Специфика российской ситуации применения стабилизационных программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:04, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы контрольной работы - специфики российской ситуации применения стабилизационных программ объясняется тем, что в связи с мировым финансовым кризисом и резким падением цен на нефтепродукты (что является основной доходностью бюджета нашей страны и средством пополнения Стабилизационного фонда), произошло резкое сокращение доходов в казну государства и в результате основную роль в укреплении экономики и удержании курса рубля должен и играет Стабилизационный фонд РФ, а точнее сформированный Резервный фонд РФ. Российский стабилизационный фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
Теоретическая часть…………………………………………………………………..
1Экономическое развитие России в условиях современного рынка………….....5
1.1 Обобщенная характеристика социально-экономического развития РФ за период 2007-2012 гг…………………………………………………………………5
1.2 Стабилизация экономики и состояние внешнего государственного долга России……………………………………………………………………………….14
1.3 Российская экономика и кризис евро……………………………..…………..15
2 Стабилизационные программы современной России…………………….........19
2.1 Специфика использования стабилизационных программ в России ………..19
2.2 Стабилизационный Фонд: содержание понятия, значение, цели, задачи…..24
2.3 Система управления средствами Стабилизационного Фонда Российской Федерации……………………………………………………..……………………27
Заключение………………………………………………………………………….33
Список использованной литературы и источников……………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика 2..docx

— 202.40 Кб (Скачать файл)

Но все же массовая безработица  России пока не грозит, хотя сокращения в отдельных секторах экономики  будут значительными. Впрочем, тем  кто сохранил свои места радоваться особо тоже не отчего. Им придется приготовиться  к заморозке зарплат и снижению реальных доходов примерно на 30%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Стабилизационные  программы современной России

2.1 Специфика использования стабилизационных программ в России

Мировой экономический кризис, созидательно разрушая экономику, сам  формирует материальные предпосылки  выхода страны из этого тяжелого состояния. Однако, как показала мировая практика, перестройка может сопровождаться затяжными и застойными процессами. Как известно, механизм саморегулирования  рыночной экономики не безупречен и  может давать серьезные сбои. Поэтому  во второй половине ХХ века в странах  с развитой рыночной экономикой для  поддержания экономической стабильности в обществе государство проводит антициклическую политику, направленную, прежде всего, на смягчение циклических  колебаний. Для этих целей государство  разрабатывает и осуществляет стабилизационные программы, ускоряющие процесс выхода из кризиса. Экономическая теория рекомендует использовать различные стабилизационные программы. Среди них наиболее известны программы кейнсианского и монетаристского направлений.

Кейнсианское направление  исходит из того, что экономический  кризис вызывается падением спроса. Восполнить этот недостаток спроса должно государство  и таким образом способствовать выходу из кризиса. Поэтому государству  рекомендуется делать закупки, увеличивать  заказы на создание товаров, работ, услуг  частному сектору. В результате этих мер в экономике начинает формироваться  благоприятный инвестиционный климат. Этот эффект усиливается также использованием дешевого кредита. Дж. Кейнс использовал  мультипликатор-коэффициент умножающего  эффекта от увеличения инвестиций. Последователи Кейнса Е. Домар, Р. Харрод усилили количественный анализ, пытаясь  найти более точные соответствия между ростом инвестиций, доходов, сбережений. При этом было выявлено влияние на эти процессы таких факторов, как  рост населения и развитие НТП. Харрод осуществил исследование зависимости  величины капиталовложений от роста  национального дохода. При этом он выделяет в этом процессе акселеративный эффект, построенный по принципу умножающегося результативного эффекта влияния национального дохода на величину инвестиций. Соединяясь, мультипликационный и акселеративный эффекты создают кумулятивный экономический процесс. Харрод поддерживает принцип равновесия в макроэкономике, выдвинутый Кейнсом, по которому сумма сбережений должна быть равна сумме капиталовложений. При отклонении от этого равновесия возникают такие негативные явления рыночной экономики, как безработица и инфляция. Поддержание указанного равновесия, по мнению Харрода, является функцией государства. Во время нестабильности рекомендуется использовать низкую норму процента для стимулирования капиталовложений дешевым кредитом. Монетаристское направление (Милтон Фридмен и др.) в своих стабилизационных программах опирается на количественную теорию денег. Как известно, сторонники этого направления исходят из того, что рынок представляет собой саморегулирующуюся систему, и поэтому сам в состоянии выйти на те пропорции, которые обеспечат эффективное развитие. Государство должно ускорить прохождение через кризисную фазу и выход на новый виток сбалансированного развития. Для того, чтобы освободить экономику от неэффективных производителей, Фридмен рекомендует использовать дорогой кредит, повысив для этого учетную ставку процента.

Сильных производителей, оставшихся на рынке, государство может стимулировать  льготной налоговой политикой. Это  позволит усилить их деловую активность, что будет способствовать расширению производства и инвестированию. Соответственно, на этой основе должно увеличиться  совокупное предложение и уменьшиться  безработица. Практика показывает, что  претворение в жизнь программ монетаристского на правления ускоряет путь к стабилизации. Однако сам стабилизационный период характеризуется серьезными проблемами, например, сокращением социальных программ. Следует учесть также то, что монетаристы свою стабилизационную программу строят, исходя из предпосылки, что количество денег в обращении определяется государством, которое может вести и неправильную денежную политику, превышая количество денег по сравнению с товарной массой. Поэтому стабилизационная программа предполагает уменьшение денежной массы.

Переформирование  Стабилизационного фонда в России

Фонд национа́льного благосостоя́ния  Росси́и сформирован 1 февраля 2008 года после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. 1 июля 2012 года по данным Минфина в Резервном Фонде Российской Федерации 2 трлн 810,45 млрд руб.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

  • нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
  • доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

13 октября 2008 года Президент Д. Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, по стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса. В частности, законодательные поправки разрешили размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством. Ранее, 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк).

Таблица 3 – Объемы размещения госсредств в динамике

Дата

В млрд. долл. США

В млрд. руб.

01.01.2012

86,79

2 794,43

01.02.2012

88,33

2 682,21

01.03.2012

89,84

2 600,88

01.04.2012

89,50

2 624,78

01.05.2012

89,21

2 619,52

01.06.2012

85,48

2 773,78

01.07.2012

85,64

2 810,45

01.08.2012

85,21

2 742,85

01.09.2012

85,85

2 772,45

01.10.2012

87,61

2 708,58

01.11.2012

87,19

2 748,67

01.12.2012

87,47

2 716,61


 

21 апреля 2010 года Председатель  Правительства РФ В. В. Путин подписал постановление Правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете сведения об объёмах поступивших на счета Резервного фонда и Фонда национального благосостояния средств, о том, где они размещены и как используются. Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов. В настоящее время на сайте Минфина размещается информация об объёме средств в каждом из фондов.

Бюджетный кодекс РФ определяет, что Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ. Положениями статей Бюджетного кодекса РФ также устанавливаются принципы формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния. 

Создание Резервного фонда  явилось следствием решения Правительством РФ задачи обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры  сырьевых цен. Резервный фонд предназначен обеспечивать расходы бюджета в  случае значительного снижения цен  на нефть в среднесрочной перспективе.

Создание Резервного фонда  за счет средств Стабилизационного  фонда РФ позволило сформировать первоначальный, значительный объем  Резервного фонда. Переход Правительством РФ новым принципам управления нефтегазовыми  доходами федерального бюджета позволил увеличить объем Резервного фонда, который достиг нормативной величины, установленной Федеральным законом  о федеральном бюджете РФ на 2008 г.

Средства Резервного фонда, так же как и средства Стабилизационного  фонда находятся в управлении. Целью управления средствами Резервного фонда является обеспечение сохранности  средств и стабильного уровня дохода от их размещения в долгосрочной перспективе.

 

 

 

 

 

2.2 Стабилизационный  Фонд: содержание понятия, значение, цели, задачи

Созданный 1 января 2004 года Стабилизационный фонд (СФ) представляет собой часть  средств федерального бюджета, которая  образуется за счет превышения цены на нефть над базовой ценой на нефть (цена отсечения) и подлежит обособленному  учету, управлению и использованию  в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (под базовой  ценой на нефть понимается цена на нефть сырой марки "Юралс", эквивалентная 27 долларам США за один баррель сырой  нефти в течение 2006 г.).

Основные положения Министерства Финансов России [7, c.39]:

  1. В соответствии с нормативной валютной структурой, 45 процентов средств Стабилизационного фонда России размещены в доллары США, 45 процентов – в евро, 10 процентов – в английские фунты стерлингов. В прошлые годы деньги Стабилизационного фонда хранились в рублях, из-за чего их съедала инфляция. Теперь они приносят доходы в виде процентов. Так же должна учитываться курсовая политика при формировании фактической валютной структуры средств Стабилизационного фонда с целью минимизации потерь при изменении курса валют.
  2. Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой
  3. Разрешено помещать средства стабилизационного фонда в долговые обязательства иностранных государств.
  4. На средства Стабилизационного фонда покупается иностранная валюта, которую разместят на счетах Федерального казначейства в Центральном Банке России. Схема внутренних расчетов между Центральным Банком и Министерством финансов выглядит так: за пользование денежными средствами банк будет уплачивать проценты в размере, равном доходу от их инвестирования в долговые обязательства других стран.
  5. Деньги Стабилизационного фонда можно вкладывать в ценные бумаги следующих государств: Австрия, Бельгия, Финляндия, Германия, Греция, Ирландия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания, Великобритания и США. Именно в ценные бумаги этих стран теперь отправляются на временное хранение деньги, накопленные экономикой России за счет доходов от продажи нефти.
  6. Пределы допустимых отклонений фактической валютной структуры средств Стабилизационного фонда от нормативной валютной структуры: для средств Стабилизационного фонда в долларах США - +/- 5 процентных пунктов; для средств Стабилизационного фонда в евро - +/- 5 процентных пунктов; для средств Стабилизационного фонда в английских фунтах стерлингов - +/- 2 процентных пункта.
  7. Минимальный и максимальный срок до погашения долговых обязательств иностранных государств, используемых для расчета процентов, выплачиваемых Банком России по счетам, на которых будут размещены средства Стабилизационного фонда, составляют 3 месяца и 3 года соответственно.
  8. Проценты, получаемые от вкладывания средств Стабилизационного фонда в ценные бумаги и банки стран Европейского союза и США идут на погашение долговых обязательств России перед данными государствами.

Существуют три главные  задачи Стабилизационного фонда  России [7, c.43]:

  1. Удержание инфляции на минимально низком уровне.
  2. Недопущение резкого и значительного роста национальной валюты.
  3. Попытка избежать резких структурных изменений в экономике, которые сами по себе приводят к большому искушению со стороны властей осуществлять разнообразные движения в духе промышленной или структурной политики.

Впоследствии СФ стал выполнять  еще две второстепенные функции:

  • Увеличение рейтинга кредитоспособности России.
  • Снижение недоверия со стороны иностранных инвесторов по отношении к России.

По сути, это финансовые активы, которыми напрямую распоряжается  правительство, а не Федеральное  Собрание посредством бюджета.

С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (1 825,28 млрд руб. — по состоянию на 01.05.2012) и Фонд национального благосостояния (2 трлн 619,52 млрд руб. на 01.05.2012). Общий объём средств, которые будут зачисляться на счёт нефтегазового трансферта, установлен бюджетным законодательством и привязан к размеру валового внутреннего продукта (ВВП): на 2008 год — 6,1 % ВВП, на 2009 год — 5,5 %, на 2010 год — 4,5 %, а после 2010 года данный объём фиксируется в размере 3,7 % ВВП. [18, c.57]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Система  управления средствами Стабилизационного  Фонда Российской Федерации

Порядок формирования и использования  стабилизационного фонда первоначально  регулировалась главой 13.1 «Стабилизационный  фонд Российской Федерации» Бюджетного кодекса РФ. С 1 января 2008 года данный раздел утратил силу, и вместо него кодекс был дополнен главой 13.2 «Использование нефтегазовых доходов федерального бюджета».

Управление средствами Фонда

Прежде всего, необходимо провести чёткую границу между управлением  средствами Стабфонда и их использованием. Исходя из предназначения Фонда — служить стратегическим финансовым резервом страны, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности. Обеспечение же высокой доходности от размещения средств, как правило, связано с большим риском, что входит в противоречие с изначальной функцией Фонда. Согласно постановлению Правительства, Минфин может управлять средствами Фонда двумя способами (как каждым в отдельности, так и одновременно) [7, c.49]:

Информация о работе Специфика российской ситуации применения стабилизационных программ