Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является прогнозирование социально-экономического развития различных стран. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующие задачи: раскрытие понятия образовательной системы и методов ее прогнозирования, определение наиболее популярных методов прогнозирования образовательного развития в России и за рубежом, анализ образования, создание прогноза образовательной системы развития 2-мя различными методами.
6) выбор основных факторов (при прогнозировании должны быть заложены в расчеты основные факторы, оказывающие влияние на исследуемый процесс. Это особенно актуально потому, что экономические процессы сложные, многофакторные и учесть влияние всех факторов невозможно);
7) системность разработки
8) верифицированность прогнозов (прогнозные оценки должны быть достоверны и обоснованны);
9) адекватность (максимальное приближение прогнозной модели к реальной действительности, тенденциям, закономерностям);
10) рентабельность (эффект от разработанного
прогноза должен превышать
Принципы прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов и моделей прогнозирования. [1. - С.118]
В существующих
источниках представлены различные
классификационные принципы методов
прогнозирования. Одним из наиболее
важных классификационных признаков
методов прогнозирования
Рис.1. Классификация
методов прогнозирования [3]
Как свидетельствует схема, представленная на рисунке 1, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.
В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос - ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.
Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод "комиссий", "коллективной генерации идей" ("мозговая атака"), матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.
Одним из наиболее
эффективных и известных
Сущность метода
экспертных оценок заключается в
проведении экспертами интуитивно-логического
анализа проблемы с количественной
оценкой суждений и формальной обработкой
результатов. При этом обобщенное мнение
экспертов принимается как
Посредством метода экспертных оценок решаются следующие задачи:
составляются перечни возможных событий за определенный промежуток времени по исследуемой проблеме;
определяются наиболее вероятные интервалы времени совершения совокупности событий;
определяются цели и задачи с упорядочением их по степени важности;
разрабатываются альтернативные варианты решения проблем с оценкой их предпочтения;
разрабатываются альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Организация процедуры экспертной оценки включает несколько направлений: формирование экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую
обработку полученных результатов опроса.
В зависимости от организации экспертной оценки и формы опроса различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.
Методы индивидуальных
экспертных оценок включают в себя:
метод анкетирования и
Метод анкетирования заключается в предъявлении экспертам опросных листов-анкет, на которые они должны дать ответы в письменной форме. Интервьюированием является устный вопрос эксперта членом группы управления интервьюером.
Все вопросы анкет можно классифицировать по содержанию и по форме. По содержанию вопросы делятся на три группы:
объективные данные об эксперте;
основные вопросы по сути анализируемой проблемы;
дополнительные вопросы, позволяющие выявить источники информации и аргументации эксперта, самооценку компетентности эксперта.
По форме основные вопросы делятся на открытые, или свободные, закрытые и с "веером" ответов, а также на прямые и косвенные. Закрытый вопрос задается в форме, предполагающей лишь три возможных ответа - "да", "нет", "не знаю". Вопрос с "веером" ответов предоставляет эксперту возможность выбора одного из предлагаемых ответов, например, срока реализации определенной научно-технической идеи из ряда перечисленных сроков. К этой же форме относятся вопросы-задания на ранжирование заданных объектов, на оценку их весов, значимости в баллах на оценку вероятности некоторого события [4].
В группу формализованных методов входят две подгруппы: экстраполяции и моделирования. К первой подгруппе относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй - структурное, сетевое и матричное моделирование.
В экономически
развитых странах все большее
распространение получает использование
формализованных методов. Это методы,
когда объект или явление могут
быть математически представлены в
виде экономико-математической модели.
В западной научной литературе отмечается,
что около 50% крупных фирм и около
18% мелких и средних фирм предпочитает
ориентироваться на формализованные
количественные методы в управлении
финансовыми ресурсами и
Исходным пунктом
любого из методов является признание
факта некоторой
Перечень прогнозируемых
показателей может ощутимо
Методы прогнозирования отчетности, в свою очередь, делятся на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь между отдельными статьями как в пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют одну и ту же экономическую систему [2].
В
зависимости от вида
используемой модели все методы прогнозирования
можно подразделить на три большие группы
(рисунок 2):
Рис.2. Классификация
методов прогнозирования финансового
состояния предприятия [2]
Стохастические методы можно разделить на три типовые группы, которые будут названы ниже. Выбор для прогнозирования метода той или иной группы зависит от множества факторов, в том числе и от имеющихся в наличии исходных данных.
Первая ситуация - наличие временного ряда - встречается на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых требуется построить приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о выделении тренда. Это можно сделать различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионных зависимостей.
Вторая ситуация - наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.
Третья ситуация
- наличие пространственно-
Другим весьма
наглядным примером служит форма
отчета о прибылях и убытках, представляющая
собой табличную реализацию жестко
детерминированной факторной