Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 19:13, курсовая работа
В курсовой работе рассматривается эластичность спроса по ценам, доходам, перекрестная эластичность, что позволяет оценить влияние перечисленных показателей на спрос, а также теория потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.
3. На товар с неэластичным спросом имеет смысл повышать цену, т.к. доход повышается тоже.
2.2. Эластичность предложения
«Эластичность» в русском языке обозначает гибкость, плав-ность. Необходимость использования этого термина в экономиче-ской теории обусловлена тем, что экономический анализ удобнее вести не на основе показателей в физических единицах, имеющих количественные ограничения, а на основе показателей, устанавли-вающих зависимость между относительными, процентными изме-нениями параметров, исключающих такие ограничения.
Термин «эластичность»
в экономической науке
Наиболее удобной,
унифицированной единицей измерения
эла-стичности выступает процен
чаще всего используют процентное изменение
одной переменной в
результате; 1%-ного изменения другой.
Степень изменения объема предложения в зависимости от изме-нения цены характеризует эластичность предложения по цене. Ме-рой этого изменения является коэффициент эластичности предло-жения, который рассчитывается как отношение объема предложе-ния (в %) к росту цен (в %), т.е. по формуле:
где Е - коэффициент эластичности предложения, S - предложение, P - цена.
Измерив эластичность предложения по цене, можно получить ответ на вопрос, насколько производство той или иной продукции реагирует на изменение цены.
2.3. Виды эластичности предложения
Предложение, поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени является важнейшим в определении показателя эластичности.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:
краткосрочный,
среднесрочный,
долгосрочный.
Под краткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции.
Среднесрочный период достаточен для расширения или сокращения производства на уже существующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новых мощностей.
Долгосрочный период предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на данную продукцию или уход из нее при сокращении последнего.
Эластичность предложения служит показателем относительного изменения предложения в соответствии с относительным измене-нием рыночной цены. Если предлагаемое количество товара остает-ся неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же малейшее уменьшение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены обусловливает увеличение предложения, то име-ем дело с абсолютно эластичным предложением.
Различают пять вариантов эластичности предложения (рис.3). Эластичность предложения равна нулю, когда кривая предло-жения вертикальна. Здесь предложение не изменяется от того, что возрастает цена. Например, кривая предложения картины Шишки-на "Утро в лесу" является совершенно неэластичной, так как в наличии имеется фиксированное количество (одна картина), кото-рое не может быть увеличено, как бы высоко ни поднялась цена. Эластичность предложения обычно бывает больше на протяже-нии длительного времени, чем в короткие сроки. Это вызвано при-способлением производителей к более высокой цене. Эластичность предложения меняется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов. Усиление ограниченности ресурсов, применяемых при производстве того или иного товара, ведет к уменьшению значе-ния эластичности предложения.
Заключение
Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики - ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающих факторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, но изменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характерная кривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупатели готовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная кривая предложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщики готовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретное положение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество} определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметров предложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения к изменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описывать коэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товар ниже или выше цены, для которой объем спроса совпадает с объемом предложения, то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, при существовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересов по максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменению существующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает варианта колебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком больших корректировках первоначальной цены.
В настоящей работе за кадром в силу ограниченности темы остались многие конкретные ситуации, в которых взаимодействие и структура спроса и предложения имеют, естественно, свои особенности.
Например, для рынка ресурсов, используемых для производства другого товара, принципиальной является прибыль от последующих поставок готовых изделий, и увеличивать потребление ресурсов (т.е. значение спроса на них) целесообразно лишь пока прирост их общей стоимости за счет покупки дополнительной единицы ресурса меньше, чем прирост дохода от продажи дополнительного количества готовых изделий, поставленных благодаря данной дополнительной единице купленного ресурса. Для выяснения, каким образом себя будет вести кривая рыночного (отраслевого) долгосрочного предложения, принципиальным становится влияние роста отрасли на цены используемых в данной отрасли ресурсов; если благодаря своим увеличившимся размерам отрасль получает возможность приобретать необходимые ресурсы по более низким ценам, то кривая долговременного отраслевого предложения будет убывающей.
Или, например, при выяснении характера кривой совокупного спроса, т.е. объемов национального производства, которые готовы купить все потребители страны при различном совокупном уровне цен, становится принципиальным влияние изменений уровня цен в стране на процентные ставки, инфляционные ожидания потребителей и спрос на импортные товары. При выяснении характера кривой совокупного предложения определяющим становится наличие в стране свободных для дополнительного использования ресурсов.
Литература
1. | Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1999. | |
2. | Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н. Экономическая теория. Фортуна-Пресс, 2000. | |
3. | Зубко Н.М. Экономическая теория. - Минск: НТЦ "АПИ", 1999. | |
4. | Курс экономики. Под ред. Б.А.Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 1997. | |
5. | Курс экономической теории. Под общ. ред. проф. М.Н.Чепурина - Киров: АСА, 2000. | |
6. | Макроэкономика. Конспект лекций. - М.: Издательство ПРИОР, 1998. | |
7. | Маршал А. Принципы экономической науки. В 3-х т. - М.: Прогресс, 1993. | |
8. | Мочерний С.В. Економічна теорія. - Київ: Академія, 1999. | |
9. | Нуриев Р., Розанова
Н. Поведение потребителя в |
|
10. | Сажина М. Рынки ресурсов (материалы к лекции) // Российский экономический журнал № 4, 1999. | |
11. | Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: В 2-х томах. Т.1. - М.: МП «Эконов», 1993. | |
12. | Современная экономика. Основы экономической теории. - Ростов-на-Дону: МарТ, 1998. | |
13. | Современная экономика. Под ред. проф. О.Ю.Мамедова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. | |
14. | Сурин А.И. История экономики и экономических учений. - М.: Финансы и статистика, 1998. | |
15. | Товарные рынки
- статистика // http://www.einform.com.ua/ |
|
16. | Учебник по основам экономической теории. Под ред. проф. В.Д.Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1994. | |
17. | Экономика. Под ред. доц. А.С.Булатова. - М.: Издательство БЕК, 1999. | |
18. | Экономическая теория. Под ред. акад. Видяпина В.И. и др. - М.: ИНФРА-М, 2000. |
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение.
Проиллюстрируем ее применение на конкретных примерах. Увеличение
производственных издержек толкает предприятие на повышение цены продукции.
Что произойдет со сбытом? Снизится ли он значительно или вообще не изменится?
Компенсирует ли рост цены сокращение прибыли за счет потери части
потребительского спроса?
Чтобы ответить на
эти вопросы и правильно
предприятия, надо знать эластичность спроса и предложения на данный товар.
Ниже приведены коэффициенты ценовой эластичности спроса на некоторые виды
товаров и услуг [Л2, с. 19]:
Хлеб ........... | 0,15 |
Говядина .......... | 0,64 |
Баранина .......... | 2,65 |
Яйца ........... | 0,32 |
Электричество в домах .... | 0,13 |
Табачные изделия ....... | 0,46 |
Газеты и журналы ....... | 0,42 |
Одежда и обувь ........ | 0,20 |
Приведенные данные характерны для экономики США. Для России показатели
ценовой эластичности рыночного спроса будут несколько иными в зависимости от
наличия товаров-заменителей и других обстоятельств, о которых говорилось
выше.
Для фирмы важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и
эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением
абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую