Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.

Содержание

1. Введение.............................................................................................................3
2. Понятие спроса..................................................................................................6
3. Закон спроса.......................................................................................................6
4. Кривая спроса.....................................................................................................9
5. Понятие предложения......................................................................................12
6. Закон предложения...........................................................................................12
7. Кривая предложения.........................................................................................14
8. Рыночное равновесие........................................................................................16
9. Заключение.........................................................................................................23
10. Список литературы..........................................................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

Готовый реф..docx

— 57.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Экономика

по теме: Спрос, предложение и рыночное равновесие

 

 

Исполнитель: студент

Направление юриспруденция

Профиль         гражданско-правовой

группа             ЮРп-12 КФ

Ф.И.О               Герасимов А.В.

 

 

 

Красноуфимск

2012

Содержание

1. Введение.............................................................................................................3

2. Понятие спроса..................................................................................................6

3. Закон спроса.......................................................................................................6

4. Кривая спроса.....................................................................................................9

5. Понятие предложения......................................................................................12

6. Закон предложения...........................................................................................12

7. Кривая предложения.........................................................................................14

8. Рыночное равновесие........................................................................................16

9. Заключение.........................................................................................................23

10. Список литературы..........................................................................................25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении, конкуренции.

Рынок - косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок - основа рыночной экономики.

Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличаются личным контактом между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными -- на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

С микроэкономической точки  зрения из приведенных определений  рынка наиболее подходящим является следующее: рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими  словами, соотношение спроса и предложения

У экономики есть очень  действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в  экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта  теория показывает, как потребительские  предпочтения определяют потребительский  спрос на товары, в то время как  затраты предприятий являются основой  предложения товаров.

Понятие предложения и  спроса показывает, как они действуют  на конкурентных рынках по отношению  к отдельным благам (товарам и  услугам). Сначала мы рассмотрим кривую спроса, а затем кривую предложения. Используя эти основные понятия, можно увидеть, как определяются рыночные цены. Именно движение цен - механизм цен, уравновешивает или приводит к  равновесию предложение и спрос.

Инструменты, способствующие установлению равновесия на рынке:

Во-первых, это цены. Изменение  относительных цен послужило  ориентиром для производителя при  определении необходимости изменения  объемов производства. Изменение  цен повлияло на выбор технологии производства. Цены в конечном итоге  предопределили и то, кем при данном уровне доходов будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и  предложение. Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или  иных товаров, которые потребители  могут купить при сложившихся  ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое  имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между  спросом и предложением порождает  колебания рыночных цен вокруг так  называемой цены равновесия. Через  эти колебания устанавливается  тот уровень цен, при котором  обеспечивается равновесие спроса и  предложения и в конечном итоге  равновесие производства и потребления.

Наконец, в третьих, это  конкуренция. Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а, следовательно, и расширение масштабов хозяйственной  деятельности. Это с неизбежностью  приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбытов товаров, рост объемов производства, и они выступают по отношению  друг к другу как соперники  или конкуренты. Если предложение  какого-либо товара больше, чем спрос  на него, то усиливается конкурентная борьба между продавцами. Каждый из них, чтобы продать свой товар, зачастую вынужден снижать цену, что, как правило, влечет за собой сокращение данного товара. Если спрос больше, чем предложение, то конкурировать друг с другом вынуждены уже покупатели. Чтобы иметь возможность приобрести дефицитный товар, каждый из них старается предложить по возможности более высокую цену, чем это могут сделать его соперники. Цена повышается, и это стимулирует увеличение предложения данного товара.

Конкуренция является необходимым  элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может  быть различным, что существенно  влияет на способ достижения рыночного равновесия.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенной конкуренции, т.е. когда ситуация на рынке характеризуется  множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок. При  совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей  сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.

Но для того, чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных  понятия: Спрос и предложение.

Спрос и предложение - взаимозависимые  элементы рыночного механизма, где  спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение -- совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения  в уровне цен на товары.

 

 

Понятие спроса

Спрос – это вид зависимости  величины покупок, которые покупатели готовы совершить на рынке определенного  вида благ в определенный период времени, от уровня цены на эти блага (при  прочих неизменных условиях).

Закон спроса – состоит  в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, и наоборот; отсюда следуют выводы:

1. Повышение цены не  всегда гарантирует увеличение  выручки от продаж, а снижение  не всегда грозит падением  этой выручки.

2. При определении цены  на свой товар любой должен  прикинуть: сколько он сможет  выручить при такой цене исходя  из существующей чувствительности  спроса на этот товар к изменениям  цены.

Закон спроса

В экономическом смысле в  основе спроса лежит не просто потребность  или нужда в том или ином благе, а готовность и способность  платить за него. Общий спрос покупателей  на благо находит свое отражение  на кривой спроса.

Спрос проявляется и в  объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между ценой блага  и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет  куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в  обратной зависимости между уровнем  цен и количеством покупаемой продукции.

 

Различают:

индивидуальный спрос - это  спрос конкретного субъекта;

рыночный спрос - это спрос  всех покупателей на данный товар.

 Принято различать  индивидуальный спрос как спрос  отдельного покупателя на определенный  товар и рыночный спрос, то  есть суммарный спрос всех  покупателей для каждой цены  товара. Если обозначить через  qij спрос на i – тый товар j –  того покупателя, то рыночный  спрос можно выразить как

QD = ∑ qij

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или  готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. Для  обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько  аргументов.

1. В подавляющем большинстве  случаев существует так называемый  ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей  товар оказывается недоступным,  и они вынуждены будут отказаться  от его покупки; чем выше  цена, тем больше будет людей,  для которых ценовой барьер  окажется непреодолимым.

2. Рост объема спроса  при снижении цены можно обосновать  возникающим при этом эффектом  дохода – он возникает, когда  снижение цены на товар экономит  часть дохода покупателя, сам  доход в этом случае не меняется, но экономия дает покупателю  возможность приобрести на сэкономленную  сумму дополнительное количество  товара.

3. Рост объема спроса  при снижении цены объясняется  и эффектом замещения – он  связан с проблемой выбора. Если  из двух взаимозаменяемых товаров  один становится дешевле, то  покупатель отдаст предпочтение  более дешевому товару и сократит  покупки другого, ставшего относительно  первого более дорогим.

4. Рост величины спроса  при снижении цены можно объяснить  и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кривая спроса

  Эту обратную связь между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси. Изображаемый процесс заключается в размещении на графике шести вариантов “цена- количество”, какие показаны в таблице 1. Это делается так: проводятся перпендикуляры от соответствующих точек на двух осях. Так, например, для нанесения на график варианта: “при цене в 20 руб., величина спроса составляет 2 тетради”- нужно провести перпендикуляр от цифры 2 на горизонтальной оси ( цена ). Если эту операцию проделать для каждого из шести возможных вариантов, в результате получится ряд точек, которые показаны на рисунке 1. Каждая точка представляет конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решит купить по этой цене. Предположив, что такая же обратная связь между ценой и величиной спроса существует в любой другой точке графика, можно вывести общее заключение об обратной связи между ценой и величиной спроса путем проведения кривой, представляющей все возможные варианты соотношения цены и спроса в пределах, показанных на графике. Полученная таким образом кривая называется кривой спроса. Она наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса отрицательная, или обратная. Закон спроса- люди покупают большее количество продукта при низкой цене, чем при высокой,- находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса.

  Каково преимущество изображения шкалы спроса в графической форме? Вообще говоря, таблица 1 и рисунок 1 содержат одни и те же данные и отражают одинаковую связь между ценой и величиной спроса. преимущество графического изображения заключается в том, что оно позволяет нам четко представить определенную связь- в данном случае закон спроса- более простом способом, чем если бы пришлось пользоваться словесным или табличным ее описанием. С помощью одной кривой, если она понятна, проще определять такую связь и манипулировать различными ее комбинациями, чем с помощью таблиц и многословных текстов. Графики представляют собой неоценимые инструменты экономического анализа. они позволяют четко изображать и комбинировать зачастую весьма сложные связи.

Таблица 1 - Шкала предложения

Цена тетради, руб./шт.

Продано тетрадей, шт.

20

2

15

4

13

6

10

9

8

15

5

25


 

Рисунок 1- Кривая спроса.

 

 

 

 

Индивидуальный и рыночный спрос

Признание конкуренции обязывает  рассмотреть ситуацию, в которой  на рынке выступает много покупателей. Переход от шкалы индивидуального  спроса к шкале рыночного спроса может быть легко осуществлен  посредством суммирования величин  спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных возможных ценах. Если бы на рынке было лишь три покупателя, было бы легче легкого определить общие величины спроса при каждой цене. Разумеется, конкуренция предполагает намного большее число покупателей продукта на рынке. Чтобы избежать длительного процесса суммирования, можно предположить, что на рынке имеется 200 покупателей кукурузы и каждый из них решил приобрести одинаковое количество кукурузы по каждой из разных цен, как это сделал первоначальный потребитель. Таким образом, можно определить общий рыночный спрос путем умножения величины спроса, на 200.

Детерминанта спроса

  Когда экономист строит кривую спроса он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупателя продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса следует также допустить, что “прочие условия равны”, то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие