Социально экономическое развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является прогнозирование социально-экономического развития различных стран. Для достижения поставленной цели в ходе работы будут решены следующие задачи: раскрытие понятия образовательной системы и методов ее прогнозирования, определение наиболее популярных методов прогнозирования образовательного развития в России и за рубежом, анализ образования, создание прогноза образовательной системы развития 2-мя различными методами.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая ГРЭ.docx

— 87.30 Кб (Скачать файл)

      6) выбор основных факторов (при  прогнозировании должны быть  заложены в расчеты основные  факторы, оказывающие влияние  на исследуемый процесс. Это особенно актуально потому, что экономические процессы сложные, многофакторные и учесть влияние всех факторов невозможно);

      7) системность разработки прогноза (процесс прогнозирования следует  рассматривать, с одной стороны,  как единую целостную систему,  а с другой - как сложную систему,  состоящую из отдельных самостоятельных  блоков);

      8) верифицированность прогнозов (прогнозные оценки должны быть достоверны и обоснованны);

      9) адекватность (максимальное приближение  прогнозной модели к реальной  действительности, тенденциям, закономерностям);

      10) рентабельность (эффект от разработанного  прогноза должен превышать затраты  на его разработку).

     Принципы  прогнозирования обеспечивают методологическое единство разнообразных методов  и моделей прогнозирования. [1. - С.118]

2.2.Классификация методов прогнозирования

 

В существующих источниках представлены различные  классификационные принципы методов  прогнозирования. Одним из наиболее важных классификационных признаков  методов прогнозирования является степень формализации, которая достаточно полно охватывает прогностические  методы. Вторым классификационным признаком  можно назвать общий принцип  действия методов прогнозирования, третьим - способ получения прогнозной информации. На рисунке 1 представлена классификационная схема методов  прогнозирования, предложенная Мосиным В.О. [3]. 

Рис.1. Классификация методов прогнозирования [3] 

Как свидетельствует  схема, представленная на рисунке 1, по степени формализации (по первому классификационному признаку) методы экономического прогнозирования можно разделить на интуитивные и формализованные. Интуитивные методы прогнозирования используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования. В этом случае используются оценки экспертов. При этом различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

В состав индивидуальных экспертных оценок входят: метод "интервью", при котором осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме "вопрос - ответ"; аналитический метод, при котором осуществляется логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются аналитические докладные записки; метод написания сценария, который основан на определении логики процесса или явления во времени при различных условиях.

Методы коллективных экспертных оценок включают в себя метод "комиссий", "коллективной генерации идей" ("мозговая атака"), матричный метод. Эта группа методов основана на том, что при коллективном мышлении, во-первых, выше точность результата во-вторых, при обработке индивидуальных независимых оценок, выносимых экспертами, по меньшей мере могут возникнуть продуктивные идеи.

Одним из наиболее эффективных и известных методов  использования экспертов считается  метод "Дельфи", который предполагает проведение экспертных опросов в несколько туров. Метод "Дельфи" - это усовершенствованный групповой подход к решению задач оценки. Он предполагает критику субъективных взглядов отдельных экспертов без непосредственных контактов между ними с сохранением анонимности мнений. Процесс продолжается до тех пор, пока продвижение в направлении согласования точек зрения не становится незначительными, тогда фиксируются расходящиеся точки зрения [1].

Сущность метода экспертных оценок заключается в  проведении экспертами интуитивно-логического  анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как решение  проблемы. Использование интуиции, логического мышления и количественных оценок с формальной обработкой позволяет  получить эффективное решение проблемы. Особенностями метода экспертных оценок являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов; во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Наиболее часто эти методы используются при рассмотрении социально-экономических проблем, где невозможно выработать формализованную прогностическую модель [4].

Посредством метода экспертных оценок решаются следующие  задачи:

составляются  перечни возможных событий за определенный промежуток времени по исследуемой проблеме;

определяются  наиболее вероятные интервалы времени  совершения совокупности событий;

определяются  цели и задачи с упорядочением  их по степени важности;

разрабатываются альтернативные варианты решения проблем  с оценкой их предпочтения;

разрабатываются альтернативные варианты принятия решений  в определенной ситуации с оценкой  их предпочтительности.

Организация процедуры  экспертной оценки включает несколько  направлений: формирование экспертной группы; подготовку и проведение экспертизы; статистическую

обработку полученных результатов опроса.

В зависимости  от организации экспертной оценки и  формы опроса различают методы индивидуальных и коллективных экспертных оценок.

Методы индивидуальных экспертных оценок включают в себя: метод анкетирования и интервьюирования, аналитический метод, метод написания  сценария.

Метод анкетирования  заключается в предъявлении экспертам  опросных листов-анкет, на которые они  должны дать ответы в письменной форме. Интервьюированием является устный вопрос эксперта членом группы управления интервьюером.

Все вопросы  анкет можно классифицировать по содержанию и по форме. По содержанию вопросы делятся на три группы:

объективные данные об эксперте;

основные вопросы  по сути анализируемой проблемы;

дополнительные  вопросы, позволяющие выявить источники  информации и аргументации эксперта, самооценку компетентности эксперта.

По форме основные вопросы делятся на открытые, или  свободные, закрытые и с "веером" ответов, а также на прямые и косвенные. Закрытый вопрос задается в форме, предполагающей лишь три возможных ответа - "да", "нет", "не знаю". Вопрос с "веером" ответов предоставляет эксперту возможность выбора одного из предлагаемых ответов, например, срока реализации определенной научно-технической идеи из ряда перечисленных сроков. К этой же форме относятся вопросы-задания на ранжирование заданных объектов, на оценку их весов, значимости в баллах на оценку вероятности некоторого события [4].

В группу формализованных  методов входят две подгруппы: экстраполяции  и моделирования. К первой подгруппе  относятся методы: наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, скользящих средних. Ко второй - структурное, сетевое  и матричное моделирование.

В экономически развитых странах все большее  распространение получает использование  формализованных методов. Это методы, когда объект или явление могут  быть математически представлены в  виде экономико-математической модели. В западной научной литературе отмечается, что около 50% крупных фирм и около 18% мелких и средних фирм предпочитает ориентироваться на формализованные  количественные методы в управлении финансовыми ресурсами и анализе  финансового состояния предприятия [2].

Исходным пунктом  любого из методов является признание  факта некоторой преемственности (или определенной устойчивости) изменений показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому, в общем случае, перспективный анализ финансового состояния предприятия представляет собой изучение его финансово-хозяйственной деятельности с целью определения финансового состояния этого предприятия в будущем.

Перечень прогнозируемых показателей может ощутимо варьировать. Этот набор величин можно принять  в качестве первого критерия для  классификации методов. Итак, по набору прогнозируемых показателей методы прогнозирования можно разделить на:

  1. Методы, в которых прогнозируется один или несколько отдельных показателей, представляющих наибольший интерес и значимость для аналитика, например, выручка от продаж, прибыль, себестоимость продукции и т.д.
  2. Методы, в которых строятся прогнозные формы отчетности целиком в типовой или укрупненной номенклатуре статей. На основании анализа данных прошлых периодов прогнозируется каждая статья (укрупненная статья) баланса и отчета и финансовых результатах. Огромное преимущество методов этой группы состоит в том, что полученная отчетность позволяет всесторонне проанализировать финансовое состояние предприятия. Аналитик получает максимум информации, которую он может использовать для различных целей, например, для определения допустимых темпов наращивания производственной деятельности, для исчисления необходимого объема дополнительных финансовых ресурсов из внешних источников, расчета любых финансовых коэффициентов и т.д.

Методы прогнозирования  отчетности, в свою очередь, делятся  на методы, в которых каждая статья прогнозируется отдельно исходя из ее индивидуальной динамики, и методы, учитывающие существующую взаимосвязь  между отдельными статьями как в  пределах одной формы отчетности, так и из разных форм. Действительно, различные строки отчетности должны изменяться в динамике согласованно, так как они характеризуют  одну и ту же экономическую систему [2].

В зависимости от вида используемой модели все методы прогнозирования можно подразделить на три большие группы (рисунок 2): 

Рис.2. Классификация методов прогнозирования финансового состояния предприятия [2] 

     
  1. Методы  экспертных оценок, которые предусматривают  многоступенчатый опрос экспертов  по специальным схемам и обработку  полученных результатов с помощью  инструментария экономической статистики. Это наиболее простые и достаточно популярные методы, история которых  насчитывает не одно тысячелетие. Применение этих методов на практике, обычно, заключается  в использовании опыта и знаний торговых, финансовых, производственных руководителей предприятия. Как  правило, это обеспечивает принятие решения наиболее простым и быстрым  образом. Недостатком является снижение или полное отсутствие персональной ответственности за сделанный прогноз. Экспертные оценки применяются не только для прогнозирования значений показателей, но и в аналитической работе, например, для разработки весовых коэффициентов, пороговых значений контролируемых показателей и т.п.
  2. Стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Эти методы занимают ведущее место с позиции формализованного прогнозирования и существенно варьируют по сложности используемых алгоритмов. Наиболее простой пример - исследование тенденций изменения объема продаж с помощью анализа темпов роста показателей реализации. Результаты прогнозирования, полученные методами статистики, подвержены влиянию случайных колебаний данных, что может иногда приводить к серьезным просчетам [2].

Стохастические  методы можно разделить на три  типовые группы, которые будут  названы ниже. Выбор для прогнозирования  метода той или иной группы зависит  от множества факторов, в том числе  и от имеющихся в наличии исходных данных.

Первая ситуация - наличие временного ряда - встречается  на практике наиболее часто: финансовый менеджер или аналитик имеет в  своем распоряжении данные о динамике показателя, на основании которых  требуется построить приемлемый прогноз. Иными словами, речь идет о  выделении тренда. Это можно сделать  различными способами, основными из которых являются простой динамический анализ и анализ с помощью авторегрессионных зависимостей.

Вторая ситуация - наличие пространственной совокупности - имеет место в том случае, если по некоторым причинам статистические данные о показателе отсутствуют либо есть основание полагать, что его значение определяется влиянием некоторых факторов. В этом случае может применяться многофакторный регрессионный анализ, представляющий собой распространение простого динамического анализа на многомерный случай.

Третья ситуация - наличие пространственно-временной  совокупности - имеет место в том  случае, когда: а) ряды динамики недостаточны по своей длине для построения статистически значимых прогнозов; б) аналитик имеет намерение учесть в прогнозе влияние факторов, различающиеся  по экономической природе и их динамике. Исходными данными служат матрицы показателей, каждая из которых  представляет собой значения тех  же самых показателей за различные  периоды или на разные последовательные даты.

  1. Детерминированные методы, предполагающие наличие функциональных или жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного признака. В качестве примера можно привести зависимости, реализованные в рамках известной модели факторного анализа фирмы Дюпон. Используя эту модель и подставляя в нее прогнозные значения различных факторов, например выручки от реализации, оборачиваемости активов, степени финансовой зависимости и других, можно рассчитать прогнозное значение одного из основных показателей эффективности - коэффициента рентабельности собственного капитала.

Другим весьма наглядным примером служит форма  отчета о прибылях и убытках, представляющая собой табличную реализацию жестко детерминированной факторной модели, связывающей результативный признак (прибыль) с факторами (доход от реализации, уровень затрат, уровень налоговых ставок и др.).

Информация о работе Социально экономическое развитие