Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 12:09, дипломная работа
Данная работа посвящена сравнительному анализу функционирования особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и Российской Федерации в начале XXI века.
Актуальность данной темы можно аргументировать рядом факторов.
Во-первых, в условиях растущей конкуренции в мировой экономике и соответствующего поиска новых инструментов развития создание особых экономических зон различных видов способствует формированию полюсов роста экономики не только в экспорте и импорте продукции, но и в создании промышленно-производственных комплексов и инновационных секторов развития.
Введение 3
Глава 1. Роль и функции особых экономических зон в современной мировой экономике 7
1.1. Определение термина «особые экономические зоны» 7
1.2. Классификация особых экономических зон 9
1.3. Цели создания особых экономических зон 15
Глава 2. Особенности функционирования особых экономических зон в России и США 20
2.1. Проблемы особых экономических зон в России 20
2.2. Проблемы особых экономических зон в США 28
2.3. Сравнительный анализ проблем особых экономических зон в России и США 31
Глава 3. Влияние особых экономических зон на социально-экономическое положение регионов России и США 33
3.1. Влияние ОЭЗ на регионы России 33
3.2. Влияние особых экономических зон в США на социально-экономическое состояние штатов 44
Глава 4. Перспективы особых экономических зон в России и Соединенных Штатах Америки 54
4.1. Перспективы ОЭЗ в России 54
4.2. Перспективы ОЭЗ в США 64
4.3. Сравнение перспектив особых экономических зон в Соединенных Штатах Америки и России 69
Заключение 73
Список литературы 77
Сегодня Кремниевая долина читается крупнейшим Hi-Tech центром США. На ее территории работают более 300 тысяч специалистов в различных областях.58 На базе этой особой экономической зоны работают такие всемирно-известные компании, как Cisco, Apple, Facebook, HP, Intel, Oracle и т.д.
Глава 4
Перспективы особых экономических зон в России и США.
4.1. Перспективы особых экономических зон в России
Не смотря на то, что перед российскими особыми экономическими зонами стоят множество проблем, не смотря на то, чтобы они стали одним из наиболее конкурентоспособным инструментом международных экономических отношений, существует множество перспектив и возможностей для дальнейшего развития.
Сегодня особые экономические зоны можно рассматривать как своего рода «точки роста», которые в первую очередь поспособствуют процессу привлечения иностранных инвестиций в регионы, где они наиболее необходимы.59
На сегодняшний день перед государством стоит очень важная задача – упрощение системы управления и администрирования особых экономических зон. В 2009 году были приняты поправки в Федеральный закон «Об особых экономических зон», согласно которому был осуществлен переход к двухуровневой системе управления особыми экономическими зонами. До этого Министерство экономического развития выполняло нормативно-правовое регулирование, РосОЭЗ – административным управлением, а ОАО «Особые экономические зоны» - развитием инфраструктуры. После внесения поправок был осуществлен переход в двухуровневой системе: правительство упразднило РосОЭЗ.60
Упрощение администрирования в особых экономических зонах важно не только для оптимизации деятельности этого инструмента экономической политики, но и для увеличения потоков иностранных инвестиций. Налаженная система функционирования органов самоуправления, развитая инфраструктура – все это только поспособствует улучшению оперативности принятия решений, улучшению социально-экономического положения в регионах.
Необходимо проработать четкий регламент работы администрации и властей местного самоуправления непосредственно на территории особых экономических зон. Определить круг их прав, обязанностей и компетенций.61
Еще одним немаловажным фактором является создание региональных и муниципальных особых экономических зон. Такие особые экономические зоны создаются не из федерального бюджета, а из регионального. Такой подход позволит сконцентрироваться не только на глобальных целях создания особых экономических зон, но и на конкретных проблем того или иного региона. Можно сказать, что региональные и муниципальные особые экономические зоны являются своего рода прототипом предпринимательских зон в США.
Основным преимуществом региональных особых экономических зон является то, что заявка на создание особой экономической зоны регионального уровня попадает не на федеральный конкурс. То есть тот или иной регион имеют больше шансов на введения льготного режима, а значит и на получение субсидий и инвестиций. Это отчасти решает проблему победы на государственном тендере, которая не дает нормально развиваться наиболее депрессивным регионам.
Так, на территории Липецкой области функционируют 8 особых экономических зон регионального уровня.
Также очень важно отметить, что создание особых экономических зон регионального уровня поспособствует повышению ответственности органов местного самоуправления и снимет часть бремени управленческих решений с федеральных органов государственной власти.
Инвесторам, которые собираются вкладывать свои деньги предлагается ряд льгот в принципе схожих со льготами федеральных особых экономических зон.
К сожалению, нормативно-правовая база федерального уровня (то есть общая программа для развития этого направления деятельности особых экономических зон) еще на разработана. Однако, 18 августа 2006 года в Липецкой области были принят соответствующий закон № 316-оз. В дальнейшем в него вносились поправки в 2007, 2008, 2010 годах).62
На сегодняшний день очень важно развивать особые экономические зоны не только для того, чтобы привлекать инвестиции на крупные проекты в регионах, но и с целью развития малого и среднего бизнеса. Отличительной чертой рыночной экономики является тот факт, что такие предприятия в основном и создают необходимые рабочие места. В рамках системы особых экономических зон малые и средние предприятия имеют возможность вести учет по упрощенной системе налогообложения. Кредиты становятся более доступными. Так что особые экономические зоны являются своего рода экспериментальной базы для апробирования федеральных и региональных программ по развитию малого бизнеса.63
Однако, не стоит забывать, что крупный бизнес способен сформировать вокруг себя необходимую социально-экономическую среду. Именно крупные предприятия, пользующиеся массированной поддержкой из федерального и регионального бюджетов, имеют финансовую возможность создания необходимой инфраструктуры, имеют возможность поддерживать экономическую активность на территории особой экономической зоны. Помимо этого, они обладают достаточными ресурсами для того, чтобы финансово поддерживать малые предприятия.
Еще одной перспективой, стоящей перед особыми экономическими зонами и перед правительством – это постепенное сокращение государственного финансирования и переход к увеличению инвестиционных потоков. Модель создания особых экономических зон «сверху» при финансировании из государственного бюджета имеет свои преимущества, однако, это является своего рода первой ступенью развития особых экономических зон в стране. Для того, чтобы получилось выйти на следующую стадию необходимо стимулировать приток иностранных инвестиций. Государство закладывает базу для успешного и эффективного функционирования особых экономических зон в России. Однако дальнейшее развитие (увеличение торговых потоков, коммерциализация научных идей и так далее) должно обеспечиваться иностранным капиталом.
Еще одной довольно долгосрочной перспективой развития особых экономических зон – это формирование кластеров. Эта тенденция будет способствовать инновационному развития промышленно-производственных зон в Российской Федерации.
Само понятие кластер, которое было введено Майклом Портером в книге «Конкуренция», означает группу соседствующих и связанных компаний и организаций, которые действуют в определенной сфере и осуществляют однородную деятельность и которые взаимодополняют друг друга.64
Формирование кластеров содействует пространственному развитию регионов, а за этим и усилению промышленности, формируется приоритетность сотрудничества предприятий кластера с цепочками поставок. Кластерный поход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику в сфере развития того или иного региона. Кластеры обеспечивают диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности, способствуют становлению высокотехнологичного производства, стимулируют развитие регионов.
В мировой практике существует двойственный подход к кластерам. Во-первых особая экономическая зона может быть частью кластера. А во-вторых, кластер может являться частью особой экономической зоны.65
На сегодняшний день развитие кластеров имеет огромное значение для улучшения социально-экономического положения регионов Российской Федерации.
Одним из наиболее весомых преимуществ кластеров является тот факт, что малый и средний бизнес должен и может принимать активное участие в их функционировании. Выше уже было упомянуто значение особых экономических зон для поддержки малого бизнеса. Кластеры создают возможность делегирование малому бизнесу ряда функций, которые до этого выполнялись крупными предприятиями (то есть появляется возможность аутсорсинга для участников кластера). Помимо этого, организация кластеров в рамках особых экономических зон даст возможность малому бизнесу пользоваться довольно дорогостоящими консалтинговыми услугами в сфере маркетинга, финансового планирования, логистики и так далее.66
В России в 2007 году была принята Концепция кластерной политики. Согласно этому документу, действие которого распространяется на промышленно-производственные зоны Алабуга в Республике Татарстан и Липецк в Липецкой области, вся производственно-научная деятельность делится и контролируется по секторам: металлообработка, электротехническое производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство.
Результатом такого разграничения является взаимное усиление конкурентоспособности отраслей и территорий их базирования. Доказано, что применение кластерного подхода напрямую влияет на улучшение конкурентных позиций регионов Российской Федерации. В России особые экономические зоны являются своего рода базой, подготовительной инфраструктурой для развития кластеров. Они являются одной из составляющих кластерной политики. Крупные предприятия, которые являются зачастую главными образующими элементами особых экономических зон, способны сформировать рынок, который в свою очередь и формирует кластер.
Такая схема создания кластеров в рамках инфраструктуры особых экономических зон имеет много преимуществ. Во-первых, это и оптимизации коммуникаций между властью и бизнесом. Во-вторых, это развитие налаженной цепочки взаимоотношений между производителями, поставщиками, финансовыми и государственными институтами, которые работают в рамках особых экономических зон.67
На сегодняшний день одним из наиболее важных приоритетов развития экономики России – это развитие инновационного сектора. Стратегия инновационного развития России до 2020 года предусматривает рост доли инновационной продукции в промышленном производстве с 5 % до 25-30 %. Основной целью данной программы является перевод российской экономики к 2020 году на «инновационный путь развития» посредством наращивания человеческого потенциала, увеличения инновационной активности бизнеса, повсеместного внедрения новейших технологий в сфере администрирования в органах государственной власти.68
Нужно отметить, что именно механизм особых экономических зон является одним из самых эффективных инструментов для развития инновационного сектора России.
Основным преимуществом технико-внедренческих особых экономических зон является тот факт, что режим СЭЗ содействует наиболее интенсивному и тесному межотраслевому содействию, и, как следствие, более эффективному внедрению инноваций на рынок.
Режим особых экономических зон, таможенные и налоговые льготы, возможность льготного и бесплатного пользования административным аппаратом значительно упрощает трудный процесс коммерциализации научных идей. А соседство и взаимодействие с крупными научно-исследовательскими институтами и научными центрами позволяет наладить цепочку взаимодействия между учеными и бизнесом от появления идеи до ее коммерческой реализации.69
Механизм особых экономических зон позволяет наиболее эффективно применять финансовые и административные ресурсы для экономического развития не только регионов, но и предприятий.
Перед российскими особыми экономическими зонами технико-внедренческого типа стоят задачи по эффективному обеспечению предприятий инфраструктурой, по предоставлению консалтинговых услуг в сфере рекламы, маркетинга, финансового планирования, по внедрение в систему научных исследований уникальных приборов и оборудования через создание центров коллективного пользования оборудованием.
На сегодняшний день, особые экономические зоны технико-внедренческого типа призваны способствовать развитию инновационных предприятий. Необходимо создать российскую модель технопарка, опираясь на опыт развитых стран, где подобный вид особых экономических зон существует давно и доказал свою эффективность.
Вокруг российских наукоградов необходимо создать научную инфраструктуру, привлекая к сотрудничеству ведущие российские и зарубежные научные институты.
Необходимо создать и наладить механизм взаимодействия органов власти, бизнеса и ученых. Особые экономические зоны технико-внедренческого нацелены на решение самой серьезной проблемой в сфере научных исследований – проблемы недостатка финансирования. Помимо этого, особые экономические зоны нацелены на обеспечение бесперебойной работы научно-исследовательских лабораторий. Являясь резидентом особой экономической зоны, компании и лаборатории могут пользоваться административным аппаратом на льготных условиях или бесплатно.70
Для того, чтобы особая экономическая зона «Дубна» была успешно реализована, как инновационный проект, способный отвечать требованиям программы инновационного развития Российской Федерации, перед властями стоит задача за 5-7 лет собрать в Дубне более десяти тысяч специалистов, чья работа будет способна довести объем производства примерно до 535 миллионов долларов США.71
Особые экономические зоны технико-внедренческого типа на сегодняшний день имеют огромные перспективы. Уже в 2011 году общий объем инвестиций превысил 360 млрд рублей. Технопарки «Дубна», «Санкт-Петербург» показывают очень хорошие темпы развития. Например, на территории технико-внедренческой зоны в Санкт-Петербурге удалось сформировать ядро фармацевтического кластера.72
Также необходимо упомянуть изменения в законодательстве об особых экономических зонах, которые были приняты за последний год. Во-первых, был увеличен срок действия российских особых экономических зон с 20 лет до 49 лет. Во-вторых, было законодательно разрешено увеличение территорий особых экономических зон с 20 кв.км. до 40 кв.км.73
Нужно также отметить еще одну очень важную тенденцию. Можно наблюдать постепенное размывание четких границ между промышленно-производственными зонами и технико-внедренческими зонами. Для того, чтобы особые экономические зоны стали не только привлекательными площадками для инвесторов, но и чтобы они были способны представить на выходе продукт, результат работы ученых, промышленности и бизнесменов.74 Чтобы продукция, производимая на территории особых экономических зон была применима не только для высокотехнологичных отраслей, но и доступна для массового пользования.
Так, 1 января 2012 года вступили в силу поправки к федеральному закону об особых экономических зонах. Этот документ, в котором вводится понятие «кластер» (о чем речь шла выше), и дает первые толчки к этому размыванию границ между разными типами особых экономических зон. Кластер определяется как «совокупность специальных экономических зон одного или нескольких типов, определяемая правительством и руководимая одной управляющей компанией».75
Информация о работе Сравнительный анализ особых экономических зон в США и России в XXI веке