Спрос и предложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.
Рынок — косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок — это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Содержание

Введение 3
1. Спрос и предложение как основные элементы рыночного механизма 5
1.1.Спрос и его закономерности 5
1.2.Предложение как экономическая категория 12
2. Установление равновесной цены и уравнивание стоимости и ценности товаров и услуг 17
2.1.Теория равновесной цены 17
2.2.Виды ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены 21
Заключение 23
Список использованных источников 25
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по микро 2 курс.docx

— 300.77 Кб (Скачать файл)

 2.1.Теория равновесной цены   

         Проблемы цены и механизма ее формирования являются одними из самых сложных и фундаментальных в экономике.

В современной мировой экономической теории наибольшее распространение получила концепция цены А. Маршалла. Цена определяется им как определенное количество денежных единиц, получаемое за товар.

При анализе происхождения стоимости А. Маршалл считал ее определяющими два фактора - спрос и предложение. Что касается определения более важного из них, он считал, что по степени влияния на цену в общем смысле их различать нельзя, подобно тому как «разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц". Этим самым он подчеркивает, что ни один из этих факторов не является определяющим и что общим правилом является следующее положение: чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость11. В долгие периоды эти факторы взаимно погашают влияние друг друга и, таким образом, постоянно действующие причины в конечном счете полностью определяют стоимость. По сути, он говорит, что стоимость есть отношение издержек производства к полезности. Цена, какой либо вещи, утверждает А. Маршалл, представляет ее меновую стоимость относительно всех вещей вообще или, иными словами, представляет ее покупательную способность.

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (или рыночную цену) и равновесное количество продукции.

На рынке особое значение имеет равновесная цена, которая является результатом взаимодействия цены спроса и цены предложения. Цена спроса на каждое количество товара это цена, по которой каждая отдельная порция товара способна привлечь покупателей в течение определенного периода времени. Цена спроса на каждый товар уменьшается по мере увеличения его предложения. Цена предложения это цена, по которой товар поступает в продажу на конкретный рынок. По мере сокращения или возрастания ежегодного количества товара, цена предложения может либо повышаться, либо снижаться, она может даже попеременно повышаться и падать. Цена предложения данного количества товара зависит от затрат усилий рабочих. Производство товара требует приложения различных видов труда и применения капитала во многих его формах. Затраты всех различных видов труда, прямо или косвенно занятого в его производстве, вместе с ожиданием, необходимым для накопления применяемого в его производстве капитала, иными словами, все эти усилия и жертвы в совокупности, А. Маршалл называет реальными издержками производства товара. Суммы денег, которые приходится платить за эти усилия и жертвы, называются денежными издержками производства либо, для краткости, издержками производства. Можно подразделить элементы, требующиеся для изготовления товара, на любые группы и назвать их факторами производства. В таком случае издержки производства определенного количества данного товара будут равны ценам предложения соответствующих количеств факторов его производства. А сумма этих цен предложения составит цену предложения указанного количества товара.

Дефицит, сопутствующий ценам ниже цены равновесия, подскажет конкурирующим друг с другом покупателям, что им следует предложить более высокую цену, если они не хотят остаться без продукта12. Растущая цена будет:

1) побуждать фирмы к перераспределению  ресурсов в пользу производства данного товара и

2) вытеснять некоторых потребителей  с рынка.

Избыточное предложение, или излишки продукции, возникающие при ценах выше цены равновесия, будут побуждать конкурирующих друг с другом продавцов снижать цены, чтобы избавиться от лишних запасов. Падающие цены будут:

        1)подсказывать фирмам, что необходимо сокращать ресурсы, затрачиваемые на производство данной продукции и

2) привлекут на рынок дополнительных  покупателей.

Система цен в рыночной экономике играет роль основной организующей силы. Цены товаров служат ориентирами, руководствуясь которыми предприниматели и потребители делают свой выбор, обеспечивающий личный интерес. В цене товара фокусируются материальные интересы продавцов и покупателей, отдельного работника, предпринимателя, коллективов работников, групп предпринимателей, отраслей, общества, государства, производственные и воспроизводственные, региональные и федеральные, национальные и интернациональные интересы13.

Покупатели, встречаясь с продавцами товаров, оценивают целесообразность покупки того или иного товара,  руководствуясь не только тем, сколько он стоит, но и тем, насколько его потребительные свойства соответствуют потребностям и вкусам потребителей. Приобретение товара означает признание его общественной значимости, или ценности для общества. Поэтому сам термин «общественная потребительная стоимость» указывает на полезность, ценность того или иного товара или услуг для общества. Придание товару общественной полезности, ценности означает признание затрат труда товаропроизводителя на то или иное благо в качестве общественно необходимых затрат труда. Причём и стоимость, и ценность находят своё  общественное, социальное  проявление в цене. Поэтому цену можно считать формой проявления стоимости и ценности. В то же время стоимость и ценность как самостоятельные  категории существуют обособленно друг от  друга лишь в рамках анализа экономических отношений.  В реальной действительности и стоимость, и ценность – это две стороны одной и той же сущности.  Стоимость служит движущим мотивом для товаропроизводителей, тогда как ценность является движущим мотивом для потребителей. Образно говоря, столкновение противоположных сторон одной и той же сущности (трудовой субстанции товаров)  порождает цену, в которой уже заложено в потенции проявление интересов и продавцов, и покупателей.

Рыночная цена (ее часто называют действительной – реальной ценой) – это цена, которая действует в любой момент времени. Цена равновесия не меняется, пока не изменится соотношение между спросом и предложением, а рыночная цена может варьироваться бесконечно. Поэтому равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно меняются, вызывая колебания спроса и предложения14.

Динамика спроса и предложения. Ее влияние на изменения цен и объемов показаны на рисунке 7. Когда рыночные цены выше равновесных, возникает избыток предложения – перепроизводство. Такой рынок называют рынком покупателя, поскольку он вынуждает продавцов снижать цены. По мере снижения цен объем спроса увеличивается, пока не достигает, точки равновесия Е. При низких рыночных ценах возникает избыток спроса – дефицит, и складывается рынок продавцов. Производитель легко реализует свою продукцию, после чего цены начинают расти, постепенно приближаясь к точке равновесия15.

Взаимодействие спроса и предложения.

Между спросом и предложением конкретного товара в каждый данный момент складывается определенное соотношение. Оно является результатом влияния на спрос и на предложение многочисленных факторов. Соотношение спроса и предложения — это тот механизм, который, с одной стороны, формирует рыночную цену. С другой стороны, сама цена определяет соотношение между спросом и предложением. Следовательно, цена выступает составляющей и спроса, и предложения.

Закон, выражающий взаимосвязи между спросом и предложением товаров, именуется законом спроса и предложения. Он характеризует единство спроса и предложения в их объективном стремлении к соответствию. Посредством рыночных колебаний на рынке устанавливается цена спроса и цена предложения. Покупатель стремится купить на рынке товар по наиболее низкой цене, а продавец, наоборот, хочет продать товар по максимально высокой цене. Предельно максимальная цена, за которую покупатель еще согласен купить товар, называется ценой спроса. Предельно же низкая цена, по которой продавец еще готов продать свой товар покупателю, называется ценой предложения. Низшей ее границей являются издержки производства. Конкурентная борьба между продавцом и покупателем за более выгодную для каждого из них цену, в конечном счете, приводит к уравновешиванию спроса и предложения, к установлению равновесной цены (рисунок 8). Цена, при которой количество товара, предложенного на рынке, равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой.

Механизм установления цены равновесия определяется двумя тенденциями:

1. При более высокой цене, чем цена равновесия (Р3), предложение превышает спрос на величину отрезка АВ. В этой ситуации под давлением конкуренции между продавцами цена будет вынужденно снижаться.

2. При цене ниже цены равновесия (Р1) спрос превысит предложение на величину отрезка ЕЬ. Под давлением конкуренции между покупателями цены станут повышаться. В результате взаимодействия этих тенденций в точке С устанавливается цена равновесия. В случае если цена спроса равна цене предложения, количество товара производимого в единицу времени, можно назвать равновесным, а цену, по которой он продается, равновесной16.

2.2.Виды  ценовой стратегии в рамках теории равновесной цены

       Решения продавца по ценам затрагивают различные аспекты и факторы ценообразования. Составляющие решения ценовой стратегии показаны на рисунке 9.

        1)Премиальная ценовая стратегия. Премиями в этом случае выступают относительно высокие сбытовые цены, характеризующие те или иные товарные качества, которые превышают средний сложившийся рыночный уровень  этих качеств, а также более привлекательный (по отношению к аналогам) внешний вид товара. Высокий предлагаемый уровень цен закрепляется соответствующей рекламой и специальной дистрибуцией.

Так, политика цен на изысканную парфюмерию продаваемую эксклюзивными специализированными магазинами, является для определенного слоя покупателей не только демонстрацией фирменного стиля, но и известной гарантией подлинности товара.

2)Поощренческая ценовая стратегия. Поощрения - это относительно невысокие цены, формирующие за счет среднего качества товара имидж (стереотип) низкой цены. Реклама сбыта в значительной степени ориентирована на низкую (ниже среднего уровня) цену и чувствительность покупателей по отношению к цене.

3)Стратегия истощающих цен характеризуется тем, что продавец-монополист запрашивает на этапе введения продукта-новинки относительно высокую цену при соответствующем ограниченном физическом объеме сбываемых товаров и высоких штучных ценах. Затем, по мере освоения и насыщения рынка или на фоне возникающей и растущей конкуренции, установленная первоначально высоко штучная цена постепенно снижается.

4)Стратегия проникающих цен позволяет за счет относительно низкой стартовой цены на товар-новинку при значительном физическом объеме продуктов, предназначенных для сбыта, и низких штучных затратах быстро завоевать массовый рынок. Последующее повышение продавцом продажной цены возможно только при наличии определенных благоприятных обстоятельств.

          Таким образом, можно отметить, что благодаря достижению равновесию цен и объемов продукции рынок распределяет ресурсы общества между различными вариантами их использования. Таким образом, посредством процесса взаимодействия спроса и предложения рынок отвечает на вопросы, что, как и для кого производить нужные товары и услуги. Я считаю, что А. Смит был прав, описав саморегуляцию рынка и восстановление равновесия как действие «невидимой руки». Так как именно механизм колебания спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах17. Как правило, долгосрочные избытки или дефициты практически без исключения являются следствием государственного контроля над ценами.

Заключение

          В условиях свободной рыночной  экономики цены определяются  взаимодействием спроса и предложения. Совершенной конкуренцией называется  такая ситуация, при которой на  рынке действует много покупателей  и продавцов, хорошо осведомленных  об условиях рынка и продающих  одинаковые товары.

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Рассмотрение законов спроса и предложения, а также принципа формирования равновесной цены позволяет сделать следующие выводы.

1. В рыночной  экономике существует механизм, обеспечивающий согласование интересов  продавцов и покупателей на рынках. Фирмы могут расширять и сужать производство в зависимости от изменения спроса, иными словами, они свободны в выборе объема и структуры выпуска; цены гибкие, изменяются под воздействием спроса и предложения; наличие конкуренции, без которой рыночный механизм спроса и предложения действовать не будет.

2. Если  на рынке произойдет какое-то  событие, которое нарушит сложившееся  равновесие (например, изменение вкусов  потребителей и соответствующее  изменение спроса), то фирмы-производители  обязательно среагируют на изменение  рыночных условий (например, увеличение  спроса приведет к росту цены данной продукции, поскольку спрос покажет производителям, куда следует направить свои усилия); начнется процесс приспособления производителей и потребителей к новым условиям, в результате сформируются новая рыночная цена и новый объем производства, соответствующие изменившимся условиям.

Спрос и предложение подчинены действию определенных законов. Согласно закону спроса потребители готовы приобрести по низкой цене большее количество товара, чем по высокой. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Закон предложения в условиях рынка предусматривает прямую зависимость между ценой и объемом предлагаемого к продаже товара: по более высокой цене производитель готов выпускать и продавать большее количество товара, чем по низкой.

Информация о работе Спрос и предложение