Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:09, дипломная работа

Краткое описание

Данная работа посвящена сравнительному анализу функционирования особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации в начале XXI века.
Актуальность данной темы можно аргументировать рядом факторов.
Во-первых, в условиях растущей конкуренции в мировой экономике и соответствующего поиска новых инструментов развития создание особых экономических зон различных видов способствует формированию полюсов роста экономики не только в экспорте и импорте продукции, но и в создании промышленно-производственных комплексов и инновационных секторов развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль и функции особых экономических зон в современной мировой экономике 7
1.1. Определение термина «особые экономические зоны» 7
1.2. Классификация особых экономических зон 9
1.3. Цели создания особых экономических зон 15
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России и США 20
2.1. Проблемы особых экономических зон в России 20
2.2. Проблемы особых экономических зон в США 28
2.3. Сравнительный анализ проблем особых экономических зон в России и США 31
Глава 3. Влияние особых экономических зон на социально-экономическое положение регионов России и США 33
3.1. Влияние ОЭЗ на регионы России 33
3.2. Влияние особых экономических зон в США на социально-экономическое состояние штатов 44
Глава 4. Перспективы особых экономических зон в России и Соединенных Штатах Америки 54
4.1. Перспективы ОЭЗ в России 54
4.2. Перспективы ОЭЗ в США 64
4.3. Сравнение перспектив особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и России 69
Заключение 73
Список литературы 77

Вложенные файлы: 1 файл

выпускная работа.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Очень важно не забывать, что в дополнение к общим проблемам, перечисленным выше, у каждой СЭЗ есть свои собственные недостатки, связанные и с географическим положением (например, проблема высоких транспортных расходов для СЭЗ, находящейся в Находке), недостаточность сырьевой базы, экономические проблемы в самих регионах.

Среди социальных проблем можно отметить такие недостатки как проблемы привлечения квалифицированных кадров. Для того, чтобы специалисты ехали работать в регионы России, необходимо создавать социальную инфраструктуру. Строить жилье, школы, детские сады, больницы, поликлиники. Зачастую на это не только не обращают внимание, но даже не выделяют средств из бюджета.

Не рассматривая геополитический аспект деятельности СЭЗ, невозможно дать полное представление о тех трудностях, которые мы можем наблюдать в деятельности свободных экономических зон. Среди них можно отметить проблему политической нестабильности и преемственности политико-экономических решений. Очень часто решения о финансировании той или иной СЭЗ принимаются имея под собой определенную политическую подоплеку, таким образом, ставя различные зоны в неравное положение. Еще один очень важный аспект можно классифицировать как геополитическую проблему: это поддержание экономической безопасности государства на должном уровне.

Необходимо также отметить особое геополитическое положение различных зон. Правительство должно предусматривать различные меры по обеспечению жизнедеятельности региона, где находится та или иная СЭЗ. Оно должно поддерживать стратегически важные отрасли, такие как топливно-энергетический, агропромышленный, транспортный комплексы, связь и телекоммуникации.

За последние 5-10 лет помимо экономического и промышленного развития у особых экономических зон появилась еще одна глобальная цель – это развитие научного потенциала Российской Федерации. Для этого создаются особые экономические зоны технико-внедренческого типа. Создаются они «сверху» то есть при финансировании из федерального бюджета. Этот подход имеет много преимуществ, среди которых можно отметить и создание благоприятных условий для ученых, для предпринимателей, которые занимаются коммерциализацией научных достижений, и поддержка государства в проведении научных исследований. К сожалению, сегодня в научной сфере наблюдается тенденция использования достижений прошлых лет без движения вперед. Именно поэтому государство выделяет огромные средства на создание наукоградов, технопарков и особых экономических зон. Однако главной проблемой тут является (как в принципе и в отношении особых экономических зон другого типа) тот факт, что мы пытаемся создать наукоград не там, где сосредоточены научно-исследовательские институты, а на отдельно взятом месте. Если вспомнить опыт США, то процесс формирования Кремниевой долины занял почти 60 лет. Ученых нужно растить, создавать им условия для работы и для жизни. В России есть много университетов, которые могут составить достойную конкуренцию иностранным научным центрам, однако и тут мы не используем свой потенциал на 100 процентов, не используем свои конкурентные преимущества. Мы пытаемся создать еще одну кремниевую долину, но забываем про то, в чем мы действительно сильны (космические технологии, ядерные технологии и тд). Например, мы пытаемся ввести в обширную эксплуатацию систему ГЛОНАСС, не уделяя должного внимания тому, что на сегодняшний день Россия – единственная страна, которая может запускать пилотируемые корабли тяжелого класса на орбиту, тому, что именно российские ученые – космонавты – уникальные специалисты. Недаром есть выражение: «английский язык – язык бизнеса и экономики, французский язык – язык дипломатии, русский язык – язык космоса».

Также, важным препятствием для наиболее эффективного функционирования особых экономических зон технико-внедренческого типа является проблема организации работы такого института. В России, не имея достаточного опыта управления такими структурами пытаются скопировать опыт более развитых стран. Однако не всегда для нас бывает эффективным то, что хорошо срабатывает в Соединенных Штатах Америки.

Также можно отметить такие недостатки, как недополучение финансирования, большой процент «невыживания» научных идей, не всегда инвесторы считают целесообразным вкладываться в тот или иной проект. Нужно признать, что только 20 % идей и научных разработок получают возможность развиваться дальше и становиться коммерческим проектом, который приносит прибыль.

У промышленно-производственных зон тоже существуют свои недостатки. Во-первых, не везде функционирует инженерная и транспортная инфраструктура, отвечающая международным стандартам (что является важным фактором для привлечения иностранных инвестиций, на что и рассчитаны в конечном счете особые экономические зоны промышленно-производственного типа). Во-вторых, при создании промышленно-производственной зон на территории какого-либо региона, подразумевается, что этот регион обладает конкурентным преимуществом. Например, как в Липецкой области – в металлургии. Это приводит к тому, что создается своего рода «перекос» в экономике региона, специализация на чем-то одном.

 

2.2. Проблемы особых  экономических зон в США

Особые экономические зоны в США функционируют уже на протяжение более чем семидесяти лет. За эти годы они вполне доказали свою состоятельность. Достаточно обратить внимание на Кремниевую долину, на огромное количество зон свободной торговли (только в штате Вашингтон их 11 штук),22 на тот положительный эффект, которые привносят предпринимательские зоны в экономику Соединенных Штатов Америки.

Однако, то, что система особых экономических зон в США является эталоном и образцом для многих стран мира, не гарантирует того, что у них нет проблем и недостатков.

Во-первых, одним из самых серьезных недостатков особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки, является то, что она ставит в заранее неравномерные условия компаниям, работающие под юрисдикцией одного штата (на территории предпринимательской зоны и вне ее). Этот перекос не настолько очевиден, хотя еще в 1990-х шли разговоры о том, что именно это убьёт на корню саму идею предпринимательских зоны.

Во-вторых, влияя положительно на социально-экономических уровень жизни населения, программа особых экономических зон (и в частности предпринимательских зон) значительно снижает налоговые отчисления в бюджет штата (региона). По этой же причине, у предпринимательских зон всегда было много противников.23 Ведь более 12 % импортных товаров, которые поступают в США, проходят через зоны свободной торговли.24

Далее, согласно мнению многих экономистов, программа предпринимательских зон не предполагает инвестиций в нематериальные активы, в человеческий капитал, в знания. Все инвестиции в основном направлены на создания условий для бизнеса. Материальных условий. Но она не рассчитана на содействие продуктивному, основанному на развитие навыков и знаний экономическому и социальному росту.

Еще одним недостатком особых экономических зон является тот факт, что преференциальный режим этого типа свободных экономических зон заставляет компании перебазироваться. Многие предприниматели против этого, так как на территории той или иной предпринимательской зоны очень низкий уровень покупательской способности. Высокий уровень безработицы, низкий социальный уровень – все это приводит к тому, что уровень спроса достаточно низок. Здесь также речь идет не только об индивидуальных покупателях, но и о небольших предприятиях, которые не могут обеспечить спрос на продукцию, производимую на территории зоны. 25

Также, в момент становления такого инструмента экономической политики, как предпринимательская зона, серьезной проблемой было то, что для резидентов этого типа особых экономических зон было крайне затруднительно получить кредит в банке.

Низкая квалификация и малообразованность рабочей силы тоже являются серьезным недостатком программы предпринимательских зон. В таких регионах не существует проблем с недостатком рабочей силы, но вынуждает работодателей тратить ресурсы на их образование.

Ну и наконец, еще одной проблемой является то, что большинство предприятий-резидентов предпринимательских зон предоставляют низкооплачиваемую, неквалифицированную работу. Сотрудники таких предприятий в основном женщины, расовые меньшинства и плохо образованные люди.

Все эти проблемы в тот или иной момент усиливались, или наоборот ослаблялись. На сегодняшний день, можно сказать, что региональные власти и представители бизнеса делают все возможное, чтобы по максимуму оптимизировать деятельность предпринимательских зон.

У зон свободной торговли тоже существуют свои недостатки. Во-первых, режим зон свободной торговли создает некие «лазейки» для процесса «отмывания денег».

Помимо этого, зоны свободной торговли предполагают собой таможенные и налоговые послабления. В результате образуется дефицит бюджета. Не всегда бонусы и положительные стороны режима свободной торговли перекрывают издержки создание и функционирования этого типа особых экономических зон.

Также стоит отметить, что в последние годы стала наблюдаться следующая тенденция. Руководство штата для того, чтобы привлечь на территорию зоны свободной торговли как можно больше иностранных инвесторов делает послабления в сфере экологического регулирования, контроля за выбросами вредных веществ, норм и стандартов трудового законодательства.26

Не стоит забывать и про «косвенные издержки». Зачастую получается так, что успешно развивающиеся особые экономические зоны могут вызвать множество социально-экономические проблемы на прилегающих территориях. Дело в том, что присвоение статуса особой экономической зоны ведет к тому, что туда стремятся и производители, и рабочая сила. Получается своеобразный «перекос» в развитии штата.27

Еще одной проблемой оказалось соотношение работающих мужчин и женщин на территории особых экономических зон. Женщины составляют примерно 60-70 % рабочей силы (это связано в первую очередь со спецификой компаний, которые расположены на территории особой экономической зоны).  Чем более высоко развито производство, чем более сложную продукцию выпускают компании, тем больше мужчин занято на этих производствах.

 

2.3. Сравнительный  анализ проблем особых экономических  зон в США и России.

 

Таблица 1. Проблемы особых экономических зон в США и России

Российская Федерация

США

Законодательная база и правовое регулирование особыми экономическими зонами

Недополучения в федеральный и штатный бюджет

Проблемы административного характера

Создание неравномерных условий для предприятий

Коррупция и отсутствие долгосрочных моделей развития

Лазейки для «отмывания» денег (зоны свободной торговли)

Проблемы инфраструктуры

Образование перекосов в экономике штатов

Проблемы зонирования

Экологический урон

Политическая нестабильность и преемственность политико-экономических решений

Недостаточность инвестиций в человеческий капитал (предпринимательские зоны)

Отсутствие научной базы (при создании технопарков)

 

 

Проанализировав таблицу становится очевидно, что российские особые экономические зоны пока сталкиваются с проблемами своего образования. То есть существуют проблемы обеспечения эффективного функционирования особых экономических зон, социально-правовые проблемы.

В то же время в США существуют проблемы двух типов. Во-первых, это проблемы экономического характера – потери бюджета из-за налоговых послаблений, образование «перекосов», тогда как социально-правовые проблемы (проблемы обеспечения эффективного функционирования особых экономических зон) уже преодолены.

Можно сделать вывод (что в принципе абсолютно ясно), что особые экономические зоны в России находятся на стадии развития, на стадии проб и ошибок, в то время как особые экономические зоны в США уже преодолели препятствия, которые пока только появляются на пути российский особых экономических зон.

 

 

Глава 3

Влияние особых экономических зон на социально-экономическое положение регионов России с Соединенных Штатов Америки

3.1. Влияние ОЭЗ  на регионы России

На сегодняшний день в России функционируют 17 особых экономических зон, чья деятельность направлена на развитие промышленности, торговли, туризма и технологий.

Таблица 2. Особые  экономические  зоны в Российской Федерации

Название

ПТ «Советская гавань»

ППЗ «Алабуга»

ОЭЗ ТВТ «Дубна»

Законода-тельная база

Постановление правительства Российской Федерации № 1185 от 31.12.2009

Указ правительства Российской Федерации № 784 от 21.12.2005

Постановление правительства Российской Федерации № 781 от 21.12.2005

Сфера деятельности

Портовая деятельность

Логистика

Перевалка грузов

Ремонт судов

Биржевая торговля

Автомобилестроение

Приборостроение

Химическая и нефте-химическая промышленность

Производство строи-тельных материалов

Производство товаров массового потребления

Информационные технологии

Ядерно-физические технологии

Био- и медицинские технологии

Композитные материалы

Система льгот

Налог на имущество – 0 %

Налог на землю – 0 %

Транспортный налог – 0 %

Налог на прибыль:

  • 2% первые 5 лет
  • 7% следующие 5 лет
  • 15,5% последующие 10 лет
  • Налог на имущество — 0% на 10 лет

    Транспортный налог — 0% на 10 лет

    Налог на землю — 0% первые 5 лет

    Налог на прибыль – 13,5 %

    Налог на имущество – 0 %

    Налог на землю – 0 %

    Страховые взносы – 0 %

    НДС – 0 %

    Транспортный налог – 0 %

    преференции

    • иностранные товары размещаются без уплаты пошлины
    • низкая стоимость выкупа участков земли
    • удобный режим администрирования
    • готовая инфраструктура
    • иностранные товары размещаются без уплаты пошлины
    • низкая стоимость выкупа участков земли
    • право приме-нения ускоренной амортизации
    • подключение к инженерным сетям бесплатно
    • подготовленные офисно-лабораторные помещения
    • каналы передачи данных
    • земельные участки с полностью построенными подъездами и инже-нерными сетями
    • беспошлинный ввоз оборудования и мате-риалов для собственного потребления

    Информация о работе Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке