

2,05

   

 

Источник: Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Российской Федерации. – М.: Центральный союз потребительских обществ РФ, 2000-е гг.

В феврале 2008 г. была принята «Концепция развития потребительской  кооперации Российской Федерации до 2015 г.», сформировавшая основные направления  расширения и интенсификации деятельности организаций потребительской кооперации. В качестве одной из важнейших  задач модернизации системы управления была выделена задача по обеспечению  кооперативно-частного партнерства, ориентированного на создание совместных предприятий, обеспечивающих защиту интересов организаций потребительской кооперации при реализации крупномасштабных бизнес-проектов. В связи с этим, кооперативно-частное партнерство означает форму сотрудничества организаций потребительской кооперации с др. предприятиями частного сектора и государственными (муниципальными) образованиями на локально ограниченной территории с целью экономически более эффективного выполнения общественно-значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Одной из форм кооперативно-частного партнерства выступают апробированные мировой практикой территориально-производственные кластеры как особый организационно-управленческий инструмент обеспечения конкурентоспособности  субъектов предпринимательства. Разновидностью территориально-производственных кластеров  являются предпринимательские кластеры. Под «предпринимательским кластером» в данном случае понимается пространственно локализованная совокупность взаимосвязанных функциональными отношениями в сфере производства/реализации продукции межотраслевых хозяйствующих субъектов, извлекающих синергетический эффект в тех областях знаний и производства, в которых являются лидерами и обладают специфическими конкурентными преимуществами, и обеспечивающих мультипликативный эффект предприятиям и организациям смежных и поддерживающих производств вне кластера.

Предпринимательский кластер потребительской кооперации, таким образом, представляет производственно-хозяйственную структуру, в которой организации потребительской кооперации на принципах партнерства сотрудничают с кооперативами др. видов, малыми и средними предприятиями смежных и поддерживающих производств, инфраструктурными и кредитно-финансовыми учреждениями, а также с местными органами власти. В связи с этим, предпринимательский кластер потребительской кооперации должен:

решать внутрикластерные задачи, обеспечивая усиление конкурентных преимуществ его участников, повышение общей эффективности хозяйственной деятельности, создание новых возможностей для укрепления кооперативного сектора, повышение социальной роли кооперативного движения и др. (синергетический эффект);

Информация о работе Социально ориентированная потребительская кооперация