Спрос,предложение и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятия спроса и предложения;
- раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..............3
1. Спрос………………………………………………………………...............................5
1.1 Понятие спроса, закон спроса………………………………………………….....5
1.2 Эластичность спроса………………………………………………………………8
1.3 Неценовые факторы изменения спроса, виды спроса…………………..……...11
2. Предложение………………………………………………………………................15
2.1 Понятие предложения, закон предложения……………………………………..15
2.2 Факторы изменения предложения…………………………………………….…17
2.3 Эластичность предложения………………………………………………….…...20
3. Рыночное равновесие……………...……………………………...…..........................23
3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена…………………....23
3.2 Факторы рыночного ценообразования…………………………………………..25
3.3Механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла……………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………………….....31
Список использованной литературы ……………………………..................................33

Вложенные файлы: 1 файл

Микроэкономика к.р..doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Эластичность  предложения

 

Измерив эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициент ценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что и коэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместо величины спроса берется величина предложения:

 

процентное  изменение кол-ва предлагаемой продукции

ES =


Процентное  изменение цены

 

Предложение, поскольку  оно связано с изменением производственного  процесса, медленнее адаптируется к  изменению цены, чем спрос. Поэтому  фактор времени является важнейшим  в определении показателя эластичности. Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблоки и приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемых им яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложение является неэластичным. Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается. Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях. Ценовая эластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость между экономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объема предлагаемых к продаже товаров.

При единичной  эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице. В случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициент эластичности здесь больше единицы. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Теоретически можно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое на графике имело бы вид горизонтальной линии.

Оно возможно как  реакция увеличения поставок товара на рынок при крайне незначительном увеличении его цены.

Характер эластичности предложения зависит от:

1) способности  производства к быстрой переналадке;

2) возможности  хранения продукции (предложение  скоропортящихся продуктов менее  эластично, чем продуктов длительного  хранения);

3) фактора времени,  т.е. времени, имеющегося в распоряжении  производителя для того, чтобы  отреагировать на изменение цены.

Очевидно, чем  больше в распоряжении производителя  времени, чтобы перераспределить ресурсы  в пользу продукта, цена на который  возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

По способности  производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

В краткосрочном  периоде фирма не в состоянии  осуществить какие-либо изменения  в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение  может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.

В среднесрочный  период предприятие имеет возможность  подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.

В долгосрочный период производители могут перестроить  производство за счет замены старого  оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.

 

 

Глава 3.  Рыночное равновесие

 

3.1 Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена

 

Согласно закону спроса, на поведение потребителя  оказывает влияние цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Однако цена предложения  является лишь начальной ценой товара. В дальнейшем эта цена сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерены уплатить потребители. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночная цена называется еще «ценой равновесия». Она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать, а покупатель уже согласен купить. Благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги. Рыночное равновесие - ситуация на рынке, когда спрос и предложение находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной ценой (Pe) и равновесным объемом (Qe). Т.е. объем спроса равен объему предложения при данной равновесной цене (Pe) (рис. 10). Равновесная цена - единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

 

P


D S

 

 

Pe


Qe Q


Рис. 10. Рыночное равновесие.

Но состояние  равновесия на рынке неустойчиво, т.к. изменения рыночного спроса и  рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия.

Если реальная рыночная цена выше равновесной цены, то объем спроса будет меньше объема предложения, т.е. возникает избыток товара. Избыток предложения всегда действует в сторону понижения цены, т.к. продавцы будут стремиться избежать затоваривания.

Чтобы избежать изменения цены, производители могут  сократить предложение, что приведет к сокращению объема.

Если реальная рыночная цена оказывается ниже цены равновесия, то объем спроса превышает  объем предложения, возникает дефицит  товара. Дефицит товара действует  в сторону повышения его цены. В этой ситуации покупатели готовы заплатить и более высокую цену за товар. Давление со стороны спроса будет продолжаться до тех пор, пока не установится равновесие, т.е. пока дефицит не станет нулевым.

Закон убывающей  предельной полезности (последовательное увеличение потребляемого блага ведет к снижению полезности от него) объясняет отрицательный наклон кривой спроса. То есть каждый потребитель в соответствии со снижающейся полезностью товара покупает его большее количество только при условии снижения цены.

С помощью кривой спроса можно определить выигрыш (излишек) потребителя - это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара - взаимодействием спроса и предложения. В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене. Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить.

 

3.2 Факторы рыночного ценообразования

 

Из процесса производства товар выступает как  носитель стоимости и потребительной стоимости. Стоимость товара – это  количественная определенность воплощенного в нем овеществленного и живого труда. Важной ее составляющей являются издержки производства, которые определяются после завершения производственного процесса. Выходя с товаром на рынок, производитель достоверно знает, сколько он стоил ему как производителю.

Для потребителя  на рынке товар представлен его  потребительной стоимостью. Полезные качества товара являются движущей силой заинтересованности покупателя в приобретении товара. Ориентируясь на предварительно предложенную продавцом цену товара, покупатель определяет, стоит ли он тех потребительных качеств, которые в нем воплощены, и смогут ли они удовлетворить запросы покупателя.

На этапе  выхода товара из сферы производства действует закон стоимости, устанавливающий  предварительное стоимостное предложение  будущего рыночного обмена в зависимости  от его рыночной стоимости. Доминирующим законом ценообразования в обращении становятся закон спроса и предложения, который корректирует стоимость в соответствии с потребительной стоимостью товара. Цена предложения и цена спроса, формирующиеся под действием отмеченных законов, встречаются на рынке, чтобы найти некоторую среднюю величину цены – рыночную цену товара. Колебания рыночной цены в зависимости от спроса и предложения объективно ограничены в диапазоне, где для производителя нижняя граница определяется стоимостью средних издержек производства, а верхняя – предельным количеством денег у потребителя, т. е. уровнем его платежеспособности.

Значение цены как денежного выражения стоимости  товара не является исчерпывающим: рыночная цена фокусирует сложные экономические  связи между средними общественными условиями производства товара и возможностями его потребления. Как индикатор нормальной обратной связи между производством и потреблением в процессе воспроизводства продукта цена должна устанавливать соответствие количества и качества потребительных стоимостей с платежеспособным спросом, активно влиять на уровень и масштабы производства товара в пределах средних условий эффективности.

Таким образом, определяющими факторами рыночной экономики являются:

1) стоимость  товара;

2) соотношение  спроса и предложения, обусловленное прежде всего потребительной стоимостью товара.

Кроме приведенных  определяющих факторов формирования рыночной цены важным является также фактор развития инфляции. Она вызывает рост цен на все товары.

Современная теория и практика ценообразования – это продукт длительной эволюции социально-экономических отношений общества. Безусловным достижением в ходе этой эволюции в свое время была марксистская трудовая теория стоимости, которая систематизировала и развила соответствующие взгляды А. Смита и др. Прагматизм рыночных отношений в их предпринимательской форме XIX в. требовал расширения анализа факторов ценообразования как в сфере производства, так и вне его. Возникла теория "предельной производительности факторов производства", в которой рассматривалось участие в формировании стоимости товара всех факторов производственного процесса – капитала, труда и земли (природных факторов). По утверждению Дж.Б. Кларка, участие каждого фактора производства в формировании стоимости определяется "предельным продуктом". Последний показывает, какую именно часть производимого продукта (его стоимости) можно создать с помощью фиксированного дополнительного количества отдельного фактора при неизменном значении других. В соответствии с "предельным продуктом" должно происходить распределение доходов по факторам.

Существенное  значение для объяснения корректирующего  влияния на цену факторов, лежащих  вне производства, имеет теория "предельной полезности", возникшая в последней  трети XIX в. Не отрицая зависимости рыночной цены товара от платежеспособного спроса и потребительских характеристик товара, эта теория несколько гиперболизировала влияние психологических факторов субъективной оценки полезности товара на ценообразование. Полезной была ее ведущая идея – зависимость конечной рыночной цены товара от потребителя и тех экономических условий, в которых происходит купля-продажа. Ценность благ, обращающихся на рынке, находится в непосредственной зависимости от объема наличных ресурсов у производителя и доходов у потребителя. Лимитированность ресурсов и доходов играет роль дополнительного фактора движения цены товара. При ограничении ресурсов "предельная полезность" дефицитного товара повышается при условии конкуренции покупателей, возрастает его относительная ценность для потребителя, а следовательно, и цена. "Низкая граница" доходов уменьшает "предельную полезность", устанавливает рамки потребления путем приведения цены и потребительной стоимости товаров в соответствие с платежеспособным спросом. В отличие от трудовой теории стоимости теория "предельной полезности" делает ударение на потребительной стоимости товара как факторе ценообразования.

 

 

3.3 Механизм  формирования рыночной цены в  концепции Альфреда Маршалла

 

Формирование  рыночной цены А.Маршалл рассматривал в трех периодах времени, где параметры предложения имеют различную динамику. Соответственно этому различают мгновенное, кратковременное и длительное равновесие. В трех различных типах равновесия товаропроизводители могут либо не принимать никакие меры, либо приспособить переменные факторы производства к изменившимся условиям, либо приспособить к изменившейся цене все факторы производства. Для коротких периодов парк средств производства практически постоянен, но его использование колеблется в зависимости от спроса. Предложение товаров растет без увеличения оборудования. Длинный период должен представлять достаточно времени, чтобы можно было приспособить к спросу не только факторы производства данного товара, но и факторы производства указанных факторов и т.д. В этих условиях производители заменяют и приобретают дополнительное оборудование, а количество самих производителей может изменяться за счет свободного входа и выхода их из отрасли. В условиях мгновенного равновесия предложение товаров фиксировано. При данном фиксированном предложении товаров цена полностью зависит от спроса. Увеличение спроса приводит к росту цены, и наоборот, его снижение ведет к падению цены.

Информация о работе Спрос,предложение и рыночное равновесие