Социально ориентированная потребительская кооперация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что кооперативная организация – это независимое объединение людей, добровольно сотрудничающих с целью удовлетворения общих экономических, социальных и культурных потребностей и пожеланий посредством создания демократически управляемых предприятий по принципу совместного владения.

Содержание

Введение 2
1 Ценности и принципы кооперативов 5
2 Пайщики - социальная основа потребительской кооперации 10
3 Социальная защита пайщиков и обслуживаемого населения в потребительской кооперации 24
4 Условия борьбы с бедностью - стратегия и социальная миссия потребительской кооперации 41
5 Социальная ориентация потребительской кооперации как её конкурентное преимущество 46
Заключение 59
Список литературы 64

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа 228824.docx

— 793.36 Кб (Скачать файл)

обеспечивать  трансфер точек роста, вовлекая предприятия смежных и поддерживающих производств, находящихся вне кластерной структуры, в совместный производственный процесс (мультипликативный эффект).

Таким образом, современное положение экономики торговли потребительской кооперации сформировалось под воздействием общеэкономических факторов развития страны, а также внутрисистемных изменений.

 

Заключение

 

Мировая практика выработала эффективный механизм хозяйствования – потребкооперация. Потребкооперация как объединение труда и средств для ведения совместной деятельности используется очень широко. Организации потребкооперации объединяет неограниченное число людей, которые, став его членами, принимают в деятельности своего добровольного союза личное, в том числе материальное, а в ряде случаев также трудовое участие. Потребительский кооператив, прежде всего, заботится о благосостоянии своих членов, он действует не ради наживы отдельных лиц. Следовательно, его главная цель благородна, моральное преимущество на стороне кооперации. Кооперативы, прежде всего, порождены потребностями жизни. Потребительские кооперативы как специфические организации, образующие крупные социально-экономические системы. Кооперацию справедливо называют социальным открытием новейшей цивилизации.

Потребительская кооперация актуальна и сегодня  – это особая организационно-правовая форма современной экономики, - это  замкнутая система, которая генерирует спрос, производство и реализацию. Она представляет собой наиболее интересный пример «экономики участия» - то есть такой экономической системы, которая основана на софинансировании и участии членов организации в собственности, управлении и доходах. Кооперативная интеграция организаций между собой и консолидация их с потребителями дает дополнительный экономический и социальный эффект для общества в целом.

Таким образом, кооперация – удивительно широкое социальное явление, наглядно демонстрирующее  тягу человека к сотрудничеству, взаимопомощи и равноправию в основных сферах общественной жизни. Потребительская  кооперация – важный элемент социальной экономики России и отдельно взятого  региона. Социальные приоритеты потребительской  кооперации находят концентрированное выражение в ее миссии – повышение уровня и качества жизни, социальная защита пайщиков, оказание помощи остро нуждающимся членам потребительских обществ, сельским жителям. Современная потребительская кооперация имеет двойственную природу: общественной организации и хозяйственного общества. Синтезирующей категорией для них является понятие социального института, позволяющее определить общие и специфические черты потребительской кооперации как исторически сложившейся устойчивой формы организации совместной деятельности людей для удовлетворения определенных потребностей. Потребительская кооперация выступает такой моделью самоорганизации населения, в которой добровольное сотрудничество людей в целях непосредственного удовлетворения потребностей в определенных товарах и услугах соединяется с их собственным инициативным участием в организации производства этих товаров и оказании услуг. При этом потребительская кооперация, хотя и носит некоторые черты корпоративной организации, не является замкнутой системой. Она обеспечивает социальную поддержку не только своих членов (пайщиков), но и других социально уязвимых групп населения.

Формы и мотивы социальной деятельности зависят от субъектов этой деятельности и от предпосылок, которые им создает окружающая среда, историческое развитие и нынешние органы власти, создавая законы. Сила и значимость кооперации состоит в том, что она выступает как форма самоорганизации населения, взаимной поддержки коллективистских (общинных) начал, свойственных российскому менталитету, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни. Можно сделать вывод о том, что потребительская кооперация – самоорганизующаяся общественная структура, самодостаточная социально-хозяйственная организация.

В настоящее время  важное место в разработке и реализации социальной политики отводится субъектам Федерации. Они имеют право на собственное законотворчество. В регионах имеются специальные структуры, отвечающие за реализацию государственных социальных норм и стандартов и дополняющие их за счет собственных средств. Завершается процесс законодательного закрепления и разграничения полномочий между федеральными и региональными органами власти. Социальная политика субъектов Российской Федерации по своей структуре и содержанию сочетает в себе общегосударственные начала и региональные особенности. Компетенция краев и областей достаточно широка, однако не безгранична: она лимитирована не только рамками Конституции и общефедерального законодательства, но и ограниченными ресурсными возможностями территории. Приведенные примеры участия потребительской кооперации в социальных инициативах говорят о многообразии способов решения общественно значимых задач региона. Благодаря реализации таких инициатив, способствующих объединению усилий социально-ответственных предпринимателей и государства, представители бизнеса способны осуществлять существенное позитивное воздействие на развитие общества. В этих условиях поддержка со стороны органов государственной власти социальной деятельности таких систем, как потребительская кооперация, могла бы стать решением последствий социально-экономического кризиса в стране, социальной поддержки слабо защищенных слоев населения.

 

Список литературы

 

  1. Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. № 3085-I.
  2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 года – М.: Юрист, 2012
  3. Бизнес как субъект социальной политики: должник, благодетель, партнер? / А.Е. Чирикова, Н.Ю. Лапина, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин (отв. ред.); Независимый ин-т соц. политики. – М.: Изд-во ГУ–ВШЭ, 2005.
  4. Воронин В.П., Матузенко Е.В. Концепция развития потребкооперации//Российское предпринимательство. – 2009. – №1
  5. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 2009
  6. Рудык Э.Н. Социальное предприятие, социальная экономика, социальное государство - М.: Норма, 2009.
  7. Сероштан М.В. Социальная миссия потребительской кооперации: теория и практика управления: моногр. – М.: Наука и кооперативное образование, 2006.
  8. Соснова Е. Социальные инициативы предприятий – новая реальность глобальной экономики // Экономика – 2006 - № 4
  9. Теплова Л.Е.. Экономическая теория  - М.: Инфра-М, 2010.
  10. Черкашина Е.В. «Бизнес-семья». О специфике кооперативного предпринимательства// Российское предпринимательство. – 2008. - №8. – Выпуск 2.

Информация о работе Социально ориентированная потребительская кооперация