Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:39, курсовая работа
Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Рынок — косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.
Введение 3
1. Спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма 5
1.1.Спрос и его закономерности 5
1.2.Предложение как экономическая категория 12
2. Установление равновесной цены и уравнивание стоимости и ценности товаров и услуг 17
2.1.Теория равновесной цены 17
2.2.Виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены 21
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложения
6. Полноценный спрос. О
полноценном спросе говорят, когда
организация удовлетворена
7. Чрезмерный спрос. У
ряда организаций уровень
8. Нерациональный спрос.
Противодействие спросу на
9. Сбалансированный спрос.
Этот вид спроса возникает
тогда, когда между спросом и
предложением возникает
Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса4.
Различают эластичность:
1. Ценовая
эластичность спроса
где ΔP/P - изменение цены (в %); ΔQd/Qd - изменение спроса (в %);
Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: спрос может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.
О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q). В зависимости от характера эластичности спроса выручка от реализации при изменении цены может расти, падать, не изменяться.
Виды ценовой эластичности спроса
Степень эластичности спроса (рисунок 2) варьируется в зависимости от типа товара:
В зависимости от характера эластичности спроса кривая спроса будет иметь разный наклон (рисунок 3).
Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:
2. Перекрестная эластичность спроса - характеризует степень изменения спроса на товар a при изменении цены товара b ( ).
где - изменение спроса на товар a (в %); - изменение цены на товар b (в %).
Для взаимозаменяемых товаров > 0; для взаимодополняющих - < 0; для независимых (нейтральных) товаров = 0.
3. Эластичность
спроса по доходу
где - изменение дохода (в %); - изменение спроса (в %).
Для нормальных
товаров
> 0; для товаров низшей категории
< 0.
1.2. Предложение как экономическая категория
Предложение (Qs) - это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Оно характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов. В каждый момент положение производителей, предлагающих свой товар на рынке, неодинаково. Некоторые произвели много товаров, а другие - мало. Одни из них затратили на их изготовление меньше средств производства и труда. У других эти затраты на единицу продукции оказались более высокими. Но, оказавшись на рынке, все они, каковы бы ни были их производственные издержки, стремятся получить самую высокую цену. При этом, чем выше цена товара, тем активнее продавцы будут пытаться продать большее количество товара, т.е. увеличивать предложение (при наличии конкурентов).
Объем предложения каждого производителя, как правило, меняется в зависимости от цены. Если цена окажется низкой, то продавцы предложат мало товаров, придержав их на складе. Если же цена будет высокой, то они предложат рынку много товаров. Когда же цена существенно возрастет и окажется очень высокой, производители постараются увеличить предложение товара6. На рынке складывается определенное соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которое производители желают предложить покупателям.
Связь между уровнем цен и предложением описывает закон предложения, согласно которому между ценой и предложением существует прямая зависимость: при увеличении цены предложение растет, при снижении – падает
Qs = f(P)>0
Зависимость между ценой и предложением, так же как и в случае спроса, можно описать алгебраически, табличным и графическим способами.
Если функция предложения носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:
Qs = a+bP
где - величина предложения; - цена товара; a и b - постоянные коэффициенты.
Цена товара и величина предложения.
Кривая предложения S, показанная на рисунке 4, характеризует то количество товара, которое продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. При изменении цены происходит движение вдоль кривой предложения.
Если кривая спроса устанавливает отношение между ценами и тем количеством товаров, которое потребители желают купить, кривая предложения S характеризует отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители готовы произвести и продать. При этом в отличие от кривой спроса кривая предложения обычно поднимается вправо вверх. При возрастании цены действует тенденция к увеличению предложения7.
Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения (детерминанты предложения):
1. Цены
на ресурсы (чем они ниже, тем
предложение больше). При неизменных
ценах на продукт снижение
цен на ресурсы приводит к
увеличению прибыли, остающейся
в распоряжении производителей,
а в итоге увеличивает их
возможности по покупке
2. Технологии (позволяют снизить затраты ресурсов на единицу производимой продукции и ведут к увеличению предложения). Меньшее количество ресурсов, расходуемое на единицу продукции, при неизменных ценах на ресурсы и на продукт ведет к сокращению издержек на единицу продукции, а значит, и общих издержек и к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении производителей.
3. Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.
4. Наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-заменителя или снижение его цены сократит предложение сопряженного товара.
5. Количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т. д. Увеличение числа продавцов на рынке приведет к увеличению рыночного предложения.
6. Ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению предложения в настоящем.
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов приводит к сдвигам кривой предложения8.
Рисунок 5 показывает влияние изменения неценовых факторов на предложение.
Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). Предложение при постоянной цене (P1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению предложения, то кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2). Предложение при постоянной цене (P2) сокращается от Q1 до Q2.
Степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:
где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %); ΔP/P - изменение цены (в %);
Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.
Предложение может быть:
Кривые предложения с разной степенью эластичности показаны на рисунке 6.
Характер эластичности предложения зависит от:
Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.
В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля.
В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины10.
Таким образом, можно сделать вывод, что взаимодействие спроса и предложения, колебательное движение цен как его результат выражают сущность закона спроса и предложения. А. Маршалл правильно считал, что закон спроса и предложения есть результат действия более фундаментальных причин, способ реализации единства производства и потребления в рыночной экономике. Этот закон - всеобщая форма, через которую реализуется действие основных факторов, определяющих движение производства и цен.
2.Установление равновесной цены и уравнивание стоимости и ценности товаров и услуг.